Сочинения по литературе

Аналитическая работа над повестью О де Бальзака «Гобсек»

0

Образ бальзаковского героя из одноименной повести “Гобсек” раскрывает и анализирует один из персонажей повести адвокат Дервиль. Сказ ведется от его имени, чтобы читатель воспринимал образ Гобсека как типичное, обобщающее явление, которое не исчезло, к сожалению, и в XXI столетии. Перед нами постепенно возникает гротескная безобразная фигура настоящего хозяина Парижа после Июльской революции 1830 года, образ огромной обобщающей силы - ростовщик, который делает деньги из денег. Для него деньги - это смысл жизни. Мы видим человека, который превратился в “золотого идола”, так и не воспользовавшись своим богатством. Возникает вопрос: “С какой целью он накапливал золото?”. Еще много вопросов будет и у адвоката Дервиля. Ответы на них должны помочь нам осознать: если наши чувства и стремления будут направлены только на накопление денег, материальных благ, то мы тоже станем заложниками собственной жадности, и это приведет к полной деградации, разрушению личности человека. Она станет для общества опасной, как стал опасным Гобсек. Итак, цель на уроке поставлена, а жизненный выбор - за вами.
Адвокат Дервиль начинает свой рассказ о ростовщике Гобсеке в обществе виконтессы где Гранлье, которая отрицательно относится к молодому графу Эрнесту де Ресто, так как его мать имеет репутацию распущенной женщины, и чтобы виконтесса, дочь которой влюблена в него, изменила мысль о графе Эрнесте, адвокат Дервиль рассказывает свою историю, связанную с романтическим приключением. Речь идет о ростовщике миллионере.

Цветная гамма и детали в описании портрета Гобсека. За текстом:”… лицо этого мужчины … я назвал бы “месячным ликом”, так его желтоватая бледность вскидывалась на цвет серебра, из которого облупилась позолота … волосы… с сединой пепельно-серого цвета. Черты лица казались отлитыми в бронзе. Глаза желтые… Острый нос, издолбленный на кончике оспой… Разговаривал…тихим, кротким голосом и некогда не сердил… Сморчки его желтоватого лба сохраняли тайны жизненных испытаний…”

Адвокат Дервиль, общаясь с ростовщиком, замечает непомерную бережливость и неудержимую скупость своего соседа. За текстом: “Все в его комнате, от зеленого сукна на письменном столе до коврика возле кровати, было какое-то одинаковое, опрятное и потертое… Зимой головешки в его камине всегда тлели… Жил Гобсек на улице Гре. Возле… пасмурного, влажного дома нет двора… а расположение комнат напоминает расположение монастырских келий..,, двери… которые выходят в длинный коридор, тускло освещенный маленькими окошками”.

Как вы понимаете слова Дервиля о жилье ростовщика: “Дом и его житель пасовали один до одного - как та скала и прилепленная к ней устрица”? Во-первых, Гобсек - человек, который имеет дело с деньгами; ведет неприметный образ жизни, чтобы не привлекать внимание к себе и самому наслаждаться богатством. В своих собственных глазах он возникает человеком величественным, который берет на себя право распоряжаться человеческими судьбами: разорять их, смеяться над ними, унижать их человеческое достоинство, раздавливать грязным сапогом кого-либо, так как деньги - это все. Они дают ему власть. Так считает ростовщик. По второе, автор подчеркивает маниакальную страсть ростовщика к золоту.

Дервиль раздумывает: “Или имел он родственников, друзей? Богатый он был или бедный? Никто не смог бы ответить на эти вопросы. Я некогда не видел денег у него в руках”. Адвокат Дервиль приближается к истине; деньги - Идол, единый идол, которому кланяется Гобсек, - золото - вот его жизненная философия.

Ответы на эти вопросы мы находим в тексте.

