Сочинения по литературе

«Человек не может быть доволен собой полностью, ежели он только разрушает и ничего не строит» (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»).

0
    Роман Тургенева «Отцы и дети» показывает нам картину русского общества 60-х годов 19 века. Общество разбито на два больших лагеря – «отцов» и «детей». Господин Писарев в своей статье «Базаров» считает главным персонажем и основным звеном романа представителя лагеря детей Евгения Базарова. Вокруг него, по мнению критика, «крутится» все действие, все остальные герои. Безусловно, с этим нельзя не согласиться. Базаров – типичный представитель молодого поколения 60-х годов 19 века, считающих себя нигилистами.
    В начале своей статьи господин Писарев дает характеристику герою романа, исходя из его социального положения и его профессии. Критик считает Базарова умным человеком, что не вызывает никакого сомнения. Далее критик отмечает, что люди, подобные Базарову, руководствуются исключительно «личным вкусом» и «расчетом» в своих поступках. «Они понимают, что быть честным очень выгодно и что всякое преступление,.. – опасно и, следовательно, неудобно». На мой взгляд, руководство собственными взглядами и предпочтениями отнюдь не плохо, ежели это не выходит за грани разумного. Проблема Евгения Базарова в том, что кроме своих взглядов и предпочтений, он совершенно отказывался признавать какие-либо другие. Нельзя уходить от опыта поколений, невозможно не учитывать мнения окружающих тебя людей.

    Писарев называет главного героя произведения «неотесанным буршем», «угловатым», «мешковатым», «резким», то есть человеком «mauvais ton». Да, это так, но давайте подумаем, мог ли вести себя по-другому Базаров со всеми его взглядами на окружающий мир? Он считал, что элементарная вежливость в общении – это просто ненужная потеря времени. И в этом есть его определенный просчет. Ведь хорошие манеры проистекают из уважения к окружающим людям. А уважение к окружающим исходит из уважения к самому себе, что, в свою очередь, необходимо для построения и развития собственной личности. Можно ли сделать в жизни что-либо великое, не имея уважения к себе? Не думаю.

    Далее господин Писарев замечает, что Тургенев «очевидно не благоволит к своему герою. Тургенев, как нервная женщина, как растение «не тронь меня», сжимается болезненно от самого легкого соприкосновения с букетом базаровщины». Позвольте, уважаемые читатели, с этим не согласиться. На мой взгляд, Тургенев испытывает определенную симпатию к каждому из своих героев, а к Базарову, которого он сделал главным персонажем своего романа, тем более. Писатель уважал своего героя за те положительные качества, которые у него были. Базаров бесспорно умен, упорен, начитан в определенных областях, талантлив в своей сфере (он хороший врач), любознателен, самоотвержен и так далее. И поэтому Тургеневу особенно жаль, что этот прекрасный потенциал герой не сможет полностью реализовать. И не от того, как утверждает господин Писарев, что ему не позволила это сделать социально-политическая обстановка в стране. А от того, что это не позволила ему сделать собственная ограниченность во взглядах. Человек не может быть доволен собой полностью, ежели он только разрушает и ничего не строит.

    Важно отметить, что Тургенев никого не сделал правым в своем романе. А в явной полемике между Павлом Петровичем Кирсановым и Евгением Базаровым мы можем увидеть идеал Тургенева. Он заключается в объединении жизненных принципов «отцов» и «детей». Сугубо материалистическая деятельность без души бесплодна. Так же как и романтические разглагольствования без дела превращаются в чистой воды маниловщину.

    Достаточно интересны размышления господина Писарева о смерти Евгения Базарова. «Действие романа происходит летом 1859 года; в течении 1860 и 1861 года Базаров не мог бы сделать ничего такого, что бы показало нам приложение его миросозерцания в жизни;… все это были бы только задатки; судить о том, что разовьется из этих задатков, можно будет только тогда, когда Базарову и его сверстникам минет лет пятьдесят… Кто решится дорисовывать такой тип, который только что начинает складываться и обозначаться и который может быть дорисован только временем и событиями? Не имея возможности показать нам, как живет и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает. Этого на первый раз довольно, чтобы составить себе понятие о силах Базарова, о тех силах, которых полное развитие могло обозначиться только жизнью, борьбою, действиями и результатами.». С этой мыслью можно согласиться, но нельзя ею ограничиваться. Роман заканчивается смертью Базарова потому, что герой дальше жить не мог. Произошло крушение его взглядов: любовь к Анне Сергеевне Одинцовой разрушила его теорию о необходимости рассудочно холодной жизни. После этого Базаров не смог выстроить новую вселенную взамен утерянной. Кроме того, смерть Базарова – это приговор Тургенева нигилистам. Через гибель своего героя автор раскрывает всю несостоятельность этой теории.

    В заключении хотелось бы сказать, что статья господина Писарева не лишена приятности: в ней замечено много дельных мыслей и умозаключений относительно романа в целом и образа Базарова в частности. Однако, стоит заметить, что в данных рассуждениях много спорных мест, на которые я, в силу своих способностей, пыталась указать.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Тургенев И.С.

