Вопросы и Ответы

Что такое абстрактность

0

Абстрактность — характеристика культуры, социальных отношений, воспроизводственной деятельности, составляющая наряду с конкретностью дуальную оппозицию, полюса которой находятся в состоянии амбивалентности.

Культура и т.д., рассмотренные во всемирно-историческом масштабе, развиваются от абстрактного к конкретному, т.е. формируются как результат, предпосылка и проявление все более глубоких и широких обобщений, смыслов и их систем, знаний, создавая все более совершенную всеобщность; всеобщее основание конкретной деятельности, движения мысли, творчества, рефлексии.

Тем самым человек реализует свою исторически сложившуюся возможность воспроизводить себя, общество, очеловеченную реальность в их все более сложном, динамичном, сущностном единстве. Вместе с тем всемирно-исторический процесс развития культуры и т.д. есть движение от конкретного к абстрактному, т.е. новые явления поначалу осваиваются абстрактно, в значительной степени вне и независимо от исторически сложившегося культурного богатства, вне ранее освоенного сущностного единства, антиномичного по отношению к новому. Для процесса конкретизации абстрактного нужно время. Отсюда каждый акт развития есть поиск меры абстрактности конкретного.

Мера абстрактности и конкретного меняется с изменением времени и пространства, она различна на разных уровнях общества, в разных типах воспроизводства. Поиск меры не исключает возможности в соответствии с логикой инверсии сведения осмысляемого явления к односторонне понятому ранее сложившемуся конкретному или односторонне понятому абстрактному, что открывает путь расколу в культурном основании деятельности, в социальных отношениях, в воспроизводстве. Недостаточная по отношению к сложности возникающих проблем способность людей искать эту меру приводит к дезорганизации процесса осмысления, принятия решений, к утопизму, манихейскому разведению нераздельного, к биению, т.е. подмене поиска меры быстрым многократным переходом от ранее сложившегося абстрактного к случайному новому явлению не ставшему предметом обобщения и обратно.

Под абстрактностью, следовательно, можно понимать:

  • обязательное культурное методологическое основание движения к конкретному любого акта осмысления, решения, действия. Оно всегда начинается с абстрактного противопоставления исторически сложившейся культуры (абстрактного богатства) и некоторого подлежащего осмыслению, интерпретации явления;
  • культурное основание значимо отстающее от сложности мира, с которым имеет дело субъект, т. е. недостаточно втянувшее в себя конкретное, что создает условия для односторонних, абстрактных, недостаточно эффективных решений.

Каждый акт человеческого развития может быть определен через способность человека преодолеть оппозицию: абстрактное — конкретное, через выдвигаемую им меру, или наоборот через возможное стремление избежать ее поиска, склоняясь к повторению абстрактных результатов прошлого. Эта недостаточная способность поиска меры, принявшая массовые масштабы, при решении сложных проблем становится национальны бедствием. Практически все нравственные идеалы России, за исключением утилитаризма, страдают в этом смысле абстрактностью, т.е. не дают достаточных культурных оснований для доведения абстрактного идеала до конкретной меры, соответствующей сложности общества. Это одно из важных свидетельств отставания культуры от реального усложнения проблем.

Сегодня особенно опасна абстрактность в либерализме, который, исходя из оправдавшего себя прошлого опыта, связанного с иными историческими условиями, с иной самобытностью, игнорируя мощь массового традиционализма, может предложить в качестве решений абстрактности, которые не открывают обществу достаточно ясный путь для эффективных значимых решений, для следования социокультурному закону, превращению абстрактности в реальные социальные отношения, не дают меры, соответствующей сложности общества. Важной формой абстрактного отношения к реальности является использование неадекватных сложившихся в иной социальной ситуации художественных и научных методов. Например, использование традиционного русского реализма для описания реальности после 1917 года приводило к господству в литературе абстрактной идеи над реальностью. Экстраполяция западной политической экономии на доэкономическое общество с господством псевдоэкономики, западной политической науки на синкретическое государство, на личность, с преобладанием вечевого менталитета и т.д. не дает возможности ориентироваться в реальности, ее прогнозировать, Это создает крайне недоброкачественную иллюзорную основу как для объяснения и понимания общества, так и для уловления им.

В качестве абстрактного можно рассматривать, например, культурные предпосылки решений, которые получены в результате односторонней экстраполяции (без должной корректировки интерпретаций), элементов сложной культуры на осмысляемый объект. Абстрактность — результат использования элементов некритически вырванных из контекста культуры других эпох и других народов.

Абстрактность возникает в результате попыток решать общественные проблемы на основе аналогии с машиной, на основе ограниченных догм, любой формы фетишизма.

