Сочинения по литературе

Жанровое своеобразие в «Войне и мире» Л. Н. Толстого

0
    “Что такое “Война и мир”? Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника” — так писал, обращаясь к своим верным читателям, Лев Николаевич Толстой. Так что же это за произведение, заставляющее верить искренне и безошибочно в любовь, мир и всепрощение каждого, кто только находит в себе смелость взять в руки эту книгу, чтобы читать, читать не отрываясь, до самого конца, переживая за любимых героев, как за самых близких друзей? Как объяснить самому себе эти слова автора, пытающегося в одной из своих самых значительных работ объять необъятное, понять непостижимое и объяснить, продемонстрировать нечто загадочное и великое читателю?
    На мой довольно неискушенный взгляд, а я думаю, что со мной согласятся многие, “Войну и мир” невозможно ограничить узкими рамками того или иного жанра, слишком много всего содержит в себе это произведение: картины битвы сменяются изображением мира, как полной противоположности войны, мира, как существования сообщества многих и многих людей, а также природы и вообще всего того, что окружает человека в пространстве и во времени. Споры, непонимание, скрытые и откровенные конфликты, страх, неприязнь, любовь... Все это настоящее, живое, искреннее, как и сами герои этого литературного произведения.
    Каждый образ сопровождается описанием многочисленных, казалось бы неприметных и неинтересных, а на первый взгляд и вовсе не нужных деталей, моментов, создающих впечатление удивительно полного раскрытия автором внутреннего мира его героев. Оказываясь рядом в те или иные мгновения своей жизни, совсем не похожие друг на друга люди неожиданно помогают самим себе лучше понять все нюансы чувств и мотивы поведения. Так, князь Андрей Болконский и Анатоль Курагин оказываются рядом с Наташей Ростовой, но как сильно различается их отношение к этой юной и хрупкой девушке. Возникшая ситуация позволяет разглядеть глубокую пропасть между нравственными идеалами этих двух мужчин из высшего общества. Но их конфликт, усиленный сложными жизненными перипетиями, продолжается недолго — увидев, что Анатоль тоже ранен, князь Андрей прощает своего соперника прямо на поле брани.
    Вообще, читая “Войну и мир”, очень интересно наблюдать за тем, как постепенно углубляется или меняется мировоззрение персонажей в этом произведении. Л. Н. Толстой попеременно заглядывает в разные места к разным людям, что позволяет проследить за каждым героем. Триста тридцать три главы четырех томов и двадцать восемь глав эпилога складываются в четкую, определенную картину, словно шар из капелек, похожий на глобус, приснившийся Пьеру Безухову. Автор написал “Войну и мир” как новую Библию, новую священную книгу, главными заповедями которой являются светлая, чистая любовь, стремление к миру, а не войне, прощение всех своих недругов. Герои этого произведения неторопливо, но верно приходят к пониманию подобных постулатов и догм. Нельзя сказать, что это легко. Пьеру, например, приходится пройти и через неудачный брак, и через дуэль с Долоховым, обмануться в масонстве, в которое он когда-то свято верил, побывать в плену и только потом наконец обрести счастье с Наташей, осознав семейное счастье как нечто главное в жизни.
    В “Войне и мире” Лев Николаевич Толстой призывает людей оставить вражду и борьбу между собой и начать действительно жить “по-настоящему”. Он показывает на примере своих героев, к чему может привести отсутствие мира вообще и мира, лада с самим собой. Как и любое замечательное по мысли, по чувству серьезное произведение, книга Л. Н. Толстого вызвала неиссякаемый поток критики и восторженных отзывов, но мне хотелось бы привести сейчас именно высказывание Н. Н. Страхова о “Войне и мире”: “...Ни одна фигура не заслоняет другой, ни одна сцена, ни одно впечатление не мешают другим сценам и впечатлениям, все на месте, все ясно, все раздельно и все гармонирует между собою и с целым”. Думаю, такую связь частей и целого можно считать идеалом художественной композиции, за что произведение Л. Н. Толстого по праву называют выдающимся.
 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Толстой Л.Н.

