Сочинения по литературе

Проблема художника и власти в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

0
    Глубокая и твердая гражданская позиция всегда отличала русского писателя от писателя любой другой части суши. Так, невозможно представить А.С. Пушкина в отрыве от его гражданской лирики. Знаменитая фраза Н.А. Некрасова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» навсегда определила основную черту русской прозы – гражданственность и патриотичность. Именно поэтому вопрос взаимоотношений власти и Художника для русской литературы – классический.
    Отношения Поэта и Писателя с властью в России всегда были враждующими. А в двадцатых годах прошлого века, после введения жесточайше цензуры, они еще более обострились.

    Автору романа «Мастер и Маргарита» Михаилу Афанасьевичу Булгакову тема взаимоотношений художника и власти была чрезвычайно близка. После публикации начала «Белой гвардии» за всю свою жизнь писателю не удалось опубликовать ни одного значительного произведения. Не потому ли главным героем его последнего романа становится гонимый писатель, чья судьба так бесконечно похожа на судьбу самого Булгакова?

    Мастер – во многом автобиографический герой. Его возраст в момент действия романа - «человек примерно лет тридцати восьми» - это возраст Булгакова в мае 1929 года. Интересно, что тридцать восемь лет Мастеру исполнилось 15-го числа, через 10 дней после того, как он и его возлюбленная покинули Москву.

    Газетная кампания против Мастера и его романа о Понтии Пилате напоминает газетную кампанию против Булгакова в связи с повестью «Роковые яйца», пьесами «Дни Турбиных», «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров» и романом «Белая гвардия». В «Мастере и Маргарите» критик Мстислав Лаврович, осуждая Мастера и того редактора, который осмелился опубликовать отрывок романа о Понтии Пилате, предлагает «ударить, и крепко ударить, по пилатчине и тому богомазу, который вздумал протащить... ее в печать».

    В 1934 г. Булгакову удалось опубликовать отрывок из «Бега». Кампания против булгаковской пьесы была развернута осенью 1928 г. Кампания против произведения Мастера также приходится на осень 1928 года. В тексте указывается, что роман «был дописан в августе месяце», затем перепечатан, отдан редактору, читавшему его две недели, затем последовала публикация отрывка и разгромные статьи, после которых в «половине октября» Мастер был арестован. Через три месяца, «в половине января», он оказался в клинике профессора Стравинского, поскольку был лишен средств к существованию.

    Еще один очень интересный момент многослойного романа Булгакова, помогающий лучше раскрыть эту тему, – взаимоотношения Пилата и Иешуа Га-Ноцри. Понтий Пилат – персона, облаченная властью. По сути, он есть сама власть. А светлый Иешуа разве не такой же носитель истины, как художник? И разве писатель не творец, так же, как Господь?

    В образе первосвященника Каифы мы можем найти черты классического литературного критика постреволюционной поры. Его задача - не допустить своего падения, ради этого он согласен отстаивать какие угодно взгляды, пусть и откровенно дьявольские. А разве Алоизий Магарыч не Иуда?

    Понтий Пилат, наделенный властью земной, не в состоянии контролировать Иешуа и его мысли. Поэтому такая тоска и скука нападает на этого героя после казни Га-Ноцри. И томительное предчувствие Страшного Суда – суда времени – гнетет Понтия.

    Пророчество писателя сбылось. И имена тех, в чьей власти было решать, жить или не жить литературе Булгакова, забыты всеми. А имя человека, чья судьба зависела от этих людей, навсегда останется в памяти человечества благодаря его делам.

    Ответа на вопрос о взаимоотношениях власти и Художника при своей жизни Булгаков так и не нашел. Покорно перенося свою судьбу, великий русский писатель продолжал творить назло власти и во имя русской литературы. Только спустя годы мы все смогли оценить творчество Булгакова и понять, какого таланта могла не досчитаться мировая культура.

    Классика потому и классика, что призвана учить все последующие поколения. И нынче, во времена якобы свободы слова, мы можем видеть, что власть, пусть не впрямую, исподволь, пытается поставить запрет на творчество некоторых писателей, сжигать их книги на площадях. И, кажется, будто не было у нас двадцатого кровавого века, или люди о нем забыли. И кажется, что «Мастер и Маргарита» написана зря. А может и не зря? Может, просто власть со времен Понтия Пилата слепа и глуха. И если читает такие великие произведения, как «Мастер и Маргарита» Булгакова, то никаких уроков для себя не извлекает.

    Проблемы Мастера в романе разрешают высшие силы. Сам Господь посылает Воланда для спасения художника и его любимой. Наверное, этим Булгаков хотел сказать, что судить Писателя суждено не власти, но Богу.

    Так давайте помнить об этом, покуда не сгорел в огне забвения великий текст «Мастера и Маргариты». А рукописи, как известно, не горят…

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Булгаков М.А.

