Сочинения по литературе

«Я не хочу, и не могу поверить, что зло является естественным состоянием человека» (Ф. М. Достоевский) (на примере повести М. Булгакова «Собачье сердце»)

0
    Творчество таких писателей как Достоевский и Булгаков, стало классикой благодаря тому, что вызывает множество вопросов, порождённых временем или ситуацией. Но, так или иначе, произведения данных мастеров слова неоднозначны, широки по охвату проблематики и, как следствие, спорны. До сих пор, при изучении «Преступления и наказания», «Собачьего сердца» и других бессмертных произведений, возникают прения среди литературоведов по поводу тех или иных кусков текста и их толкований!
    Вопросы о добре и зле (что это такое, как отличить, как с этим бороться?) волновали человечество на протяжении всей его истории. А литература является не только зеркалом общественной жизни, но и ареной для споров. И ареной, пожалуй, самой корректной, так как спорщики высказываются поочерёдно, сплетая, таким образом, замысловатое кружево истории русской литературы.
    Утверждение Ф. М. Достоевского о том, что зло не является естественным состоянием человека, проходит через все его произведения. Показывая разнообразные характеры и ситуации, в которые попадают персонажи, автор находит светлые черты в самом ужасном, казалось бы, на первый взгляд, жестоком человеке (убийце, уличной девке). В «Преступлении и наказании» Достоевский утверждает, что именно «жёлтый Петербург» виноват в душевных трагедиях изображённых героев.

    Если с такой же позиции рассматривать и творчество М. Булгакова, то следует обратиться, прежде всего, к «Собачьему сердцу». Эта повесть является ярким примером сатирического таланта писателя. А о своём писательском даре Булгаков писал так: «…Чёрные и мистические краски… в которых изображены бесчисленные уродства нашего быта, яд, которым пропитан мой язык, глубокий скептицизм в отношении революционного процесса, происходящего в моей отсталой стране, и противопоставление ему излюбленной и Великой Эволюции, а самое главное — изображение страшных черт моего народа, тех черт, которые задолго до революции вызывали глубочайшие страдания моего учителя М. Е. Салтыкова-Щедрина».

    «Собачье сердце» стало откликом Булгакова на культурную и социально-историческую ситуацию в советской России первой половины 20-х годов 20 века. Изображенный в повести научный эксперимент - картина пролетарской революции и её результатов. Булгаков поднимает многие вопросы: соотношение эволюции и революции, судьба интеллигенции, природа новой власти. Но, кроме общеполитических тем, автора волнует проблема нравственности.

    Итак, место действия повести «Собачье сердце» — Москва, 1924 год. Основу повествования составляет внутренний монолог Шарика - вечно голодного, уличного пса. Он по-своему оценивает жизнь улицы, быт, нравы, характеры Москвы времён НЭПа с ее магазинами, трактирами на Мясницкой «с опилками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят собак», «где играли на гармошке, и пахло сосисками».

    Затем пёс встречается с Филиппом Филипповичем Преображенским, который проводит над ним эксперимент и превращает его в человека. Профессор совершает революцию, ту самую, против которой протестует Булгаков. Это приводит к тому, что став человеком, Полиграф Шариков проявляет самые худшие человеческие черты. Он не прошёл эволюционный путь развития, и потому его гибель как личности неминуема. Шариков всего лишь ребёнок, попавший во взрослый мир. А этот мир не собирается объяснять ему вечное и прекрасное, он сразу вводит его в курс освоения мерзости. Таким образом, как и у Достоевского, во внутренней катастрофе виновата среда, а не «естественная, прирождённая» тяга ко злу.

    Но почему для раскрытия данной мысли уместно брать, по сути, собаку, а не человека. Дело в том, что Шарик до своего чудесного или чудовищного превращения, по замыслу автора, является срезом внутреннего и внешнего бытия обычного трудового человека в России того времени. И, если обратиться к начальному эпизоду повести, который является определяющим в «естественном» характере Шарикова, то можно легко понять, что пёс совсем не плохой. Он помнит добро: «Повар попадается разный. Например – покойный Влас с Пречистенки. Скольким он жизнь спас. Потому что самое главное во время болезни перехватить кус… Царство ему небесное за то, что был настоящая личность…»
    С состраданием, которое сам редко видит, пес относится к окружающим: «Прибежит машинисточка, ведь за 4,5 червонца в бар не пойдёшь. Ей и на кинематограф не хватает… Дрожит, морщится, а лопает… А ей разве такой стол нужен? У неё и верхушка правого лёгкого не в порядке, и женская болезнь на французской почве, на службе с неё вычли, тухлятиной в столовой накормили…».
    Получается, что Шарик - настоящий Человек, хотя и находится в ужасающих, нечеловеческих условиях существования. Но он ещё не готов, чтобы «стать всем», так как должен пройти естественное «взросление». Именно при таком условии сохранится его добрая душа, на которую не сможет повлиять среда.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Булгаков М.А.