Пьер Безухов на батарее Раевского (анализ эпизода). | Сочинение по литературе
    Война 1812 года всколыхнула всю Россию, объединила русское общество, вставшее на защиту отечества. Толстой очень тонко прочувствовал эту войну, настроение людей, принимавших в ней

В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века (Чехов «Тоска», Достоевский «Белые ночи», Толстой «Юность») | Сочинение по литературе
Русская литература - это литература глубокого психологического анализа. Одной из традиций русской классической литературы является внимание к внутренней жизни человека, к его мыслям и чувствам.

Взаимоотношения личности и народа в понимании Л. Н. Толстого в романе «Война и мир» | Сочинение по литературе
Непосредственно к написанию романа “Война и мир” Толстой приступил в октябре 1863 года, а закончил его к декабрю 1869 года. Более шести лет писатель отдал “непрестанному и исключительному труду”,

Герои ищущие и мыслящие (по романам И. С. Тургенева «Отцы и дети» и Л. Н. Толстого «Война и мир») | Сочинение по литературе
Девятнадцатый век - век разочарований и краха надежд. Почти каждое царствование начиналось с попыток реформ и оканчивалось реакцией. Война 1812 года ознаменовала начало появления первых тайных

"Какая сила управляет всем?" (Взгляд на историю в романе Л. H. Толстого "Война и мир") | Сочинение по литературе
В романе Л. Н. Толстого "Война и мир" затронуты важные вопросы, интересовавшие в то время русское общество. Один из них - взгляд на историю. Кто управляет ей? Толстой стремился ответить на

Сравнительная характеристика Андрея Болконского и Пьера Безухова | Сочинение по литературе
Почему Пьер Безухов и Андрей Болконский относятся к числу любимых героев Льва Толстого? Ведь натуры этих персонажей совсем разные. Уже в салоне А. Шерер Андрей напоминает скучающего Онегина,

Сцена объяснения между Наташей Ростовой и Андреем Болконским (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого «Война и мир», глава 23, часть третья, том второй) | Сочинение по литературе
Сцена объяснения князя Андрея с Наташей Ростовой является своего рода поворотным моментом в судьбах этих главных героев романа Толстого «Война и мир». Необходимо напомнить, что к моменту объяснения

Партизанская война в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» (образ Пети Ростова) | Сочинение по литературе
Раскрыть характер целого народа - такова художественная задача романа-эпопеи «Война и мир». Этот характер с одинаковой силой проявляется в мирной, повседневной жизни и в этапных исторических

Смотр под Браунау (Анализ эпизода из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», глава 2, часть вторая, том первый) | Сочинение по литературе
Смотром под Браунау Толстой начинает изображение войны 1805 года. В сцене смотра ярко проявляются основные проблемы войны 1805 года, которые будут впоследствии более подробно изображены Толстым.

Тема чести и бесчестья в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". | Сочинение по литературе
"Война и мир" является не только самым крупным произведением Толстого, но и величайшим шедевром мировой литературы XIX века, как оценил роман М. Горький. В "Войне и мире"

Фото Толстой Л.Н.

 Изменить 
Толстой Л.Н.

Толстой Л.Н. - Биография

1829 — 1910
Граф, русский писатель, член-корреспондент (1873), почетный академик (1900) Петербургской Академии Наук. Начиная с автобиографической трилогии "Детство" (1852), "Отрочество" (1852 — 54), "Юность" (1855 — 57), исследование "текучести" внутреннего мира, моральных основ личности стало главной темой произведений Толстого. Мучительные поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых общих закономерностей бытия, духовный и социальный критицизм, вскрывающий "неправду" сословных отношений, проходят через все его творчество.

В повести "Казаки" (1863) герой, молодой дворянин, ищет выход в приобщении к природе, к естественной и цельной жизни простого человека. Эпопея "Война и мир" (1863 — 69) воссоздает жизнь различных слоев русского общества в Отечественную войну 1812 года, патриотический порыв народа, объединивший все сословия и обусловивший победу в войне с Наполеоном. исторические события и личные интересы, пути духовного самоопределения рефлексирующей личности и стихия русской народной жизни с ее "роевым" сознанием показаны как равноценные слагаемые природно-исторического бытия. В романе "Анна Каренина" (1873 — 77) — о трагедии женщины во власти разрушительной "преступной" страсти — Толстой обнажает ложные основы светского общества, показывает распад патриархального уклада, разрушение семейных устоев.