Силы добра и зла в «Мастере и Маргарите» | Сочинение по литературе
Я бы хотела рассказать о возможно наиболее значительном произведении Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”. “Мастер и Маргарита” — это историко-философский роман. Он отличается от других тем, что в

Рыцарское служение людям по повести «Записки юного врача» | Сочинение по литературе
Перед нами одно из ранних произведений Михаила Афанасьевича Булгакова— “Записки юного врача”. Уже на страницах этого произведения проявляются черты писателя, которые со временем станут его авторской

Новое звучание главы «Морфий» из повести «Записки юного врача» | Сочинение по литературе
Я раздумал лечиться. Это безнадежно. И мучиться я тоже больше не хочу. М. Булгаков В главе “Морфий” Михаил Афанасьевич Булгаков поднимает очень серьезную проблему — проблему

Воланд и его свита (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») | Сочинение по литературе
Некто спросил: «Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром?» Учитель сказал: «А чем же тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро - добром».

Христианские мотивы в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" | Сочинение по литературе
Я живу в двадцать первом веке. Однако чем больше я наблюдаю за людьми и законами жизни, тем чаще я замечаю, что мир живет и изменяется по законам вечности. И как мне кажется, эти законы продиктованы

Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века. (М.А.Булгаков. «Собачье сердце».) | Сочинение по литературе
Творчество М.А.Булгакова — крупнейшее явление русской художественной литературы XX века. Основной его темой можно считать тему “трагедии русского народа”. Писатель был современником всех тех

Роман о дьяволе | Сочинение по литературе
Все, ребята! Отплясались На балу у Сатаны. У чертей на сковородке Вы будете как караси Лихо вжаривать чечетку За предательство Руси! Сатана гулять устал —

Анализ эпизода допроса Иешуа в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» | Сочинение по литературе
Роман «Мастер и Маргарита» - это удивительное, загадочное произведение, включающее в себя два плана повествования: сатирический (бытовой) и символический (библейский). Из двадцати шести глав романа

Как, с точки зрения Булгакова, выстраивается судьба человеческой личности? (по роману «Мастер и Маргарита») | Сочинение по литературе
В своем бессмертном романе «Мастер и Маргарита» Булгаков поднял вечные вопросы различного характера. Писатель раскрыл многие стороны человеческой природы, принципы устройства окружающего нас

Проблематика романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» | Сочинение по литературе
Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших дел и тел не останется на земле. М. Булгаков В 1925 году в журнале

Фото Булгаков М.А.

 Изменить 
Булгаков М.А.

Булгаков М.А. - Биография

Михаил Булгаков родился 15 мая (3 мая по старому стилю) 1891 года в Киеве, в семье профессора кафедры западных вероисповеданий Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. Семья была многодетная (Михаил — старший сын, у него было еще четыре сестры и два брата) и дружная. Позже М. Булгаков не раз вспомнит о «беспечальной» юности в красивом городе на днепровских кручах, об уюте шумного и теплого родного гнезда на Андреевском спуске, сияющих перспективах будущей вольной и прекрасной жизни.

Бесспорны влияние на будущего писателя сыграла и роль семьи: твердая рука матери Варвары Михайловны, не склонной к сомнениям по поводу того, что есть добро, а что — зло (праздность, уныние, эгоизм), образованность и трудолюбие отца («Моя любовь[en] — зеленая лампа и книги в моем кабинете», — напишет позже Михаил Булгаков, вспоминая допоздна засиживающегося за работой отца). В семье царит безусловный авторитет знания и презрение к невежеству, не отдающему себе в этом отчета.

По данным ЮНЕСКО М.А.Булгаков – один из самых читаемых писателей ХХ века. Сегодня его смело можно назвать великим гением, о чем раньше нельзя было и помыслить. Могучие силы, ему препятствовавшие или стремившиеся погубить, вынуждены были отступить перед его мужественной стойкостью. Сохраняя достоинство мыслящего человека, Булгаков защищал святое для художника право на свой взгляд, свой ум, свое воображение, т.е. право быть самим собой.
За свою короткую жизнь писатель успел выразить себя до конца, до самого дна души, точно под взглядом всевидящего и всезнающего Воланда. Его гениальные произведения «Записки юного врача», «Морфий», «Роковые яйца», «Собачье сердце», «Белая гвардия» и др. принесли автору всемирную посмертную славу. А роман «Мастер и Маргарита» стал поистине культовой книгой, споры и разговоры вокруг которой не прекращаются и по сей день.
Обширный материал, представленный на выставке, дает возможность читателям воссоздать вехи жизни Булгакова на широком историческом фоне эпохи, ее литературной и социальной жизни, а также его творческий облик.
 Изменить