Сочинения по литературе

Анализ главы «Девятнадцать» в романе А. Фадеева "Разгром"

0
    Роман А. Фадеева «Разгром» (1925 – 1926 годы) стоит в ряду лучших произведений о гражданской войне. Автор, пройдя партизанскую войну, описывает события как бы «изнутри». Он дает объективную оценку событий того времени. А.Фадеев заставляет читателя по-другому осмыслить многие стороны российской истории.
    «Разгром» повествует о борьбе и гибели одного партизанского отряда на Дальнем Востоке. Автор выбирает необычный для военных произведений взгляд на события. В романе очень много места уделяется описанию внутреннего мира партизан. Благодаря этому мы понимаем, что привело героев, простых людей, в отряд Левинсона. А также почему, несмотря на превосходство, белая гвардия и интервенция на Дальнем Востоке потерпела поражение.

    На протяжении всего повествования мы наблюдаем за развитием характеров трех главных героев: Левинсона, Морозки и Мечика. Они являются представителями разных срезов общества. Левинсон – командир, Морозка – простой рабочий в прошлом и партизан в настоящем, Мечик – юноша из интеллигентной семьи, захотевший стать партизаном. Важно заметить, что Фадеева интересует прежде всего духовное развитие этих героев.

    В итоговой главе романа «Девятнадцать» мы узнаем о финале похода партизанского отряда и о судьбах героев «Разгрома». В XVII главе отряд натыкается на казачью засаду. Его не спасают высланные вперед дозорные. Мечик, который был первым разведчиком, встретившись с казаками, позорно убегает от неприятеля. Позже, когда погоня затихла, герой осознает последствия своего поступка: « Что я наделал... о-о-о... что я наделал, -- повторял он, перекатываясь на локтях и животе и с каждым мгновением все ясней, убийственней и жалобней представляя себе истинное значение своего бегства, первых трех выстрелов и всей последующей стрельбы. -- Что я наделал, …». Но автор тут же уточняет, что «мучился он не столько потому, что из-за этого его поступка погибли десятки доверившихся ему людей, сколько потому, что несмываемо-грязное, отвратительное пятно этого поступка противоречило всему тому хорошему и чистому, что он находил в себе». Еще немного поразмыслив, Мечик чувствует радостную свободу: «Он все еще осуждал себя и каялся, но уже не мог подавить в себе личных надежд и радостей, которые сразу зашевелились в нем, когда он подумал о том, что теперь он совершенно свободен и может идти туда, где нет этой ужасной жизни и где никто не знает о его поступке». Таким образом, Мечик не смог преодолеть испытаний и не смог воспитать в себе сильную личность, хотя имел для этого, как показывает автор, все основания. Романтические мечты этого героя разбились о суровые будни партизан.

    Стать настоящим человеком, осознающим себя и всю окружающую жизнь, получилось, на мой взгляд, у другого героя романа – Морозки. На страницах романа этот герой взрослел, размышлял и внутренне перестраивался. В его характере появляется самокритичность и желание бороться со своими вредными привычками. В «Девятнадцати» Морозка предстает перед нами человеком, полностью осознающим свой человеческий долг. Можно сказать, что перед смертью герой совершает подвиг: «Он так ярко чувствовал их в себе, этих уставших, ничего не подозревающих, доверившихся ему людей, что в нем не зародилось мысли о какой-либо иной возможности для себя, кроме возможности еще предупредить их об опасности... Он выхватил револьвер и, высоко подняв его над головой, чтобы было слышнее, выстрелил три раза, как было условлено...».

    Неким идеалом является для Фадеева, как мне кажется, Левинсон. Это человек, обладающий всеми качествами командира и просто настоящей личности. В последней главе мы окончательно убеждаемся в этом. Смертельно уставший, как и все партизаны, в полубреду командир чувствует родственную близость со своими бойцами. Он очень переживает, думая о недавней гибели некоторых из них. Как простой смертный, Левинсон переживает, что в ответственный момент не сможет спасти партизан, принять правильное решение. Но в нужный момент на помощь ему приходит партизан Бакланов. Левинсон отчаянно ведет отряд на прорыв. После жестокой схватки с казаками в живых остаются лишь девятнадцать бойцов, включая самого командира. Увидев это, Левинсон «весь как-то опустился и съежился, и все вдруг заметили, что он очень слаб и постарел. Но он уже не стыдился и не скрывал своей слабости; он сидел потупившись, медленно мигая длинными мокрыми ресницами, и слезы катились по его бороде...».

