Сочинения по литературе

"Болезнь ума и сердца роковая" (по поэме "Паломничество Чайльд-Гарольда")

1
Творчество выдающегося английского поэта Джорджа Гордона Байрона неразрывно связано с эпохой романтизма в истории мировой литературы. Он принадлежал к тем писателям, чьи произведения были наполнены пафосом свободы, ненавистью к угнетателям, верой в торжество справедливости. Однако романтики того времени еще не имели перед собой ясной цели и не видели путей осуществления своих идеалов.
Эти характерные особенности писателя-романтика наиболее полно отразились в проникнутой тонким лиризмом и решительным призывом к борьбе поэме «Паломничество Чайльд-Гарольда» героем которой стал молодой человек из знатной семьи, уставший от веселого и беспечного времяпрепровождения. Разочаровавшись в своей пустой жизни, он отправляется в путешествие по далеким, незнакомым краям. Встречи с новыми людьми, с другой обстановкой, с иной средой; осознание глобальных проблем человечества, величия духа народов помогают ему освободиться от гнетущей тоски и разочарования. В облике Гарольда прослеживаются черты самого автора, а его странствия повторяют маршрут Байрона, однако поэт намеренно отделяет своего героя от себя и даже придает ему черты многих современников из хорошо знакомого ему общества.
Несмотря на то что, казалось бы, центральной фигурой поэмы является Чайльд-Гарольд, основное место отведено не ему, а тем событиям, свидетелем которых он становится, а также размышлениям об этих событиях. На первый план постепенно выводятся борющиеся народы различных стран.
В первой песни мы видим яркую картину нашествия наполеоновских войск на Пиренейский полуостров. При этом автор всеми своими мыслями находится на стороне испанцев, отважно сражающихся с захватчиками. По его твердому убеждению, борьба испанского народа важна не только для самой Испании, — она может вдохновить другие народы:
Но ждут порабощенные народы,
Добьется ли Испания свободы,
Чтобы за ней воспряло больше стран.

Поэт с восхищением рассказывает о героических подвигах партизан, участников народного ополчения, подчеркивая их положительные черты: свободолюбие, патриотизм, решительность, отвагу и мужество.
Тему борющегося народа автор продолжает и во второй песни, где перед нами предстает порабощенная Албания, находящаяся под игом Турции. Выступая против угнетателей, Байрон также высказывает открытое презрение предателям народа, которые стали наместниками турецкого султана, трусливыми исполнителями его воли. Таким изменникам родины поэт противопоставляет простых свободолюбивых албанцев, которые свято хранят память о народном герое Искандере, устрашавшем турецкую рать. В этой памяти — вера в то, что народ не примирится с деспотизмом феодалов и турецким игом, поднимется на активную борьбу и обязательно победит в ней.
Далее герой попадает в Грецию. И здесь, в противоположность былому величию этой страны, мы видим ее униженное положение. С болью смотрит автор, как страдает великий в прошлом народ, как

...под плетьми турецкими смирясь,
Простерлась Греция, затоптанная в грязь.

В голосе поэта звучит неудержимый гнев, относящийся к потомкам прекрасной Эллады, смиренно покорившимся рабству. Однако на смену этому гневу приходит надежда на то, что еще жива в народе «былая сила неукротимой вольности». И именно к этой силе взывает Байрон: «О Греция! Восстань же на борьбу!»
Главную идею произведения и всего своего творчества — идею стремления людей к свободе — автор проводит через все песни. Эта идея звучит в страстном, взволнованном описании происходящих в мире событий, в рассказах о самоотверженной борьбе испанцев против наполеоновских захватчиков, о страданиях греков и албанцев, попавших под иго турецких янычар, о славных подвигах итальянских патриотов. Этой же идеей наполнены и последние сцены:

Чудовища, что крепости громят,
Ниспровергают стены вековые —
Левиафаны боевых армад,
Которыми хотят цари земные
Свой навязать закон твоей стихии, —
Что все они! Лишь буря заревет,
Растаяв, точно хлопья снеговые,
Они бесследно гибнут в бездне вод...

В образе разбушевавшегося моря автор воплощает непокоренный, могучий народ, который поднимется на борьбу и свергнет ненавистного врага.
Таким образом, в поэме «Паломничество Чайльд-Гарольда» отразилась трагедия души самого поэта, осознавшего страдания порабощенных народов, увидевшего перспективы развития современных ему событий и призывавшего массы подняться на борьбу. Но он тогда был почти одинок в своих стремлениях, и в одиночку ему не дано было изменить мир.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Байрон Дж.-Г.