Дом и бездомность в художественном мире Тургенева на основе романа "Отцы и дети". | Сочинение по литературе
Знаменитый русский критик Д.И Писарев в романе И.С Тургенева «Отцы и Дети» «кроме художественной красоты» заметил еще и то, что «он наводит на размышления, хотя сам по себе не разрешает никакого

Мой обвиняемый Евгений Базаров (По роману И. С. Тургенева "Отцы и дети") | Сочинение по литературе
Скрытой сюжетной линией романа И. С. Тургенева "Отцы и дети" является кризис крепостного строя и необходимость его уничтожения. На фоне этой линии и разворачивается конфликт "отцов и

Прав ли Базаров, говоря, что «Рафаэль гроша медного не стоит»? | Сочинение по литературе
В своём романе «Отцы и дети» Тургенев вывел на сцену перед читателями несколько интересных образов. Самыми запоминающимися из них являются Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Именно между

Религиозная символика в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» | Сочинение по литературе
В романе Тургенева «Отцы и дети», на первый взгляд, отсутствует религиозная тема. И действительно, произведение повествует об очень «земных» проблемах – о конфликте двух поколений, о столкновении

Почему Лиза ушла в монастырь? | Сочинение по литературе
Иван Сергеевич необычно построил своё произведение. Главная сюжетная линия часто прерывается рассказами о прошлом того или иного персонажа. На первый взгляд это кажется излишним та как рассеивает

Анализ эпизода 18-ой главы романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» | Сочинение по литературе
Роман «Отцы и дети» был написан в 1861 году. Его жанр можно определить как социально-психологический роман. В этом произведении рассматриваются важные социальные проблемы второй половины 19 века,

Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов: сравнительная характеристика. | Сочинение по литературе
Роман “Отцы и дети” создавался в то время, когда был поставлен вопрос об отмене крепостного права, когда обострились противоречия между либералами и демократами. Как настоящий художник, творец,

Объяснение Аркадия и Кати (анализ эпизода из 25-й главы романа И.С.Тургенева «Отцы и дети») | Сочинение по литературе
В романе «Отцы и дети» Тургенев показывает не только идеологические споры, но и изображает героев влюбленных, героев, которые любят, женятся, живут вместе. Основной конфликт между Базаровым и

Базаров как зеркало русского нигилизма (роман И.С. Тургенева «Отцы и дети») | Сочинение по литературе
Евгений Базаров — самый привлекательный, самый значительный, но и самый противоречивый герой тургеневского романа «Отцы и дети». Он, в отличие от «не настоящего нигилиста», своего друга Аркадия

Трагизм образа Базарова | Сочинение по литературе
Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» стоит в одном ряду с лучшими русскими и мировыми произведениями литературы. Главный герой произведения, Евгений Базаров, - личность выдающаяся и, в то же время,

Фото Тургенев И.С.

 Изменить 
Тургенев И.С.

Тургенев И.С. - Биография

Иван Сергеевич Тургенев – русский писатель-реалист XIX века, поэт, переводчик и член-корреспондент Петербургской АН. Тургенев родился 28 октября (9 ноября) 1818 года в городе Орёл в дворянской семье. Отец писателя был отставным офицером, а мать – потомственной дворянкой. Детство Тургенева прошло в родовом имении, где у него были личные учителя, гувернеры, крепостные няньки. В 1827 году семья Тургеневых переехала в Москву с целью дать детям достойное образование. Там он учился в пансионе, затем занимался с частными учителями. Писатель с детства владел несколькими иностранными языками, включая английский, французский и немецкий.

В 1833 году Иван поступил в Московский университет, а через год перевелся в Петербургский на словесное отделение. В 1838 году он уехал в Берлин на лекции классической филологии. Там он познакомился с Бакуниным и Станкевичем, встречи с которыми имели большое значение для писателя. За два года проведенных за границей, он успел побывать во Франции, Италии, Германии и Голландии. Возвращение на родину состоялось в 1841 году. В это же время он начинает активно посещать литературные кружки, где знакомится с Гоголем, Герценом, Аксаковым и т.д.

В 1843 году Тургенев поступил на службу в канцелярию министра внутренних дел. В этот же год он познакомился с Белинским, который оказал немалое влияние на становление литературных и общественных взглядов молодого писателя. В 1846 году Тургенев написал несколько произведений: «Бретёр», «Три портрета», «Нахлебник», «Провинциалка» и т.д. В 1852 году появился один из лучших рассказов писателя – «Муму». Рассказ был написан во время отбывания ссылки в Спасском-Лутовинове. В 1852 году появляются «Записки охотника», а после смерти Николая I были опубликованы 4 крупнейших произведения Тургенева: «Накануне», «Рудин», «Отцы и дети», «Дворянское гнездо».

Тургенев тяготел к кругу литераторов-западников. В 1863 году вместе с семейством Виардо уехал в Баден-Баден, где активно участвовал в культурной жизни и завязывал знакомства с лучшими писателями Западной Европы. Среди них были Диккенс, Жорж Санд, Проспер Мериме, Теккерей, Виктор Гюго и многие другие. Вскоре он стал редактором зарубежных переводчиков русских писателей. В 1878 году он был назначен вице-президентом на международном конгрессе по литературе, проведенном в Париже. На следующий год Тургенева удостоили звания почетного доктора Оксфордского университета. Проживая за границей, он все также душой тянулся к родине, что отразилось в романе «Дым» (1867). Самым крупным по объему стал его роман «Новь» (1877). И. С. Тургенев скончался под Парижем 22 августа (3 сентября) 1883 года. Похоронили писателя согласно его воле в Петербурге.
 Изменить