Сочинения по литературе

Принцесса (персонаж сказки Ш. Перро «Спящая красавица»)

1
Принцесса (Princesse) — персонаж сказки Ш. Перро «Спящая красавица» (1696), дочь короля и королевы, жена принца, сменившего на престоле своего отца, мать двоих детей по имени Заря и День.
Принцесса рождается после долгих лет бездетности ее родителей, и на крестины, празднуемые со всей пышностью, в качестве крестных матерей приглашают всех волшебниц королевства (их оказалось семь), чтобы каждая одарила ее каким-нибудь особым даром. Но одна старая волшебница была забыта. Явившись на пир, она предрекла, что Принцесса уколется веретеном и умрет. Но седьмая волшебница, пропустившая вперед старуху, обещала, что это будет не смерть, а сон, который продлится сто лет. Когда Принцесса достигла возраста 15–16 лет, оба предсказания исполнились. Принцесса засыпает, а вместе с ней — по воле седьмой волшебницы — и все ее окружение, вокруг замка вырастает непроходимый лес. Через сто лет до сына короля из новой династии дошел слух о прекрасной Принцессе, спящей в заколдованном лесу. Он находит Принцессу, которая просыпается, а вместе с ней и все вокруг.

Более двух лет принц тайно встречался с Принцессой, у них родилось двое детей — девочка Заря и еще более прекрасный мальчик День. Тайну любви принц скрывал от матери, происходившей из племени людоедов. Только став королем после смерти отца, он объявляет о браке. Вскоре он отправляется на войну. Королева-мать хочет съесть сначала детей, а потом и невестку, но дворецкий, которому она поручает готовить из них обеденные блюда, подает ей зажаренных животных, а их прячет. Людоедка обнаруживает укрытие и хочет бросить невестку с детьми в чан с жабами и змеями, но возвращение короля мешает ее планам, и злодейка с досады бросается в этот чан, где и погибает. «Король не мог не огорчиться: ведь это была его мать; но он вскоре утешился со своей прелестной женой и своими детьми», — заканчивает сказку Перро.

Автор не сообщает о Принцессе ничего индивидуального. Ее свойства подарены при рождении добрыми волшебницами: «Самая молодая обещала ей, что она будет прекраснее всех; другая — что она будет божественно умна, третья — что она всегда и во всем будет удивительно мила; четвертая — что она будет безукоризненно танцевать; пятая — что она будет петь как соловей, а шестая — что на всех инструментах она будет играть с величайшим совершенством». Таким представляется Перро идеал женщины. Но применительно к определенному человеку он слишком абстрактен. Только одежда Принцессы времен Генриха IV, удивившая через сто лет принца, хоть как-то ее выделяет (ср. характеристику по одежде в образах Красной Шапочки, Кота в «Коте в сапогах» и др.). Если учесть, что Генрих IV правил на рубеже XVI–XVII веков, а Принцесса спала сто лет, то выясняется, что действие в сказке с момента пробуждения Принцессы происходит тогда же, когда Перро писал сказку. Так писатель совмещает мир сказки и мир современной ему действительности. Он склонен нарушать классицистическое требование единства действия и создает «эллипсную сказку», в которой не один, а два центра. Точно так же образ «спящей красавицы» (точнее: «красавицы в спящем лесу») — лишь первый центр образа Принцессы, второй же мало с ним соприкасается: Принцесса превращается в молодую королеву, которую вместе с ее детьми хочет съесть королева-мать. Общее между двумя центрами образа — пассивность, зависимость от обстоятельств. Не случайно психоаналитики увидели в «спящей красавице» определенный сценарий женского поведения.

Авторская трактовка образа Принцессы представлена в стихотворной «Морали», как же эллипсной, как и сказка. В первой ее части утверждается, что брак можно и откладывать, но не на сотню лет. Вторая мораль содержит утверждение, что узы до брака «и слаще, и нежней», поэтому «обождать — удача, не мученье», и только пылкое стремление женщин к браку мешает автору настаивать на этом втором выводе. Игривая мораль Перро превращает сказку в притчу, далекую от детского чтения. «Эллипсная» форма образа Принцессы и сказки в целом не выдержала испытания временем, в сознании читателей последующих веков утвердился лишь первый эпизод, связанный с мнимой смертью и последующим пробуждением «спящей красавицы».

