Сочинения по литературе

Анализ главы «Как прокуратор пытался спасти Иуду из Карифа»

0
В романе Мастер и Маргарита особенную роль играет эпизод «Как прокуратор пытался спасти Иуду из Карифа». Именно ему придаётся особое значение, т.к. после апогея внутренней борьбы Понтия Пилата герой встаёт на путь очищения, принимая правду Иешуа. Глава начинается с описания грозы. Это символ наивысшего накала действия,своеобразного катарсиса, ведь именно после грозы мир очищается и продолжает цвести ещё с большей силой. Это непростой символ и он используется для проведения аналогии с разразившейся нравственной борьбой героя. Прокуратор наблюдал за бунтующей стихией и его слуга африканец разбил кувшин с вином - «у его ног простиралась неубранная красная как бы кровая лужа». Данная художественная деталь символизирует пролитую кровь Иешуа, который по решению Понтия Пилата был приговорён к смерти. Напоминание о совершённой ошибке, лишало прокуратора внутреннего спокойствия. И по этому так важен используемый Булкаговым психологизм - описание глаз прокуратора. Он подчеркивает его душевное терзание: «лицо прокуратора было с воспаленными последними бессоницами вином глазами». Понтий Пилат ожидает своего верного слугу Афрания в надежде на то, что он принесёт ему известие о смерти Иешуа, и это позволит разрешить его внутренний конфликт: совесть мучает его. Прокуратор уделяет особое внимание гостю: он повелевает его переодеть,высушить после дождя,обязывает разделить с ним трапезу, демонстрируя этим приближенность Афрания к собственной персоне. Начальник тайной полиции понимал, что ему удостоены определённые привилегии, поэтому не остался в долгу, подчеркнув своей речью величие покровителя: «отец римлян, самый дорогой и лучший из людей». Предстоял важный разговор, но во дворце их могли подслушать, поэтому диалоги велись на латыни. Прокуратор расспрашивал о настроении в городе, но отнюдь не это его интересовало. В диалоге раскрывается психологический портрет личности Пилата: он ненавидит Ершалаим и всех людей в нём, его истинная привязанность сузилась до любви к собаке, но он должен нести долг своей службы: «нет более безнадёжного места на земле…о, если бы не императорская служба!» Обеспечение порядка было его обязанностью и поэтому он поручает следить за истинно виновным Вар-раваном, котрый по собственному решению прокуратора был освобождён. «Вар не сделает ни шагу без того, чтобы за ним не шли по пятам», т.е. прокуратор корректно пытался устранить последствия своей ошибки, , но все его усилия все равно не искупили бы вины перед собственной совестью и мирным философом Иешуа. В разговоре Пилат пытался всячески скрыть особый интерес к смерти Га-Ноцри, но его лицо выдавало внутреннее волнение перед услышанным: «под левым глазом у него задёргалась жилка».




«Он сказал, что благодарит и не винит за то, что у него отняли жизнь» - эти слова были особенно важны для Пилата ,страдающего от мук совести. Но даже этот яростный поиск самооправдания, не даёт внутреннего спокойствия прокуратору. Последующие слова задели игемона, понимающего, что все изречения Иешуа непосредственно связаны с ним: «один из самых главных пороков-трусость», ведь Пилат испугался за свою карьеру, за своё положение в обществе и не спас пророка, судьба которого была в его руках. Освободившись от чувства ответственности за произошедшее, прокуратор решает совершить поступок, который может быть привел бы его к нравственному очищению, он решается убить Иуду из Карифа. Разговор на эту тему требовал доверия Пилата к Афранию, поэтому прокуратор проверяет преданность его слуги предположения о переводе с повышением в Рим и ответом ему становится: «я счастлив служить под вашим начальством».После прокуратор решился завуалировано описать подробности своего задуманного преступления. Так как его действия могут вызвать скандал, он формально просит Афрания проследить за Иудой,хотя сам намерен это осуществить. Поставленная задача сложна ,и поэтому Афраний переспрашивает игемона:: «выследить человека,зарезать,да ещё и узнать,сколько получил,да ухитриться вернуть деньги Каифе,и всё это в одну ночь ? Сегодня?» Прокуратор был твёрдо уверен в своих намерениях: «тем не менее его зарежут сегодня»Понтий Пилат выдаёт довереному денежную сумму, как вознаграждение за его преданность, и на этом заканчивается беседа прокуратора и Афрания. Эта глава играет значительную роль - это предкульминационнон действие в романе самого Мастера. Ведь Понтий Пилат подходит к страшному часу в своей жизни, он уже почти готов признать свою вину перед Иешуа и отказаться от своей блестящей карьеры и громоподобной славы. Грех не столько самого убийства, но трусости прокуратора перед Иешуа, невозможность оправдания в такой ошибке подводит и самого автора этого романа к полусумасшедшому состоянию. Мастер поднял слишком запретную тему - рассуждение о полубоге Иисусе, а потом отказался от своего произведения, отчасти и из-за невозможности закончить его. Как может понять человек, простит ли Бог проступок прокуратора Иудеи и найдёт ли страшный грешник покой и искупление своих ошибок? Таково значение этой главы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Булгаков М.А.

