Традиция постановки серьезных философских вопросов, заложенная русской классической литературой, была подхвачена и отечественной литературой XX века. Правда, надо сказать прямо, что философская проблематика в произведениях социалистического реализма была не в чести. Ее место заступали в основном социальные вопросы. И все же полностью лишить литературу философского содержания не удалось. Во многом она переместилась в сферу «потаенной литературы». Так, в частности, лучшим образцом нравственно-философско- го романа в русской литературе XX века является, по- видимому, роман Булгакова «Мастер и Маргарита», написанный в 30-х, а опубликованный лишь в конце 60-х годов.
В художественном отношении роман Булгакова построен не так, как романы его предшественников. Идейно-нравственный поиск ведет в нем не какой-то отдельный герой, а автор и читатель. Но сущность поставленных вопросов от этого не меняется: в центре внимания Булгакова по-прежнему классические проблемы философской литературы — добро и зло, смысл жизни, нравственная ответственность человека. Впрочем, решение первой проблемы дано уже в эпиграфе к роману («Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»): пока мир несовершенен, злу людей должно быть противопоставлено зло мировое, абсолютное, ибо чистое добро в этом мире часто беспомощно. Добро и зло — две стороны одного мира, в котором существует принцип справедливого воздаяния всем и каждому по делам его. «Но, Маргарита, — говорит Воланд, — здесь не тревожьте себя. Все будет правильно, на этом построен мир». Уже на первых страницах романа ставится чрезвычайно важный вопрос о том, кто управляет человеческой жизнью, и поспешный ответ Берлиоза («Сам человек и управляет») сразу же оказывается неверным. В мире явно господствует какая-то высшая сила, которая обеспечивает справедливость, нормальное течение миропорядка, словом, гармонию. Что же в этих условиях остается человеку? Ведь, казалось бы, мы встречаемся с ярко выраженной концепцией фатализма, при котором человек не властен даже в самом себе, и нравственная ответственность за дела и поступки должна быть, по справедливости, с него снята. Однако этого не происходит. Оказывается, и в этом мире человек способен многим управлять по своей воле, и высшая сила не просто творит с людьми все, что хочет, но справедливо оценивает их деятельность в соответствии с некоторыми универсальными нравственными законами. Только героическая любовь Маргариты могла спасти Мастера. Только художник, создавший Понтия Пилата, способен отпустить его на волю. И даже в размеренную гармонию высшей справедливости может вмешаться слабый человек, вмешаться и переделать эту справедливость по-своему. Так, происходит, например, в истории с Фридой, которую Маргарита пожалела и «имела неосторожность подать ей твердую надежду». Не случайно Воланд с презрением и досадой говорит о милосердии — оно свойственно только слабым людям, а в мире справедливости милосердие не нужно. Человек же руководствуется несколько иными критериями, чем высшая сила, и часто бывает прав именно он с его нелогичной добротой.
И все-таки Воланд является в Москву прежде всего затем, чтобы наказать многих людей, иногда страшно посмеяться над ними. За что же в первую очередь должен нести человек нравственное наказание? Свет на этот вопрос проливают прежде всего ершалаимские главы и история Понтия Пилата. Прокуратор, несомненно, честный, благородный и умный человек. Он обрисован Булгаковым так, что невольно внушает читателю симпатию: и манерой поведения, и внутренним миром, и поведением с Иешуа, и последующими действиями. Но этот же герой наказан едва ли не суровее, чем все остальные — время его наказания почти вечность. Почему, за что так наказан герой, какую ошибку он искупает в течение двенадцати тысяч лун? Одну единственную, но роковую — он предал на смерть безвинного философа, побоявшись власти кесаря- императора. За эту минутную слабость, порожденную трусостью, Пилат и расплачивается. Здесь проявляется один из самых важных идейных мотивов булгаковского романа: в записях Иешуа Пилат, вздрогнув, читает отрывочные слова: «большего порока… трусость…» Да, действительно, нет на земле большего порока, чем трусость, часто принимающая вид слабости. За эту слабость наказываются Пилат, Маргарита, Мастер. Но о них речь впереди, поскольку им-то как раз дано искупить свое преступление. Воланд же карает прежде всего тех, кому нравственное раскаяние и муки не даны, кто трусость возвел в норму и считает продиктованные ею поступки не только не преступными, но даже похвальными. Обратим внимание, что среди тех, кто пострадал от Воланда и его шайки в Москве, подавляющее большинство — доносчики, начиная с Берлиоза и кончая Алоизием Могарычем, Остальные же (профессор Кузьмин, буфетчик Соков, конферансье Жорж Бенгальский) если и не прямые доносчики, то все равно трусы, потому что прекрасно приспособились к жизни и даже гордятся собой. Для таких-то людей и нужен беспощадно-насмешливый Воланд.
Пилат же, Мастер, Маргарита, даже Фрида — искупают свои преступления. И путь искупления — классический, указанный еще Достоевским, которого очень ценил и любил Булгаков. Это страдание, нравственные мучения и готовность на этом пути идти до конца.
