Сочинения по литературе

Тема «маленького человека» в романе «Преступление и наказание»

    Федор Михайлович Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы как гениальный художник, гуманист и демократ, как исследователь человеческих душ. В духовной жизни человека своей эпохи Достоевский увидел отражение глубинных процессов исторического развития общества. С трагической мощью писатель показал, как калечит души людей социальная несправедливость, какой невыносимый гнет и отчаяние испытывает человек, борющийся за гуманное отношение между людьми, страдающий за униженных и оскорбленных.
    Романы Достоевского называют социально-философскими. В столкновении разных идей и убеждений писатель стремится найти ту высшую правду, ту единственную идею, которая может стать общей для всех людей. В самые тяжелые для русского народа годы он продолжал искать пути избавления человека от страданий и бед, которые несет с собой антигуманный строй. Особенно увлекала писателя судьба “маленького человека” в обществе. Над этой темой задумывались Пушкин, Гоголь. Этой мучительной темой пронизан и роман Достоевского “Преступление и наказание”.
    Персонажи Достоевского обычно предстают перед читателем с уже сложившимися убеждениями и выражают определенную идею. Не составляют исключения и герои “Преступления и наказания”. В романе и “маленькие люди” наделены определенной философской идеей. Это люди мыслящие, но задавленные жизнью. Например, Семен Захарыч Мармеладов. Его разговор с Раскольниковым, разговор спившегося чиновника, по существу, монолог Мармеладова. Он стоит на одной идее, идее самоуничтожения. Ему и побои в наслаждение, и на отношение к нему окружающих как к шуту гороховому он приучает себя не обращать внимания, и ночевать он привык где придется. Мармеладов не способен бороться за жизнь, за семью. Ему наплевать на семью, общество, да и на Раскольникова. Награда за все это — встающая картина “страшного суда”, когда Всевышний примет Мармеладова и ему подобных “свиней” в царствие небесное именно за то, что ни единый из них “сам не считал себя достойным сего”. “И всех рассудит и простит, и добрых и злых, и премудрых и смирных... И когда уже кончит над всеми, тогда возглаголет и нам: „Выходите, скажет, и вы! Выходите пьяненькие, выходите слабенькие, выходите соромники!" И мы выйдем все, не стыдясь, и станем. И скажет: „Свиньи вы! образа звериного и печати его; но придите и вы!"... И прострет к нам руце свои и мы припадем...”
    Достоевский описывает безвольного пьянчугу, который довел жену до чахотки, пустил дочь по “желтому билету”, но осуждая его, писатель одновременно взывает к людям.чо люди, возымейте к нему хоть каплю жалости, приглядитесь к нему, так ли уж он плох. Ведь он несчастной женщине с тремя детьми “руку свою предложил, ибо не мог смотреть на такое страдание”; впервые места лишился не по своей вине. Он больше всего мучается от сознания вины перед детьми. Так ли он плох этот “маленький человек”? Можно сказать, что его сделало таким общество, более равнодушное и жестокое, чем он сам в своем пьянстве.
    С супругой Мармеладова Катериной Ивановной Раскольников встречается всего четыре раза. Но все четыре раза он наблюдает ее после сильных душевных потрясений. Сам он не вступал с нею в пространные речи, да и слушал-то вполуха. Но он уловил, что в ее речах звучит возмущение поведением окружающих, крик отчаяния, крик человека, которому некуда больше идти, но внезапно вскипает тщеславие, стремление подняться в собственных глазах, в глазах Раскольникова. Если с Мармеладовым связана идея самоуничтожения, то с Катериной Ивановной связана идея самоутверждения. Мы видим, чем безнадежнее положение, тем безудержнее фантазия. Она рассказывает об истории своей жизни с тщеславным преувеличением, видит себя в мечтах хозяйкой пансиона для благородных девиц. После того как ее выгоняют на улицу, она продолжает рассказывать всем о том, что ее дети с самыми аристократическими связями. А сама заставляет их побирушничать.
    Мы видим, что любая попытка внутренне выстоять в тех условиях, на которые обречены люди, не удается. Не помогает ни самоуничижение, ни самоутверждение, пусть даже с помощью вранья. Человек неизбежно разрушается морально, а затем гибнет физически. Но самоутверждение Катерины Ивановны перекликается с мыслью Раскольникова о праве избранных на особое положение, о власти над всеми людьми. Дело в том, что супруга Мармеладова не избранный человек. Она показана Достоевским пародийно. Путь непомерной гордыни приводит ее на улицу. Она просто тот “маленький человек”, о котором мы говорим сегодня. И мания величия Катерины Ивановны не снижает ее трагизма. Безусловно, писатель говорит о ее судьбе с большой горечью.
    Еще один персонаж романа входит в число “маленьких людей”. Это Петр Петрович Лужин. Этот тип не способен на самоуничижение, на безмерное самоутверждение путем гордыни, он не способен на убийство, он не исповедует никаких демократических идей. Лужин, наоборот, за господство эгоистических отношений, отношений чисто буржуазных, нечеловеческих. Идеи Лужина ведут к медленному убийству людей, к отказу от добра и света в их душе. Раскольников хорошо понимает это: “... правда ль, что вы сказали вашей невесте... в тот самый час, когда от нее согласие получили, что всего больше рады тому... что она нищая... потому что выгоднее брать жену из нищеты, чтоб потом над ней властвовать... и попрекать тем, что она вами облагодетельствована?..”
    Только собственная выгода, карьера, успех в свете волнуют Лужина. Он готов унижаться, унижать, отдавать все и всех за свое благополучие, забирать последнее ради своей выгоды. Но он не будет убивать, он найдет массу способов, трусливых и подлых, чтобы раздавить человека безнаказанно. Во всей полноте это проявляется в сцене поминок. Такой персонаж выведен Достоевским как олицетворение того мира, который ненавистен Раскольникову. Именно лужины толкают на гибель мармеладовых, заставляют идти на панель молодых девушек.
    Тип лужиных, тип подлых и низких “маленьких людей”, которым никогда не будет места ни в одном обществе.
    Федор Михайлович Достоевский создал широкое полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя, пристально вглядываясь в душу так называемого “маленького человека”. Он открыл в нем не только страдания, но и подлость, трусость и жажду наживы, как у господина Лужина. Он открыл в нем безнадежность и самоуничтожение, как у Мармеладова, и безмерную пагубную гордыню, как у Катерины Ивановны.
    Миропонимание Достоевского основывается на одной непреходящей фундаментальной ценности — на любви к человеку, на признании духовности человека. И все искания писателя направлены на создание лучших, достойных звания человека условий жизни.

