Вопросы и Ответы

Какова биография фламандского живописца П.П. Рубенса

0

Питер Пауль Рубенс — это талантливый южнонидерландский (фламандский) живописец, как никто другой воплотивший подвижность, безудержную жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко. Творчество П.П. Рубенса — органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями венецианской школы. Хотя на всю Европу гремела слава его масштабных работ на мифологические и религиозные темы, П.П. Рубенс был также виртуозным мастером портрета и пейзажа.

Питер Пауль Рубенс родился в 1577 году в Зигене (Германия), в семье юриста, эмигранта из Фландрии. Его отец, Ян Рубенс, бывший в эпоху правления герцога Альбы старшиной города Антверпена, за свою приверженность идеям Реформации попал в опальные списки и был вынужден бежать за границу.

Сначала он поселился в Кёльне, где вступил в близкие отношения с Анной Саксонской, супругой Вильгельма Молчаливого. Эти отношения вскоре перешли в любовную связь и нежелательную беременность, которая оказалась достоянием общественности. Яна Рубенса посадили в тюрьму, откуда он был выпущен только после долгих просьб и жалоб своей жены, Марии Пейпелинкс и отправлен в ссылку. Местом ссылки ему был назначен небольшой городок Нассауского герцогства, Зиген, в котором он и прожил со своей семьёй с 1573 по 1578 год, и где, вероятно, 28 июня 1577 года, родился будущий великий живописец.

Это было тяжелое время, время острых столкновений, в ходе которых человеческий дух и интеллект добивались больших успехов, но оно также известно своей алчностью, нетерпимостью и беспримерной жестокостью. В те годы, когда жил П.П. Рубенс, такие ученые, как Галилео Галилей, Иоганн Кеплер и Уильям Гарвей, изменили своими трудами представление человека об окружающем мире и о вселенной, а математик и философ Рене Декарт полагался на силу разума человека, что оказало глубокое воздействие на его мышление. Такие католические святые, как Франциск Сальский и Тереза Авильская, посвятили всю свою жизнь возрождению духовной силы христианства.

Детство Петера Рубенса протекло сначала в Зигене, а потом в Кельне, и лишь в 1587 году, после смерти Яна Pубенса, его семья получила возможность возвратиться на родину, в Антверпен. Общее образование Рубенс получил в Иезуитском коллегии, после чего служил пажом у графини Лалэнг.

Занятиям живописью П.П. Рубенс стал предаваться очень рано. Его учителями по ее части были Тобиас Вергагт, Адам ван Ноорт и Отто ван Вэн, работавшие под влиянием итальянского Возрождения и сумевшие, особенно последний, вселить в молодом художнике любовь ко всему античному. В 1598 году П.П. Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию святого Луки, а в 1600 году, по установившемуся издавна обычаю нидерландских живописцев, отправился оканчивать свое художественное образование в Италию.

В 1601 году он состоял при дворе мантуанского герцога Винченцо Гонзаги, у которого и оставался на службе в течение всего своего пребывания в Италии. По поручению герцога, он посетил Рим и изучал там итальянских мастеров, после чего, прожив некоторое время в Мантуе, был послан с дипломатическим поручением в Испанию.

Судя по копиям, сделанным Рубенсом с картин Тициана, Тинторетто, Корреджо, Леонардо да Винчи и др., можно предполагать, что в эту пору он побывал во всех наиболее важных художественных центрах Италии, с целью изучения произведений итальянской живописи эпохи Возрождения.

Во время пребывания в Мантуе (мантуанский период) П.П. Рубенс курировал местную картинную галерею, пополняя её портретами придворных красавиц, и выполнил три крупных холста на религиозные темы для иезуитской церкви в Мантуе. Слава о нём перешагнула скоро пределы Мантуанского герцогства: иезуиты попросили его написать полотно на сюжет «Обрезания» для церкви Сант-Амброджио в Генуе.

Римский период. В 1605 году брат П.П. Рубенса, будучи учеником гуманиста Липсия, занял место библиотекаря при ватиканском кардинале Асканио Колонна и пригласил молодого художника в Рим. После двух лет изучения классических древностей в компании брата П.П. Рубенс (летом 1607 года) был вызван для исполнения портретов генуэзской аристократии на Ривьеру. Там он свёл знакомство с Якопо Серра, генуэзским банкиром, кредитовавшим папу римского. Благодаря его помощи П.П. Рубенс получил завидный заказ на алтарь для церкви Санта-Мария-ин-Валичелла в Риме. Одновременно он работал над алтарём для монастыря ораторианского ордена в Фермо. Появление заказов на работу в Риме, который тогда был меккой для всех европейских художников, позволило П.П. Рубенсу разорвать свои обязательства по отношению к провинциальному мантуанскому двору.

