Сочинения по литературе

«Громокипящий кубок»

0
    (По творчеству Игоря Северянина)
    Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарев), поэт серебряного века русской поэзии, любил, по его собственному выражению, ошеломить публику самовосхвалением:

    Я, гений Игорь — Северянин,
    Своей победой упоен...

    Эти строки, воспринятые вне контекста стихотворения и всей книги, во многом определили отношение широкого читателя к Игорю Северянину. Появился термин “северянинщина” как некий апогей самомнения и самовосхваления, что никогда не приветствовалось российским читателем.
    “Мы знаем Северянина как самовлюбленного лирика, не разбирающегося в общественных проблемах, как искусного версификатора, сумевшего вложить в свои субъективистские “поэзы” большую напевность и легкость” — так характеризует поэта один из его друзей последнего периода жизни, эстонский исследователь В. Адаме. Но это, наверное, не может полностью характеризовать поэта, ибо, читая стихи Северянина, все время испытываешь ощущение чего-то важного, чего-то самобытного, о чем мы еще не знаем...

    Моя двусмысленная слава
    И недвусмысленный талант...

    В этом чуть ироническом самопризнании Игоря Северянина — намеки на его поэтическую личность. “Недвусмысленный талант” — это не только хвастовство, но и действительное внутреннее ощущение, выраженное прямо и без обиняков: Северянин знал, что он талантлив, и не считал нужным притворяться. “Двусмысленная слава” — это тоже серьезно: это — ощущение изначальной противоречивости своей шумной поэтической известности. Кумир восторженной публики в предреволюционные годы, к 1980—1990-м годам он казался почти забыт... Наше читательское восприятие его “недвусмысленного таланта” тоже оказывается весьма своеобразным и “двусмысленным”:

    Ананасы в шампанском!
    Ананасы в шампанском!
    Удивительно вкусно, искристо, остро!
    Весь я в чем-то норвежском!
    Весь я в чем-то испанском!
    Вдохновляюсь порывно! и берусь за перо!..
    В группе девушек нервных, в остром обществе дамском
    Я трагедию жизни претворю в грезо-фарс...

    Странные стихи, а привяжутся, и их хочется повторять, перебирая звуки, как камушки во рту.

    Это было у моря, где ажурная пена,
    Где встречается редко городской экипаж...

    Стихи Северянина музыкальны, отличаются большой напевностью и своеобразным лиризмом. Свои устные выступления он называл “поэзоконцертами” и, по словам современников, почти пел свои стихи. Поэт нередко прибегал к сочетанию “высокого” и “низкого” стиля. Характерно в этом плане стихотворение “Мороженое из сирени”:

    Мороженое из сирени! Мороженое из сирени!
    Полпорции десять копеек, четыре копейки буше.
    Сударыни, судари, надо ль? — не дорого — можно без прений...
    Поешь деликатного, площадь: придется товар по душе!

    С юности Игорь Северянин стремился быть только поэтом — и никем другим. Он хотел достичь высшей поэтической славы — и стал “королем поэтов” (каковым был провозглашен в феврале 1918 года на вечере в Политехническом музее). И в тяжелые годы вынужденной эмиграции он мог оставаться только тем, кем был всю свою жизнь, — поэтом, умевшим претворять обыденные жизненные явления в откровение русского слова.

    Мгновенья высокой красы!
    Совсем незнакомый, чужой,
    В одиннадцатом году,
    Прислал мне “Ночные часы”.
    Я надпись его приведу:
    “Поэту с открытой душой”...

    “Поэтом с открытой душой” назвал Игоря Северянина другой поэт — Александр Блок. Эта надпись на подаренной книге относится ко времени, когда Игорь Северянин еще только вступал на литературное поприще. Слова “поэт с открытой душой” очень точно определяют существо поэтического дарования Игоря Северянина, его необыденную для русской поэзии XX века личность, которая до конца не понята.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Северянин И.

Поэзия И. Северянина | Сочинение по литературе
Время требует мифов, и время творит их. Среди множества мифов 20 века живет миф о поэте Игоре Северянине. Он вошел в историю русского стиха как основатель эгофутуризма, как «король поэтов», автор

"Моя безбожная Россия, священная моя страна" | Сочинение по литературе
Игорь Северянин — необычный поэт, творчество которого сочетало "классическую банальность и мелодическую музыкальность". Его стихи, насыщенные музыкой, зажигали огонек счастья в сердцах

Игорь Северянин необычный поэт | Сочинение по литературе
Игорь Северянин необычный поэт, творчество которого сочетало «классическую банальность и мелодическую музыкальность». Его стихи, насыщенные музыкой, зажигали огонек счастья в сердцах читателей. Как

Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарев), поэт серебряного века русской поэзии | Сочинение по литературе
Как поэт, Северянин находит себя в 1907 году, когда определил свое место в жизни: «Не изменяй намеченной тропы, и помни: кто, зачем и где ты». Проходят годы, происходят великие события, из-за которых

Анализ стихотворения "Не завидуй другу". | Сочинение по литературе
Стихотворение "Не завидуй другу" написано Игорем Северяниным в 1909 году. И занимает особое место в его творчестве. Стихотворение называется "Не завидуй другу" по первой

«Моя безбожная Россия, священная моя страна» (по творчеству И. Северянина) | Сочинение по литературе
Игорь Северянин — необычный поэт, творчество которого сочетало классическую банальность и мелодическую музыкальность. Его стихи, насыщенные музыкой, зажигали огонек счастья в сердцах читателей. Как

Мои размышления над строкой И. Северянина | Сочинение по литературе
Знакомясь с поэзией начала XX века, я открыл для себя имена новых, незнакомых мне поэтов. Но особое место в моем сердце заняло имя автора, чьи стихи своей дерзостью, уверенностью, иронией будоражили

Нравственные устои в поэзии декаданса Игорь Северянин | Сочинение по литературе
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Удивительно вкусно, искристо, остро. И. Северянин Игорь Северянин — кумир буржуазно-мещанской публики кануна революции.