Восприятию мира индивидуалистическим и рационалистичным сознанием он противопоставляет самоценность жизни как таковой в ее бесконечности, неуправляемой переменчивости и вещной конкретности ("тайновидец плоти" — Д. С. Мережковский). С конца 1870-х годов переживает духовный кризис, позднее захваченный идеей нравственного усовершенствования и "опрощения" (породившей движение "толстовства"), толстой приходит ко все более непримиримой критикеобщественного устройства — современных бюрократических институтов, государства, церкви (в 1901 отлучен от православной церкви), цивилизации и культуры, всего жизненного уклада "образованных классов": роман "Воскресение" (1889 — 99), повесть "Крейцерова соната" (1887 — 89), драмы "Живой труп" (1900, опубл. в 1911) и "Власть тьмы" (1887).

Одновременно возрастает внимание к темам смерти, греха, покаяния и нравственного возрождения (повести "Смерть Ивана Ильича", 1884 — 86; "Отец Сергий", 1890 — 98, опубл. в 1912; "Хаджи-Мурат", 1896 — 1904, опубл. в 1912). Публицистические сочинения морализаторского характера, в том числе "Исповедь" (1879 — 82), "В чем моя вера?" (1884), где христианское учение о любви и всепрощении трансформируется в проповедь непротивления злу насилием. стремление согласовать образ мысли и жизни приводит к уходу Толстого из дома в Ясной Поляне; умер на станции Астапово. Биография Родился 28 августа (9 сентября н.с.) в имении Ясная Поляна Тульской губернии. По происхождению принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. Получил домашнее образование и воспитание. После смерти родителей (мать умерла в 1830, отец в 1837) будущий писатель с тремя братьями и сестрой переехал в Казань, к опекунше П. Юшковой. Шестнадцатилетним юношей поступил в Казанский университет, сначала на философский факультет по разряду арабско-турецкой словесности, затем учился на юридическом факультете (1844 — 47). В 1847, не окончив курс, ушел из университета и поселился в Ясной Поляне, полученной им в собственность как отцовское наследство.

Последующие четыре года будущий писатель провел в исканиях: пытался переустроить быт крестьян Ясной Поляны (1847), жил светской жизнью в Москве (1848), в Петербургском университете держал экзамены на степень кандидата права (весна 1849), определился на службу канцелярским служащим в Тульское дворянское депутатское собрание (осень 1849). В 1851 уехал из Ясной Поляны на Кавказ, место службы его старшего брата Николая, добровольцем участвовал в военных действиях против чеченцев. Эпизоды Кавказской войны описаны им в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), в повести "Казаки" (1852 — 63). Сдал экзамен на юнкера, готовясь стать офицером. В 1854, будучи артиллерийским офицером, перевелся в Дунайскую армию, действовавшую против турок. На Кавказе Толстой всерьез начал заниматься литературным творчеством, пишет повесть "Детство", которая была одобрена Некрасовым и напечатана в журнале "Современник". Позже там была напечатана повесть "Отрочество" (1852 — 54).

Вскоре после начала Крымской войны Толстого по его личной просьбе перевели в Севастополь, где он участвовал в защите осажденного города, проявляя редкое бесстрашие. Награжден орденом св. Анны с надписью "За храбрость" и медалями "За защиту Севастополя". В "Севастопольских рассказах" он создал беспощадно достоверную картину войны, что произвело огромное впечатление на русское общество. В эти же годы написал последнюю часть трилогии — "Юность" (1855 — 56), в которой заявил себя не просто "поэтом детства", а исследователем человеческой природы. Этот интерес к человеку и желание понять законы душевной и духовной жизни сохранится и в дальнейшем творчестве. В 1855, приехав в Петербург, Толстой сблизился с сотрудниками журнала "Современник", познакомился с Тургеневым, Гончаровым, Островским, Чернышевским. Осенью 1856 вышел в отставку ("Военная карьера — не моя..." — пишет он в дневнике) и в 1857 отправился в полугодичное заграничное путешествие по Франции, Швейцарии, Италии, Германии. В 1859 открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, где сам проводил занятия. Помогал открыть более 20 школ в окрестных деревнях. С целью изучить постановку школьного дела за границей в 1860 — 1861 Толстой совершил вторую поездку в Европу, осматривал школы во Франции, Италии, Германии, Англии.

