«Страстное, грешное, бунтующее сердце» (образ Евгения Базарова)
“...В романе, за исключением одной старушки (матери Базарова), нет ни одного живого лица и живой души... А о нравственном характере и о нравственных качествах героя и говорить нечего; это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол, или, выражаясь более поэтически, асмодей. Он систематически ненавидит и преследует всех, начиная от добрых родителей, которых он терпеть не может, и оканчивая лягушками, которых он режет с беспощадной жестокостью. Никогда ни одного чувства, какого-нибудь увлечения или страсти...”.
Эти слова относятся к главному герою романа Тургенева “Отцы и дети” и принадлежат известному критику первой половины XIX в. М. Антоновичу (его статья так и называется — “Асмодей нашего времени”). Это сказано о “титанической личности”, честном, правдивом демократе “до конца ногтей”! Это сказано о герое нового времени, который пришел на смену Онегиным и Печориным, Чацким и Рудиным! Прав ли критик, отзываясь подобным образом о Базарове?
Если тургеневский Рудин — энтузиаст и романтик, мечтающий о высоких, вечных, но призрачных идеалах, то Базаров — реалист до мозга костей, он — естествоиспытатель, ничего не принимающий на веру. Автор дает читателю четкое и ясное представление о своем герое, о простоте его происхождения и натуры. “Мой дед землю пахал”, — не без гордости заявляет Базаров. Его отец — уездный лекарь, добрый и честный человек. Когда Базаров знакомился с отцом Аркадия Кирсанова, он протягивал ему “обнаженную красную руку”, а лицо его “оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум”.
Герой обладает “мужественным голосом”, его белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали “крупных выпуклостей просторного черепа”. Из этих штрихов вырисовывается личность человека из низших сословий, умного, одаренного энергией и волей.
Следовательно, не прав был Антонович, либо невнимательно прочитавший, либо просто не понявший роман. Правда на стороне тех критиков, которые во главу угла ставили не нигилизм Базарова, а его “страстное, грешное, бунтующее сердце”.
Уже первое знакомство с Базаровым убеждает читателя в том, что в душе героя есть чувства, которые он тщательно скрывает от окружающих. Очень “непростой” с виду, самоуверенный и резкий в высказываниях и поступках, тургеневский разночинец на самом деле имеет слабости и обладает очень рани-мой душой. Тревожное и вместе с тем уязвимое сердце бьется в его груди.
Павел Петрович Кирсанов сразу невзлюбил “волосатого” за его непохожесть на окружающих и за его огромную энергию и ум. Ведь сам он постепенно превращается в мертвеца, так как ничего, кроме “английских сьютов, крахмальных воротничков” и чищеных ногтей, его не могло заинтересовать.
В отличие от Рудина и других “пассивных”, плывущих по течению тургеневских героев, Базаров чувствует, что пришло время действовать, а не говорить, “красивые речи” его раздражают: “О, друг мой Аркадий! Об одном прошу тебя: не говори красиво!”.
Базарова отличает активное отношение к жизни, он стремится переделать самого себя, свое время и современное ему общество: “Исправьте общество, болезни не будет”. А мысли Базарова о человеке и его воспитании оказываются актуальными на все времена: “Всякий человек себя воспитать должен...”.
Природа для Базарова — “не храм, а мастерская”. Отчасти в этом есть своя правда, но уж больно резок герой в обращении с миром природы. Скорее всего, природа — и храм, и мастерская. Но для Базарова характерно одностороннее отношение — во многом критическое и осуждающее — ко многим явлениям действительности.
Например, любовь для него — лишь физическое влечение, искусство — пустое развлечение праздных и привилегированных слоев общества. Вот как цинично Базаров отзывается о чувствах и ухаживаниях друга: “Да ты, я вижу, Аркадий, понимаешь любовь, как
все новейшие молодые люди; цып, цып, цып, курочка а как только курочка начинает приближаться, давай ноги! Я не таков”. “Я только этим и горжусь. Сам себя не сломал, так и бабенка меня не сломает”.