В октябре 1608 года он получил письмо от брата из Антверпена о том, что их мать находится на смертном одре. Он поспешил на север, но уже не застал её в живых. Возвращение в Антверпен (антвепенский период) молодого, но уже известного в Италии художника заставило искать его услуг многих состоятельных бюргеров, клерикальные круги и наместников испанских Габсбургов. К брюссельскому двору последних П.П. Рубенс оказался привязан «золотыми оковами». Положенное ему жалование было таково, что он смог открыть просторную мастерскую, нанять множество подмастерий и выстроить один из лучших особняков Антверпена (ближе всего напоминающий генуэзские палаццо), который с годами наполнился картинами, статуями и предметами декоративно-прикладного и ювелирного искусства, представлявшими лучшее в искусстве Италии.

Чрез небольшой промежуток времени он достиг славы величайшего живописца своей эпохи; уже в 1610 и 1611 годах им были исполнены две мастерские работы: «Воздвижение Креста» и «Снятие со Креста» (обе в антверпенском соборе).

В октябре 1609 года П.П. Рубенс сочетался браком с Изабеллой Брант, дочерью известного гуманиста Яна Бранта. В последующее десятилетие П.П. Рубенс достиг в Европе славы, с которой из художников предыдущих эпох мог сравниться только Тициан. Зиждилась она как на религиозных полотнах, для которых он выбирал самые драматичные эпизоды библейской истории («Страшный суд» из Старой пинакотеки и «Распятие» из Брюссельского музея изящных искусств), так и на брызжущих безудержной энергией, сочных по палитре, бесстыдных по эротизму сценах из античной мифологии (в Старой пинакотеке — «Битва греков с амазонками» и «Похищение дочерей Левкиппа»). Многочисленность подписанных П.П. Рубенсом работ (которые исчисляются тысячами) свидетельствует о том, насколько большую помощь художнику оказывали его ученики, среди которых— такие виртуозы, как Якоб Йорданс и Франс Снейдерс.

В 1620 годы произведения мастерской П.П. Рубенса наводнили не только Испанские Нидерланды, но и всю Европу. Можно предположить, что для холстов большого размера сам мастер выполнял только первоначальный эскиз композиции и наносил краски на те участки, которые требовали особой проработки. Зачастую он представлял клиентам миниатюрный гризайльный эскиз будущего холста и, получив их одобрение, доверял его исполнение подмастерьям.

В эти же 1620 годы П.П. Рубенс создает цикл картин, заказанных французской королевой Марией Медичи и предназначенных для украшения Люксембургского дворца («История Марии Медичи»), пишет парадные аристократические портреты («Портрет Марии Медичи»), исполняет ряд интимно-лирических портретов («Портрет камеристки инфанты Изабеллы»), создает композиции на библейские темы («Поклонение волхвов»). Над исполнением заказа для Медичи П.П. Рубенс работал в Антверпене два года. В 1625 году в его присутствии 24 полотна (21 картина из жизни королевы плюс 3 портрета) были вывешены в Люксембургском дворце (впоследствии перенесены в Лувр). Он получил заказ на такую же серию из жизни её супруга Генриха IV, но этот проект так и остался неосуществлённым.

В 1621 года фламандская регентша Изабелла Испанская сделала П.П. Рубенса своим советником по вопросу продления перемирия с Голландской республикой. С этого времени фламандский живописец, который отличался обходительностью, был начитан, знал шесть языков и состоял в переписке со многими коронованными особами (его называли «королём художников и художником королей»), становится ценным приобретением для дипломатии испанских Габсбургов.

В 1628 году король Филипп IV пригласил П.П. Рубенса в Мадрид, где тот получил возможность лицезреть богатейшее собрание произведений своего кумира, Тициана, а также копировать их. В 1629 году ему было поручено отправиться в Лондон для проведения мирных переговоров с Карлом I, что и было исполнено с блеском. Во время пребывания в английской столице П.П. Рубенс покрыл потолок выстроенного Иниго Джонсом зала банкетов Уайтхолльского дворца аллегориями из жизни отца монарха, Якова I. За эти заслуги король возвёл художника в рыцари, а Кембриджский университет произвёл его в почётные доктора.

