Сочинения по литературе

Иван Бездомный как один из главных героев в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

0
    Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» начинается с того, что председатель МАССОЛИТа Берлиоз доказывает молодому поэту Ивану Бездомному, будто Иисуса Христа никогда не было в действительности. По сути, Берлиоз убеждает своего юного коллегу в том, что Бога нет и не может быть.
    Последствия этого разговора для Бездомного оказываются весьма плачевными – он становится свидетелем гибели Михаила Александровича и попадает в клинику для душевнобольных. Именно здесь этого персонажа настигает прозрение – встреча с мастером, знакомство с его романом заставляет Бездомного понять свою бездарность и необходимость отказаться от «стихоплетства». В итоге, выйдя из клиники Стравинского, герой превращается в сотрудника Института истории и философии Ивана Николаевича Понырева.
    Но раз в году, в весеннее полнолуние, безумие все-таки навещает героя. И тогда он вновь встречался с мастером и героями его романа – Иешуа Га-Ноцри и Понтием Пилатом. И тогда его вновь начинают мучить вопросы, тревожившие в свое время мастера, до сих пор уничтожающие Пилата.
    Раз в год Понырев видит на «широкой лунной дороге» двух спутников. Один из них «в белом плаще с кровавым подбоем», с лицом, то надменным, то умоляющим. Он просит о клятвенном заверении, что «пошлой казни» не было, и получает его от молодого человека «в разорванном хитоне и с обезображенным лицом: «Это тебе померещилось… Клянусь».
    И тогда умиротворение человека в плаще переходит на Ивана. Явившийся мастер уверяет: «Этим и кончилось, мой ученик». И автор обещает, что «до следующего полнолуния профессора не потревожит никто. Ни безносый убийца Гестаса, ни жестокий прокуратор Иудеи всадник Понтийский Пилат».
    Впервые Понырев столкнулся с этими вопросами на Патриарших прудах, однако необтесанный ум героя был просто не в состоянии «переварить их». Вот только что он говорил с Берлиозом, а через минуту от него осталась лишь голова... А некий иностранный консультант только что ясно, по-русски говорил, что Иисус существовал, был казнен, что есть седьмое «самое надежное» доказательство существования дьявола, и в то же мгновение – исчез. Весь мир юного поэта рухнул в те минуты на Патриарших.
    Так для чего же Иван Бездомный узнал об Иешуа, встречался с Воландом? Чтобы страдать раз в году от непроясненной тоски и снова впадать в покой беспамятства?
    Совершенно ясно, что, по замыслу писателя, этот герой причастен к событиям в России и Иудее, описанным в романе. Булгаков показывает, что новое время создало нового молодого человека, но, волею судьбы, в него вошли боль и сомнения, грех и искупление вечности. От этого он ощутил себя разъятым, распятым между временами. И смог измениться, но лишь настолько, насколько позволила ему его натура.
    Фигура Ивана Бездомного чрезвычайно важна в романе уже потому, что этот герой, в отличие от других ведущих персонажей, остался на Земле. Испытания, через которые он прошел, вызваны не встречей с демоническими силами, а с хаосом, царящим в его душе и голове, как в головах и душах большинства людей 20 века века.
    Булгаков показывает, что и над Поныревым тяготеет «древний Пилатов грех», и ему не под силу прямой выбор между добром и злом, и он достоин сочувствия и милосердия. Он способен лишь инстинктивно отталкиваться от демона зла и искушений, поэтому он так быстро сломался и послушно подчинился заведенному распорядку жизни.
    В финале, однако, тема Ивана Бездомного звучит как «пророчество надежды». Ведь его по-прежнему влечет к мастеру и Иешуа, его томит неясная, болезненная тоска. Она пробуждает в нем, как и в римском прокураторе, беспокоящую память то ли о долге, то ли о вине, то ли о самом главном, по небрежности утраченном, смысле.
    Таким образом, Иван Бездомный – один из главных героев романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Писатель отправляет этого персонажа в путь искания, познания истины, которая не может быть известна и понятна кому-то одному из людей, а подвластна лишь высшему началу.
    С помощью фигуры Бездомного Булгаков показывает, что искания истины требуют совокупных усилий сознания, пробуждения души и неустанного бодрствования. Именно поэтому автор романа протягивает ассоциативные связи от «единственного ученика» покинувшего Землю мастера к евангелистам и Христу, сравнивая Понырева с Левием Матвеем.
 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Булгаков М.А.