1. “Он сам взимал долги по векселям, бегая по всему Парижу … и гордится, что платит 7 франков налогов” (действует осторожно и умно, чтобы никто не догадался, что он богатый.)
2. “Через свою осмотрительность он однажды выдал себя. Случайно при нем было золото, и каким-то чином … наполеондор выскользнул из его жилетного кармана. Постоялец … поднял монету и подал ему. “Это не моя! Золото? У меня? И если бы я был богатый, то разве жил бы так, как живу?”.
3. “Утром он сам варил себе кофе… Обед ему приносили из харчевни”.
4. “Этот странный мужчина некогда не желал увидеть пусть одного человека с четырех женских поколений, которые составляли его родню. Он ненавидел своих наследников…”

Какой вывод мы можем уже сделать? Страсть к деньгам удостоверяет начало разрушения личности ростовщика. Он накапливает деньги, а не тратит их на добрые дела. Гобсек подчиняет свою жизнь служению золоту. Вопрос морали, милосердия, добра вообще он отсутствует.

Откуда у Гобсека золото? Адвокату Дервилю о своей жизни рассказывает сам Гобсек. Уже с 10 лет мать приделала его юнгой на корабль, и он отплыл в голландские владения в Ост индии, где и странствовал на протяжении двадцати лет. Гобсек знает, что такое опасность, ему пришлось проявлять решительность, мужество, чтобы защитить себя от смерти. Ростовщик - необыкновенный корсар. Он имел связь с военными и политическими деятелями Франции, Англии и Индии 18 ст. Гобсек поддерживал взаимоотношения со славными корсарами, так как долго жил на острове Сен-Тома.
Он перепробовал все средства, чтобы получить богатство, и даже искал золото вблизи Буэнос-Айреса. Адвокат Дервиль старается заглянуть в глубины души ростовщика, но вынужденный себе признаться, “что к последней минуте его душа была непроницаема для меня. И даже я спрашивал себя: “… к какому полу он принадлежит?”, “… остался он верный религии своей матери и смотрел на христиан, как на добычу? “… стал ли он католикам, лютеранином, магометанином, последователем брахманизма?” “о чем думает это создание? Знает ли оно, что в мире есть Бог, чувство, женщины, счастье?”

Обращаем внимание, как тяжело адвокату Дервилю даются ответы на поставленные им вопросы. Относительно вероисповедания Дервиль придерживается мысли, что ростовщик “остается равнодушным к религии, чем безбожником”. Относительно двух последних вопросов ответы Дервиль полностью получит уже после его смерти.

Адвоката поражает жестокость ростовщика, который не ощущает сожаления к людям: “Если человечность, общение с ближними считать религией, то Гобсек в этом отношении был убежденным атеистом”. Жестоко ростовщик ведет себя со своими жертвами, которые “приходили в негодование, кричали в исступлении - а тогда вдруг западала мертвая тишина, будто в кухне, когда там зарезают качку”.

За текстом: “… Существуют лишь условности - свои для каждого климата … убеждение и правила морали - пустые слова. Несокрушимо лишь одно чувство, которым нас наделила природа, - инстинкт самосохранения”. “… этот инстинкт называют личным интересом… из всех земных благ следует добиваться только… золота. В золоте сосредоточены все силы человечества”.

Адвокат Дервиль удостоверяет: “Я имел возможность убедиться, к чему дошла его жадность, которая с годами превратилась в настоящее сумасшествие. Гобсек брал все, начиная от корзины с рыбой… и кончая свертком свечек; брал он и серебряную посуду от богатеев и золотые табакерки от спекулянтов…”.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Бальзак О.

«Когда вы будете нуждаться во мне, но не будете хотеть меня рядом - я буду с вами, но когда вы будете хотеть, чтобы я была с Вами, и будете нуждаться во мне - я уйду» (по романам А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и О. де Бальзака «Евгения Гранде») | Сочинение по литературе
В мировой литературе выведены замечательные женские образы. Часто они являются воплощением авторского идеала или, по меньшей мере, собранием тех качеств и черт, которые сам писатель ценил в женщине.