Ещё Достоевский Ф.М.

Истоки творчества Ф.М.Достоевского | Сочинение по литературе
Сначала была Голгофа. Он стоял на эшафоте, ослепленный после томительных месяцев угрюмой одиночки серостью зачинающегося петербургского утра 22 декабря 1849 года. Самого обычного для всех и

Идея Раскольникова и ее крушение | Сочинение по литературе
"Преступление и наказание" принадлежит к числу величайших творений Ф.М. Достоевского, оказавших громадное влияние на последующую мировую литературу. Это социальный, психологический,

Образ князя Мышкина | Сочинение по литературе
(По роману Ф.М. Достоевского “Идиот”) “По глубине замысла, по ширине задач нравственного мира, разрабатываемых Достоевским, этот писатель стоит у нас совершенно особняком. Он не только

Достоевский «Преступление и наказание» (обзор) | Сочинение по литературе
Вторую половину XIX века по праву называют «расцветом» русской прозы, временем становления русской классической литературы. Все, что происходило в сфере литературы того времени, отражало особенности

История Вари в повести Ф. М. Достоевского «Бедные люди» | Сочинение по литературе
Повесть «Бедные люди» - первое крупное произведение Ф.М. Достоевского. Оно имеет необычную композицию – состоит из писем героев: бедного чиновника Макара Девушкина и его дальней родственницы

Случайности на пути Раскольникова к убийству (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"). | Сочинение по литературе
В романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский достигает вершины своего таланта. Он с величайшим мастерством изображает перед читателями душевный мир запутавшегося в своих мыслях и сомнениях

Автор и герой в романе Ф. М. Достоевского | Сочинение по литературе
“Человек есть тайна”, - писал Ф. М. Достоевский, и именно эту тайну героя он раскрывает в своем психологическом романе “Преступление и наказание”. Рассуждая на заданную тему, хотелось бы

Средства художественного изображения внутреннего мира человека в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (Особенности психологизма) | Сочинение по литературе
Социально-философский роман “Преступление и наказание” был написан в 1866 году. Достоевский воспроизводит картину жизни в России середины XIX века, когда страна переживала мощные социальные сдвиги и

Первая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем (анализ эпизода из главы 5, части 3 романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание») | Сочинение по литературе
В своем романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский настолько мастерски выписал внутреннее состояние «загнанного в угол» Раскольникова, что писателя самого всерьёз подозревали в убийстве.

Тема гордости и смирения в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» | Сочинение по литературе
Произведения Ф.М. Достоевского поражают читателя глубиной мысли, психологизмом, ярко выраженными нравственными идеалами. Одним из величайших произведений автора по праву считается роман

Достоевский Ф.М.

Достоевский Ф.М. - Биография

Фёдор Михайлович Достоевский – великий русский писатель-реалист, классик мировой литературы, один из самых знаменитых и читаемых русских авторов за рубежом. Достоевский оказал колоссальное влияние на мировую культуру, а некоторые считают его родоначальником целого философского течения XX века – экзистенциализма.