Добро и зло в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» | Сочинение по литературе
“Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо”. И. В. Гёте. “Фауст” Эти слова эпиграфа свидетельствуют о нетрадиционном для русской литературы отношении

Деградация души в романе «Мастер и Маргарита» | Сочинение по литературе
Талант М. А. Булгакова дал русской литературе замечательные произведения, ставшие отражением не только современной писателю эпохи, но и настоящей энциклопедией человеческих душ. В начале 20-х годов

Анализ 19-лавы 2-части из романа Булгакова «Мастер и Маргарита» | Сочинение по литературе
Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» - выдающееся произведение русской литературы, до сих пор вызывающее споры и разногласия. Кто-то восхищается им, кто-то не принимает. Но уже тот факт, что с

Борьба добра и зла в романе "Мастер и Маргарита” М. Булгакова | Сочинение по литературе
О романе Булгакова “Мастер и Маргарита” уже написано очень много и еще, наверное, немало будет написано. Как только ни трактовали эту книгу?! Одни видели в ней апологию дьявола, любование мрачной

Сочинение на тему: «Собачье сердце» Булгакова | Сочинение по литературе
Свою повесть «Собачье сердце» Михаил Булгаков так и не увидел напечатанной. К печати ее допустили лишь в 1987, через 62 года после написания, но именно благодаря этому она осталась не испорченная

Последние годы жизни Булгакова | Сочинение по литературе
Жизнеописания писателей не зря кончают рассказом об их последних словах, часто высказанных в том состоянии, когда сознание меркнет, а память истончается. Мы воспринимаем смерть писателя именно «как

Значение «русского сна» в пьесах Булгакова | Сочинение по литературе
В «русских снах» Булгаков тщательно подготавливает те отношения, которые возникнут между героями «Бега» за пределами России. При этом меньше всего драматург задумывал пьесу об эмигрантах, как

Тема города в русской литературе (по произведениям Михаила Булгакова) | Сочинение по литературе
Тема города является одной из самых характерных тем для русской литературы. Она отразилась в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. А. Блока, М. А.

Киев в жизни и творчестве Булгакова | Сочинение по литературе
Место, где родился человек, - это самое дорогое для него. Будь это город, село или деревня, оно навсегда останется в сердце человека. Ведь это маленькая родина, где прошли самые счастливые дни

Булгаков «политически вредный автор» (рецензия) | Сочинение по литературе
Смех не может быть нейтральным. Любой смех показывает на отношение к тому, что смешно. М. Зощенко Я считаю, что ярлык “политически вредного автора” М. Булгаков получил

Фото Булгаков М.А.

 Изменить 
Булгаков М.А.

Булгаков М.А. - Биография

Михаил Булгаков родился 15 мая (3 мая по старому стилю) 1891 года в Киеве, в семье профессора кафедры западных вероисповеданий Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. Семья была многодетная (Михаил — старший сын, у него было еще четыре сестры и два брата) и дружная. Позже М. Булгаков не раз вспомнит о «беспечальной» юности в красивом городе на днепровских кручах, об уюте шумного и теплого родного гнезда на Андреевском спуске, сияющих перспективах будущей вольной и прекрасной жизни.

Бесспорны влияние на будущего писателя сыграла и роль семьи: твердая рука матери Варвары Михайловны, не склонной к сомнениям по поводу того, что есть добро, а что — зло (праздность, уныние, эгоизм), образованность и трудолюбие отца («Моя любовь[en] — зеленая лампа и книги в моем кабинете», — напишет позже Михаил Булгаков, вспоминая допоздна засиживающегося за работой отца). В семье царит безусловный авторитет знания и презрение к невежеству, не отдающему себе в этом отчета.

По данным ЮНЕСКО М.А.Булгаков – один из самых читаемых писателей ХХ века. Сегодня его смело можно назвать великим гением, о чем раньше нельзя было и помыслить. Могучие силы, ему препятствовавшие или стремившиеся погубить, вынуждены были отступить перед его мужественной стойкостью. Сохраняя достоинство мыслящего человека, Булгаков защищал святое для художника право на свой взгляд, свой ум, свое воображение, т.е. право быть самим собой.
За свою короткую жизнь писатель успел выразить себя до конца, до самого дна души, точно под взглядом всевидящего и всезнающего Воланда. Его гениальные произведения «Записки юного врача», «Морфий», «Роковые яйца», «Собачье сердце», «Белая гвардия» и др. принесли автору всемирную посмертную славу. А роман «Мастер и Маргарита» стал поистине культовой книгой, споры и разговоры вокруг которой не прекращаются и по сей день.
Обширный материал, представленный на выставке, дает возможность читателям воссоздать вехи жизни Булгакова на широком историческом фоне эпохи, ее литературной и социальной жизни, а также его творческий облик.
 Изменить