Гобелен (фр. gobelin), или шпалера, — один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей.
До XVIII века для основы в гобеленах использовалась шерсть — самый доступный и лёгкий в обработке материал, чаще всего это овечья шерсть. Главное требование, предъявляемое к материалу основы, — прочность. В XIX веке основу для шпалер иногда делали из шёлка. Хлопчатобумажная основа значительно облегчает вес изделия, она прочна, в большей степени устойчива к неблагоприятным воздействиям внешней среды.
Нити утка были также шерстяными: шерсть хорошо поддаётся окраске и позволяет добиться широкого диапазона в оттенках. От утка не требуется такой прочности, как у основы, поэтому для него использовалась более тонкая нить. Главные качества утка — эластичность, мягкость. Копты использовали в ткачестве шерсть и лён, шерсть и хлопок были основными материалами для ковров на мусульманском Востоке. В доколумбовой Америке хлопок использовался для основы, и там, где нужно было выткать участки белого цвета, для утка применялась шерсть ламы, гуанако, викуньи, иногда человеческие волосы. В Европе шерсть могла комбинироваться со льном, шёлком (им выполнялись светлые места рисунка), хлопком, конским волосом, гарусом. Блестящие нити шёлка и гаруса оттеняли матовую шерсть, разнообразили фактуру шпалеры. Тонкими нитями выполнялись мелкие детали. Ткачи из Арраса в XV веке положили начало использованию в европейских шпалерах золотых и серебряных нитей.
В шпалерном ткачестве плотность ковра определяется количеством нитей основы на 1 см. Чем выше плотность, тем больше возможностей у ткача выполнить мелкие детали, и тем медленнее продвигается работа. В средневековой европейской шпалере насчитывается около 5 нитей основы на 1 см. Изделия брюссельских мануфактур XVI века имели такую же небольшую плотность (5—6 нитей), однако местным ткачам удавалась передача сложных нюансов изображения. Со временем шпалера всё более приближается к живописи, её плотность увеличивается. На мануфактуре гобеленов плотность шпалер составляла 6—7 нитей на 1 см в XVII веке, а в XVIII веке — уже 7—8. В XIX веке плотность изделий мануфактуры Бове достигла 10—16 нитей. Такая шпалера по сути стала всего лишь подражанием станковой живописи. Одним из средств возвращения шпалере декоративности Жан Люрса считал уменьшение её плотности. В XX веке французские мануфактуры вернулись к плотности шпалер в 5 нитей. В современном ручном ткачестве плотность принята в 1—2 нити на см, плотность свыше 3 нитей считается высокой.
Самым ранним и простейшим устройством для работы ткача была рама с натянутыми нитями основы. Основу можно крепить, натягивая на гвозди, вбитые в раму, либо используя раму с равномерно размещёнными по верхнему и нижнему краям пропилами, либо простым навиванием нити на раму. Однако последний способ не очень удобен, так как в процессе ткачества нити основы могут смещаться. Для создания первого зева (пространства между плоскостями нечётных и чётных нитей) нити основы делятся проборной планкой, в роли которой может выступать гладко оструганная палочка. Уточная нить прокидывается с помощью челнока (но можно обойтись и обычным моточком ниток) и после нескольких прокидок прибивается колотушкой или пальцами рук. Чтобы выполнить обратную прокидку, ткач перебирает нити основы, создавая второй зев. Для выполнения ворсовых узлов используется нож-крючок.
В середине XX века мастера по текстилю снова обратились к простейшему устройству ткача — раме с натянутыми нитями основы, а несколько позднее, в поисках новых путей развития искусства шпалерного ткачества, некоторые из художников отказались не только от ткацкого станка, но и от традиционных материалов.
Материалы и инструменты для изготовления гобелена самостоятельно:
Изготовление гобеленов на нетканой основе.
На войлок, дешевый драп, сукно или дешевые нетканые материалы наклеиваете из подобных же тканей, только разного цвета, основу сюжета рисунка. Например, на войлок размером 1,5 х 1 м наклеиваете вырезанные из драпа другого цвета солнце, домик и нечто, напоминающее лесной массив. Затем распускаете синтетический шнур и делаете из него подобие деревьев и веток, накладываете на лесной массив, а часть веток — на передний план. Затем из синтетических ниток разного цвета делаете облака и накладываете вблизи солнца. Чтобы окончательно придать изделию товарный вид, остается только раскидать по всему куску войлока разноцветные синтетические нитки, местами бесформенные кусочки прочих материалов, а также кусочки веревок и шнуров. Для удобства все это желательно закрепить вручную ниткой и иглой.
Начинаете делать швы по всей длине войлока, расстояние между ними 2-5 мм. Нижнюю шпульку с нитками не вставляете в машину. Таким образом, у вас получается шов только с одной верхней ниткой, но этого вполне достаточно, чтобы закрепить рисунок. В зависимости от рисунка бобину можно менять на другой цвет. По окончании работы в войлоке с трех сторон пробиваете отверстия диаметров 10 мм и в них вставляете разноцветные кисточки из простых ниток. Остается только прикрепить перекладину со шнуром, и гобелен готов.
Технология изготовления современного гобелена ручной работы:
Какова технология изготовления крема для «Киевского торта» | Вопрос и Ответ
Киевский торт — продукция, рецептура и технология которого была разработана в 1965 году на Киевской кондитерской фабрике имени Карла Маркса (ныне Киевская кондитерская фабрика Roshen).
Какова технология выращивания рассады петунии | Вопрос и Ответ
Если есть возможность подсвечивать сеянцы, то посев семян петунии на рассаду можно осуществить в феврале. Но обычно семена сеют во второй половине марта, и сеять нужно большее количество семян,
Какова технология приготовления кукурузной муки в домашних условиях | Вопрос и Ответ
В домашних условиях муку можно приготовить из риса, гречки, овсянки, кукурузы, а также из других доступных круп, применив простой и доступный универсальный способ. Технология
Какова технология приготовления рисовой муки в домашних условиях | Вопрос и Ответ
В домашних условиях муку можно приготовить из риса, гречки, овсянки, кукурузы, а также из других доступных круп, применив простой и доступный универсальный способ. Технология
Какова технология приготовления рагу | Вопрос и Ответ
Рагу (фр. ragoût; от фр. ragoûter — возбуждать аппетит) — блюдо из небольших кусочков вначале обжаренного, а затем тушёного мяса, рыбы, птицы, дичи, овощей или грибов,
Какова технология украшения «Киевского торта» | Вопрос и Ответ
Киевский торт — продукция, рецептура и технология которого была разработана в 1965 году на Киевской кондитерской фабрике имени Карла Маркса (ныне Киевская кондитерская фабрика Roshen).
Какова технология приготовления миндального молока для ребенка | Вопрос и Ответ
Технология приготовления миндального молока 125 г очищенного от скорлупы и внутренней кожицы миндаля замачивают в холодной воде на 12 часов. Затем размалывают до гомогенной массы,
Какова технология приготовления роллов с творожно-фруктовой начинкой | Вопрос и Ответ
Сладкие роллы, вот что может стать оригинальным десертом на праздничном столе. Японские десерты, а именно сладкие суши, могут быть самыми разнообразными. Вот один из весьма оригинальных и
Какова технология создания имиджа | Вопрос и Ответ
Имидж (от англ. image — «образ», «изображение», «отражение», «идол») — искусственный образ, формируемый в общественном или
Какова технология приготовления овсяной муки в домашних условиях | Вопрос и Ответ
В домашних условиях муку можно приготовить из риса, гречки, овсянки, кукурузы, а также из других доступных круп, применив простой и доступный универсальный способ. Технология