Сочинения по литературе

Восприятие, истолкование, оценка стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье»

0
    Стихотворение А. Фета «Шепот, робкое дыханье…» появилось в печати в 1850 году. В дальнейшем оно появлялось в сборниках и собраниях сочинений Фета. Стихотворение обросло таким множеством толкований, что необходимы усилия для того, чтобы отойти от них, преодолеть старое восприятие и прочитать его заново. Так или иначе, оно стало классическим и, по многим причинам, центральным в творчестве поэта.
    Ко времени написания стихотворения Фет уже был вполне сложившимся поэтом со своим особым голосом: с резко субъективной окраской лирического переживания, с умением наполнять слово живой конкретностью и одновременно улавливать новые обертоны, нюансы в его значении, с обостренным ощущением роли композиции, структуры развития чувства. Фет новаторски разрабатывал образный слой стиха, его мелодику, удивлял свободным обращением с лексикой.
    С виду наивное стихотворение Фета имеет серьезную образную нагрузку. Эта нагрузка может открыться только пристальному взгляду. Между началом и концом стихотворения проходит явно несколько часов, но они тоже слиты всем строем стихотворения как бы в одно единственное мгновение.
    Грамматически стихотворение представляет собой одно, проходящее через три строфы восклицательное предложение. Но наше восприятие его как неделимой текстовой единицы связано с ощущением его внутренней композиционной целостности, имеющей начало, развитие и дробное перечисление через запятую. Главный двигатель лирической темы произведения – в ее композиционном развитии, которое основывается на постоянном сопоставлении, соотнесении двух планов – частного и общего, истинно-человеческого и обобщенно-природного.
    Стихотворение Фета проникнуто одним настроением. Образный строй произведения отличается семантическим единством. Два мотива (любовь и природа) здесь не просто взаимообусловлены, но и образуют один чувственно-природный ряд образов, в котором главное – чувство неуловимого природного целого.
    В стихотворении нет именных намеков на реальность. Чувство в нем выражено вне конкретных категорий и субъектов вообще, как общечеловеческая данность. Отсюда и простота образов, и отсутствие неожиданных эпитетов. Чувство это смутно, неотчетливо, его можно только назвать. Отсюда подбор соответствующих образов. Обозначая разные состояние, цвет, звук, они связываются в единый эмоциональный ряд по общему признаку импрессионистичности, неопределенности: шепот – серебро (как цвет), сонный ручей – как ночной – ночные тени.
    Два нерасчленимых мотива (любовь и природа) четко соединены друг с другом, что определяет развитие общей темы стихотворения. Они организованы по принципу тельца: образы природы (стихи 2-6) включены внутри любовного мотива (стихи 1, 7-8). Тем самым любовный мотив становится организующим. Он выражает не просто некое одушевленное состояние природы, а такое одушевление, которое сродни любовному чувству.
    Особая роль в соединении двух мотивов принадлежит второму стиху. «Трели соловья» – образ подчеркнуто традиционный, и в поэтической традиции за ним прочно закреплен устойчивый круг метафорических значений. Это не столько образ природы, сколько условное символическое обозначение любовного чувства (песни любви), и потому стих оказывается принадлежащим сразу двум мотивам. Он связывает их и одновременно разрушает определенность образов. Полудремотное, сонное состояние природы, неясные очертания и ночь, в которой страшные тени. Все это волшебство, намекающее на любовное состояние. Так синтаксический параллелизм реализуется как параллелизм психологический.
    В стихах 2-6 (мотив природы) дается движение времени как едва заметный переход от него к нам. При этом общее впечатление неясности, неотчетливости виденного и ощущаемого сохраняется. Кроме того, любовный мотив обозначен лишь в двух (начальных – «шепот, робкое дыханье» и конечной – изменение лица) стадиях, и указание на движение времени дает возможность воспринимать любовное чувство как протекающее во времени.
    Третья строфа развивает и уже определившуюся эмоциональную тему стихотворения. В ней четко обозначен временной сдвиг. Заря пришла на смену ночи и красоты. О ночи напоминают еще « тучи», но свет рождающегося дня окрашивает их в красно-желтую цветовую гамму («пурпур розы», «отблеск янтаря»). Эти образы третьей строфы контрастны предшествующим образам других строф.
    В стихотворении ясно указаны две временные фазы, связанные с развитием главной темы стихотворения: тайна зарождения любви и общая ее тайна как чувства смутного, волшебного, которое сродни ночи, – и апофеоз любви, прекрасный, как рождающийся день.
    Стихотворение разделено на краткие периоды, и каждый из них являет собой фазу, состоящую из одного слова. Оно – как бы лирическая музыкальная тема.
    Кроме того, стихотворение абсолютно лишено моментов, оно фиксирует ощущение поэта.
    Конкретного портрета героини в произведении нет, а неясные приметы ее облика переданы через впечатления самого автора и растворяются в его собственном чувстве. В этом сказывается индивидуальное свойство поэтического подчерка Фета.
    Очень важным в поэтическом строе стихотворения является образ розы. Он часто был обусловлен метафорическим обозначением молодости и красоты, а одним из устойчивых поэтических мотивов, с этим образом связанных, был мотив розы–зари, обозначающий и красоту любви.
    Стихотворение написано разностопным хореем, что прекрасно сочетается с мелодическим строем и развитием общей поэтической темы лирического произведения А. Фета.
    Афанасий Фет – один из немногих в русской литературе XІX века чистейших лириков. Он выразил настроение и чувство как музыкальное единство. Вот почему такое большое значение в стихотворении имеет вся система мелодических, средств, призванных выразить и оттенки поэтической мысли. Все стихотворение читается как «усадебный роман»: страстное свидание и картины природы. Точно выстроенная последовательность существительных прекрасно передает стремительное, движение времени и развитие чувств.
 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Фет А.А.