Добро и зло в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» | Сочинение по литературе
“Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо”. И. В. Гёте. “Фауст” Эти слова эпиграфа свидетельствуют о нетрадиционном для русской литературы отношении

Деградация души в романе «Мастер и Маргарита» | Сочинение по литературе
Талант М. А. Булгакова дал русской литературе замечательные произведения, ставшие отражением не только современной писателю эпохи, но и настоящей энциклопедией человеческих душ. В начале 20-х годов

Анализ 19-лавы 2-части из романа Булгакова «Мастер и Маргарита» | Сочинение по литературе
Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» - выдающееся произведение русской литературы, до сих пор вызывающее споры и разногласия. Кто-то восхищается им, кто-то не принимает. Но уже тот факт, что с

Борьба добра и зла в романе "Мастер и Маргарита” М. Булгакова | Сочинение по литературе
О романе Булгакова “Мастер и Маргарита” уже написано очень много и еще, наверное, немало будет написано. Как только ни трактовали эту книгу?! Одни видели в ней апологию дьявола, любование мрачной

Сочинение на тему: «Собачье сердце» Булгакова | Сочинение по литературе
Свою повесть «Собачье сердце» Михаил Булгаков так и не увидел напечатанной. К печати ее допустили лишь в 1987, через 62 года после написания, но именно благодаря этому она осталась не испорченная

Последние годы жизни Булгакова | Сочинение по литературе
Жизнеописания писателей не зря кончают рассказом об их последних словах, часто высказанных в том состоянии, когда сознание меркнет, а память истончается. Мы воспринимаем смерть писателя именно «как

Значение «русского сна» в пьесах Булгакова | Сочинение по литературе
В «русских снах» Булгаков тщательно подготавливает те отношения, которые возникнут между героями «Бега» за пределами России. При этом меньше всего драматург задумывал пьесу об эмигрантах, как

Тема города в русской литературе (по произведениям Михаила Булгакова) | Сочинение по литературе
Тема города является одной из самых характерных тем для русской литературы. Она отразилась в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. А. Блока, М. А.

Киев в жизни и творчестве Булгакова | Сочинение по литературе
Место, где родился человек, - это самое дорогое для него. Будь это город, село или деревня, оно навсегда останется в сердце человека. Ведь это маленькая родина, где прошли самые счастливые дни

Булгаков «политически вредный автор» (рецензия) | Сочинение по литературе
Смех не может быть нейтральным. Любой смех показывает на отношение к тому, что смешно. М. Зощенко Я считаю, что ярлык “политически вредного автора” М. Булгаков получил

Фото Булгаков М.А.

 Изменить 
Булгаков М.А.

Булгаков М.А. - Биография

Михаил Булгаков родился 15 мая (3 мая по старому стилю) 1891 года в Киеве, в семье профессора кафедры западных вероисповеданий Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. Семья была многодетная (Михаил — старший сын, у него было еще четыре сестры и два брата) и дружная. Позже М. Булгаков не раз вспомнит о «беспечальной» юности в красивом городе на днепровских кручах, об уюте шумного и теплого родного гнезда на Андреевском спуске, сияющих перспективах будущей вольной и прекрасной жизни.

Бесспорны влияние на будущего писателя сыграла и роль семьи: твердая рука матери Варвары Михайловны, не склонной к сомнениям по поводу того, что есть добро, а что — зло (праздность, уныние, эгоизм), образованность и трудолюбие отца («Моя любовь[en] — зеленая лампа и книги в моем кабинете», — напишет позже Михаил Булгаков, вспоминая допоздна засиживающегося за работой отца). В семье царит безусловный авторитет знания и презрение к невежеству, не отдающему себе в этом отчета.

По данным ЮНЕСКО М.А.Булгаков – один из самых читаемых писателей ХХ века. Сегодня его смело можно назвать великим гением, о чем раньше нельзя было и помыслить. Могучие силы, ему препятствовавшие или стремившиеся погубить, вынуждены были отступить перед его мужественной стойкостью. Сохраняя достоинство мыслящего человека, Булгаков защищал святое для художника право на свой взгляд, свой ум, свое воображение, т.е. право быть самим собой.
За свою короткую жизнь писатель успел выразить себя до конца, до самого дна души, точно под взглядом всевидящего и всезнающего Воланда. Его гениальные произведения «Записки юного врача», «Морфий», «Роковые яйца», «Собачье сердце», «Белая гвардия» и др. принесли автору всемирную посмертную славу. А роман «Мастер и Маргарита» стал поистине культовой книгой, споры и разговоры вокруг которой не прекращаются и по сей день.
Обширный материал, представленный на выставке, дает возможность читателям воссоздать вехи жизни Булгакова на широком историческом фоне эпохи, ее литературной и социальной жизни, а также его творческий облик.
 Изменить