Базарова обвиняли и обвиняют в дерзости, в бунтарстве, в излишней категоричности сркдений. Но он живой человек, потому и имеет право на ошибки. Многие высказывания нигилиста Базарова на первый взгляд циничны, грубы, полны ненависти ко всему и глубоко неверны (например, в разговоре с Кукшиной, Ситниковым, Аркадием и Павлом Петровичем). Кукшина мечтала стать нигилисткой и своими самоуверенными выпадами только провоцировала Базарова на дерзость.
Но герой груб далеко не всегда. Сразу заметно, как много и с охотой общается Базаров с Одинцовой — единственным человеком, которого герой по-настоящему уважал и ценил. В беседах с ней Базаров не позволяет себе резких суждений, ведет себя сдержанно и тактично. А вот в схватках с Павлом Петровичем герой хочет во что бы то ни стало шокировать противника: раздразнить его из-за своей неприязни к ухоженному аристократу.
Нередко стремление задеть за живое проявляется и в спорах Базарова с Аркадием. “Мягонький либеральный барич”, — так в начале романе называет герой своего лучшего друга, демонстрируя тем самым снисходительно-дружеское покровительство. Но час от часу пропасть между ними растет, и это заметно в ревности Базарова к Аркадию и трагической любви к Одинцовой, которая ломает и переворачивает жизнь Базарова. По-своему Базаров любит и родителей, о которых говорит, что “таких людей днем с огнем не сыскать”. Но все же его оценка жизни отцов, старого поколения однозначна и полна отрицания: “Кажется, чего лучше — ешь, пей? Только тоска одолеет от такой жизни!”.
Вероятно, внезапно вспыхнувшее чувство к Одинцовой дано герою в наказание за слишком упрощенное толкование жизненных явлений. Любовь Базарова к Одинцовой, с одной стороны, указывает на его слабость, но одновременно и возвышает его. Герой не в состоянии полностью отдаться своему чувству, но вместе с тем оно глубже и серьезнее “страстных вздохов” Павла Петровича Кирсанова. Достаточно вспомнить эпизод, Когда Базаров просит только о том, чтобы о его смертельной болезни известили любимую женщину.
Умирающий Базаров прост и человечен. Теперь отпала необходимость прятать свой романтизм глубоко внутри. Герой умирает удивительно, почти стихами прощаясь со своей возлюбленной: “Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет”.
И в финале раскрывается еще одна прекрасная черта в герое: любовь к женщине, любовь к отцу и матери сливаются воедино с любовью к родине, к таинственной России, о преобразовании которой он втайне мечтал, но которая так и осталась для него неразгаданной тайной. “Нужен ли я России”, — сомневается Базаров, в последние минуты своей жизни думая о высоком и важном, возвышаясь над узкими мирскими заботами, чем становится ближе и дороже читателю.
Нужны ли Базаровы России? | Сочинение по литературе
Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» (1862 год) отличается широким кругом рассматриваемых проблем: взаимоотношения между старым и новым поколениями, влияние модных общественных течений на
Проблема самоопределения героев в романе «Отцы и дети» | Сочинение по литературе
При выходе в свет роман “Отцы и дети” вызвал ожесточенную критику, причиной которой прежде всего были особенности изображения “детей”, то есть революционной молодежи. Молодое поколение, которое
Повести «Муму» и «Постоялый двор». | Сочинение по литературе
Как ни восхищен Тургенев поэтической мощью и нравственной чистотой России на родной, он замечает, тем не менее, что века крепостной неволи отучили народ чувствовать. себя хозяином родной земли,
Мое отношение к Базарову. | Сочинение по литературе
Тургенев — один из лучших писателей прошлого века. Его роман “Отцы и дети” начинается точной датой. Это позволяет читателю вспомнить события, происходившие в это время. В эти годы, после Крымской
Герой романа – сама жизнь (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети») | Сочинение по литературе
Философский, социально-бытовой роман “Отцы и дети” был написан в 1861 году. В России это время ознаменовалось упорной общественно-политической борьбой между дворянским либерализмом и революционной
Проблема отцов и детей в романе И. С. Тургенева | Сочинение по литературе
Проблему отцов и детей можно назвать вечной. Но особенно она обостряется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколения становятся выразителями идей двух разных эпох.
