Сочинения по литературе

«Горе от ума» в одноименной комедии А.С. Грибоедова

0
    «Горе от ума» в одноименной комедии А.С. Грибоедова
    Одной из основных проблем комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» является проблема ума. О значимости этого вопроса в произведении свидетельствует уже его название. И действительно, образованный и прогрессивный главный герой комедии, попав не в «свою среду, оказывается ее жертвой и терпит полное крушение надежд и мечтаний. Но только ли Александр Андреевич Чацкий испытывает здесь «горе от ума»?
    Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно выяснить, как вообще герои понимают «ум». Старомосковское общество, куда, «с корабля на бал», попал Чацкий, долгое время проведший за границей, трактует ум как практическую сметку. Павел Афанасьевич Фамусов, его секретарь подхалим Молчалин, полковник Скалозуб, княгиня Марья Алексеевна – все они «умным» считают человека, умеющего приспособиться к жизни, получить максимум выгод для себя. При этом неважно, на какие моральные жертвы идет этот человек, как низко, в нравственном смысле, он готов упасть. Все это пустяки по сравнению с возможностью «не то на серебре, на золоте» едать. Именно таким примером для подражания является у Фамусова его «покойный дядя» Максим Петрович, который «Весь в орденах; езжал-то вечно цугом; Век при дворе, да при каком дворе!» Но за это, «Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб…»
    Важно, что московское общество никоим образом не связывает ум с образованностью, эрудированностью, прогрессивностью взглядов, нравственной или моральной позицией человека. Больше того, по мнению Фамусова и ему подобных, все это – «дурь», которая пришла из-за границы и которая грозит самим основам их существования, жизненному устройству, складывающемуся веками. Поэтому-то фамусовское общество так боится книг – ведь именно оттуда «новомодные сумасшедшие» идеи проникают в молодежную среду, получают все большее распространение, овладевают все большим количеством умов. Этим героям видится один способ своего «спасения» – уничтожать все новое, не давать ему возможность развиваться: «Собрать все книги бы да сжечь!»
    Автор показывает нам совершенно разные судьбы и характеры людей, которые считаются «умными» в фамусовском обществе. Сам Павел Афанасьевич богат, числится на важной службе (которую выполняет спустя рукава, но и это считается признаком «ума» в его среде), протежирует своих родственников, чтит авторитеты и неукоснительно выполняет все правила, существующие в старомосковском обществе. Он, безусловно, «умен». «Умен» и его секретарь Молчалин, который выбился «из грязи в князи». Сын безвестных родителей, этот никчемный человечек лестью и подхалимством достиг много – служит секретарем у самого Фамусова. Но и на этом он не останавливается – ведь изображая влюбленность в Софью Фамусову, он наверняка добьется еще больших «благ».
    Как личность Молчалин ничтожен. Он не стремится к развитию и самосовершенствованию, не имеет собственных взглядов и мнений. Больше того, он считает это преступлением: «В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь». Да это и не нужно для достижения жизненного успеха - в фамусовском обществе это не в цене. Здесь нужно мыслить так, как велят авторитеты, вроде княгини Марьи Алексевны, и ты всегда будешь в фаворе.
    Совершенно другое представление об уме у главного героя комедии – Чацкого. Он тоже выходец из старомосковской среды, однако учеба в университете и жизнь за границей кардинально повлияли на его мировоззрение. Герой - носитель прогрессивных взглядов. Что это значит по отношению к русскому обществу начала 19 века?
    Прежде всего, Чацкий – человек глубоко и всесторонне образованный, он стремится к знаниям и просвещению, в которых видит путь к счастливому будущему не только отдельных людей, но и всей страны в целом.
    Этот человек – личность, самостоятельная и смелая, имеющая смелость высказывать собственные суждения, нести за них ответственность. У Чацкого очень высокая нравственная «планка», у него обострено чувство собственного достоинства: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
    Кроме того, этот герой – горячий патриот. Он на деле, а не на словах печется о судьбе России, хочет участвовать в ее будущем.
    Чацкий убежден, что уже наступило «новое время», пришел «нынешний век», кардинально отличающийся от «века минувшего»: «Хоть есть охотники поподличать везде, Да нынче смех страшит и держит стыд в узде…»
    Таким образом, в «Горе от ума» сталкиваются два разных мировоззрения, два разных представления об «уме». Мы понимаем, что они никогда не смогут найти общий язык или компромисс. И действительно, в произведении между этими жизненными философиями происходит «смертельная» борьба, в которой, в основном из-за превосходящей численности, побеждает фамусовское общество. Чацкий вынужден бежать, повергнутый и озлобленный, - ведь он потерпел поражение и на личном, и на общественном фронтах. Но есть надежда, что его победа, гораздо более масштабная, еще впереди.
    Так, к финалу комедии мы понимаем, что каждый из героев терпит свое «горе от ума»: Чацкий – от своей горячности и самонадеянности, семья Фамусова – от собственных же принципов и окружения. Проблема ума, таким образом, становится существеннейшей проблемой в произведении, помогающей не только раскрыть характеры героев, но и показать эпоху, запечатлеть главные конфликты грибоедовского времени.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Грибоедов А.С.

