Сочинения по литературе

Анализ эпизода из повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»

0
    Творчество замечательного и не похожего на других писателя Николая Семёновича Лескова существовало особняком от русской литературы девятнадцатого века.
    Он не принимал те устремления, которые были свойственны для его современников. Это глубоко русский писатель, который поднимал в своих произведениях извечные проблемы добра и зла, чести и бесчестия, любви и ненависти.
     «Очарованный странник» - одно из ярчайших произведений Лескова. Героем становится человек обычный, дворовой графа из Орловской губернии. Многое пришлось испытать этому человеку на своём жизненном пути, но это не помешало ему оставаться человеком тонкой душевной организации.
    Но самым ярким эпизодом, на мой взгляд, доказывающем особенность этого героя можно считать то время, когда он работал нянькой. Через некоторое время Иван Флягин очень привязывается к маленькой девочке: «И стал я к ней привыкать, потому что скука для меня была несносная, и я от нечего делать всё с ней упражнялся». Главный герой произведения представлен в данном эпизоде как человек тонко чувствующий чужую боль. случилось маленькой девочке заболеть, как посчитал Флягин, ножки у неё колесом были. Лекарь посоветовал её в песок сажать. «Разгребу руками тёплый песок и закопаю туда девочку по пояс и дам ей палочек играть и камушков, а коза наша вокруг нас ходит, травку щиплет, а я сижу ,сижу, руками ноги охвативши, и засну, и сплю».
    Но вот однажды случилось то, что сильно изменило жизнь каждого из героев. «Вижу дама девочку мою из песку выкопала, и схватила её на руки ,и целует, и плачет».Этим человеком оказалась мать маленькой барышни, которая ещё долгое время приходила, чтобы увидеть своё дитя. Судьба этой женщины сложилась очень трагично. Муж её был не любим ею, поскольку замуж вышла по принуждению, не по любви. Эта женщина, как и любая мать, очень любит своего ребёнка и не удивительно её стремление быть рядом с ним. Появление улана, который хотел выхлопотать девочку у Ивана Флягина ,воспринимается последним очень эмоционально: он не соглашается отдавать маленькую барышню даже за деньги: «Но понравилось мне, как он характером своим был горд и благороден: я не беру его денег, и он их тоже не стал подбирать».
    На мой взгляд, главный герой – истинно верующий человек, поскольку для него нравственная сторона жизни играет большую роль. Он сначала не может понять женщину, которая оставила своего ребёнка и покинула мужа, предназначенного ей Богом. Но самое важное, на мой взгляд то, что Иван Флягин, который работает на барина, не может не сдержать обязательств перед ним. Однако, увидев страдания матери, он решает помочь барыне и отдает ребенка: «Нате вам этого пострела! только теперь и меня, - говорил, - увозите, а то он меня правосудию сдаст, потому что я по беззаконному паспорту». Таким образом, судьба главного героя коренным образом меняется. Он недолго прожил в новой семье, поскольку у него не было документов. Уходя от этих людей, Иван не мог простить себе только одного: что побил улана: «Хорошо ли же это я сделал, что я офицера бил? Ведь он присягу принимал, и на войне саблею отечество защищал и сам государь ему, по чинам, может быть, «Вы» говорит, а я, дурак, его так обидел!». Флягин очень уважает офицера, считая его настоящим человеком. Он видит, что улан любит барыню и маленькую девочку и прекрасно понимает, что они теперь будут по-настоящему счастливы. Ему совсем не хочется уходить, но, понимая, что у офицера могут возникнуть сложности из-за Флягина, беглого дворового без документов, ему приходится покинуть Пензу. Однако, главный герой все еще не может простить себе обиду, которую он нанес улану и предлагает последнему ответить тем же: «…по крайности для облегчения моей совести, как вам угодно, извольте сколько-нибудь меня сами ударить, - и взял обе щеки перед ним надул». Поступок Флягина сначала кажется немного наивным, но в этом и проявляется его истинная натура, как человека простого, выходца из народа.
    Улан чувствует всю искренность поступков Ивана и испытывает к нему самые теплые чувства. Он срывается с места и начинает целовать Флягина! Действия офицера очень удивили и обрадовали главного героя. Ему очень приятно вспоминать события того времени, но больше всего Ивана растрогали последние слова барина: «Полно, Христа ради, Иван, полно: ни за что на свете я тебя ни разу не ударил, а только уходи поскорее, пока Машеньки с дочкой дома нет, а то они по тебе очень плакать будут».
    На мой взгляд, этот эпизод, как никакой другой, указывает на исключительность героя, на его нравственное богатство, стремление помогать окружающим. Что же касается людей, которые встречались ему на пути, то они очень ценили главного героя именно за эти качества. Анализируемый эпизод показывает главного героя совсем другим, поскольку изначально читатель знал Флягина как человека, стремящегося к свободе, с одной стороны, и бедного на эмоции, с другой. Здесь же он предстает перед нами чувствующим, добрым и понимающим. Многие его действия в этом эпизоде были продиктованы мгновенными порывами. Однако, именно эти порывы и создают образ человека сильного и яркого.
 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Лесков Н.С.