Анализ стиха А. А. Фета | Сочинение по литературе
Очень сложно выбрать какое-нибудь одно или даже два стихотворения Фета, чтобы провести анализ. Однако я не могу проанализировать все стихи этого поэта, поэтому я остановлюсь на одном из всего

Конфликты мира и вечности, живого и умирающего в творчестве Фета | Сочинение по литературе
В творчестве Афанасия Афанасьевича Фета на первом месте стояли отнюдь не социальные конфликты и даже не политические потрясения, а жизнь человеческой души. Для поэта важна тема любви, путь юношеской

Фет тема природы в лирике | Сочинение по литературе
Давно подмечено, что определенные состояния природы довольно точно соответствуют разным душевным состояниям и настроениям человека. Этим широко пользовались поэты и писатели, особенно в лирике.

Сочинение: В чем философичность лирики Фета | Сочинение по литературе
В чем философичность лирики А. А. Фета?В позднем творчестве Фета углубляется философское начало, очерчи­вается жанр философской «думы», усиливается ее метафорический, ас­социативный

Образ весны в стихотворении Фета «Весенний дождь» | Сочинение по литературе
Образ весны в стихотворении А. А. Фета «Весенний дождь»В этом стихотворении Афанасий Афанасьевич Фет изображает приближение весеннего дождя. Всего лишь в нескольких строчках поэт смог

Каким образом в творчестве Фета сочетаются в рам­ках одного произведения различные темы | Сочинение по литературе
Каким образом в творчестве Фета сочетаются в рам­ках одного произведения различные темы? Проиллю­стрируйте ответ примерами из стихотворений.Оригинальный взгляд на поэзию Фет формулировал

Разделяете ли вы мнение, что «в системе лирических мотивов Фета все остальные мотивы раскрываются сквозь призму мотива души» | Сочинение по литературе
Разделяете ли вы мнение М.В. Вершининой о том, что «в системе лирических мотивов А.А. Фета все остальные мотивы раскрываются сквозь призму мотива души»?Приступая к ответу на вопрос,

