Сочинения по литературе

Петербург Ф. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»).

0
    Петербург... Город, к которому в своих произведениях обращались многие писатели — от Ломоносова до поэтов наших дней. “Дух неволи”, отмеченный в Петербурге еще Пушкиным, наложил отпечаток на разочарованных жизнью, преждевременно уставших героев Гоголя, Блока, Белого, Достоевского. Но у последнего город во всех произведениях многолик. Царственный град Петра, воплощение силы и власти, открывается мечтателю из “Белых ночей”; Раскольникову же ближе другая, вторая ипостась столицы — сдавленное пространство примыкающих к Сенной площади кварталов, темные дворы, черные лестницы. Герой просто не замечает остального города, он слишком поглощен своими мыслями и переживаниями. Ему знаком только такой Петербург: “духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу”.
    Родион живет в каморке, которая “походила более на шкаф, чем на квартиру”. Писатель называет ее и “пеналом”, и “гробом” — знаки чрезвычайно замкнутого пространства, а последнее наименование — смерти (недаром герой постоянно лежит на кровати). А это типичная петербургская комнатушка для бедных. Понятно, почему в таком пространстве вынашивается страшная и дерзкая теория Раскольникова.
    Улочки Коломны также производят гнетущее впечатление и на читателя, и на героя. Данные писателем повторяющиеся детали — “вонь”, “духота”, “жара” — как бы нагнетают обстановку в преддверии трагедии. Жаре соответствует и доминирующий цвет романа — желтый. Это цвет и обоев, и мебели в комнатке процентщицы, и одновременно определяющий цвет столицы, так как именно в желтый красили все казенные учреждения.
    Все действие разворачивается в районе Сенной, населенном людьми на грани бедности и просто нищими, пьяницами и проститутками. Лишь раз перед Раскольниковым возникает царственная панорама Петербурга. И что же? Она ему чужда, это не его город. “Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина...”
    Петербург дан в романе как самостоятельный персонаж, виновник разыгрывающихся драм, враждебная людям сила. Атмосфера Сенной давит и калечит судьбы и души людей, но подавляет и великолепная панорама Исаакиевского собора, поскольку “городу пышному” нет дела до страданий “города бедного”.
    Петербург — город, где рождается преступление, город, который рождает преступление. Кстати, сам Раскольников подсознательно ощущает влияние городской атмосферы на жизнь людей. Недаром, еще до •убийства, ум его занимает мысль, что хорошо бы устроить высокие фонтаны на площадях, чтобы освежить невыносимую атмосферу духоты — и в прямом, и в переносном смысле.
 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Достоевский Ф.М.

«Достоевский – это величайший реалист, измеривший бездны человеческого страдания, безумия и порока, вместе с тем величайший поэт евангельской любви» (Д.С.Мережковский). | Сочинение по литературе
Говоря о Федоре Михайловиче Достоевском, в первую очередь, думаешь о великом философе и чутком психологе. Писатель чувствовал каждый душевный порыв человека, его размышления, восприятие мира.

Мои мысли о романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» | Сочинение по литературе
Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» увидел свет в 1866 году и дал думающим людям повод вновь и вновь обсуждать вопрос, интересовавший человечество многие сотни лет: «Все ли люди

Тема нравственного падения и возрождения человека в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» | Сочинение по литературе
Нравственное падение и возрождение в романе Достоевского «Преступление и наказание» происходит с его главным героем – Родионом Раскольниковым. Я попытаюсь проследить за жизнью Раскольникова и

Идейно-композиционная роль образа Сони Мармеладовой | Сочинение по литературе
Вот передо мной лежит книга Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Автор затрагивает в этом произведении многие проблемы, но самая главная из них — проблема нравственности. Достоевский

Двойники Раскольникова | Сочинение по литературе
“Преступление и наказание” - социальный, психологический и философский роман, явившийся значительным явлением в русской литературе не только в XIX веке, но и остающийся таковым и по сей день. В нем

Мир «униженных и оскорбленных» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» | Сочинение по литературе
Роман “Преступление и наказание” принадлежит к числу тех произведений мировой классики, ценность которых не уменьшается с течением времени. В своем романе Достоевский ставит вопрос о месте

Социальный протест в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» | Сочинение по литературе
Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” был напечатан в 1866 году. Это роман о современной России, пережившей эпоху глубочайших социальных сдвигов и нравственных потрясений, роман о

Проблема выбора пути в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» | Сочинение по литературе
В напряженной и трагической реальности романа Достоевского, как шелуха, отброшены бытовые реалии нашего существования: должности, профессии, приятельства и неприязни. Автор не нагнетает “ужасы” —

Символика в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» | Сочинение по литературе
...Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаемо беспределен в своем значении. Он многолик, многосмыслен и всегда темен в своей глубине. Д. Мережковский Особенность

«Маленький человек» на страницах романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». | Сочинение по литературе
…велик долг художника «найти в человеке человека», Показать без всяких искусственных прикрас… Ф.М.Достоевский За Достоевским давно утвердилась слава писателя-психолога, способного

Фото Достоевский Ф.М.

 Изменить 
Достоевский Ф.М.

Достоевский Ф.М. - Биография

Фёдор Михайлович Достоевский – великий русский писатель-реалист, классик мировой литературы, один из самых знаменитых и читаемых русских авторов за рубежом. Достоевский оказал колоссальное влияние на мировую культуру, а некоторые считают его родоначальником целого философского течения XX века – экзистенциализма.
 Изменить