Подвиг героя(по стихотворению Джорджа Байрона "Ты кончил жизни путь...") (1) | Сочинение по литературе
С ранних лет великий английский писатель Джордж Гордо*1 Байрон задумывался над судьбами своей страны и людей, над событиями окружающей жизни. Он жил интересами своего народа» его всегда интересовала

Подвиг героя (по стихотворению Джорджа Байрона "Ты кончил жизни путь...") (2) | Сочинение по литературе
Вольнолюбивая поэзия Д. Байрона принесла ему известность не только в родной стране, но и во всем мире, встречая горячий отклик в сердцах передовых людей. В стихотворении «Ты кончил жизни

Подвиг героя (по стихотворению Джорджа Байрона "Ты кончил жизни путь...") (4) | Сочинение по литературе
Байрон, замечательный английский поэт, известен во всем мире как певец свободы. Многие из его произведений посвящены людям, готовым отдать жизнь в борьбе за независимость. Стихотворение Байрона

Герои произведений Байрона на примере стихотворения «Ты кончил жизни путь, герой!» | Сочинение по литературе
Джордж Гордон Байрон, великий английский поэт, известен во всем мире как певец свободы. Его вольнолюбивая поэзия всегда встречала отклик в сердцах передовых людей того времени. В своих произведениях

Подвиг героя (по стихотворению Джорджа Байрона "Ты кончил жизни путь...") (3) | Сочинение по литературе
Джордж Байрон был одним из родоначальников литературного, философского романтизма. Одной из основных тем его творчества была тема свободы. Поэт лично принимал участие в освободительной войне

"Дух не может погасить тюрьма" (по поэме Дж. Г. Байрона "Шильонский узник") | Сочинение по литературе
Свободной Мысли вечная Душа, — Всего светлее ты в тюрьме, Свобода! Там лучшие сердца всего народа Тебя хранят, одной тобой дыша. Когда в цепях, во тьме сырого свода, Твоих

Пересказ содержания поэмы Байрона «Шильонский узник» | Сочинение по литературе
В основу поэмы Байрона легла история швейцарского республиканца, писателя и философа, Франсуа Боннивара. За выступления против режима герцога Карла III Савойского он был заточен в Шильонский замок и

Творчество Джорджа Гордона Байрона | Сочинение по литературе
Все творчество Джорджа Гордона Байрона проникнуто любовью к свободе. Он был очень свободолюбивым и ненавидел тех, кто притесняет других людей. Особенно хорошо это прослеживается в его произведениях,

Очерк жизни и творчества Д. Г. Байрона | Сочинение по литературе
В истории человечества есть имена, которые не перестают волновать умы и сердца все новых и новых поколений. Интерес к ним бывает так глу­бок, что порой даже забывается, как давно они жили и творили.

«Властитель наших дум» (по творчеству Дж. Г. Байрона) | Сочинение по литературе
И вечно буду я войну вести Словами — а случится, и делами! — С врагами мысли. Мне не по пути С тиранами... Дж. Г. Байрон Определяя

Фото Байрон Дж.-Г.

 Изменить 
Байрон Дж.-Г.