Кто из русских литераторов разделял стремление Фета «испить полноту мгновения» и в чём сходство их эстетических позиций | Сочинение по литературе
Кто из русских литераторов разделял стремление А.А. Фета «испить полноту мгновения» и в чём сходство их эстетических позиций?Для того чтобы успешно построить связное высказывание на

Какое развитие в поэзии Фета получает приём психологиче­ского параллелизма | Сочинение по литературе
Какое развитие в поэзии А.А. Фета получает приём психологиче­ского параллелизма?Размышляя над поставленным в задании вопросом, укажите, что «ра­стительные метафоры» А. А. Фета позволяют

Основные темы и идеи лирики А. А. Фета | Сочинение по литературе
В личности Афанасия Фета удивительным образом сошлись два абсолютно разных человека: огрубелый, сильно тертый, битый жизнью практик и вдохновенный, неутомимый буквально до последнего вздоха (а умер

Фото Фет А.А.

 Изменить 
Фет А.А.

Фет А.А. - Биография

Шеншин Афанасий Афанасьевич (он же Фет) - известный русский поэт-лирик. Родился 23 ноября 1820 года неподалеку от города Мценска, Орловской губернии, в деревне Новоселках, сыном богатого помещика, ротмистра в отставке, Афанасия Неофитовича Шеншина. Последний женился за границей на лютеранке, но без православного обряда, вследствие чего брак, законный в Германии, был признан незаконным в России; когда же в России был совершен обряд православного венчания, будущий поэт уже проживал под материнской фамилией "Фет" (Foeth), считаясь внебрачным ребенком; только под старость Фет стал хлопотать об узаконении и получил фамилию отца. До 14 лет Ш. жил и учился дома, а затем в городе Верро (Лифляндский губернии), в пансионе Кроммера. В 1837 г. его перевезли в Москву и поместили у М.П. Погодина; вскоре за тем Ш. поступил в Московский университет, на историко-филологический факультет. Почти все студенческое время Ш.

прожил в семье своего товарища по университету, будущего литературного критика Аполлона Григорьева, имевшего влияние на развитие поэтического дара Ш. Уже в 1840 г. появился в Москве первый сборник стихов Ш.: "Лирический пантеон А. Ф.". Сборник успеха в публике не имел, но обратил на себя внимание журналистики, и с 1842 г. в Погодинском "Москвитянине" нередко помещались стихотворения Фета (сохранившего эту фамилию, в качестве литературного псевдонима, до конца жизни) и А. Д. Галахов внес некоторые из них в первое же издание своей "Хрестоматии", 1843 г. Наибольшее литературное влияние на Ш., как лирика, оказывал в то время Гейне. Желание дослужиться до дворянства побудило Фета поступить на военную службу.

В 1845 г. он был принял в кирасирский полк; в 1853 г. перешел в уланский гвардейский полк; в крымскую кампанию находился в составе войск, охранявших Эстляндское побережье; в 1858 г. вышел в отставку, подобно своему отцу, штаб-ротмистром. Дворянских прав Ш., однако, достигнуть тогда не удалось: необходимый для того ценз повышался по мере того, как Фет повышался по службе. Тем временем росла его поэтическая слава; успех вышедшей в 1850 г. в Москве книги "Стихотворения А. Фета" открыл ему в Петербурге доступ в кружок "Современника", где он познакомился c Тургеневым и В.П. Боткиным; с последним он подружился, а первый уже в 1856 г. писал Фету: "Что вы мне пишете о Гейне? - вы выше Гейне!" Позднее Ш.

