Сочинения по литературе

Сочинение по роману Достоевского «Бедные люди»

Редко кто из русских писателей так блестяще начинал свою литературную деятельность, как Достоевский. Первый его роман «Бедные люди» (1846), восторженно встреченный Некрасовым и Белинским, сразу же выдвинул его в число наиболее видных представителей «натуральной школы». Вместе с тем роман отражал и некоторые существенные изменения, которые происходили в художественной системе этого литературного течения. На смену преимущественно социологическому восприятию действительности приходит стремление сочетать социальный анализ жизни с углубленным психологизмом в изображении человека.

Возникает интерес к неповторимой человеческой индивидуальности, проблема «человек и среда» лишается жесткой детерминированности, герой уже не воспринимается лишь как пассивная жертва обстоятельств. В этом плане «Бедные люди» оказываются в одном ряду с такими романами, как «Обыкновенная история» Гончарова и «Кто виноват?» Герцена.

В первом романе Достоевского содержалась новая концепция темы «маленького человека». Молодой писатель продолжает традиции своего гениального предшественника (повесть Гоголя «Шинель»), но одновременно и полемизирует с ним, подчеркивая не только близость своего героя Макара Девушкина с Башмачкиным, но и черты различия в их характерах и психологии. Башмачкин у Гоголя унижен до такой степени, что он лишается даже элементарных человеческих чувств; все духовное в нем придавлено и растоптано. Девушкин же поднят на более высокий уровень, он уже ощущает свое человеческое достоинство. Достоевский подчеркивает это обстоятельство оригинальным художественным приемом: он заставляет своего героя читать повесть Гоголя «Шинель».

Реакция Башмачкина, на первый взгляд, неожиданна, но в ней есть своя логика: он возмущен, обижен до глубины души. Оказывается, в нем, беспредельно униженном, духовно ограбленном человеке, сохранились все же гордость, уязвленное самолюбие, не допускающее вмешательства в его жизнь, его внутренний мир, который он не желает выставлять на всеобщее обозрение. В отличие от Акакия Акакиевича Макар Девушкин обладает ярко выраженным личностным началом, у него проявляются элементы самосознания, которых гоголевский герой был начисто лишен.

Ранее Макар Алексеевич даже не предполагал, что обладает большим духовным богатством. Любовь к Вареньке Доброселовой помогла ему осознать, что он, оказывается, может быть кому-то нужным и полезным. Происходит чрезвычайно важный процесс «распрямления» человеческой личности. Любовь открыла Девушкину глаза на самого себя, позволила ему осознать себя человеком. Он пишет Вареньке:

* «Я знаю, чем я вам, голубчик вы мой, обязан! Узнав вас, я стал, во-первых, и самого себя лучше знать, и вас стал любить; а до вас, ангельчик мой, я был одинок и как будто спал, а не жил на свете. …а как вы мне явились, то вы всю мою жизнь осветили темную, так что и сердце и душа моя осветились, и я обрел душевный покой и узнал, что и я не хуже других; что только так, не блещу ничем, лоску нет, тону нет, но все-таки я человек, что сердцем и мыслями я человек».

Слова эти звучали как исповедание веры, как формула, объясняющая и раскрывающая основной гуманистический пафос и «натуральной школы», и всего творчества Достоевского. По существу, здесь его герой подходит к отрицанию несправедливости социального устройства общества, считающего его лишь тряпкой, «ветошкой», а не человеком. Так начинается целая эпоха в русской литературе XIX в., связанная с обостренным вниманием к внутреннему миру человека, что закономерно привело к усилению социально-психологического анализа, к резкому обличению устоев самодержавно-крепостнической системы, обрекавшей «маленьких людей» на роль униженных и оскорбленных.

Подчеркнутый интерес к духовной жизни «маленького человека» выражен в форме романа в письмах, чрезвычайно популярного некогда в европейской литературе, но к 40-м годам XIX в. воспринимаемого уже как нечто устаревшее.