Сатирические образы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» | Сочинение по литературе
Человеческая судьба и сам исторический процесс определяют непрерывный поиск истины, следования высоким идеалам добра и красоты. Их постижение не возможно без терпения, мужества, любви и духовного

Булгаковская Москва. | Сочинение по литературе
Роман “Мастер и Маргарита” принес Булгакову посмертную мировую славу. Автор писал роман как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени. Все, что пережил Булгаков на своем веку —

Идея справедливости и её воплощение в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» | Сочинение по литературе
Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» - одно из самых значимых философских произведений 20 века. В нем перед читателем предстает множество сложнейших вопросов, одним из которых является проблема

Сцена в Александровской гимназии (анализ эпизода из главы 7 роамана М.Булгакова "Белая гвардия") | Сочинение по литературе
«Глубокою ночью угольная тьма залегла на террасах лучшего места в мире – Владимирской горки»… Так начинается седьмая, заключительная, глава первой части романа БУлгакова «Белая гвардия». Здесь

Кто из героев романа Булгакова "Мастер и Маргарита" становится жертвой свиты Воланда и почему? | Сочинение по литературе
КТО ИЗ ГЕРОЕВ РОМАНА М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» СТАНОВИТСЯ ЖЕРТВОЙ СВИТЫ ВОЛАНДА И ПОЧЕМУ? В «московских» главах романа, где описана деятельность Воланда и его свиты, Булгаков с

Образ Маргариты в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» | Сочинение по литературе
Очень интересно, что, читая роман Булгакова «Мастер и Маргарита», читатель долгое время не может понять, почему произведение названо именно так. Ведь эти герои появляются лишь ближе к середине

Борьба или капитуляция: Тема интеллигенции и революции в творчестве М.А. Булгакова (роман «Белая гвардия» и пьесы «Дни Турбиных» и «Бег») | Сочинение по литературе
Михаил Афанасьевич Булгаков революцию октября 1917г. воспринял как переломное событие не только в истории России, но и в судьбах русской интеллигенции, с которой справедливо считал себя кровно

Булгаков - мистик в кавычках | Сочинение по литературе
Дьявола, пожалуй, для Булгакова действительно не существует Е. Сидоров По профессии Михаил Афанасьевич Булгаков был врачом. И первые его писательские работы были навеяны

Почему Мастер в финале романа был награждён не светом, а покоем? (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») | Сочинение по литературе
Булгаковский роман, отразивший в себе высоту авторского взгляда, трудности времени и писательской судьбы, стал одной из основных глав в истории русской культуры. В романе «Мастер и Маргарита»

Воланд и его свита в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» | Сочинение по литературе
Михаил Булгаков является гениальным писателем, создавшим много уникальных произведений, одним из которых является роман «Мастер и Маргарита». В этой книге по принципу антитезы рассматривается

Фото Булгаков М.А.

 Изменить 
Булгаков М.А.

Булгаков М.А. - Биография

Михаил Булгаков родился 15 мая (3 мая по старому стилю) 1891 года в Киеве, в семье профессора кафедры западных вероисповеданий Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. Семья была многодетная (Михаил — старший сын, у него было еще четыре сестры и два брата) и дружная. Позже М. Булгаков не раз вспомнит о «беспечальной» юности в красивом городе на днепровских кручах, об уюте шумного и теплого родного гнезда на Андреевском спуске, сияющих перспективах будущей вольной и прекрасной жизни.

Бесспорны влияние на будущего писателя сыграла и роль семьи: твердая рука матери Варвары Михайловны, не склонной к сомнениям по поводу того, что есть добро, а что — зло (праздность, уныние, эгоизм), образованность и трудолюбие отца («Моя любовь[en] — зеленая лампа и книги в моем кабинете», — напишет позже Михаил Булгаков, вспоминая допоздна засиживающегося за работой отца). В семье царит безусловный авторитет знания и презрение к невежеству, не отдающему себе в этом отчета.

По данным ЮНЕСКО М.А.Булгаков – один из самых читаемых писателей ХХ века. Сегодня его смело можно назвать великим гением, о чем раньше нельзя было и помыслить. Могучие силы, ему препятствовавшие или стремившиеся погубить, вынуждены были отступить перед его мужественной стойкостью. Сохраняя достоинство мыслящего человека, Булгаков защищал святое для художника право на свой взгляд, свой ум, свое воображение, т.е. право быть самим собой.
За свою короткую жизнь писатель успел выразить себя до конца, до самого дна души, точно под взглядом всевидящего и всезнающего Воланда. Его гениальные произведения «Записки юного врача», «Морфий», «Роковые яйца», «Собачье сердце», «Белая гвардия» и др. принесли автору всемирную посмертную славу. А роман «Мастер и Маргарита» стал поистине культовой книгой, споры и разговоры вокруг которой не прекращаются и по сей день.
Обширный материал, представленный на выставке, дает возможность читателям воссоздать вехи жизни Булгакова на широком историческом фоне эпохи, ее литературной и социальной жизни, а также его творческий облик.
 Изменить