Автор и повествователь в рассказе Н.С.Лескова «Левша» | Сочинение по литературе
Рассказ Н.С. Лескова «Левша» — одно из самых популярных произведений писателя. Здесь привлекает сочетание народных, фольклорных истоков с глубокими мыслям и автора о сущности русского национального

Грешники и праведники в изображении Н. С. Лескова | Сочинение по литературе
(По очерку “Леди Макбет Мценского уезда” ) Не того ждала я, как я шла к венцу. Н. А. Некрасов Что означает для современного российского читателя словосочетание “Леди Макбет

Жажда света в произведениях Н. С. Лескова по рассказу «Овцебык» | Сочинение по литературе
Лесков... — волшебник слова, но он писал не пластически, а — рассказывал и в этом искусстве не имеет равного себе. М. Горький В 60-х годах прошлого века в русской литературе, как

Национальный характер в рассказах Лескова | Сочинение по литературе
Он прекрасно чувствовал то неуловимое, что называется “душой народа”. А. М. Горький О таланте Н. С. Лескова заговорили гораздо позднее, чем он это заслуживал. Если все русские

"Народный глас" в творчестве Н.С. Лескова | Сочинение по литературе
Глубоко веруя в духовную силу народа, Лесков тем не менее был далек от его идеализации и от сотворения кумиров. Писатель свою позицию объяснял тем, что он "изучал народ не но разговорам с

Жизнь одного сюжета Н. С. Лескова в искусстве | Сочинение по литературе
Сюжеты классических произведений, вызвавших в свое время сенсацию, а иногда и равнодушие современников, не умирают, ибо в них есть нечто такое, что тревожит человека другой эпохи. Критик и

Творчество Н.С. Лескова (Рассказ «Очарованный странник») | Сочинение по литературе
Жизнь Лескова полна противоречий. Крайний социалист, сочувствующий всему антиправительственному, нигилист, вхожий в такие опасные места, как “коммуны”. Потом — антинигилист, угождающий

Левша - народный герой. | Сочинение по литературе
Рассказ Лескова «Левша» можно назвать сказом так, как всё что происходит, пересекается с реальными героями. Также здесь присутствует своя речь, что характерно для сказа. Левша народный герой.

«Загадочная русская душа» в повести Н. Лескова «Очарованный странник». | Сочинение по литературе
Николая Семеновича Лескова всегда интересовали характеры сильных, необычных натур, парадоксальных в своих проявлениях. Таков герой повести “Очарованный странник”. О прожитой жизни Иван Северьяныч

Кто такой Иван Северьяныч Флягин: грешник или праведник? | Сочинение по литературе
Н.С. Лесков вырос в народе. О себе писатель говорил следующее: «Я знаю русского человека в самую его глубь…Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе на

Фото Лесков Н.С.