    Но нужно было жить дальше. Выехав из леса, командиру открывается картины прекрасной природы и мирной жизни. Тогда «Левинсон обвел молчаливым, влажным еще взглядом это просторное небо и землю, сулившую хлеб и отдых, этих далеких людей на току, которых он должен будет сделать вскоре такими же своими, близкими людьми, какими были те восемнадцать, что молча ехали следом, -- и перестал плакать; нужно было жить и исполнять свои обязанности».

    Таким образом, оставаясь душевным, мягким человеком, Левинсон подчиняет свою жизнь высокой идее служения народу. Он собирает волю в кулак и понимает, что несмотря ни на что, необходимо бороться дальше ради улучшения жизни своей родины.

    Трагедия партизанского отряда разворачивается на фоне прекрасного пейзажа: «

    Солнце уже поднялось над лесом. Иней давно растаял. Небо раскрылось в вышине, прозрачно-льдистое и голубое. Деревья в мокром сияющем золоте склонялись над дорогой. День занялся теплый, непохожий на осенний». Так начинается глава романа и заканчивается она также изображением природы. Как мне кажется, автор тем самым хотел показать близость партизан к родной стране и родному народу, а также то, за что они отдают свои жизни. Недаром в сцене с Мечиком появляется бурундучок, который пугается предателя и убегает. Это подчеркивает чужеродность и отдаленность героя от всего настоящего.

    Таким образом, глава «Девятнадцать» является итогом романа. В нем получает завершение развитие основных характеров, рисуется финал похода партизанского отряда. Несмотря ни на что, роман заканчивается оптимистично. В последней главе с новой силой проявляется жизненный идеал Фадеева, выраженный в образе Левинсона. По мысли автора, нужно жить, руководствуясь высокой целью служения своему народу.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Фадеев А.А.

Героическое и трагическое в романе А. А. Фадеева «Разгром» | Сочинение по литературе
Произведения о революции и Гражданской войне, вышедшие в 1926—1927 годах, носили в известной степени итоговый характер. В 1927 году вышли два романа: “Разгром” Фадеева и “Белая гвардия” М.

Гражданская война в романе А. Фадеева «Разгром». | Сочинение по литературе
К лучшим произведениям А. Фадеева двадцатых годов относится роман “Разгром”. “Я могу их определить так, — говорил Фадеев. — Первая и основная мысль: в гражданской войне происходит отбор

Сравнительная характеристика Морозки и Мечика (по роману а. Фадеева "Разгром") | Сочинение по литературе
Роман Александра Фадеева написан в начале ХХ века, в это время было два взгляда: социал-демократы и эсеры-максималисты. В романе есть два героя Морозка и Мечик, обладающие этими убеждениями. Чтобы

Слово о женщине, слово о матери (По произведениям Фадеева, Айтматова) | Сочинение по литературе
Восславим женщину-Мать, Чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир! Все прекрасное в человеке — о г лучей солнца и от молока Матери. М. Горький

Анализ главы «Девятнадцать» в романе А. Фадеева «Разгром» | Сочинение по литературе
Роман А. Фадеева «Разгром» повествует об одном из эпизодов гражданской войны на Дальнем Востоке. Старательно избегая традиций, характерных для советской литературы 20-х годов ХХ века, которая

Тема революции и гражданской войны в романе А. Фадеева «Разгром» | Сочинение по литературе
В основу событий романа А. Фадеева «Разгром» положен реальный исторический факт – разгром партизанского отряда на Дальнем Востоке Хотелось бы отметить новый подход Фадеева к освещению темы революции

Нравственные проблемы в романе "Разгром" | Сочинение по литературе
Роман "Разгром" называют первой и последней удачей Фадеева.Судьба писателя сложилась драматично: после удачного литературного дебюта он стал советским функционером,растратил силы и талант

