Вопросы и Ответы

Кто такие исихасты

1

Исихáзм (от греч. hesychia — покой, безмолвие, отрешенность) — это мистическое направление в Православии; особого рода практика монахов (исихастов) и мирян, в которой применяется безмолвная молитва ради созерцания Божественного («Фаворского») света; считается, что этот свет исходил от Христа при Его Преображении на горе Фавор).

В основе философии исихазма лежит представление о том, что можно созерцать непознаваемое (Бога) посредством божественных энергий. Можно сказать, что исихазм — это практика богосозерцания путём молитвенного самоуглубления. Речь не идёт о буквальном, физическом созерцании, а о духовном, «внутреннем» узрении. Согласно Новому завету, «Бога не видел никто никогда» (Ин. 1:18). Однако исихасты утверждают, что энергии Божии пронзают мир, и поэтому можно узреть «нетварное» (несотворённое) и невещественное излучение Бога. Смысл исихазма заключается во внутреннем сосредоточении и духовном перемещении «ума» в «сердце». Ключевым текстом из Священного Писания считаются особым образом интерпретированные слова Иисуса Христа «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21). Наряду с эстетическим восприятием Бога как неземного сияния и несказанной красоты, исихазм обещал верующему духовное и физическое совершенство. В результате «обожения» душа человека (и он сам) соединяется с божественными энергиями.

Значительная часть идей исихазма восходит к трудам отцов Церкви христианского Востока, описывавших мистические монашеские практики (Макарий Египетский, Евагрий, Иоанн Лествичник, Симеон Новый Богослов и др.). На возникновение концепции исихазма повлияло и иконоборческое движение (борьба против иконопочитания) VIII–IX вв. Во-первых, иконоборцы способствовали тому, что византийское искусство обогатило свой изобразительный ряд символической напряженностью, поскольку наиболее верным «изображением» Христа они считали хлеб и вино Причастия. Во-вторых, иконоборцы предлагали верующим развивать собственное воображение, создавая внутренний образ Бога. И, наконец, еще более значительные последствия имела идея иконоборцев о том, что самому верующему нужно уподобляться Христу, пробуждая в себе добродетели как одушевленные образы.Основоположниками исихазма как целостного учения стали жившие в XIII–XIV веках в Византии преп. Григорий Синаит и св. Григорий Палама, обобщившие исподволь развивавшиеся идеи. Григорий Синаит оставил несколько сочинений об «умной молитве». Основной труд Григория Паламы — «Триады в защиту священнобезмолвствующих». По словам Паламы, исихаст — это человек, «старающийся заключить в своём теле бестелесное».

Исихастам противостояли варлаамиты — последователи итальянского грека Варлаама (1290–1348), который пытался направить православное богословие в русло, сближающее его с западной схоластикой. Он подверг критике мистическое крыло восточного богословия. Если исихасты верили, что Бог присутствует в мире как благодать и несотворенный невидимый свет, то Варлаам истолковывал благодать как нечто сотворенное и отдельное от Бога. По его мнению, православные монахи отождествляют Бога и материальные вещи. Противостояние исихастов и варлаамитов отразилось также в том, какие требования они предъявляли к верховной власти, к идеалу императора. Если исихасты основные доблести императора отождествляли с нравственными добродетелями (Кавасила), то варлаамиты подчеркивали образованность василевса, его мудрость (Дмитрий Кидонис). Но и те, и другие отстаивали монархию как идеальную форму правления. На Константинопольском соборе 1341 г. учение Григория Паламы было официально одобрено; Варлаам вскоре уехал из Византии и принял католичество. Позиции Паламы и его сторонников были подтверждены на Константинопольских соборах 1347 и 1351 гг. На последнем присутствовали представители всех православных церквей, поэтому он рассматривался православными как Вселенский; этот собор издал томос, одобривший все воззрения Паламы. Исихазм таким образом был признан официальным учением Православия. Палама умер в Фессалониках в 1359 г. и через 9 лет был канонизирован патриархом Константинопольским Филофеем, своим другом и учеником. Основной оппонент исихазма в 1347–1351 гг., Никифор Григора, отказавшийся признавать учение исихастов, фактически был заточен в монастырь. В основе практики исихазма лежит «умнóе делание» (то есть деятельность ума), которое заключается в постоянном чтении про себя или вслух покаянной, чаще всего т.н. «Иисусовой молитвы»: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Монахи молятся этой молитвой про себя постоянно. Миряне-исихасты также постоянно творят в повседневной жизни беззвучную молитву. Утилитарный смысл мистических практик исихастов трудно объясним. С точки зрения психологии, они приводят человека в состояние умиротворения. Многие исихасты говорят о возможности общения с «ангельскими материями». Известны истории о чудесных способностях исихастов, большая часть которых связана с афонским монашеством. Иногда исихазм сравнивают с восточными эзотерическими практиками, однако в исихазме техники контроля дыхания, положение головы или поза тела не играют существенной роли.Из Византии исихазм распространился на Русь (Нил Сорский, Сергий Радонежский и др.) и во многом повлиял на духовный подъём XIV–XV веков. Сергий Радонежский, «божественные сладости безмолвия вкусив», подчинил его влиянию новое религиозное сознание. Из Троице-Сергиевой лавры вышли и Андрей Рублев с его безмолвной беседой ипостасей божественного существа (Троицей), и наиболее яркий представитель нового литературного стиля Епифаний Премудрый. Русская народная религиозность также нашла в исихазме приемлемый вариант христианского мировоззрения. Деятельная активность оказывается практическим результатом сосредоточенного собирания сил. Религиозная общность Руси и Византии породила огромный поток переводов византийской литературы, что послужило источником и для новых выразительных средств в отечественной литературе: был выработан особый патетический, торжественный стиль, характеризовавшийся возвышенной выразительностю и эмоциональным подъемом. Аналогом этого стиля в живописи является стиль Феофана Грека.