Достоевскому же эта форма была необходима, ибо она в наибольшей степени соответствовала его идейному замыслу. В данном случае автор полностью устраняется от повествования, которое передано героям — Макару Девушкину и Вареньке Доброселовой. Это помогает писателю наиболее наглядно и полно раскрыть их внутренний мир. Особенно удачным получился у Достоевского образ Девушкина — робкого и самолюбивого, простодушного и в то же время обнаруживающего претензию на некую сентиментальную «литературность» в стиле своих трогательных писем.

Отходя от сатирической манеры Гоголя, Достоевский усиливает патетические и трагические тона в изображении своих персонажей, обладающих резко выраженной индивидуальностью, внутренне неуравновешенных, бьющихся в поисках выхода из тех конфликтных ситуаций, которые предопределяются «неблагообразием» окружающей действительности. Белинский восторженно встретил «Бедных людей» и назвал их первым в России опытом социального романа.

Ещё Достоевский Ф.М.

Образ Родиона Раскольникова в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» | Сочинение по литературе
Ты сам — свой Бог, ты сам — свой ближний, О, будь же собственным Творцом, Будь бездной верхней, бездной нижней, Своим началом и концом. Д. С. Мережковский В

Почему можно говорить, что Базаров и Раскольников - герои одной эпохи? | Сочинение по литературе
Базаров и Раскольников – персонажи, «принадлежащие» разным писателям и разным книгам. Однако их смело можно назвать «героями одной эпохи». Оба они существуют и действуют в 60-ые годы 19 века.

Сочинение-миниатюра по роману "Преступление и наказание" | Сочинение по литературе
Роман Ф.И. Достоевского " Преступление и наказание" - это произведение, посвящённное истории того, как долго и трудно шла через страдания и ошибки человеческая душа к постижению истины.

Тема греха и покаяния в одном из произведений русской литературы (Ф.М.Достоевский. "Преступление и наказание"). | Сочинение по литературе
Трудно найти другое столь давно и единодушно признанное классическое произведение, оценки которого были бы столь разноречивы и даже противоположны, причем расхождения эти связаны именно с вопросом о

Как в романе развенчивается теория Раскольникова? (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание») | Сочинение по литературе
Сломать что надо, раз и навсегда, да и только; и страдание взять на себя! Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание" “Преступление и

Роль эпилога в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» | Сочинение по литературе
Структура романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» отличается тем, что в произведении есть эпилог. Он не связан непосредственно с основным действием романа, но играет очень важную роль в

Петербург Ф. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»). | Сочинение по литературе
Петербург... Город, к которому в своих произведениях обращались многие писатели — от Ломоносова до поэтов наших дней. “Дух неволи”, отмеченный в Петербурге еще Пушкиным, наложил отпечаток на

«Достоевский – это величайший реалист, измеривший бездны человеческого страдания, безумия и порока, вместе с тем величайший поэт евангельской любви» (Д.С.Мережковский). | Сочинение по литературе
Говоря о Федоре Михайловиче Достоевском, в первую очередь, думаешь о великом философе и чутком психологе. Писатель чувствовал каждый душевный порыв человека, его размышления, восприятие мира.

Мои мысли о романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» | Сочинение по литературе
Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» увидел свет в 1866 году и дал думающим людям повод вновь и вновь обсуждать вопрос, интересовавший человечество многие сотни лет: «Все ли люди

Тема нравственного падения и возрождения человека в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» | Сочинение по литературе
Нравственное падение и возрождение в романе Достоевского «Преступление и наказание» происходит с его главным героем – Родионом Раскольниковым. Я попытаюсь проследить за жизнью Раскольникова и

Достоевский Ф.М.

Достоевский Ф.М. - Биография

Фёдор Михайлович Достоевский – великий русский писатель-реалист, классик мировой литературы, один из самых знаменитых и читаемых русских авторов за рубежом. Достоевский оказал колоссальное влияние на мировую культуру, а некоторые считают его родоначальником целого философского течения XX века – экзистенциализма.