Любовь и одиночество в судьбе Евгении Гранде (по роману О. де Бальзака) | Сочинение по литературе
Перу классика французской литературы – Оноре де Бальзака – принадлежит огромное количество произведений. На их страницах писатель вел наблюдения за человеческой природой и отношениями, за нравами и

Сочинение–обращение к писателю Оноре де Бальзаку («Озорные рассказы» - шутливые новеллы Оноре де Бальзака) | Сочинение по литературе
Оноре де Бальзак – великий французский писатель, расцвет творчества которого пришелся на начало XIX столетия. Его излюбленными героями были молодые люди, начинающие свой путь с честных и чистых

Жизненная философия Гобсека | Сочинение по литературе
Размышляя над тем, что может сделать человека счастливым, старый ростовщик утверждает, что почвой счастья является независимость человека от внешних обстоятельств, когда не человек покоряет миру, а

Губительная власть денег (По повестям О. Бальзака "Гобсек" и "Евгения Гранде") | Сочинение по литературе
Создавая "Человеческую комедию", Бальзак поставил перед собой задачу, еще неизвестную тогда литературе. Он стремился к правдивости и беспощадному показу современной ему Франции, показу

Идея повести О Бальзака «Гобсек» | Сочинение по литературе
В мировой и украинской литературе нам известно множество примеров, когда писатели всесторонне изображали современное им общество, со всеми его недостатками и положительными чертами. Писательство

Образ главного героя в повести Бальзака «Гобсек» | Сочинение по литературе
Гобсек это не бездушный человек-автомат. Это душа, о которой Дервиль говорил следующее: “… присягаюсь, что ни одна человеческая душа в мире не знала таких жестоких испытаний и так не закалилась, как

Изображение губительной власти денег в повести О. Бальзака «Гобсек» | Сочинение по литературе
Творчество Оноре де Бальзака стало вершиной развития западноевропейского реализма XIX века. Творческая манера писателя вобрала в себя все самое лучшее от таких мастеров художественного слова, как

Современен ли главный герой повести Бальзака «Гобсек» | Сочинение по литературе
«Человеческая комедия» Бальзака, в которую входит и повесть Гобсек», до сих пор не утратила своей актуальности. Возможно, потому, что люди с тех пор мало изменились. Доброта, чуткость, преданность,

Высшая власть и ее философия в повести Оноре де Бальзака «Гобсек» | Сочинение по литературе
Повесть «Гобсек» есть очень важным звеном идейно-тематического стрежня всей «Человеческой комедии». Повесть «Гобсек» извне комедийнее, чем другие произведения Бальзака: относительно охвата

Фото Бальзак О.

 Изменить 
Бальзак О.

