Сочинения по литературе

Мысль о фантастической в поэме-романе «Подросток»

Толчок к появлению чаемого героя как бы совершенно случайный: речь идет о рецензии Авсеенко на исторический роман Евгения Салиаса «Пугачевцы», напечатанный в апрельской книжке «Русского вестника» за 1874 год. Авсеенко в восторге от романа, ставит его на один уровень с «Войной и миром» Толстого. Восхищается Авсеенко особенно образом князя Данилы: «гордого, бешеного, своенравного, смелого и умного». Восемнадцати лет этот Данилл был отвезен оптом в Петербург и поручен покровительству графа Румянцева. Данила делает быструю карьеру: Екатерина II «обратила на него милостивое внимание», и он часто бывает во дворце. Но вскоре Данила проявляет самовольство: за какое-то оскорбление он застрелил одного офицера и обидел какого-то вельможу; его арестовывают и ссылают в деревню к отцу, с приказанием, однако, к тезоименитству государыни быть безотлагательно в Петербурге. В деревне князь Данила еще больше дает волю своему бешеному нраву. «Умный, непреклонный и отважный, он самоуверенно глядит вперед. Начинается мятеж разумеется Пугачевское восстание>. Он вспоминает свой долг дворянина. Соблазны петербургской карьеры на время забываются».

И тут происходит встреча с Милушей. Милушу Авсеенко так характеризует: «Она — дичок, натура простая, но глубокая; полюбит навеки. Неотразимая прелесть ее наивности и женственности привораживает князя Данилу». «Правда, — продолжает дальше рецензент, — Данила вспоминает, будто его подвинуло жениться то обстоятельство, что Милуша была невестой другого — князя Андрея Уздальского. Этому можно поверить: некоторый хищнический инстинкт сказывается в Даниле даже «в минуты полного опьянения страстью...» Но опьяненный счастьем и еще влюбленный в свою добычу, Данила уже чувствует однако ж на дне души своей незримого червя. Его гложет и сушит мысль, что отныне жизнь его очертилась узким кругом, что память о, нем сохранится только для детей и внуков. «Да что проку в их памяти, что ветер пролетный. Я бы хотел, чтобы меня вся русская земля через сто лет поминала: вот как Румянцева помянет, Оплова. Один Задунайский, другой Чесменский. А я какой? Я — Милушин. А я мог бы... И огонь в себе чую... И случай в руки лез. Да и теперь еше вернись в Питер... Многое на перемену пойдет. Да, видно, не судьба».

«Не понимают они хищного типа», пишет Достоевский, ни Салиас, ни Авсеенко. Князь Данила слишком слаб для хищного типа. Вот какой он должен быть, читаем мы дальше:

«Хищный тип (1875 года). Страстность и огромная широкость. Самая подлая грубость с самым утонченным великодушием. И между тем, тем и сила этот характер, что эту бесконечную широкость преудобпо выносит, так что ишет, наконец, груза и не находит. И обаятелен и отвратителен».

«Думать об этом типе. 4 мая 1874 г.» — записано очень крупным почерком (несколько в стороне от предыдущей записи). Оттолкнувшись от образа князя Данилы Салиаса, начинает Достоевский строение характера центрального героя своего будущего романа. Но тут он вступает на путь, однажды уже пройденный им. «Огромная широкость»... «И обаятелен и отвратителен»... И особенно то, что «ищет наконец груза и не находит». Это все черты Принца Гарри в «Бесах», красавца, с лицом, похожим на маску. Связь будущего «хищного тип» со Ставрогиным Достоевский тут же подчеркивает: Ставрогин — поставлено в скобках под предыдущей записью. И к Ставрогину же, к целому ряду мотивов его сюжетной линии восходит и следующая запись, здесь же, несколько в стороне: «снес пощечину, бесчестил, выносил великие впечатления».

Но самое главное — это «красный паучок» Ставро-гина, символ всего пережитого и передуманного им в ту минуту, когда впервые зародилась у него мысль о возможности спасения от нравственной гибели в акте публичного покаяния, в «исповеди» (VII, 555—586). 1 Асис и Галатея Клода Лорена, золотой век, прекрасное детство человечества, лицо, смоченное слезами сострадания к погубленному им ребенку, — словом, все то, что осталось неиспользованным в «Бесах», снова возникло теперь в художественном воображении писателя: над словом «Ставрогин» здесь и стоит: «красный жучок»; тема «Исповеди» (как увидим дальше) и сделается на долгое время основным сюжетным стержнем в истории жизни становящегося «хищного типа».

Ещё Достоевский Ф.М.

Духовные поражения и победы героев Ф. М. Достоевского | Сочинение по литературе
"Бес богатства", "ротшильдовская идея" стали для Достоевского предметом специального художественного исследования в романе "Подросток". В мире разрушаемых ценностей,

Образ и характеристика Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание» | Сочинение по литературе
Ф. М. Достоевский жил и творил в эпоху, когда в стране росло недовольство существующими порядками, и писатель в своих произведениях показал людей, которые пытаются протестовать против царящего зла.

Сочинение по роману Ф. М Достоевского Преступление и наказание”. Трагедия Раскольникова | Сочинение по литературе
В центре романа Ф. М Достоевского “Преступление и наказание” – характер героя шестидесятых годов девятнадцатого века, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление:

Я себя убил, а не старушонку. Сочинение по роману Достоевского «Преступление и наказание» | Сочинение по литературе
Ф. М. Достоевский — величайший русский писатель, непревзойденный художник-реалист, анатом человеческой души, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. Его романы отличаются пристальным

Выбранные пути в жизни Сони и Раскольникова | Сочинение по литературе
Достоевский написал роман "Преступление и наказание" в 1861-1866 годах. Это время в России было переходным. Социальные противоречия обострились, лидеры революционного движения

Образ Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» | Сочинение по литературе
Если Родион Раскольников — носитель протестующего начала, создатель теории, оправдывающей преступление и господство «сильной личности», то антиподом ему, противоположным полюсом романа Ф. М.

"Преступление и наказание" — социально-психологический роман | Сочинение по литературе
Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является социально-психологическим. В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени. Своеобразие этого романа

Мысль о преступлении у Раскольникова | Сочинение по литературе
«Преступление и наказание» - психологический и социальный роман. Причем психология человека и общественное сознание тесно связаны, неразрывны друг с другом. Ф. М. Достоевский показывает внутренний

Характеристика образа Раскольниковой Пульхерии Александровны | Сочинение по литературе
Раскольникова Пульхерия Александровна — мать Раскольникова. Ее мучает болезненное состояние сына, ранит и обижает его отчужденность. Да и для самого Раскольникова любовь к нему его близких, от

Всепрощающая любовь Сони (по роману «Преступление и наказание») | Сочинение по литературе
Противопоставляя эти образы, Достоевский сталкивает революционное атеистическое бунтарство Раскольникова с христианским смирением, любовью к людям и Богу Сонечки. Всепрощающая любовь Сони, её вера

Достоевский Ф.М.

Достоевский Ф.М. - Биография

Фёдор Михайлович Достоевский – великий русский писатель-реалист, классик мировой литературы, один из самых знаменитых и читаемых русских авторов за рубежом. Достоевский оказал колоссальное влияние на мировую культуру, а некоторые считают его родоначальником целого философского течения XX века – экзистенциализма.