Сочинения по литературе

"Кончились всякие знамения, и наступили события..." (Человек и история в романе М Булгакова "Белая гвардия")

0
« В тех и других война вдохнула
Гнев, жадность, мрачный хлам разгула…»
Максим Волошин.
«Белая гвардия»- это роман, посвященный коренному явлению русской истории прошлого и настоящего, вечному источнику
народных бедствий и государственных катастроф - междоусобице.
Война охватила не отдельные группы, слои, сословия, а всё население огромной страны. Она внесла вражду в семьи,
породила кровавые расправы в городах и селах, колоссальные побоища армий и оставила веку наследие ненависти и террора.
Булгаков помещает своих героев в контекст мировой истории.
Масштабы повествования с самого начала намечены двумя эпиграфами - из пушкинской «Капитанской дочки» и « Откровения
Святого Иоанна Богослова». Эпиграфы сразу связали события Гражданской Войны на Украине в 1918-1919 годах с
междоусобицами прошлых веков в России и с историей злодеяний человечества.
Картина бурана, запечатлённая в первом эпиграфе - символ исторической бури, разбушевавшейся стихии бунта. Образы
«Откровения..»- повествования о гибели греховного мира, мучительном очищении и возрождении человечества - пронизывают
весь роман, начиная с предсказаний отца Александра, друга семьи Турбиных, о грядущих испытаниях. Он цитирует
«Откровения..»:« Третий ангел вылил чашу свою в реки и источником вод, и сделалась кровь».
Автор понимал свой роман именно как эпопею- повествование о судьбах не только отдельных персонажей, семьи, но и народа,
страны. « Стать бесстрастно над красными и белыми»- вот основной замысел Булгакова. Эта позиция принципиально отличается
от позиции большинства советских писателей, повествовавших о Гражданской войне: они безоговорочно стояли на стороне
красных.
Автор воспринимает революцию и гражданскую войну как продолжение вечной борьбы добра и зла, как страшное возмездие за
грехи и преступления. Прошлое, настоящее и будущее переходят из одного в другое: прошлое - причина начала страданий и
бедствий народа, в свою очередь, настоящее предопределяет будущее.
Булгаков смотрит на современность, как на продолжение истории. Он рисует мир сплетений, сорванных « со своих винтов»,
непредсказуемый. Он набрасывает сцены без очевидной последовательности, выхватывает лица и события разных планов. Все
события происходят в Городе или на близких подступах к нему. Они охватывают период зимы 1918 -1919 годов: от взятия
Города петлюровцами до прихода войск.
Пламя событий гражданской войны равно освещает и оценивает жизнь прежнюю, её людей и новую революционную
действительность, её деятелей. Так рождаются художественные образы. Семья Турбиных становится причастна, великим
событиям, преобразившим, делается участницей дел страшных и удивительных.
Турбиным преподан урок истории, урок жестокий, но, пройдя через кровь и смерть, они, в конце концов, понимают и
принимают его. Турбины остаются верны высоким идеалам. Каждый из героев романа совершает свой нравственный выбор.
Полковник Щеткин, спасая свою жизнь, посылает на смерть офицеров и юнкеров, капитан Тальбург делает карьеру,
приспосабливается к смене властей.
Верный исторической правде, Булгаков показывает обреченность своих героев. « Дружно живите..»,-говорит в начале романа
мать, «светлая королева»,а «им придется умирать». История захватывает всех, но большинство людей принимают участие, не
осознав истинного смысла происходящего. Война не только рушит жизни людей, но и разрушает их изнутри, обрекая на
моральную деградацию.
Из конкретных образов романа возникают образы символы, построенные на исторических ассоциациях. Дом - сквозной образ
романа, присутствующий так или иначе на каждой странице романа. Это образ-символ , вместивший в себя разные конкретные
дома- в первую очередь, дом Турбиных, а затем - дом Василисы, дом Щегловых, дом Най-Турсов, дом Юлии Рейсс. И
одновременно это дом вообще, семейный очаг- условие человеческого благополучия и государственного благополучия. Образ
Города - широкое обобщение. Нечто сходное совершалось во многих городах, может быть, и не только России: перед нами и
конкретный горд, и некий вечный Город, где разворачивается историческая трагедия.
1919 год ещё впереди. Мы видим только его начала. Что будет дальше? Стоит надеется и верить, что будет не одно
страшное: будет и радость, и свет, и расцвет новых жизней и , как произнёс в начале романа отец Александр: « ..тяжкое
время, тяжкое, что говорить… но унывать-то не следует». Но надежда всегда есть: «Всё пройдет страдания, муки, кровь,
голод и мор».


 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Булгаков М.А.