Мои размышления над строками И. Северянина | Сочинение по литературе
Еще в 1905 году А. Блок в стихотворении «Балаганчик» поведал о драме непонятого художника. Мальчик и девочка смотрели, как смешно дергается паяц, как развертывается немое уморительное действо.

Анализ стихотворения И.Северянина «Увертюра» | Сочинение по литературе
Творчество известного поэта серебряного века Игоря Северянина многие исследователи называют новаторским, поскольку многое из того, к чему прибегал поэт, было несвойственно для лирических

Фото Северянин И.

 Изменить 
Северянин И.

Северянин И. - Биография

    СЕВЕРЯНИН, ИГОРЬ (1887–1941), настоящие имя и фамилия Игорь Васильевич Лотарев, русский поэт. Родился 4 (16) мая 1887 в Петербурге в семье офицера. Из-за сложных отношений между родителями провел отрочество в Сойволе близ г. Череповца Новгородской губ., где находилась усадьба дяди. Учился в Череповецком реальном училище, затем уехал на Дальний Восток, где его отец получил место коммерческого агента. Жизнь на Дальнем Востоке в годы русско-японской войны способствовала тому, что среди любовной лирики, которую начал писать Северянин, появились стихи на патриотические темы. Стихотворение Гибель Рюрика было опубликовано в журнале «Слово и Дело» (1905).
    К 1913, согласно его собственной анкетной записи, Северянин издал 35 стихотворных книг, каждая из которых состояла из двух страниц. В ранних стихах ощутимо влияние поэтов К.Фофанова и М.Лохвицкой. В отличие от многих поэтов Серебряного века, Северянин избежал влияния символистов. В 1911 организовал в Петербурге литературную группу «Ассоциация эгофутуристов», в которую вошли И.Игнатьев, К.Олимпов, В.Гнедов, Г.Иванов и др. Программа эгофутуристов, сформулированная Северяниным, предусматривала самоутверждение личности, поиски нового без отвергания старого, смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы, осмысленные неологизмы и т.п. Сам Северянин создал множество поэтических неологизмов: безгрезье, чернобровье, лесофея, ветропросвист, лилиебатистовая и др. Впоследствии В.Маяковский признавал, что многому научился у него в сфере словотворчества. Вскоре Северянин расстался с эгофутуристами, на некоторое время примкнул к кубофутуристам, но и этот союз длился недолго.
    В 1913 Северянин издал в московском издательстве «Гриф» свою первую большую книгу стихов Громокипящий кубок, с предисловием Ф.Сологуба. Строфа стихотворения Ф.Тютчева дала название сборнику. В первой части сборника, Сирень моей весны, детская чистота и непосредственность чувств сочеталась с манерным эстетизмом. Вторая часть, Мороженое из сирени, была посвящена теме вмешательства цивилизации в мир естественных человеческих отношений. Персонажами стихотворений этой части сборника были «грезэрки», «эксцессерки», «экстазеры» и другие обитатели вывернутого наизнанку современного мира. В третьей части, За струнной изгородью лиры, поэт обретал идеал в искусстве и облагороженной человеком природе. Об этом свидетельствуют названия стихов – Врубель, На смерть Фофанова, Коктебель и др. Северянин утверждал в стихах мысль о том, что мир спасется благодаря красоте и поэзии. Четвертая часть сборника – поэтический манифест эгофутуризма. «Я царь страны несуществующей», – сказал Северянин в этой части Громокипящего кубка. В его поэзии прекрасная несуществующая страна называлась Миррэлия (в честь Мирры Лохвицкой). Выход Громокипящего кубка сделал Северянина кумиром читающей публики. В течение двух лет книга выдержала семь изданий. Северянин сознательно культивировал свой образ изысканного поэта-кумира. Он появлялся на поэтических вечерах с орихедеей в петлице, называл свои стихи «поэзами», читал в напевном ритме, отвечавшем их ярко выраженной музыкальности. «Поэт и его слава» – эта тема заняла важное место в творчестве Северянина. Ему принадлежат знаменитые строки: «Я, гений Игорь Северянин, / Своей победой упоен: / Я повсеградно оэкранен! / Я повсесердно утвержден!» Однако лирический герой поэз Северянина существенно отличался от самого поэта. Его близкий друг Г.Шенгели вспоминал: «Игорь обладал самым демоническим умом, какой я только встречал... Игорь каждого видел насквозь, непостижимым чутьем, толстовской хваткой проникал в душу, и всегда чувствовал себя умнее собеседника...». Северянин утверждал право поэта быть аполитичным и писать так, как это ему свойственно, вне зависимости от общественных событий. В разгар Первой мировой войны выпустил сборник Ананасы в шампанском (1915), образный строй которого соответствовал названию. После Октябрьской революции Северянин поселился в Эстонии. Жил в уединении в рыбачьем поселке Тойла. Ему удалось издать несколько поэтических книг, в числе которых Падучая стремнина. Роман в стихах (1922), Соловей (1923) и др. В стихотворении Классические розы (1925) Северянин пророчески написал: «Как хороши, как свежи будут розы, / Моей страной мне брошенные в гроб!» Несмотря на то, что Северянина считали «буржуазным», в 1918 на вечере в Политехническом музее в Москве он был назван «королем поэтов», победив Маяковского. Многие его стихи были положены на музыку и исполнялись А.Вертинским. Умер Северянин в Таллинне 20 декабря 1941.
 Изменить