Байрон Дж.-Г. - Биография

    БАЙРОН, ДЖОРДЖ ГОРДОН (Byron, George Gordon) (1788–1824), один из величайших английских поэтов-романтиков. Родился 22 января 1788 в Лондоне. Его мать, Кэтрин Гордон, родом шотландка, была второй женой капитана Д.Байрона, первая жена которого умерла, оставив ему дочь Августу. Капитан скончался в 1791, успев растратить бльшую часть состояния жены. Джордж Гордон появился на свет с изуродованной стопой, из-за чего у него с раннего детства развилась болезненная впечатлительность, усугубленная истерическим нравом матери, растившей его в Абердине на скромные средства. В 1798 мальчик унаследовал от двоюродного деда титул барона и родовое поместье Ньюстед Эбби под Ноттингемом, куда он переехал с матерью. Мальчик занимался с домашним учителем, затем его отдали в частную школу в Далвиче, а в 1801 – в Харроу.
    Осенью 1805 Байрон поступил в Тринити-колледж Кембриджского университета, где познакомился с Д.К.Хобхаусом (1786–1869), до конца жизни его самым близким другом. В 1806 Байрон издал для узкого круга книжку Стихи на случай (Fugitive Pieces). Через год последовали Часы досуга (Hours of Idleness); наряду с подражательными в сборнике были и многообещающие стихи. В 1808 «Эдинбургское обозрение» высмеяло довольно самонадеянное авторское предисловие к сборнику, на что Байрон ответил ядовитыми строчками в сатире Английские барды и шотландские обозреватели (English Bards and Scotch Reviewers, 1809).
    В Лондоне Байрон наделал долгов на несколько тысяч фунтов. Спасаясь от заимодавцев, а также, вероятно, в поисках новых впечатлений он 2 июля 1809 отправился с Хобхаусом в длительное путешествие. Они доплыли до Лиссабона, пересекли Испанию, из Гибралтара морем добрались до Албании, где нанесли визит турецкому деспоту Али-паше Тепеленскому, и проследовали в Афины. Там они провели зиму в доме одной вдовы, чью дочь, Терезу Макри, Байрон воспел в образе Афинской девы. Весной 1809 по пути в Константинополь Байрон переплыл Дарданеллы, чем не раз впоследствии похвалялся. Следующую зиму он снова провел в Афинах.
    В Англию Байрон возвратился в июле 1811; он привез с собой рукопись написанной спенсеровой строфой автобиографической поэмы, повествующей о печальном скитальце, которому суждено познать разочарование в сладостных надеждах и честолюбивых упованиях юности и в самом путешествии. Паломничество Чайльд Гарольда (Child Harold's Pilgrimage), изданное в марте следующего года, в одночасье прославило имя Байрона. Его мать до этого не дожила – она скончалась 1 августа 1811, а еще через несколько недель пришло известие о смерти трех близких друзей. 27 февраля 1812 Байрон выступил в палате лордов со своей первой речью – против законопроекта тори о смертной казни для ткачей, умышленно ломавших недавно изобретенные вязальные машины. Успех Чайльд Гарольда обеспечил Байрону радушный прием в кругах вигов. Он свел знакомство с Т.Муром и С.Роджерсом и был представлен снохе лорда Мельбурна леди Каролине Лэм, которая стала любовницей поэта и ничуть этого не скрывала.
    По следам Чайльд Гарольда Байрон создал цикл «Восточных поэм»: Гяур (The Giaour) и Абидосская невеста (The Bride of Abydos) – в 1813, Корсар (The Corsair) и Лара (Lara) – в 1814. Поэмы изобиловали завуалированными намеками автобиографического характера. Героя Гяура спешили отождествить с автором, поговаривая, что на Востоке Байрон какое-то время занимался пиратством.
    Анабелла Милбенк, племянница леди Мельбурн, и Байрон изредка обменивались письмами; в сентябре 1814 он сделал ей предложение, и оно было принято. После венчания 2 января 1815 и медового месяца в Йоркшире явно не созданные друг для друга новобрачные обосновались в Лондоне. Весной Байрон познакомился с В.Скоттом, которым давно восхищался, и вместе со своим приятелем Д.Киннардом вошел в подкомитет правления театра «Друри-Лейн».
    Отчаявшись продать Ньюстед Эбби, чтобы расквитаться с долгами, которые достигали почти 30 000 фунтов, Байрон озлобился и искал забвения в хождениях по театрам и попойках. Напуганная его дикими выходками и прозрачными намеками на связь со сводной сестрой Августой – та приехала в Лондон составить ей компанию, – леди Байрон простодушно решила, что он впал в безумие. 10 декабря 1815 она родила Байрону дочь Августу Аду, а 15 января 1816, взяв с собою младенца, уехала в Лестершир навестить родителей. Несколько недель спустя она объявила, что не вернется к мужу. По-видимому, ее подозрения относительно кровосмешения и гомосексуальных связей Байрона до женитьбы нашли подтверждение. Байрон согласился на раздельное жительство по решению суда и 25 апреля отплыл в Европу. На лето он снял виллу Диодати в Женеве, где его частым гостем был П.Б.Шелли. Здесь Байрон завершил третью песнь Чайльд Гарольда, развивавшую уже знакомые мотивы – тщета устремлений, мимолетность любви, напрасные поиски совершенства; написал Шильонского узника (The Prisoner of Chillon) и начал Манфреда (Manfred). Байрон имел недолгую связь с приемной дочерью У.Годвина Клер Клермонт, которая жила в семье Шелли, 12 января 1817 на свет появилась их дочь Аллегра. 