Судьба интеллигенции в революции на примере романа А. Фадеева «Разгром» | Сочинение по литературе
Читая роман А. Фадеева “Разгром”, невольно задумываешься, кто больше нужен России: думающий, образованный, много знающий и понимающий человек или же беспрекословный исполнитель чужой воли. Во

Специфика лирических отступлений в романе А. Фадеева "Молодая гвардия" | Сочинение по литературе
Характерной особенностью композиции романа А. Фадеева «Молодая гвардия» являются лирические отступления. Лирические отступления — непосредственное выражение эпическим писателем своих мыслей и

Анализ романа А.А. Фадеева «Разгром» | Сочинение по литературе
А. Фадеев в своем романе «Разгром» более объективно, чем другие советские писатели того времени, осветил гражданскую войну. В основу его произведения положены реальные события - один из эпизодов

Фото Фадеев А.А.

 Изменить 
Фадеев А.А.

Фадеев А.А. - Биография

    ФАДЕЕВ Александр Александрович (1901 - 1956), прозаик.
    Родился 11 декабря (24 н.с.) в городе Кирмы Тверской губернии в семье фельдшеров, профессиональных революционеров. Раннее детство провел в Вильно, затем в Уфе. Большая часть детства и юности связана с Дальним Востоком, с Южно-Уссурийским краем, куда родители переселились в 1908. Любовь к этому краю Фадеев пронес через всю жизнь.
    Учился во Владивостоке, в коммерческом училище, но ушел, не окончив восемь классов (1912 - 1919). Сблизившись с большевиками, включился в революционную деятельность. Участвовал в партизанском движении против Колчака и войск интервентов (1919 - 1920), после разгрома Колчака - в рядах Красной Армии, в Забайкалье - против атамана Семенова зимой 1920 - 21. Был ранен.
    В 1921 попал в Москву как делегат Х Всероссийского партийного съезда, вместе с другими делегатами, подавляя Кронштадтский мятеж, был серьезно ранен. Начал учиться в Московской горной академии, но со второго курса был переведен на партийную работу. Уже в 1921 Фадеев начал писать, участвовать в работе молодых литераторов, которые объединились вокруг журналов "Октябрь" и "Молодая гвардия". В "Молодой гвардии" в 1923 был опубликован первый рассказ Фадеева "Против течения".
    Роман "Разгром", увидевший свет в 1927, принес писателю признание читателей и критики и ввел его в большую литературу. Жизнь и исторические события на Дальнем Востоке, свидетелем которых он был, привлекли его творческое воображение. Долгие годы он отдал созданию романа-эпопеи "Последний из Удэге". Несмотря на незавершенность, роман занял свое место не только в творчестве А.Фадеева, но и в историко-литературном процессе 1920 - 50-х. В годы войны был одним из руководителей Союза писателей, автором большого количества публицистических статей, очерков. Был на Ленинградском фронте, три месяца провел в блокадном городе, результатом чего стала книга очерков "Ленинград в дни блокады" (1944).
    В 1945 вышел в свет роман "Молодая гвардия", о героях которого Фадеев писал "с большой любовью, отдал роману много крови сердца". Первая редакция романа пользовалась заслуженным успехом, но в 1947 в газете "Правда" роман был подвергнут резкой критике за то, что писатель не показал связи комсомольцев Краснодона с коммунистами-подпольщиками. В 1951 Фадеев переработал роман, вторая редакция которого была оценена, например, Симоновым как "напрасная трата времени".
    После XX съезда КПСС, чувствуя невозможность продолжать свою жизнь, А.Фадеев 13 мая 1956 кончает жизнь самоубийством. Медицинская комиссия, назначенная тогда правительством, заявила, что эта трагедия случилась в результате расстройства нервной системы из-за хронического алкоголизма. Только в 1990 было опубликовано предсмертное письмо Фадеева: "Не вижу возможности жить дальше, так как искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии и теперь уже не может быть поправлено. Лучшие кадры литературы... физически истреблены или погибли... лучшие люди литературы умерли в преждевременном возрасте... Жизнь моя как писателя теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивались подлость, ложь и клевета, ухожу из этой жизни".
 Изменить