Сочинения по литературе

Сочинение на тему евангельский и демонический миры в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"

Немного найдется в русской литературе романов, которые вызывали бы столько споров, сколько вызвал роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Литературоведы, историки и просто читатели не перестают рассуждать о прототипах его героев, книжных и иных источниках сюжета, о его философской и морально-этической сути. Каждое новое поколение находит в этом произведении что-то свое, созвучное эпохе и собственным представлениям о мире. У каждого из нас есть свои любимые страницы, эпизоды. Кому-то ближе «роман в романе», кому-то — веселая дьяволиада, а кто-то не устает перечитывать любовную историю Мастера и Маргариты. И это понятно: ведь в романе одновременно существует как бы три мира, три пласта повествования — евангельский, земной и демонический. Легенда об Иешуа обрела под булгаковским пером черты неповторимой реальности. История становится современностью, потусторонний мир — действительностью. Мастер пишет роман об Иешуа и Пилате, и действие созданного им романа соединяется с ходом современной московской жизни, где автор заканчивает свою земную жизнь, затравленный гонителями. Мастер уходит в потусторонний мир, чтобы там дождаться часа, когда современный мир обновится и будет нуждаться в его романе, его мыслях. Уходит, чтобы обрести бессмертие и долгожданный покой. Библейские мотивы — извечные общечеловеческие истины. Каждый герой романа, как и каждый человек, находится в поисках истины. Что есть добро и зло? Ложь и правда? Трусость и отвага? Что есть человек?

Особый интерес представляет евангельский мир в романе Мастера. При первом знакомстве с Понтием Пилатом мы узнаем, что у него болит голова, что он ненавидит запах розового масла и любит свою собаку, т.е. ему свойственны обыкновенные человеческие чувства и переживания. Невольно отправив Иешуа на казнь, Понтий Пилат будет тосковать, что он что-то не договорил или чего-то не дослушал. Иешуа считает, что все люди добрые, но некоторых испортили обстоятельства жизни. Люди должны любить и верить, говорит он, без этого все теряет смысл. «Беда в том, что ты слишком замкнут и потерял веру в людей… нельзя же поместить всю свою привязанность в собаку…», — говорит Иешуа Понтию Пилату. Иешуа предчувствует беду, которая случится, но ничего не знает о своей судьбе. У него нет божественного всеведения, он беззащитный и хрупкий человек. Но до последней минуты Иешуа остается добрым по-настоящему: он просит у палача не о смерти для товарища, а о простом человеческом: «Дай попить ему». Параллельно евангельскому миру в романе существует мир демонический. Фантастические образы романа так же реальны, как и земные герои.

Воланд и его свита — дьявольское в человеке. Тайно или явно Воланд связан со всеми героями романа. Воланд — тень героев романа, темное внутри каждого из них. Сила мирской власти Пилата, «творческая одержимость» Мастера, «преступная» любовь Маргариты, мысли и поступки Берлиоза и Бездомного — все это в компетенции дьявола. Воланд и не скрывает, кто он такой. Его облик, повадки, речь — все узнаваемо. Разыгрывая сцену с папиросами, Воланд показывает Иешуа и Берлиозу свой знак — дьявольский треугольник на крышке золотого портсигара. Но Иешуа и Берлиоз и теперь не узнают его.

Если почти сразу становится понятно, кто такой Воланд, то кто такой самозваный переводчик при консультанте, ни в каких переводах не нуждавшемся, — загадка. Для окружающих Воланда он — Фагот, для людей — Коровьев, а в рыцарском «вечном облике » совсем без имени. Объясняя Маргарите, почему нелепо одетый, «клетчатый» Коровьев-Фагот оказался темно-фиолетовым рыцарем, Воланд говорит, что тот когда-то неудачно пошутил на тему света и тьмы и ему пришлось прошутить после этого намного больше, чем он предполагал. «Но сегодня такая ночь, когда сводятся счеты. Рыцарь свой счет оплатил и закрыл», — заявил Воланд Маргарите. Меняет свой облик и еще один фантастический персонаж — кот Бегемот, которого в Торгсине и писательском ресторане принимают за человека. Он то щеголь и дамский угодник, который говорит пофранцузски и золотит усы, то толстяк в рваной кепке, бесцеремонный и хитрый, а в заключительной сцене это юноша-паж.

В Коровьеве и Бегемоте Булгаков показал не лучшие стороны человеческой натуры. Но мне кажется, что в способности фантастических персонажей к переодеванию и преображению заложена способность человека к внутренним переменам. Ведь Воланд только исполняет желания людей. Дармовых денег желаете? Пожалуйста! Модных тряпок? Берите. Только за все в жизни нужно платить.

Ещё Булгаков М.А.