5 сентября 1816 Байрон и Хобхаус отправились в Италию. В Венеции Байрон изучал армянский язык, посещал театр графини Альбрицци и ее салон, а весной 1817 воссоединился с Хобхаусом в Риме, осмотрел древние руины и закончил Манфреда, драму в стихах на фаустовскую тему, в которой его разочарованность обретает вселенские масштабы. Возвратившись в Венецию, он по впечатлениям от поездки в Рим написал четвертую песнь Чайльд Гарольда – пронзительное воплощение предельной романтической тоски. Летом он познакомился с «нежной тигрицей» Маргаритой Коньи, женой пекаря. В Венецию Байрон вернулся в ноябре, уже написав Беппо (Beppo), блистательную, в итальянских октавах ироикомическую сатиру на венецианские нравы. В июне следующего года он перебрался в Палаццо Мосенидо на Большом Канале; там пылкая Маргарита Коньи водворилась на правах домоправительницы. Вскоре Байрон взял малышку Аллегру под свою опеку и приступил к новой сатире в духе Беппо под названием Дон Жуан (Don Juan). Продажа Ньюстеда осенью 1818 за 94 500 фунтов помогла Байрону избавиться от долгов. Погрузившийся в чувственные удовольствия, толстеющий, отпустивший длинные волосы, в которых пробивалась седина, – таким представал он перед гостями дома. От распутства его спасла любовь к молодой графине Терезе Гвиччиоли. В июне 1819 он последовал за нею в Равенну, и в конце лета они приехали в Венецию. В конце концов Терезу уговорили вернуться к стареющему супругу, однако ее мольбы вновь привели Байрона в Равенну в январе 1820. Он поселился в Палаццо Гвиччиоли, куда привез и Аллегру. Отец Терезы, граф Гамба, добился у папы Римского разрешения для дочери проживать раздельно с мужем. Пребывание в Равенне было для Байрона беспримерно плодотворным: он написал новые песни Дон Жуана, Пророчество Данте (The Prophecy of Dante), историческую драму в стихах Марино Фальеро (Marino Faliero), перевел поэму Л.Пульчи Большой Морганте. Через посредство графа Гамба и его сына Пьетро он в течение осени и зимы деятельно участвовал в заговоре карбонариев, членов тайного политического движения против австрийской тирании. В самый разгар заговора Байрон создал драму в стихах Сарданапал (Sardanapalus) – о праздном сластолюбце, которого обстоятельства подвигают на благородный поступок. Угроза политических потрясений стала одной из причин, вынудивших его 1 марта 1821 поместить Аллегру в монастырскую школу в Баньякавалло. После разгрома восстания отца и сына Гамба изгнали из Равенны. В июле Терезе пришлось последовать за ними во Флоренцию. Шелли уговорил Байрона приехать к нему и Гамба в Пизу. До отъезда из Равенны (в октябре) Байрон написал свою самую злую и необычную сатиру Видение суда (The Vision of Judgment), пародию на поэму поэта-лауреата Р.Саути, прославляющую короля Георга III. Байрон также закончил драму в стихах Каин (Cain), воплотившую его скептическое толкование библейских сюжетов. В Пизе у Байрона в Каса Лафранчи собирался кружок друзей Шелли. В январе 1822 умерла теща Байрона, леди Ноэл, отписав ему в завещании 6000 фунтов при условии, что он возьмет имя Ноэл. Тяжелым ударом стала для него смерть Аллегры в апреле. Драка с драгуном, к которой невольно оказались причастны он и его пизанские друзья, вынудила тосканские власти лишить Гамба политического убежища. В мае Байрон с ними и Терезой перебрался на виллу близ Ливорно. 1 июля к Байрону и Шелли присоединился Л.Хант, чтобы вместе с ними редактировать недолго просуществовавший журнал «Либерал». Через несколько дней Шелли утонул, и на попечении Байрона оказались Хант, его больная жена и шестеро неуправляемых детей. В сентябре Байрон перебрался в Геную и зажил в одном доме с обоими Гамба. Ханты приехали следом и поселились у Мэри Шелли. Байрон вернулся к работе над Дон Жуаном и к маю 1823 завершил 16-ю песнь. Он выбрал в герои легендарного соблазнителя и превратил его в невинного простака, которого домогаются женщины; но и ожесточенный жизненным опытом, тот по своему характеру, мировосприятию и поступкам все равно остается нормальным, разумным человеком в нелепом свихнувшемся мире. Байрон последовательно проводит Жуана через ряд приключений, то смешных, то трогательных, – от «платонического» совращения героя в Испании до любви-идиллии на греческом острове, от рабского состояния в гареме до положения фаворита Екатерины Великой, и оставляет его запутавшимся в сетях любовной интриги в английском сельском особняке. Байрон лелеял честолюбивый замысел довести свой плутовской роман в стихах до 50, если не больше песен, но успел закончить только 16 и четырнадцать строф песни 17. В Дон Жуане воссоздан полный спектр чувств; искрометная, циничная, порою горькая сатира срывает маски с лицемерия и притворства. Уставший от бесцельного существования, истосковавшийся по активной деятельности, Байрон ухватился за предложение лондонского Греческого комитета помочь Греции в войне за независимость. 15 июля 1823 он отбыл из Генуи вместе с П.Гамба и Э.Дж.Трелони. Около четырех месяцев он провел на острове Кефалония, ожидая инструкций от Комитета. Байрон дал деньги на снаряжение греческого флота и в начале января 1824 присоединился к князю Маврокордатосу в Миссолунги. Он принял под свое командование отряд сулиотов (греко-албанцев), которым выплачивал денежное довольствие. Отрезвленный распрями среди греков и их корыстолюбием, изнуренный болезнью, Байрон скончался от лихорадки 19 апреля 1824.
 Изменить