Есть в романе и еще один герой, очень важный, но находящийся до поры до времени как бы на периферии авторского внимания. Это — Иванушка Бездомный. Он в романе единственный, кто претерпевает существенные внутренние изменения, его характер эволюционирует, а это значит, что меняются сами идейно-нравственные основы личности, идет неприметный, но очень важный философский поиск. В начале романа Иванушка предстает перед нами человеком, который не задумывается над философскими и нравственными вопросами, он твердо знает, что хорошо, а что плохо и как надо жить. Эта детская безмятежность нарушается с появлением Воланда и трагическими событиями, происходящими на глазах у Ивана. Начав со стереотипной реакции советского человека 30-х годов — вызвать «пять мотоциклетов е пулеметами профессора ловить», — Иван затем начинает думать и размышлять, искать нравственные основания своим поступкам. Он начинает жить действительно сознательной жизнью, и знаком этого перерождения становится и душевная борьба, и раздвоение личности, и, наконец, понимание того, что никакой он не поэт, а на- лисанные им стихи плохи. Не случайно именно Иванушку хочет повидать Мастер перед прощанием с Москвой, не случайно именно его на прощание благословляет Маргарита.
Ивану открывается новый мир — мир высоких чувств, человечности, верности и предательства, жизни и смерти, высшего счастья и глубочайшего несчастья, а главное — мир, где от человека очень многое зависит. Для Ивана начинается настоящая, то есть сознательная жизнь. На эту жизнь неизгладимый отпечаток наложила трагическая, романтическая и светлая история, свидетелем которой стал Иван Николаевич.
Она дает ему боль, но одновременно и счастье. И не случайно роман заканчивается именно этим образом — образом человека, ставшего в результате всей этой фантастической истории честным и мужественным.
Традиции русской философской литературы своеобразно преломились в творчестве Булгакова в соответствии с характером эпохи, в которую создавался роман. Но основной гуманистический смысл романа Булгакова органичен отечественной культуре, всегда выдвигавшей на первый план не абстрактную философскую истину, а личностное постижение ее в страданиях и нравственных муках, утверждавшей идею личной ответственности человека за судьбы мира, подходившей к человеку с любовью и вместе с тем с жестокой бескомпромиссностью нравственно-этических требований. Творчество Булгакова в этом смысле — прямое наследование традиций русской классической литературы.
Вопросы для повторения.Что ищут в жизни лучшие герои русской литературы?Почему разные герои по-разному понимают смыл жизни?В чем состоит гуманизм поиска героями русской литературы смысла жизни?Почему смысл жизни невозможно понять только разумом?Почему тема поисков смысла жизни стала для русской литературы такой актуальной?
Сочинение на тему: патриотизм в произведениях Булгакова | Сочинение по литературе
В еще большей степени, может быть, это относится к произведениям Булгакова «Белая гвардия», «Дни Турбиных», «Бег». Автор задался нелегкой, неблагодарной, а в известной степени и рискованной
Символика пьесы Булгакова «Бег» | Сочинение по литературе
К «Бегу» писатель пришел совершенно естественным и внутренне необходимым путем. Тема, начатая в первом романе и «Днях Турбиных», требовала какого-то художественного завершения и разрешения. Ситуация,
Выбор жанра пьес Булгаковым | Сочинение по литературе
Непоставленный «Бег» оказался фактом не только булга-ковской биографии. Он стал непоправимым фактом биографии Художественного театра. Тудно гадать, какой спектакль мог родиться на мхатовской сцене,
Тема семьи и дома в романе Булгакова «Белая гвардия» | Сочинение по литературе
Роман М. Булгакова «Белая гвардия», написанный в 1925 г . о Гражданской войне, охватывает период с декабря 1918 г . по февраль 1919 г . Старый мир рушится, и герои романа, русские интеллигенты,
Дом — сосредоточение культурных и духовных ценностей (По роману М. А. Булгакова "Белая гвардия") | Сочинение по литературе
1. Манера повествования. 2. Герои романа. 3. Символы в произведении. 4. Ценности настоящего и прошлого. Судьба великого русского писателя М. А. Булгакова была очень
Тема любви в романе Булгакова «Белая гвардия» | Сочинение по литературе
Тема любви всегда была, есть и будет одной из самых волнующих тем. Во все времена поэты, писатели, философы обращались к этой теме. А в наше время, когда войны следуют одна за другой, когда люди
Почему так притягателен дом Турбиных | Сочинение по литературе
В основу романа М.А. Булгакова «Белая гвардия», написанного в 1925 году, легли реальные события трагического времени Гражданской войны на Украине. Здесь многое автобиографично: Город – любимый Киев,
Тема Гражданской войны в романе Булгакова «Белая гвардия» | Сочинение по литературе
Роман М. А. Булгакова «Белая гвардия» посвящен событиям Гражданской войны. «Велик был год и страшен по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй…» — так начинается роман, в котором
Человек на изломе истории в романе | Сочинение по литературе
Сын профессора Киевской академии, впитавший лучшие традиции русской культуры и духовности, М. А. Булгаков окончил медицинский факультет в Киеве, с 1916 года работал земским врачом в селе Никольское
Анализ романа "Белая гвардия" Булгакова М.А. I | Сочинение по литературе
М.А. Булгаков родился и вырос в Киеве. Всю жизнь он был предан этому городу. Символично, что имя будущему писателю было дано в честь хранителя города Киева архангела Михаила. Действие романа М.А.