Сочинения по литературе

Правдивая неправда (Философская сущность сказки)

    Сказка ложь, да в пей намек,

     добрым молодцам урок.

    

    Когда кому-то не верят, от него отмахиваются: "Не рассказывай сказки!" Вот и получается, что словом "сказка" мы обозначаем неправду, ложь. Но дети так часто просят: "Расскажи сказку!" Да и взрослые зачастую, несколько стесняясь, с удовольствием слушают или смотрят по телевизору сказки.

    В чем же секрет сладкой лжи в этих историях, которые испокон веков привлекают людей? Всем известно, что нет на свете чуда-юда, молодильных яблок, драконов и джиннов. А все же, а если?.. И самый большой скептик душой и сердцем погружается в мир сказки.

    В каждой выдумке своя правда, в каждой нелепице свой смысл. Сказка вышла из мифа, ложь — искаженная правда. Миф— это теория познания мира, поиск ответа на вопросы, философия в форме аллегории. "Пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что" — это, в конце концов, главный принцип любого исследования.

    Тысячи лет назад сказки начали путешествовать во времени и пространстве, утрачивая какие-то детали, обретая новые. Бытует утверждение, что цель сказки — развлекательность. Часто слушатель знает начало и конец сказки. Знает, что произойдет. Не знает только одного: как произойдет? Отчасти поэтому сказка никогда не стареет, никогда не приедается.

    Народную песню полагается выучить слово в слово и так же передать дальше. Сказку, как бы хорошо она ни была известна, каждый раз рассказывают заново. Голосом, жестом, подпевая, пританцовывая, рассказчик оживляет события. И с каждым новым рассказчиком сказка приобретает новое звучание.

    Нам не надоедает смотреть в разных театрах одно и то же произведение. Естественно, ведь разные режиссеры с разными театральными коллективами "прочитывают" одну и ту же пьесу по-разному. Так и со сказкой. Однако сказка зависит не только от театральных способностей рассказчика Даже тогда, когда мы ее читаем самостоятельно, она звучит по-разному в зависимости от нашего возраста, настроения, состояния души и тела.

    Сказка с ее мудростью не принадлежит одному человеку и не принадлежит одному народу. Она не знает границ во времени и не знает границ между странами и языками. Сказка всегда нравственна, ее дидактика не выпячивается в назидание, она учит в игре.

    Логика сказки через призму истории кажется логикой шиворот-навыворот. Но это не так. Сказка — мечта, явное или тайное желание, идеал совершенной жизни. И даже если этот идеал в трактовке сказки —богатство или красивая жена, не важно! Смелость, находчивость, чистота души всегда окажутся выше всякого идеала. Поэтому к сказке тянутся взрослые и дети, старые и молодые. Особенно если они не перекормлены точной и односторонней информацией.

    Очевидно, все же человек не столь рациональное и скептическое существо, каким его часто хотят представить и каким пытаются воспитать.

Ещё Разное

Поэзия начала века | Сочинение по литературе
Ощущение приближающейся катастрофы: возмездие за прошлое и надежда на великий перелом витала в воздухе. Время ощущалось как пограничное, когда уходит не только прежний быт, отношения, но и сама

Подвиг Януша Корчака | Сочинение по литературе
Вывод Корчака, что воспитание—это процесс постоянного познания ребенка и развития его врожденных способностей, не покажется нам неожиданным. Гораздо интереснее узнать о способах, применяемых для

Сочинение по картине Ф.С. Рокотова «Портрет А.П. Струйской» | Сочинение по литературе
Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенъе смертных мук. Н. Заболоцкий. Ф.С. Рокотов – один из лучших русских

«Вечные темы» в творчестве русских писателей 19 века. | Сочинение по литературе
Русская классическая литература 19 века – это литература «вечных тем». Русские писатели стремились ответить на сложные вопросы бытия: о смысле жизни, о счастье, о Родине, о природе человека, о

Картина В.Л. Боровиковского "Портрет Е. Н. Арсеньевой" | Сочинение по литературе
Перед нами картина художника В.Л. Боровиковского. На этой картине изображён портрет Е.Н. Арсеньевой. Эта интересная молодая особа, примерно двадцати пяти лет. По её взгляду видно, что она довольна

Тема судьбы русской интеллигенции в произведениях русской литературы (20-е годы XX века). | Сочинение по литературе
Интеллигенция — самый уязвимый класс общества, вернее, даже не класс, а прослойка. Именно из-за того, что интеллигенцию составляют люди из разных общественных классов, во времена любых

Лирические песни Верхней Волги | Сочинение по литературе
Истоки русской лирической песни уходят в древность. Уже в начале первого тысячелетия нашей эры греческие, римские и арабские историки с восторгом писали о славянских песнях, а самих славян называли

Описание | Сочинение по литературе
С картиной И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» я встретился впервые, но она вызвала у меня чувство гордости и любви к русской природе. Художник с самого детства испытывал тягу к живописи. Учителем

Сочинение по картине Юона «Конец зимы. Полдень» | Сочинение по литературе
Здравствуйте, уважаемые телезрители! Сегодня мы с вами поговорим об очень радостном событии – о приближении весны. Думаю, не будет преувеличением сказать, что наступления этого времени года ждут все

Образ защитника Родины в "Слове о полку Игореве" | Сочинение по литературе
"Слово о полку Игореве" - замечательный памятник Древней Руси. До сих пор многие авторы обращаются к нему, как к источнику своего вдохновения. "Слово…"- не только правдивый