В XIX в. внимание к практике исихазма было связано с разитием старчества. В настоящее время в России наблюдается новый рост интереса к исихазму. В то же время Западе исихазм рассматривается как одно из различий между православием и католицизмом. Внешне сходное течение квиетизма в XVII веке было признано католической церковью еретическим.

YouTube

 Изменить 

Ещё Кто такие

Кто такие Маормеры | Вопрос и Ответ
[Внимание! Данная статья посвящена обсуждению вымышленных мифологических и фантастических существ.] Эльфы — волшебный народ в германо-скандинавском и кельтском фольклоре.

Кто такие аббасиды | Вопрос и Ответ
Аббасиды — вторая (после Омейядов) династия арабских халифов (750—1258), происходившая от Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба, дяди пророка Мухаммеда. Свергли Омейядов, по всему халифату,

Кто такие осы | Вопрос и Ответ
Осы — не имеющего строго научного определения название некоторых насекомых из подотряда Стебельчатобрюхие (Apocrita) отряда перепончатокрылых. В принципе — все жалящие

Кто такие Эвмениды (Евмениды) | Вопрос и Ответ
Эринии (от др.-греч. «гневные», микен.) — в древнегреческой мифологии: богини мести, часто называвшиеся эвфемическим именем «Эвмениды» (благомыслящие или милостивые).

Кто такие отаку | Вопрос и Ответ
Отаку 1. В Японии — человек маниакально увлекающийся чем-либо. С японского переводится как «жилище, дом» дословно — «ваш дом». Слово «отаку»

Кто такие королевские грифы | Вопрос и Ответ
Королевский гриф (лат. Sarcoramphus papa) — наиболее пёстроокрашенный вид из семейства американских грифов (Cathartidae). Встречается в Южной Америке и является единственным видом в роде

Кто такие неформальные венчурные капиталисты | Вопрос и Ответ
Термины «бизнес-ангелы», «частные инвесторы», «неформальные инвесторы», «неформальные венчурные капиталисты» являются синонимами для обозначения

Кто такие битники | Вопрос и Ответ
«БИТНИКИ» (англ. beat generation — разбитое поколение; образовано от глагола beat и русского суффикса -ник; слово придумано писателем-битником Джеком Керуаком), литературное и

Кто такие мажоры | Вопрос и Ответ
Мажоры — субкультура, характеризующаяся отдыхом в дорогих клубах, растрачиванием денег, обычно — дети богатых родителей. Типичный мажор — это, как правило,

Кто такие Кимеры | Вопрос и Ответ
[Внимание! Данная статья посвящена обсуждению вымышленных мифологических и фантастических существ.] Эльфы — волшебный народ в германо-скандинавском и кельтском фольклоре.

Фото Религия

 Изменить 
Кто такие Кимеры