Философские искания в произведениях Ф. М. Достоевского
Очень часто Ф. Достоевского называют психологом. Но сам писатель отказывался от подобного титула. В своей записной книжке он писал: «Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, т.е. изображаю все глубины души человеческой». Задачу настоящего писателя-реалиста Ф. Достоевский видел в том, чтобы исследовать человеческую душу до самых потаенных глубин, до самого дна. Возможно, при этом он надеялся, что душа человеческая — не бездонная пропасть, что на каком-нибудь из ее уровней есть некая твердь, основа, хоть какая-то точка опоры. Обнаружить эту точку опоры и стремился писатель-реалист Ф. Достоевский: «Моя задача — при полном реализме найти в человеке человека». И на этом пути он проявил себя как истинный философ и неповторимый мыслитель. Никому из русских писателей, кроме Ф. Достоевского, не удалось, так сказать, пережить смерть и воскресение. Находясь под следствием по делу петрашевцев, он был выведен на Семеновский плац для казни и умер для прежнего мировоззрения (западнического, атеистически-социалистического, изложенного в романе «Бедные люди»), побывал на каторге (в «Мертвом доме») и воскрес в ином облике. И благодаря этим событиям творчество Ф. Достоевского приобрело уникальность, стало мировым феноменом. Как отмечает Г. Гачев, писатель «принес новый завет и скрижали — с того света. Потому все в нем — сверх: и человек, и требования его к себе и миру и любви». Л. Толстой, также искавший внутреннюю точку опоры, нашел ее в человеческой совести. А вот жить по чужой совести, даже Христовой, — это значит обманывать себя. Не так думает Ф. Достоевский. Согласно традиционным взглядам, настоящий христианин должен жить по воле Христа. Поступать так, как «Христос велел», — выше и правильнее. Так ты становишься ближе к Богу. Размышляя о манере русских богомольцев просить милостыню «ради Христа», философ К. Леонтьев пишет: «Это ради Христа очень важно. — “Дайте не потому, что вы добры и великодушны”. — Это все личная гордость; дайте потому, что Христос велел давать просящим». Ф. Достоевский придерживается тех же убеждений. Он считает, что жить следует по совести Христа, потому что на свою собственную совесть человеку надеяться не приходится: «Совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного. Недостаточно определять нравственность верностью своим убеждениям. Надо еще беспрерывно возбуждать в себе вопрос: верны ли мои убеждения? Проверка же одна — Христос». Ту же идею писатель воплощает в художественных образах своих произведений. А вот в совесть как в реальность человеческой души он не верит. Он все глубже проникает в эту загадочную душу и пытается на атомно-молекулярном уровне исследовать ее вещество. И вдруг в какой-то момент он обнаруживает, что дальше ничего нет, что дальше — пустота. В «Записках из подполья» писатель устами одного из героев высказывает следующую мысль: «…На деле мне надо, знаешь чего: чтоб вы провалились, вот чего! Мне надо спокойствия. Да я за то, чтоб меня не беспокоили, весь свет сейчас за копейку продам. Свету ли провалиться, или вот мне чаю не пить? Я скажу, что свету провалиться, а чтоб мне чай всегда пить». В точности, как у Н. Гоголя в «Мертвых душах» о Гоге-Магоге: «Дайте ему нож и выпустите на большую дорогу, — зарежет, за копейку зарежет». Крайнее потребительское отношение к миру раскрывается и в образе капитана Лебядкина из романа «Бесы», который в категоричном тоне провозглашает: «Плюй на все и торжествуй!»; «Брачных и законных наслаждений желаю!». В результате своих поисков Ф. Достоевский делает открытие, удивившее и поразившее писателя: самую суть человеческой души составляет даже не зло, а нечто во много раз более ужасное — полное равнодушие к добру и злу. Человеческий тип, открытый и описанный Ф. Достоевским, вступил в XX век, совершил несколько революций и зашагал вперед, покоряя пространство и время. Не потому ли сегодня мы видим вокруг себя столько жестокости, примеров морального падения, духовной глухоты и немоты? Не потому ли и жизнь человеческая — самый драгоценный божественный дар — ценится у нас в копейку? Так было, так есть и так, к огромному сожалению, будет до тех пор, пока мы не поведем решительную борьбу с мировым злом — равнодушием.
Романы Достоевского - летопись страданий человеческих | Сочинение по литературе
Чем сильнее поэтический талант автора, тем большее количество людей и тем глубже заставляет он чувствовать и любить, что сам чувствует и любит. Чем выше идеал, тем выше поэт и симпатичнее его
Краткая хроника жизни и творчества Достоевского | Сочинение по литературе
В Москве, на улице Новая Божедомка (ныне: ул. Достоевского, д. 2), родился Федор Михайлович Достоевский. Отец - Михаил Андреевич, врач; мать - Мария Федоровна, урожденная Нечаева.
Любовь и бессмертие в произведениях Достоевского | Сочинение по литературе
Есть две заповеди. В них смысл христианства:»возлюби Господа Бога» и «возлюби ближнего своего как самого себя» (Марк, 12:30 - 31). Исполнение этих заповедей называют верой действенной. Верить в
Интересные подробности жизни и творчества Достоевского | Сочинение по литературе
Первой книгой, которую будущий писатель прочел в детские годы, стал сборник «Сто четыре священные истории Ветхого и Нового завета». На каторге Достоевского лишили права не только
Музей квартира Достоевского | Сочинение по литературе
Мемориальный музей-квартира Ф. М. Достоевского в Петербурге, на углу Кузнечного переулка и улицы Достоевского, рассказывает о двух последних годах жизни писателя (точнее, о
Отношение к детям для Достоевского | Сочинение по литературе
По мнению Достоевского, известному нам еще из записей 60-х годов («Маша лежит на столе...», «Социализм и христианство»), в сознании цивилизованного человека существует
Описание Петербурга в произведениях Достоевского | Сочинение по литературе
Несколько слов об «идеологии» пространства Петербурга. Это один из примеров. Не случайно, сознаваясь Соне в своем преступлении, Раскольников говорит, что хотел проверить, сможет ли
По произведениям Достоевского | Сочинение по литературе
Наиболее четко данное высказывание характеризуют произведения Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и «Идиот». Герои романов великого русского классика, тонкого знатока людских душ
Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования Ф М Достоевский По одному из произведений русской литературы XIX века | Сочинение по литературе
Что лучше — истина или сострадание?" Человек — вот правда! Надо уважать человека! М. Горький Вряд ли кто-то станет спорить, что Горький — гуманист и великий писатель, прошедший большую школу
Почему я выбрала Достоевского и Лескова | Сочинение по литературе
Наверное, из-за их сложной и трагической судьбы. Они стояли особняком в русской литературе, оставаясь не вполне понятыми и оцененными. За ними долго сохранялась слава реакционных писателей. В юности
Достоевский Ф.М. - Биография
Фёдор Михайлович Достоевский – великий русский писатель-реалист, классик мировой литературы, один из самых знаменитых и читаемых русских авторов за рубежом. Достоевский оказал колоссальное влияние на мировую культуру, а некоторые считают его родоначальником целого философского течения XX века – экзистенциализма.