Анализ стихотворения в прозе "Дурак" | Сочинение по литературе
Человека имеющего свое острое личное мнение всегда воспринимают, и будут воспринимать по-разному: трусливые конформисты безоговорочно подчинятся ему, остальные напротив – высмеют и попытаются
Образ разночинца в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» | Сочинение по литературе
Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» стоит в одном ряду с лучшими русскими и мировыми произведениями литературы. Главный герой произведения, Евгений Базаров, - личность выдающаяся и, в то же время,
Роль эпилога в романе Тургенева «Отцы и дети» | Сочинение по литературе
В романе «Отцы и дети» роль эпилога играет двадцать восьмая глава. Это – итог, который автор подводит под романом, описывая кратко события, произошедшие с героями после событий романа, показывая,
Ася как пример тургеневской девушки (по одноимённой повести И.С. Тургенева). | Сочинение по литературе
И.С. Тургеневу удалось создать яркий, запоминающийся тип русской девушки. Одни исследователи утверждают, что писатель взял их примеры из жизни, другие доказывают, что тургеневские девушки
Тургенев И.С. - Биография
Иван Сергеевич Тургенев – русский писатель-реалист XIX века, поэт, переводчик и член-корреспондент Петербургской АН. Тургенев родился 28 октября (9 ноября) 1818 года в городе Орёл в дворянской семье. Отец писателя был отставным офицером, а мать – потомственной дворянкой. Детство Тургенева прошло в родовом имении, где у него были личные учителя, гувернеры, крепостные няньки. В 1827 году семья Тургеневых переехала в Москву с целью дать детям достойное образование. Там он учился в пансионе, затем занимался с частными учителями. Писатель с детства владел несколькими иностранными языками, включая английский, французский и немецкий.
В 1833 году Иван поступил в Московский университет, а через год перевелся в Петербургский на словесное отделение. В 1838 году он уехал в Берлин на лекции классической филологии. Там он познакомился с Бакуниным и Станкевичем, встречи с которыми имели большое значение для писателя. За два года проведенных за границей, он успел побывать во Франции, Италии, Германии и Голландии. Возвращение на родину состоялось в 1841 году. В это же время он начинает активно посещать литературные кружки, где знакомится с Гоголем, Герценом, Аксаковым и т.д.
В 1843 году Тургенев поступил на службу в канцелярию министра внутренних дел. В этот же год он познакомился с Белинским, который оказал немалое влияние на становление литературных и общественных взглядов молодого писателя. В 1846 году Тургенев написал несколько произведений: «Бретёр», «Три портрета», «Нахлебник», «Провинциалка» и т.д. В 1852 году появился один из лучших рассказов писателя – «Муму». Рассказ был написан во время отбывания ссылки в Спасском-Лутовинове. В 1852 году появляются «Записки охотника», а после смерти Николая I были опубликованы 4 крупнейших произведения Тургенева: «Накануне», «Рудин», «Отцы и дети», «Дворянское гнездо».
Тургенев тяготел к кругу литераторов-западников. В 1863 году вместе с семейством Виардо уехал в Баден-Баден, где активно участвовал в культурной жизни и завязывал знакомства с лучшими писателями Западной Европы. Среди них были Диккенс, Жорж Санд, Проспер Мериме, Теккерей, Виктор Гюго и многие другие. Вскоре он стал редактором зарубежных переводчиков русских писателей. В 1878 году он был назначен вице-президентом на международном конгрессе по литературе, проведенном в Париже. На следующий год Тургенева удостоили звания почетного доктора Оксфордского университета. Проживая за границей, он все также душой тянулся к родине, что отразилось в романе «Дым» (1867). Самым крупным по объему стал его роман «Новь» (1877). И. С. Тургенев скончался под Парижем 22 августа (3 сентября) 1883 года. Похоронили писателя согласно его воле в Петербурге.