Философия Григория Сковороды и ее воплощение в романе «Мастер и Маргарита» | Сочинение по литературе
Надо сказать, что при написании романа Булгаков пользовался несколькими философскими теориями: на них были основаны некоторые композиционные моменты, а так же мистические эпизоды и эпизоды

«Свет» и «покой» в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита» | Сочинение по литературе
В творчестве каждого писателя есть какое то центральное, основное произведение, воплотившее в себе все его идеи и образы, раскрывшее его душу и сердце. А. С. Пушкин написал «Евгения Онегина», М. Ю.

Размышления о дружбе и любви (по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита») | Сочинение по литературе
(1 вариант) Человек - сложная натура. Он ходит, говорит, питается. И есть еще много, много всего, что он может делать. Человек - совершенное творение природы; она дала ему то, что считала

Мастер и его время в творчестве Булгакова | Сочинение по литературе
Мир фантастических образов и сверхъестественных сил в романе прорыв через тонкую плёнку суетной повседневности, через мелочи текущей современности грозных и неумолимых черт Вечности, истинного, а не

Образа Варенухи Ивана Савельевича | Сочинение по литературе
Варенуха Иван Савельевич — администратор Варьете. Вместе с Римским В. дожидается появления исчезнувшего директора Варьете Лиходеева; они получают от него телеграммы из Ялты и пытаются

Роль главы «Раздвоение Ивана» в понимании идейного смысла романа М А Булгакова «Мастер и Маргарита» | Сочинение по литературе
Роман «Мастер и Маргарита» — последний роман М. А. Булгакова, который он начал писать в 1928 г., а закончил в 1940 г. В своем произведении он поднял вечные темы и вопросы, волновавшие человечество на

Допрос во дворце Ирода Великого | Сочинение по литературе
Роман Мастер и Маргарита, над которым Булгаков работал с конца 20-х годов до самой смерти, принес ему посмертную мировую славу. Булгаков писал свой роман как исторически и психологически достоверную

Трехмирность «Мастера и Маргариты» | Сочинение по литературе
Так, в романе происходит взаимодействие трех миров: человеческого (все люди в романе), библейского (библейские персонажи) и космического (Воланд и его свита). Сравним: по теории «трех миров»

Встреча Афрания с Пилатом. Обсуждение Пилатом и Афранием | Сочинение по литературе
Поздно вечером, после того, как все разошлись с места казни, во дворец к прокуратору пришел начальник тайной полиции Афраний. Прокуратор ждал его и специально приказал готовить ужин к его приходу. С

Коровьев ,Фагот в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита» | Сочинение по литературе
Этот персонаж – старший из подчинённых Воланду демонов, черт и рыцарь, представляющийся москвичам переводчиком при профессоре иностранце и бывшем регентом церковного хора. Фамилия Коровьев

Булгаков М.А.

Булгаков М.А. - Биография

Михаил Булгаков родился 15 мая (3 мая по старому стилю) 1891 года в Киеве, в семье профессора кафедры западных вероисповеданий Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. Семья была многодетная (Михаил — старший сын, у него было еще четыре сестры и два брата) и дружная. Позже М. Булгаков не раз вспомнит о «беспечальной» юности в красивом городе на днепровских кручах, об уюте шумного и теплого родного гнезда на Андреевском спуске, сияющих перспективах будущей вольной и прекрасной жизни.

Бесспорны влияние на будущего писателя сыграла и роль семьи: твердая рука матери Варвары Михайловны, не склонной к сомнениям по поводу того, что есть добро, а что — зло (праздность, уныние, эгоизм), образованность и трудолюбие отца («Моя любовь[en] — зеленая лампа и книги в моем кабинете», — напишет позже Михаил Булгаков, вспоминая допоздна засиживающегося за работой отца). В семье царит безусловный авторитет знания и презрение к невежеству, не отдающему себе в этом отчета.

По данным ЮНЕСКО М.А.Булгаков – один из самых читаемых писателей ХХ века. Сегодня его смело можно назвать великим гением, о чем раньше нельзя было и помыслить. Могучие силы, ему препятствовавшие или стремившиеся погубить, вынуждены были отступить перед его мужественной стойкостью. Сохраняя достоинство мыслящего человека, Булгаков защищал святое для художника право на свой взгляд, свой ум, свое воображение, т.е. право быть самим собой.
За свою короткую жизнь писатель успел выразить себя до конца, до самого дна души, точно под взглядом всевидящего и всезнающего Воланда. Его гениальные произведения «Записки юного врача», «Морфий», «Роковые яйца», «Собачье сердце», «Белая гвардия» и др. принесли автору всемирную посмертную славу. А роман «Мастер и Маргарита» стал поистине культовой книгой, споры и разговоры вокруг которой не прекращаются и по сей день.
Обширный материал, представленный на выставке, дает возможность читателям воссоздать вехи жизни Булгакова на широком историческом фоне эпохи, ее литературной и социальной жизни, а также его творческий облик.