Сочинения по литературе

Столкновение теории с жизнью

0
    Я говорю о его манере "de hier
    се qui est et d'expliquer се que
     n'ese pas" (франц., "отрицать
    то, что есть, и распространяться
    о том, чего не существует")
    Э. А. По, "Убийство на улице Морг"
    Господин Ларошфуко однажды сказал: "Как часто люди пользуются своим умом, чтобы совершать глупости". Базаров, главный герой романа И. С. Тургенева "Отцы и дети" из представителей так называемых "детей", обладал не только умом, ему были присущи такие качества, как: психологическая устойчивость, самообладание, терпение, отзывчивость, способность на самопожертвование, И только одно мешает назвать его идеальным героем: фанатическое следование идее нигилизма, которая, безусловно, обладая положительными качествами, по своей сути была не просто утопична, но и ужасна своей разрушительностью. Освобождая от тирании негативных мыслей и ложных верований, духовной медлительности, плохого воспитания, разрушительных отношений или вредных привычек, данная идея могла бы стать бесценным помощником в деле избавления от укоренившихся предрассудков, проникших в души людей извне, подобно оккупационной армии. Но ее теневая сторона проявится тогда, когда, якобы освобождая от одной тирании, ее хотят сменить на другую: ведь, чтобы что-то построить на пустыре, снова понадобится бесплатная рабочая сила, рабы - и будет неважно, ради какой идеи они будут работать вновь бескорыстно, забыв собственные интересы, их придется заставлять, а заставить можно только с помощью силы, физической или посредством морального запугивания. При этом лидеры любого такого освободительного движения будут заботиться лишь о своей власти и личном обогащении. Такова природа человека. Одни подчиняют, другие подчиняются.
    "Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением не был окружен этот принцип", - так поясняет Аркадий, "друг" Базаров, своему дяде Павлу Петровичу, представителю консервативной мысли.
    Вообще говоря, основной спор идей в романе происходит как раз между Базаровым и Павлом Петровичем, между "идеологами" прошлого и будущего. Настоящее оказывается разорванным, почти несуществующим, каждый с уверенностью говорит о том, что было или что будет, несуществующем в настоящей реальности. О том, что есть, ни у кого нет определенной стоящей мысли, четких убеждений. Они способны лишь критиковать, отвергать. Любое утверждение теряет смысл.
    "Всякий человек сам себя воспитать должен, - ну хоть как я, например... А что касается до времени - отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня. Нет, брат, это все распущенность, пустота! Это все романтизм, чепуха, гниль, художество", - так рассуждает Базаров о любви. Он не хочет признавать того, что любовь как взаимоотношения между мужчиной и женщиной, которые Базаров называет простым физиологическим явлением, имеет и другую сторону, наполнена глубоким философским смыслом, способна родить в человеке стремление к прекрасному, великому, доброму. Для Базарова это всего лишь романтизм. Однако жизнь хитро устроена, это сложная субстанция, которая не зависит от воли человека и силы его позиций. В один момент все может повернуться так, что человек, до этого имевший твердые убеждения по определенному вопросу, может быть заставлен объективной реальностью коренным образом изменить свои взгляды. Жизнь сыграла с Базаровым злую шутку. Он так бескомпромиссно отвергал духовное начало любви, что сам не замечает, как влюбляется в Одинцову Анну Сергеевну, представительницу аристократии, которую Базаров не принимал и осуждал. В любовной коллизии убеждения Базарова проходят испытание на прочность, и выясняется, что они не совершенны, не могут быть приняты как абсолютные: "В разговоре с Анной Сергеевной он больше прежнего высказывал свое равнодушие, презрение ко всему романтическому, а оставшись наедине с негодованием осознавал романтика в самом себе". Теперь душа Базарова раскалывается на две половины - с одной стороны, мы видим отрицание духовных основ любви, с другой стороны - способность страстно и одухотворенно любить. На смену цинизму приходит более глубокое понимание взаимоотношений людей.
    Таким образом, Тургенев отвергает нигилизм Базарова в отношении искусства, природы, любви, философии, но избегает окончательной оценки личности Базарова и оценки его идей. Как личность, Базаров под влиянием чувства к Одинцовой постиг прелесть женской красоты, поэзию природы, которую до этого считал лишь "мастерской" человека, и признал существование любви. Из предубежденного фанатика Базаров перешел на более глубокую стадию. Теперь он не раб своих убеждений и под влиянием фактов способе пересмотреть свои взгляды и согласиться с очевидностью. Способность эволюционировать заключает в себе величие этого образа.
    Почему перед смертью Базаров мучительно ищет ответ на вопрос, нужен ли он России? Он впервые задумывается, весьма серьезно, над жизненностью и полезностью своих позиций. Отвергать, отрицать, расчищать - нужно ли это в реальной жизни? Или лучше подождать?-"Ломать - не строить", - так твердит народная мудрость. Ход жизни сам расставит асе на свои места. Жизнь гораздо мудрее всех человеческих идей и теорий. Чтобы взаимоотношения людей стали чище и более искренними, необходимо воссоединять любовь и жизнь, а не разрушать.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Тургенев И.С.