Сказка была впервые опубликована в 1696 г. анонимно в журнале «Меркурий», через год — в составе сборника сказок Перро. В ней впервые в полной мере воплотились основные черты нового типа сказок, разрабатывавшегося писателем.

Образ Принцессы встречается во французском, немецком, итальянском, португальском, греческом, арабском, украинском, белорусском фольклоре, его древнейшая запись обнаружена в тексте старофранцузского рыцарского романа «Персефорест» (XIV век).

Есть аналогичная сказка в сборнике сказок Джани Батисты Базиле «Пентамерон» (1634–1636).

Самое известное произведение на сюжет сказки Перро — балет П. И. Чайковского «Спящая красавица» (1877), в котором партию Авроры (соответствует Принцессе Ш. Перро) исполняли в разное время Г. С. Уланова, М. Т. Семенова, О. В. Лепешинская, М. М. Плисецкая.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Перро Ш.

Золушка - характеристика литературного героя | Сочинение по литературе
ЗОЛУШКА (фр. Cinderella) — героиня сказки Ш.Перро «Золушка» (1697). «Добрая, приветливая, милая» — так характеризует автор свою героиню. Это действительно один из самых тонких и обаятельных образов

Жанр волшебной сказки на примере сказки "Золушка" | Сочинение по литературе
Сказочные герои уже не мифологические полубоги-демиурги, высокое происхождение героя имеет чаще всего социальные формы. Процесс демифологизации делает героем нарочито социально-обездоленного

Сказка «Кот в сапогах» Шарля Перро | Сочинение по литературе
Сказка «Кот в сапогах» — о чудесном и скором обогащении младшего сына мельника — привлекает затейливостью, с которой говорится о том, как ум и находчивость взяли верх над печальными жизненными

Кот в Сапогах - характеристика литературного героя (персонажа) | Сочинение по литературе
КОТ В САПОГАХ (фр. Le Chat botte) — герой сказки Ш.Перро «Кот в сапогах» (1697). Время написания произведения — начало эпохи Просвещения, и Кота в сапогах, так ловко и энергично проворачивающего дела

Кот в сапогах (персонаж сказки Ш. Перро «Господин Кот, или Кот в сапогах») | Сочинение по литературе
Кот (Chat) — герой сказки Ш. Перро «Господин Кот, или Кот в сапогах» («Le Maitre chat ou le Chat Botté», 1697), сказочный персонаж, который достался по наследству младшему сыну мельника.

Красная Шапочка (персонаж сказки Ш. Перро «Красная Шапочка») | Сочинение по литературе
Красная Шапочка (Le Petit Chaperon Rouge) — центральный персонаж сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» (1697), девочка, живущая с матерью в деревне, в соседней деревне живет ее бабушка. Мать посылает

«Красная Шапочка» Шарля Перро | Сочинение по литературе
В «Красной Шапочке» воссоздана идиллия сельской жизни. Героиня сказки пребывает в наивной вере, что все в мире создано для безмятежного существования. Девочка не ждет ниоткуда беды — играет, собирает

Волк (персонаж сказки Ш. Перро «Красная Шапочка») | Сочинение по литературе
Волк (le loup) — персонаж сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» (1697), съевший бабушку и Красную Шапочку. Волк встречает Красную Шапочку в лесу и хочет ее съесть, но не смеет, так как в лесу находятся

Мать (персонаж сказки Ш. Перро «Красная Шапочка») | Сочинение по литературе
Мать (Mère) — персонаж сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» (1697), сельская жительница, у которой есть мать (см. Бабушка) и маленькая дочь — Красная Шапочка, которую она без памяти любила, как

Синяя Борода - характеристика литературного героя (персонажа) | Сочинение по литературе
СИНЯЯ БОРОДА (фр. La Barbe-Bleue) — герой сказки Ш.Перро «Синяя Борода» (1697). Один из самых загадочных и зловещих сказочных персонажей. Трудно объяснить, что побудило Перро сделать героем детской

Фото Перро Ш.

 Изменить 
Перро Ш.

Перро Ш. - Биография

 Изменить