Всякое устойчивое абстрактное, т.е. отставшее от сложности решаемых проблем, основание воспроизводства неизбежно стимулирует абстрактное воспроизводство, воспроизводство абстрактных социальных отношений, отличающихся относительно низкой эффективностью функции, не отвечающих реальной сложности общества, глубине сложившихся противоречий, масштабам энтропийных процессов, дезорганизации, реальному вызову истории. Это систематически имеет место в условиях раскола, составляет элемент его воспроизводства, формирует систему интеграции общества, которая приобретает характер псевдо, т.е. нацеленность на интеграцию общества ценой упрощения, гигантских жертв, подавления рефлексии, профессионализма, разнообразия, экономики, полноты жизни, возрастающего множества явлений творчества, свободы и т.д. В таком обществе при решении сложных проблем преобладают хромающие решения, постоянно себя отрицающие. Подобное общество неизбежно управляется бюрократией, которая по самой своей сути обладает ограниченными каналами информации, т.е. является абстрактной системой управления. Например, в сфере хозяйства она неизбежно сползает к ограниченной совокупности показателей, которые в расколотом обществе минимальным образом эклектично обеспечивают хозяйственную интеграцию.

Абстрактные показатели — компромисс между возрастающим усложнением хозяйственной жизни и ограниченной пропускной способностью каналов информации системы управления. В связи с тем, что она растет значительно медленнее сложности общества, абстрактность управления возрастает. Это приводит к нарастающему росту социокультурных противоречий между культурой и социальными отношениями, снижению эффективности управления.

Неспособность в достаточной степени конкретизировать знания реальности порождает мучительное противоречие между абстрактностью культуры и сложностью проблем, что может породить попытки их упростить, разрушающие высшую культуру, социальные отношения и т. д.

Однако этот крайний вариант может иметь место лишь после неудач попыток критики исторически сложившейся абстрактностью посредством его конкретизации. Возможны попытки возврата к какому-то старому варианту абстрактности, который может быть воплощен в массовом нравственном идеале. Этапы исторических циклов отличаются друг от друга господством разных абстрактных обобщений прошлого опыта, связанных с разными нравственными идеалами. Выход лежит на пути повышения массовой способности общества постоянно находить меру между ранее сложившейся абстрактностью и накапливаемыми за ее границами новшествами, т.е. массовой конкретизации культуры, воспроизводства и т.д. Диалог — важнейшее средство этого процесса.

YouTube

 Изменить 

Ещё Что такое

Что такое мартовские иды | Вопрос и Ответ
Иды (лат. Idus, от этрусск. iduare, «делить») — в римском календаре день в середине месяца. На 15-е число иды приходятся в марте, мае, июле и октябре; на 13-е — в остальных

Что такое панна котта | Вопрос и Ответ
Панна котта (Panna cotta) — это нежнейший соблазнительный десерт из сливок и желатина, который готовят в Италии, регионе Эмилия-Романья. Дословно название десерта переводится как

Что такое целлюлит | Вопрос и Ответ
Целлюлит — это появление неровностей, небольших или явно выраженных, на отдельных участках тела. Этот термин появился еще в XIX веке во французской медицинской литературе.Целлюлит

Что такое черепномозговые нервы | Вопрос и Ответ
Черепномозговые нервы (черепные нервы, лат. nervi craniales) — двенадцать пар нервов, отходящие от ствола мозга. Их обозначают римскими цифрами по порядку их расположения, каждый из них

Что такое предел Чандрасекара | Вопрос и Ответ
Предел Чандрасекара — верхний предел массы, при котором звезда может существовать как белый карлик. Если масса звезды превышает этот предел, то она становится нейтронной звездой.

Что такое iPad 4-го поколения | Вопрос и Ответ
iPad 4-го поколения (4th generation iPad, продаётся как iPad with Retina Display) — интернет-планшет, выпускаемый компанией Apple. Был представлен 23 октября 2012 года на презентации Apple в

Что такое псидиум | Вопрос и Ответ
Псидиум — Psidium Семейство: Миртовые (Myrtaceae) Родина: тропики и субтропики Америки Цветение: в комнатной культуре крайне редко Рост: средний

Что такое мармолеум | Вопрос и Ответ
Мармолеум – натуральный линолеум, появившийся в XX веке. При его производстве, как и в прежние времена, используются только природные материалы. История: Натуральный линолеум - одно

Что такое анемобарические волны | Вопрос и Ответ
Различают три основных типа волн на море: ветровые (преобладают на поверхности океанов и морей); анемобарические (при сгонах или нагонах воды и при резких изменениях

Что такое жанр в литературоведении | Вопрос и Ответ
Жанр (от франц. genre — род, вид) — исторически складывающийся и развивающийся тип художественного произведения. Жанр Характеристика Пример

Фото Наука и образование

 Изменить 
Что такое жанр в литературоведении