 Изменить 
Лесков Н.С.

Лесков Н.С. - Биография

    1831 — 1895 Прозаик.  Родился 4 февраля (16 н.с.) в селе Горохове Орловской губернии в семье чиновника уголовной палаты, происходившего из духовного сословия. Детские годы прошли в поместье родственников Страховых, затем в Орле.

После выхода в отставку отец Лескова занялся сельским хозяйством в приобретенном им хуторе Панине Кромского уезда. В орловской глуши будущий писатель многое смог увидеть и узнать, что потом дало ему право сказать: "Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками... я вырос в народе... я с народом был свой человек... я был этим людям ближе всех поповичей..." В 1841 — 1846 Лесков учился в Орловской гимназии, которую не удалось окончить: на шестнадцатом году он потерял отца, а имущество семьи погибло при пожаре. Лесков поступил на службу в Орловскую уголовную палату суда, давшую ему хороший материал для будущих произведений.

В 1849 при поддержке дяди, киевского профессора С.Алферьева, Лесков был переведен в Киев чиновником казенной палаты. В доме дяди, брата матери, профессора медицины, под влиянием прогрессивных университетских профессоров пробудился горячий интерес Лескова к Герцену, к великому поэту Украины Тарасу Шевченко, к украинской культуре, он увлекся старинной живописью и архитектурой Киева, став в дальнейшем выдающимся знатоком древнего русского искусства. В 1857 Лесков вышел в отставку и поступил на частную службу в крупную торговую компанию, которая занималась переселением крестьян на новые земли и по делам которой изъездил почти всю Европейскую часть России. Начало литературной деятельности Лескова относится к 1860, когда впервые выступил как прогрессивный публицист.

В январе 1861 Лесков поселяется в Петербурге с желанием посвятить себя литературной и журналистской деятельности. Он начал печататься в "Отечественных записках". В русскую литературу Лесков пришел, имея больтой запас наблюдений над русской жизнью, с искренним сочувствием к народным нуждам, что нашло свое отражение в его рассказах "Погасшее дело" (1862), "Разбойник"; в повестях "Житие одной бабы" (1863), "Леди Макбет Мценского уезда" (1865). В 1862 в качестве корреспондента газеты "Северная пчела" посетил Польшу, Западную Украину, Чехию. Ему хотелось ознакомиться с бытом, искусством и поэзией западных славян, которым он очень симпатизировал. Поездка закончилась посещением Парижа.

Весной 1863 Лесков вернулся в Россию. Хорошо зная провинцию, ее потребности, человеческие характеры, подробности быта и глубинные идейные течения, Лесков не принимал выкладки "теоретиков", оторванных от русских корней. Об этом он говорит в рассказе "Овцебык" (1863), в романах "Некуда" (1864), "Обойденные" (1865), "На ножах" (1870). В них обозначена тема неподготовленности России к революции и трагической судьбы людей, связавших свою жизнь с надеждой на ее скорое осуществление. Отсюда и разногласия с революционными демократами. В 1870 — 1880 Лесков многое переоценил; знакомство с Толстым оказывает на него большое влияние.

В его творчестве появилась национально-историческая проблематика: роман "Соборяне" (1872), "Захудалый род" (1874). В эти годы написал несколько повестей о художниках: "Островитяне", "Запечатленный ангел". Талантливость русского человека, доброта и щедрость его души всегда восхищали Лескова, и эта тема нашла свое выражение в рассказах "Левша (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе)" (1881), "Тупейный художник" (1883), "Человек на часах" (1887). В наследии Лескова большое место занимают сатира, юмор и ирония: "Отборное зерно", "Бесстыдник", "Пустоплясы" и др. Повесть "Заячий ремиз" была последним крупным произведением писателя. Умер Лесков в Санкт-Петербурге.
 Изменить