Во время своих странствий Рубенс овдовел. По возвращении в родной Антверпен в 1630 году он взял в жёны 16-летнюю дочь друга, Елену Фурман. В последнее десятилетие жизни она становится излюбленным предметом его портретов, среди которых выделяется своей игривостью «Шубка» (1638, Музей истории искусств). Можно узнать её черты в «Саду любви» (1634), в «Трёх грациях» (1638) и в «Суде Париса» (1639). Разочаровавшись в придворной карьере и дипломатической деятельности, он целиком отдается творчеству. Мастерство позднего Рубенса с блеском проявляется в сравнительно небольших, собственноручно исполненных произведениях. Образ молодой жены становится лейтмотивом его творчества. Идеал белокурой красавицы с пышным чувственным телом и красивым разрезом больших блестящих глаз сложился в произведениях мастера задолго до того, как Елена вошла в его жизнь, превратившись, наконец, в зримое воплощение этого идеала.

Гораздо чаще, чем раньше, позднего П.П. Рубенса влекут пейзажи. Такие брейгелевские пейзажи, как «Пейзаж с радугой» (1636) и «Замок Стен» (1637), обязаны своим появлением приобретению П.П. Рубенсом в 1635 году брабантского поместья Элевейт неподалёку от Мехелена. Средства на покупку доставил полученный от испанского короля заказ на 120 иллюстраций к текстам классических авторов, преимущественно Овидия.

Жизнь в сельской местности приблизила П.П. Рубенса не только к природе, но и крестьянам. В таких вещах, как «Кермеса» (1638), он пытается превзойти Брейгеля в изображении разудалой стихии народного праздника, но работать ему с каждым годом становилось всё труднее из-за прогрессирующей подагры. В 1640 году П.П. Рубенса не стало, смерть застигла великого мастера еще в полной силе его таланта в Антверпене (Бельгия). В его антверпенском доме после реставрации был открыт (в 1947 году) музей.

YouTube

 Изменить 

Ещё Какова био

Какова биография Пьера (Петра) Абеляра (Абелара) | Вопрос и Ответ
Пьер Абеляр (фр. Pierre Abailard / Abelard, лат. Petrus Abaelardus, устар. рус. пер. Пётр Абелар; 1079 — 21 апреля 1142) — французский философ, богослов и поэт, самый значительный

Какова биография Шота Руставели | Вопрос и Ответ
Шота Руставели (1172—1216) — грузинский государственный деятель и поэт XII века, автор хрестоматийной эпической поэмы Витязь в тигровой шкуре (вариант перевода — Витязь в

Какова биография Салтыковой Дарьи Николаевны (Салтычихи) | Вопрос и Ответ
Дарья Николаевна Салтыкова по прозвищу Салтычиха (в девичестве — Иванова; 11 (22) марта 1730 — 27 ноября (9 декабря) 1801) — русская помещица, вошедшая в историю как изощрённая

Какова биография группы «Психея» | Вопрос и Ответ
«Психея» — российская рок-группа, играющая в жанре альтернативного метала. Сами участники коллектива называют свой стиль «киберкор» или, после выхода последнего

Какова биография Георга Фридриха Генделя | Вопрос и Ответ
Георг Фридрих Гендель (нем. Georg Friedrich Händel, англ. George Frideric Handel; 1685—1759) — великий немецкий композитор, представитель стиля барокко. Прожил большую часть жизни

Какова биография Леонардо да Винчи | Вопрос и Ответ
Леонардо (Лионардо) да Винчи (1452-1519) - живописец, скульптор, архитектор, инженер, ученый. Родился 15 апреля 1452 г. в городе Винчи, близ Флоренции, незаконный сын местного нотариуса сера Пьера

Какова биография Грибоедова Александра Сергеевича | Вопрос и Ответ
Александр Сергеевич Грибоедов (4 (15) января 1790 или 1795 г., Москва — 30 января (11 февраля) 1829 г., Тегеран) — русский драматург, поэт и дипломат, композитор (сохранилось два

Какова биография писателя-фантаста Рэя Брэдбери | Вопрос и Ответ
Американский писатель-фантаст Рэй Брэдбери (полное имя Рэймонд Дуглас Брэдбери, Raymond Douglas «Ray» Bradbury) родился 22 августа 1920 года в городе Уокиган, штат Иллинойс. Умер 6

Какова биография Альберта Эйнштейна | Вопрос и Ответ
Альберт Эйнштейн — немецкий физик, создатель теории относительности и один из создателей квантовой теории и статистической физики. Родился Эйнштейн 14 марта 1879 г. в Ульме в семье

Какова биография телеведущей Эвелины Хромченко | Вопрос и Ответ
Эвелина Леонидовна Хромченко — журналист, телеведущая и писательница. В настоящий момент — международный редакционный директор Les Editions Jalou Paris, отвечает за содержание и связи

Фото Культура и искусство

 Изменить 
Какова биография телеведущей Эвелины Хромченко