Символы романа Булгакова «Белая гвардия» | Сочинение по литературе
Весь роман «Белая гвардия» наполнен символами. И прежде всего ими пронизан весь антураж турбинского мира, где предметы — это проявления и формы духовного бытия их владельцев, где Наташа Ростова и

Рассуждения о любви, дружбе, воинском долге на основе романа | Сочинение по литературе
Мать сказала детям: — Живите. А им придется мучиться и умирать. М. Булгаков Михаил Афанасьевич Булгаков пришел в русскую литературу, казалось бы, с традиционными темами —

Почему так притягателен дом Турбиных? (По роману М. Булгакова «Белая гвардия») | Сочинение по литературе
Булгаков — писатель, который самые сложные и высокие философские вопросы мог освещать в своих произведениях ясно и просто. Его роман «Белая гвардия» рассказывает о драматических событиях,

Турбин - характеристика литературного героя | Сочинение по литературе
ТУРБИН — герой романа М.А.Булгакова «Белая гвардия» (1922-1924) и его пьесы «Дни Турбиных» (1925-1926). Фамилия героя указывает на автобиографические мотивы, присутствующие в этом образе: Турбины —

Начало романа М. Булгакова «Белая гвардия» (первая глава) | Сочинение по литературе
Белая гвардия первый роман Булгакова. В нем много автобиографического, но это уже исторический роман. Это книга о русской истории, ее философии, о судьбах классической русской культуры в новую эпоху.

Значение эпизода «Удивительное происшествие» в романе «Белая гвардия» | Сочинение по литературе
Есть книги, удерживающие внимание лишь движением сюжета, динамизмом действий. Они легко читаются и тут же забываются. Но есть иные книги. Они заставляют думать и размышлять. Именно такие книги

Анализ эпизода романа «Белая гвардия» Полковник Най Турс и Николка Турбин | Сочинение по литературе
Действие романа М. Булгакова «Белая гвардия» происходит в сложную переломную эпоху: только что совершилась революция, идет гражданская война. Судьбы людей на сломе времен - такова главная

"Мысль семейная" в русской литературе | Сочинение по литературе
Дружно... живите. М. Булгаков Михаил Афанасьевич Булгаков — писатель сложный, но в то же время ясно и просто излагающий самые высокие философские вопросы в своих

Борьба или капитуляция: Тема интеллигенции и революции в творчестве М.А. Булгакова (роман "Белая гвардия" и пьесы "Дни Турбиных" и "Бег") | Сочинение по литературе
Михаил Афанасьевич Булгаков революцию октября 1917г. воспринял как переломное событие не только в истории России, но и в судьбах русской интеллигенции, с которой справедливо считал себя кровно

Задачи и Сны М. Булгакова в романе "Белая гвардия" | Сочинение по литературе
«…Стать бесстрастно над белыми и красными»,- так определял Булгаков свою писательскую задачу. Для Булгакова и большевики, и петлюровцы на деле равнозначны и выполняют одну и ту же функцию, поскольку

Фото Булгаков М.А.

 Изменить 
Булгаков М.А.

Булгаков М.А. - Биография

Михаил Булгаков родился 15 мая (3 мая по старому стилю) 1891 года в Киеве, в семье профессора кафедры западных вероисповеданий Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. Семья была многодетная (Михаил — старший сын, у него было еще четыре сестры и два брата) и дружная. Позже М. Булгаков не раз вспомнит о «беспечальной» юности в красивом городе на днепровских кручах, об уюте шумного и теплого родного гнезда на Андреевском спуске, сияющих перспективах будущей вольной и прекрасной жизни.

Бесспорны влияние на будущего писателя сыграла и роль семьи: твердая рука матери Варвары Михайловны, не склонной к сомнениям по поводу того, что есть добро, а что — зло (праздность, уныние, эгоизм), образованность и трудолюбие отца («Моя любовь[en] — зеленая лампа и книги в моем кабинете», — напишет позже Михаил Булгаков, вспоминая допоздна засиживающегося за работой отца). В семье царит безусловный авторитет знания и презрение к невежеству, не отдающему себе в этом отчета.

По данным ЮНЕСКО М.А.Булгаков – один из самых читаемых писателей ХХ века. Сегодня его смело можно назвать великим гением, о чем раньше нельзя было и помыслить. Могучие силы, ему препятствовавшие или стремившиеся погубить, вынуждены были отступить перед его мужественной стойкостью. Сохраняя достоинство мыслящего человека, Булгаков защищал святое для художника право на свой взгляд, свой ум, свое воображение, т.е. право быть самим собой.
За свою короткую жизнь писатель успел выразить себя до конца, до самого дна души, точно под взглядом всевидящего и всезнающего Воланда. Его гениальные произведения «Записки юного врача», «Морфий», «Роковые яйца», «Собачье сердце», «Белая гвардия» и др. принесли автору всемирную посмертную славу. А роман «Мастер и Маргарита» стал поистине культовой книгой, споры и разговоры вокруг которой не прекращаются и по сей день.
Обширный материал, представленный на выставке, дает возможность читателям воссоздать вехи жизни Булгакова на широком историческом фоне эпохи, ее литературной и социальной жизни, а также его творческий облик.
 Изменить