познакомился у Тургенева с Л.Н. Толстым, вернувшимся из Севастополя. Кружок "Современника" общими силами выбрал, проредактировал и красиво напечатал новое собрание "Стихотворений А.А. Фета" (Санкт-Петербург, 1856); в 1863 г. оно было переиздано Солдатенковым в двух томах, причем во 2-й вошли переводы Горация и др. Литературные успехи побудили Ш. оставить военную службу; к тому же он в 1857 г. женился в Париже на Марье Петровне Боткиной и, чувствуя в себе практическую жилку, решил посвятить себя, как Гораций, сельскому хозяйству. В 1860 г. он купил хутор Степановку с 200 десятин земли, в Мценском уезде, и энергично принялся хозяйничать, живя там безвыездно и лишь зимой наезжая ненадолго в Москву.

В течение десяти с лишком лет (1867 - 1877) Ш. был мировым судьей и писал в это время в "Русском Вестнике" журнальные статьи о сельских порядках ("Из деревни"), где выказал себя столь убежденным и цепким русским "аграрием", что вскоре получил от народнической печати кличку "крепостника". Хозяином Ш. оказался превосходным, в 1877 г. бросил Степановку и купил за 105 000 рублей имение Воробьевку в Щигровском уезде, Курской губернии, близ Коренной Пустыни; под конец жизни состояние Ш. дошло до величины, которую можно назвать богатством. В 1873 г. за Фетом была утверждена фамилия Ш. со всеми связанными с нею правами. В 1881 г.

Ш. купил в Москве дом и стал приезжать в Воробьевку на весну и лето уже дачником, сдав хозяйство управляющему. В это время довольства и почета Ш. с новой энергией принялся за поэзию оригинальную и переводную, и за мемуары. Он издал в Москве: четыре сборника лирических стихотворений "Вечерние огни" (1883, 1885, 1888, 1891) и переводы Горация (1883), Ювенала (1885), Катулла (1886), Тибулла (1886), Овидия (1887), Виргилия (1888), Проперция (1889), Персия (1889) и Марциала (1891); перевод обеих частей "Фауста" Гете (1882 и 1888); написал мемуары "Ранние годы моей жизни, до 1848 г." (издание уже посмертное, 1893) и "Мои воспоминания, 1848 - 1889 г." (в двух томах, 1890); перевод сочинений А. Шопенгауэра: 1) о четвертом корне закона достаточного основания и 2) о воле в природе (1886) и "Мир, как воля и представление" (2-е издание - 1888 г.). 28 и 29 января 1889 г. торжественно отпразднован в Москве юбилей 50-летней литературной деятельности Фета; вскоре после того ему было Высочайше пожаловано звание камергера. Скончался Ш. 21 ноября 1892 г.

в Москве, не дожив двух дней до 72 лет; похоронен в родовом имении Шеншиных селе Клейменове, в Мценском уезде, в 25 верстах от Орла. Посмертные издания его оригинальных стихотворений: в двух томах - 1894 г. ("Лирические стихотворения А. Фета", Санкт-Петербург, с биографией, написанной К. Р. и под редакцией К. Р. и Н.Н. Страхова ) и в трех томах - 1901 г. ("Полное собрание стихотворений", Санкт-Петербург, под редакцией Б.В.

Никольского ). Как личность, Ш. представляет собой своеобразный продукт русской помещичьей и дворянской дореформенной среды; в 1862 г., Тургенев называет Ш., в письме к нему, "закоренелым и остервенелым крепостником и поручиком старинного закала". К своему узаконению он относился с болезненным самолюбием, вызывавшим насмешку того же Тургенева, в письме к Ш. 1874 г. "как Фет, вы имели имя; как Шеншин, вы имеете только фамилию". Другие отличительные черты его характера - крайний индивидуализм и ревнивое отстаивание своей самостоятельности от посторонних влияний; так, например, путешествуя по Италии, он завешивал окна, чтобы не смотреть на тот вид, любоваться которым приглашала его сестра, а в России он убежал однажды от жены, из концерта Бозио, вообразив, что его "обязывают" восхищаться музыкой! В пределах семьи и дружеского кружка Ш. отличался мягкостью и добротой, о которых неоднократно, с большой и искренней похвалой, отзываются в письмах к И. Тургенев, Л. Толстой, В.