Грибоедов и Чацкий | Сочинение по литературе
Чацкий — молодой, искренний, смелый до дерзости, с неуравновешенным, нервным характером; в нем огромный запас сил, и он необычайно активен, рвется к действию, готов вспыхнуть в любую минуту и

Анализ заключительного эпизода комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». | Сочинение по литературе
А.С.Грибоедов знаменит как творец одного произведения, но столь значительна роль его комедии в истории русской литературы, столь остро отвечала пьеса на насущные вопросы своего времени, столь

Судьи и подсудимые в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» | Сочинение по литературе
Формулировка темы отсылает читателя к начальной фразе известного монолога Чацкого «А судьи кто?..», следующей за репликой Фамусова: «Не я один, все так же осуждают». Надо заметить, что до этого

Основной конфликт в комедии «Горе от ума | Сочинение по литературе
Помыкает Паскевич, Клевещет опальный Ермолов... Что ж осталось ему? Честолюбие, холод и злость... От чиновных старух, От язвительных светских уколов Он в

Молчалин – «жалчайшее создание» (по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума") | Сочинение по литературе
Комедия «Горе от ума» была написана в начале XIX века. Гончаров посвятил ей статью «Мильон терзаний», в которой назвал произведение Грибоедова «галереей живых типов». В комедии исторически верно

«В моей комедии двадцать пять глупцов на одного умного человека.»А. С. Грибоедов (человеческие типы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума») | Сочинение по литературе
Образ литературного героя, олицетворяющего собой или иной человеческий тип, создается автором литературного произведения сообразно целям и задачам, ставящимся перед его детищем. Чтобы правильно

Характер основного конфликта в комедии А. Грибоедова «Горе от ума» | Сочинение по литературе
Александр Сергеевич Грибоедов был одним из умнейших людей своего времени. Он получил блестящее образование, знал несколько восточных языков, был тонкий политик и дипломат. Грибоедов погиб в 34 года

«Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого» (И. А. Гончаров) | Сочинение по литературе
В 1871 году по случаю новой постановки в Малом театре в Москве комедии Грибоедова “Горе от ума” Иван Александрович Гончаров написал свой критический этюд “Мильон терзаний”, посвященный не столько

«Чацкого роль – страдательная... Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная» (И. А. Гончаров) (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума») | Сочинение по литературе
В комедии Грибоедова «Горе от ума» центральное место занимает молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий. Именно он соединяет воедино два основных конфликта произведения – общественно-политический

Проблема ума в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» | Сочинение по литературе
Проблема ума и безумия была актуальна во все времена. Умные, передовые люди своего времени часто оставались непонятыми современниками и объявлялись сумасшедшими. Так общество реагировало на идеи,

Фото Грибоедов А.С.

 Изменить 
Грибоедов А.С.

Грибоедов А.С. - Биография

А.С.Грибоедов весьма многогранная, очень интересная и невероятно талантливая личность. Мы знаем его как великолепного поэта, но также Александр был превосходным музыкантом, драматургом и дипломатом. Огромную популярность и даже, бессмертие автору принесла Грибоедову великолепная комедия, известная каждому и сегодня – «Горе от ума».

Родился будущий писатель 15 января 1790 года в городе Москве. Отец его был майором в отставке. В биографии этой великой личности кроется масса всевозможных тайн и загадок. Мало кому известна точная дата рождения Александра, так как многие считают, что он был рожден 4 января 1795 года.

Его отец был малограмотным человеком. Воспитанием всех детей семейства занималась исключительно мать, которая на то время была всем известной великой пианисткой и просто знатной особой. Только благодаря ней у автора было прекрасное образование, полученное на дому.

Уже в 13-летнем возрасте мальчик становится кандидатом словесных наук.

В студенческие годы был сильно увлечен литературой и являлся постоянным участником всевозможных литературных собраний. Именно в это время Александр творил свои первые шедевры.

Очень странным оказался тот факт, что молодой и очень образованный человек выбрал карьеру военного. В 1812 году, когда началась Отечественная война, жизнь писателя сильно изменилась. Он был в составе полка великого и известного в то время графа Салтыкова. После того, как известному человеку не удается принимать активные боевые действия, он уходит в отставку.

В 1817 году Грибоедов переезжает в Петербург, где занимает должность члена коллегии иностранных дел. Благодаря своему увлечение не только литературой, но и театром, Александр знакомится со многими известными личностями.

В 1823 году, после долгих скитаний, автор возвращается на родину и принимается за активную работу над комедией. Для того чтобы его великое произведение вышло в печать, он снова вынужден ехать в Питер.

30 января 1829 года на посольство России совершили нападение, вследствие чего, героически защищаясь от нападающих и погиб великий человек.
 Изменить