Бальзак О. - Биография

    БАЛЬЗАК, ОНОРЕ (Balzac, Honor de) (1799–1850), французский писатель, воссоздавший целостную картину общественной жизни своего времени. Родился 20 мая 1799 в Туре; его родные, по происхождению крестьяне, были выходцами из южной Франции (Лангедок). Изначальную фамилию Бальса (Balssa) сменил отец, когда приехал в 1767 в Париж и начал там долгую чиновничью карьеру, которую с 1798 продолжил в Туре, занимая ряд административных должностей. Частицу «де» в 1830 добавил к имени сын Оноре, претендуя на благородное происхождение. Бальзак провел шесть лет (1806–1813) в качестве пансионера Вандомского колледжа, завершив образование в Туре и Париже, куда семья вернулась в 1814. Проработав три года (1816–1819) письмоводителем в судейской конторе, он убедил родителей разрешить ему попытать счастья в литературе. Между 1819 и 1824 Оноре издал (под псевдонимом) с полдюжины романов, написанных под влиянием Ж.Ж.Руссо, В.Скотта и «романов ужасов». В сотрудничестве с различными литературными поденщиками выпустил множество романов откровенно коммерческого толка.
    В 1822 началась его связь с сорокапятилетней мадам де Берни (ум. 1836). Страстное поначалу чувство эмоционально обогатило его, позднее их отношения перешли в платоническую плоскость, и Лилия в долине (Le Lys dans la valle, 1835–1836) дала в высшей степени идеальную картину этой дружбы.
    Попытка сколотить состояние на издательско-типографском деле (1826–1828) вовлекла Бальзака в крупные долги. Вновь обратившись к писательству, он опубликовал в 1829 роман Последний Шуан (Le dernier Shouan; переработан и издан в 1834 под назв. Шуаны – Les Chouans). Это была первая книга, которая вышла под его собственным именем, наряду с юмористическим пособием для мужей Физиология брака (La Physiologie du mariage, 1829) она привлекла внимание публики к новому автору. Тогда же начался главный труд его жизни: в 1830 появляются первые Сцены частной жизни (Scnes de la vie prive), c несомненным шедевром Дом кошки, играющей в мяч (La Maison du chat qui pelote), в 1831 выходят первые Философские повести и рассказы (Contes philosophiques). В течение еще нескольких лет Бальзак подрабатывал в качестве внештатного журналиста, однако основные силы с 1830 по 1848 были отданы обширному циклу романов и повестей, известному миру как Человеческая комедия (La Comdie humaine).
    Договор об издании первой серии Этюдов о нравах (tudes de moeurs, 1833–1837) Бальзак заключил, когда многие тома (всего вышло 12) были еще не завершены или только начаты, поскольку имел обыкновение сначала продавать готовое произведение для публикации в периодике, затем выпускать его отдельной книгой и, наконец, включать в то или иное собрание. Этюды состояли из Сцен – частной, провинциальной, парижской, политической, военной и деревенской жизни. Сцены частной жизни, посвященные в основном молодости и присущим ей проблемам, не были привязаны к конкретным обстоятельствам и месту; зато сцены провинциальной, парижской и деревенской жизни разыгрывались в точно обозначенной среде, что является одной из самых характерных и оригинальных особенностей Человеческой комедии.
    Помимо стремления отобразить социальную историю Франции, Бальзак намеревался поставить диагноз обществу и предложить лекарства для лечения его болезней. Эта цель явственно ощущается во всем цикле, но центральное место занимает в Философских этюдах (tudes philosophiques), первое собрание которых вышло между 1835 и 1837. Этюды о нравах должны были представить «следствия», а Философские этюды – выявить «причины». Философия Бальзака представляет собой любопытное сочетание научного материализма, теософии Э.Сведенборга и других мистиков, физиогномики И.К.Лафатера, френологии Ф.Й.Галля, магнетизма Ф.А.Месмера и оккультизма. Все это сопрягалось, порой весьма неубедительным образом, с официальным католицизмом и политическим консерватизмом, в поддержку которых Бальзак открыто выступал. Два аспекта этой философии имеют особое значение для его творчества: во-первых, глубокая вера во «второе зрение», таинственное свойство, дающее своему обладателю возможность распознавать или угадывать факты или события, свидетелем которых он не был (Бальзак считал себя чрезвычайно одаренным в этом отношении); во-вторых, основанная на воззрениях Месмера концепция мысли как некоей «эфирной субстанции», или «флюида». Мысль состоит из воли и чувства, и человек проецирует ее в окружающий мир, придавая ей больший или меньший импульс. Отсюда возникает идея о разрушительной силе мысли: в ней заключена жизненная энергия, ускоренная трата которой приближает смерть. Это ярко иллюстрирует магическая символика Шагреневой кожи (La Peau de chagrin, 1831).