Боткин и др. Индивидуализмом объясняется и практичность Ш., и его ярая борьба с потравами и покосами, о которой он наивно докладывал публике в своих журнальных статьях "Из деревни", в ущерб собственной своей репутации. Этим же обуславливается равнодушие, какое обнаруживает Ш. в своих "воспоминаниях" к великим политическим "вопросам", волновавшим его современников. О событии 19 февраля 1861 г. Ш. говорит, что оно не возбудило в нем ничего, "кроме детского любопытства". Впервые услыхав чтение "Обломова", Ш. заснул от скуки; он скучал за "Отцами и детьми" Тургенева, а роман "Что делать" привел его в ужас, и он написал полемическую статью в "Русский Вестник" Каткова, но столь резкую, что даже Катков не решился ее напечатать. По поводу знакомства Тургенева с опальным Шевченком, Ш.

отметил в своих "воспоминаниях": недаром "приходилось слышать, что Тургенев n'etait pas un enfant de bonne maison"! Шеншин не возвышался даже до понимания литературно-сословных интересов; суждения Ш. об обществе "Литературный фонд", по отзыву Тургенева (в 1872 г.), "говоря без прикрас, возмутительны"; "было бы великим счастьем, если бы действительно вы были самым бедным русским литератором"! - прибавляет Тургенев. В 1870-х годах в переписке Тургенева и Ш. встречается все больше и больше резкостей ("вы нанюхались Катковского прелого духа!", писал в 1872 г. Тургенев) и разница в политических убеждениях, наконец, повела к разрыву, о котором больше всего скорбел сам Фет. В 1878 г. Тургенев возобновил переписку с Ш. и с грустной иронией пояснил ему: "старость, приближая нас к окончательному упрощению, упрощает все жизненные отношения; охотно пожимаю протянутую вами руку"... Говоря в своих "воспоминаниях" о своей деятельности, как мирового судьи, поэт выражает полное презрение к законам вообще и к законам о подсудности в частности. Как поэт, Фет значительно возвышается над Ш.

- человеком. Кажется, будто самые недостатки человека превращаются в достоинства поэта: индивидуализм способствует самоуглублению и самонаблюдению, без которых немыслим именно лирик, а практицизм, неразлучный с материализмом, предполагает наличность той чувственной любви к бытию, без которой невозможна яркая образность, столь ценная в оригинальной лирике Ш. и в переводной его поэтике (в переводах Горация и других античных классиков). Главная литературная заслуга Ш. - в оригинальной его лирике. Ш. никогда не забывает правила Вольтера "le secret d'ennyer c'est celui de tout dire" и той "надписи" (tabula votiva) Шиллера "Художник", которая (в переводе Минского) гласит: "Мастера прочих искусств по тому, что он высказал, судят; мастер лишь слога блестит знаньем, о чем умолчать". Ш. рассчитывает всегда на вдумчивого читателя и помнит мудрое правило Аристотеля, что в наслаждении красотой есть элемент наслаждения мышлением. Лучшим его стихотворениям всегда присущ лаконизм.

Пример - следующее восьмистишие из "Вечерних огней": "Не смейся, не дивися мне в недоуменье детски-грубом, что перед этим дряхлым дубом я вновь стою по старине. Немного листьев на челе больного старца уцелели; но вновь с весной прилетели и жмутся горлинки в дупле". Тут поэт не договаривает того, что сам он подобен дряхлому дубу, жизнерадостные мечты в его сердце - горлинкам в дупле; читатель должен сам догадаться об этом - и читатель догадывается легко и с удовольствием, так как стилистический лаконизм Фета тесно связан с поэтическим символизмом, т. е. с красноречивым языком образов и картинных параллелей. Второе достоинство Фета как лирика, тесно связанное с его символизмом, это - его аллегоризм, т. е. умение, точно обозначив в заглавии предмет песнопения, подбирать к нему удачные поэтические сравнения, оживляющие интерес к прозаическому явлению; примеры - стихотворения "На железной дороге" (сравнение железнодорожного поезда с "огненным змеем") и "Пароход" (сравнение парохода с "злым дельфином"). Третья добродетель великого лирика - умение небрежно набрасывать слова, картины и образы, не связывая их стилистически, в полной уверенности, что внутренняя связь даст в результате то, что называется настроением; общеизвестные примеры: "шепот... робкое дыханье...