В Лондоне познакомился с Герценым, посетил лекцию Диккенса. В мае 1861 (год отмены крепостного права) возвратился в Ясную Поляну, вступил в должность мирового посредника и активно защищал интересы крестьян, решая их споры с помещиками о земле, за что тульское дворянство, недовольное его действиями, потребовало отстранения его от должности. В 1862 Сенат издал указ об увольнении Толстого. Началось тайное наблюдение за ним со стороны III отделения. Летом жандармы произвели обыск в его отсутствие, уверенные, что найдут тайную типографию, которую писатель якобы приобрел после встреч и долгого общения с Герценым в Лондоне. В 1862 жизнь Толстого, его быт упорядочились на долгие годы: он женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс и началась патриархальная жизнь в своем имении в качестве главы все увеличивающейся семьи. Толстые воспитали девятерых детей. 1860 — 1870-е годы были отмечены появлением в свет двух произведений Толстого, которые обессмертили его имя: "Война и мир" (1863 — 69), "Анна Каренина" (1873 — 77). В начале 1880-х семья Толстых переехала в Москву, чтобы дать образование подраставшим детям. С этого времени зимы Толстой проводил в Москве. Здесь в 1882 он участвовал в переписи московского населения, близко познакомился с жизнью обитателей городских трущоб, которую описал в трактате "Так что же нам делать?" (1882 — 86), и сделал вывод: "...Так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя!" Новое миросозерцание Толстой выразил в произведении "Исповедь" (1879), где рассказал о перевороте в своих взглядах, смысл которых он видел в разрыве с идеологией дворянского класса и переходе на сторону "простого трудового народа".

Этот перелом привел Толстого к отрицанию государства, казенной церкви и собственности. Сознание бессмысленности жизни перед лицом неизбежной смерти привело его к вере в Бога. В основу своего учения кладет нравственные заповеди Нового Завета: требование любви к людям и проповедь непротивления злу насилием составляют смысл так называемого "толстовства", которое делается популярным не только в России, но и за границей. В этот период он пришел к полному отрицанию своей предшествующей литературной деятельности, занялся физическим трудом, пахал, шил сапоги, перешел на вегетарианскую пищу. В 1891 публично отказался от авторской собственности на все свои сочинения, написанные после 1880. Под влиянием друзей и истинных поклонников его таланта, а также личной потребности в литературной деятельности Толстой в 1890-е изменил свое отрицательное отношение к искусству. В эти годы создал драму "Власть тьмы" (1886), пьесу "Плоды просвещения" (1886 — 90), роман "Воскресение" (1889 — 99). В 1891, 1893, 1898 участвовал в помощи крестьянам голодающих губерний, организовал бесплатные столовые. В последнее десятилетие занимался, как и всегда, напряженным творческим трудом. Написаны повесть "Хаджи-Мурат" (1896 — 1904), драма "Живой труп" (1900), рассказ "После бала" (1903). В начале 1900 написал ряд статей, разоблачающих всю систему государственного управления. Правительство Николая II вынесло постановление, по которому Святейший Синод (высшее церковное учреждение России) отлучило Толстого от церкви, чем вызвало волну возмущения в обществе. В 1901 Толстой жил в Крыму, лечился после тяжелой болезни, часто встречался с Чеховым и М. Горьким. В последние годы жизни, когда Толстой состав- лял завещание, он оказался в центре интриг и раздоров между "толстовцами", с одной стороны, и женой, которая защищала благополучие своей семьи, детей — с другой. Стараясь привести свой образ жизни в соответствие с убеждениями и тяготясь барским укладом жизни в усадьбе. Толстой 10 ноября 1910 тайно покинул Ясную Поляну. Здоровье 82-летнего писателя не выдержало путешествия. Он простудился и, заболев, 20 ноября скончался в пути на станции Астапово Рязанс ко-Уральской железной дороги. Похоронен в Ясной Поляне.
 Изменить