Какие споры героев романа «Отцы и дети» ожили в наше время? | Сочинение по литературе
Тургенев в своем романе «Отцы и дети» поднимает острые социальные вопросы, но главный из них спрятан в самом названии романа. Дело в том, что все проблемы, поднятые в этом романе, ожили и в наше

Страстное, грозное, бунтарское сердце. По роману «Отцы и дети» | Сочинение по литературе
Жизнь И. С. Тургенева, выдающегося русского писателя, проходила в насыщенную эпоху России. Именно в этот период, в начале шестидесятых годов XIX века, в России зарождался новый тип борца –

Тургеневские девушки | Сочинение по литературе
Выражение «тургеневские девушки» стало крылатым, и не случайно. Именно в повестях и романах Тургенева мы встречаемся с наиболее поэтическими и идеальными созданиями, наделенными всеми мыслимыми

Сочинение: Женские образы в «Отцы и дети» | Сочинение по литературе
Несколько иначе выглядят женские образы в романе «Отцы и дети». Здесь Тургенев подходит к своим героиням несколько более критично и реалистично. Правда, поэтические и нежные женские образы

Роль природы в произведениях Тургенева | Сочинение по литературе
В произведениях другого русского писателя-пейзажиста — Тургенева — природа также играет очень большую, хотя и несколько иную роль. С самого начала своего творчества, с «За­писок

Сочинение на тему: Композиционные особенности романа Тургенева «Отцы и дети» | Сочинение по литературе
Композиционные особенности романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»Композиция — это построение, расположение и взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения. Это

Сочинение: Роль пейзажа в романе Тургенева «Отцы и дети» | Сочинение по литературе
Роль пейзажа в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»В истории русской литературы не было, пожалуй, другого такого крупного писателя, как Иван Сергеевич Тургенев, кто бы так искренне,

Сочинение Герасим — главный герой рассказа Тургенева «Муму» | Сочинение по литературе
Герасим — главный герой рассказа Ивана Сергеевича Тургенева «Муму». Буквально с первых строк произведения, начиная рассказ о старой барыне, сам автор выделяет его среди других персонажей: «Из числа

В чем суть нравственных противоречий персонажей в романе «Отцы и дети» | Сочинение по литературе
В чем суть социальных коллизий, нравственных противоречий персонажей в романе «Отцы и дети», как они проявляют себя в художественном конфликте произведения ?Ситуация, описываемая в романе,

В чем заключается смысл финала романа «Отцы и дети» | Сочинение по литературе
В чем заключается смысл финала романа «Отцы и дети»? Можно ли говорить о победе или поражении главного героя произведения?В начале романа Базаров

Фото Тургенев И.С.

 Изменить 
Тургенев И.С.

Тургенев И.С. - Биография

Иван Сергеевич Тургенев – русский писатель-реалист XIX века, поэт, переводчик и член-корреспондент Петербургской АН. Тургенев родился 28 октября (9 ноября) 1818 года в городе Орёл в дворянской семье. Отец писателя был отставным офицером, а мать – потомственной дворянкой. Детство Тургенева прошло в родовом имении, где у него были личные учителя, гувернеры, крепостные няньки. В 1827 году семья Тургеневых переехала в Москву с целью дать детям достойное образование. Там он учился в пансионе, затем занимался с частными учителями. Писатель с детства владел несколькими иностранными языками, включая английский, французский и немецкий.

В 1833 году Иван поступил в Московский университет, а через год перевелся в Петербургский на словесное отделение. В 1838 году он уехал в Берлин на лекции классической филологии. Там он познакомился с Бакуниным и Станкевичем, встречи с которыми имели большое значение для писателя. За два года проведенных за границей, он успел побывать во Франции, Италии, Германии и Голландии. Возвращение на родину состоялось в 1841 году. В это же время он начинает активно посещать литературные кружки, где знакомится с Гоголем, Герценом, Аксаковым и т.д.

В 1843 году Тургенев поступил на службу в канцелярию министра внутренних дел. В этот же год он познакомился с Белинским, который оказал немалое влияние на становление литературных и общественных взглядов молодого писателя. В 1846 году Тургенев написал несколько произведений: «Бретёр», «Три портрета», «Нахлебник», «Провинциалка» и т.д. В 1852 году появился один из лучших рассказов писателя – «Муму». Рассказ был написан во время отбывания ссылки в Спасском-Лутовинове. В 1852 году появляются «Записки охотника», а после смерти Николая I были опубликованы 4 крупнейших произведения Тургенева: «Накануне», «Рудин», «Отцы и дети», «Дворянское гнездо».

Тургенев тяготел к кругу литераторов-западников. В 1863 году вместе с семейством Виардо уехал в Баден-Баден, где активно участвовал в культурной жизни и завязывал знакомства с лучшими писателями Западной Европы. Среди них были Диккенс, Жорж Санд, Проспер Мериме, Теккерей, Виктор Гюго и многие другие. Вскоре он стал редактором зарубежных переводчиков русских писателей. В 1878 году он был назначен вице-президентом на международном конгрессе по литературе, проведенном в Париже. На следующий год Тургенева удостоили звания почетного доктора Оксфордского университета. Проживая за границей, он все также душой тянулся к родине, что отразилось в романе «Дым» (1867). Самым крупным по объему стал его роман «Новь» (1877). И. С. Тургенев скончался под Парижем 22 августа (3 сентября) 1883 года. Похоронили писателя согласно его воле в Петербурге.
 Изменить