трели соловья"... и т. д. и "чудная картина, как ты мне родна: белая равнина... полная луна"... и т. д. Такие стихотворения особенно удобны для музыки, а именно для романса. Неудивительно, что, с одной стороны, Фет целый разряд своих стихотворений обозначил словом "мелодии", а с другой стороны, многие стихотворения Фета иллюстрированы музыкой композиторами русскими ("Тихая звездная ночь", "На заре ты ее не буди", "Не отходи от меня", "Я тебе ничего не скажу", музыка Чайковского, и т. д.) и иностранными (та же "Тихая звездная ночь", "Шепот, робкое дыханье" и "Я долго стоял неподвижно", музыка госпожи Виардо).

Четвертое положительное качество лирики Фета - его версификация, ритмически разнообразная, благодаря разнообразию в числе стоп одного и того же размера (пример: "Тихо вечер догорает" - 4-стопный ямб, "Горы золотые" - 3-стопный и т. д., в том же порядке) и с удачными попытками новаторства в комбинации двухсложных размеров с трехсложными, например, ямба с амфибрахием, что давно уже практикуется в немецком стихосложении, теоретически допускалось у нас на Руси уже Ломоносовым, но в русском стихосложении до Фета встречалась очень редко (пример из "Вечерних огней", 1891 г.: "Давно в любви отрады мало" - 4-стопный ямб - "без отзыва вздохи, без радости слезы" - 4-стопный амфибрахий и т. д. в том же порядке). Все названные достоинства присущи всей вообще области Фетовской оригинальной лирике, независимо от ее содержания. Иногда, однако, Фет теряет чувство меры и, обходя Сциллу чрезмерной ясности и прозаичности, попадает в Харибду чрезмерной темноты и поэтической напыщенности, игнорируя завет Тургенева относительно того, что "недоумение - враг эстетического наслаждения", и забывая, что в словах Шиллера о мудром умалчивании надо подчеркивать слово "мудрое" и что Аристотелевское "наслаждение мышлением" исключает головоломную работу над стихами-шарадами и стихами-ребусами. Например, когда в "Вечерних огнях" Фет, воспевая красавицу, пишет: "Налету весенних порывов подвластный, дохнул я струей и чистой и страстной у пленного ангела с веющих крыл", то невольно вспоминаются слова Тургенева в письме в Фету 1858 г.: "Эдип, разрешивший загадку Сфинкса, завыл бы от ужаса и побежал бы прочь от этих двух хаотически-мутно-непостижимых стихов". Об этих неясностях Фетовского стиля следует упомянуть уже потому, что им подражают русские декаденты. По содержанию своему, оригинальная поэтика Ш. может быть подразделена на лирику настроений: 1) любовных, 2) природных, 3) философских и 4) социальных.

Как певец женщины и любви к ней, Фет может быть назван славянским Гейне; это Гейне незлобивый, без социальной иронии и без мировой скорби, но столь же тонкий и нервный, и даже еще более нежный. Если Фет часто говорит в своих стихах о "благоуханном круге", окружающим женщину, то и его любовная лирика - тесная область благоуханий, идеалистической красоты. Трудно вообразить себе более рыцарственно-нежное поклонение перед женщиной, чем в стихах у Фета. Когда он говорит усталой красавице (в стихотворении: "На двойном стекле узоры"): "Ты хитрила, ты скрывала, ты была умна: ты давно не отдыхала, ты утомлена. Полон нежного волненья, сладостной мечты, буду ждать успокоенья чи ...
 Изменить