    Третий главный раздел цикла должны были составить Аналитические этюды (tudes analytiques), посвященные «принципам», но Бальзак так и не прояснил свои намерения на сей счет; фактически он завершил лишь два тома из серии этих Этюдов: полусерьезную-полушутливую Физиологию брака и Мелкие невзгоды супружеской жизни (Petites misres de la vie conjugale, 1845–1846).
    Основные контуры своего честолюбивого замысла Бальзак определил осенью 1834 и затем последовательно заполнял ячейки намеченной схемы. Позволив себе отвлечься, он написал в подражание Рабле ряд забавных, хотя и непристойных «средневековых» повестей под названием Озорные рассказы (Contes drolatiques, 1832–1837), не вошедших в состав Человеческой комедии. Название для постоянно разрастающегося цикла было найдено в 1840 или 1841, и новое издание, впервые снабженное этим заголовком, начало выходить в 1842. В нем был сохранен тот же принцип деления, что и в Этюдах 1833–1837, но Бальзак добавил к нему «предисловие», в котором разъяснил свои цели. В так называемое «окончательное издание» 1869–1876 вошли Озорные рассказы, Театр (Thtre) и ряд писем.
    В критике нет единодушия относительно того, насколько верно удалось писателю изобразить французскую аристократию, хотя сам он гордился своим знанием света. Мало интересуясь ремесленниками и фабричными рабочими, он достиг наивысшей, по общему мнению, убедительности в описании различных представителей среднего класса: конторских служащих – Чиновники (Les Employs), судейских клерков и адвокатов – Дело об опеке (L'Interdiction, 1836), Полковник Шабе (Le Colonel Chabert, 1832); финансистов – Банкирский дом Нусингена (La Maison Nucingen, 1838); журналистов – Утраченные иллюзии (Illusions perdues, 1837–1843); мелких фабрикантов и торговцев – История величия и падения Цезаря Биротто (Histoire de la grandeur et decadence de Csar Birotteau, 1837). Среди Сцен частной жизни, посвященных чувствам и страстям, выделяются Покинутая женщина (La Femme abandonne), Тридцатилетняя женщина (La Femme de trente ans, 1831–1834), Дочь Евы (Une Fille d've, 1838). В Сценах провинциальной жизни не только воссоздается атмосфера маленьких городков, но также изображаются тягостные «бури в стакане воды», которые нарушают мирное течение привычной жизни – Турский священник (Le Cur de Tours, 1832), Евгения Гранде (Eugnie Grandet, 1833), Пьеретта (Pierrette, 1840). В романах Урсула Мируэ (Ursule Mirout) и Баламутка (La Rabouilleuse, 1841–1842) показаны жестокие семейные раздоры из-за наследства. Но еще мрачнее предстает человеческое сообщество в Сценах парижской жизни. Бальзак любил Париж и сделал многое для того, чтобы сохранить память о ныне забытых улицах и уголках французской столицы. Вместе с тем он считал этот город адской бездной и сравнивал идущую здесь «борьбу за жизнь» с войнами в прериях, как их изображал в своих романах один из его любимейших авторов Ф.Купер. Наибольший интерес из Сцен политической жизни представляет Темное дело (Une Tnbreuse Affaire, 1841), где на мгновение возникает фигура Наполеона. Сцены военной жизни (Scnes de la vie militaire) включают всего два произведения: роман Шуаны и рассказ Страсть в пустыне (Une Passion dans le dsert, 1830) – Бальзак намеревался значительно их дополнить. Сцены деревенской жизни (Scnes de la vie de campagne) в целом посвящены описанию темного и хищного крестьянства, хотя в таких романах, как Сельский врач (Le Mdecin de campagne, 1833) и Сельский священник (Le Cur de village, 1839), значительное место отводится изложению политических, экономических и религиозных взглядов. Бальзак был первым великим писателем, уделившим пристальное внимание материальному фону и «облику» своих персонажей; до него никто так не изображал стяжательство и безжалостный карьеризм в качестве главных жизненных стимулов. Сюжеты его романов часто основаны на финансовых интригах и спекуляциях. Он прославился также своими «сквозными персонажами»: лицо, игравшее ведущую роль в одном из романов, затем возникает в других, раскрываясь с новой стороны и в иных обстоятельствах. Примечательно также, что в развитие своей теории мысли он населяет свой художественный мир людьми, охваченными навязчивой идеей или какой-либо страстью. Среди них – ростовщик в Гобсеке (Gobseck, 1830), безумный художник в Неведомом шедевре (Le Chef-d'oeuvre inconnu, 1831, новая ред. 1837), скряга в Евгении Гранде, химик-маньяк в Поисках абсолюта (La Recherche de l'absolu, 1834), ослепленный любовью к дочерям старик в Отце Горио (Le Pre Goriot, 1834–1835), мстительная старая дева и неисправимый бабник в Кузине Бетте (La Cousine Bette, 1846), закоренелый преступник в Отце Горио и Блеске и нищете куртизанок (Splendeurs et misres des courtisanes, 1838–1847). Подобная тенденция наряду с склонностью к оккультизму и ужасам ставит под сомнение взгляд на Человеческую комедию как высшее достижение реализма в прозе. Однако совершенство повествовательной техники, мастерство описаний, вкус к драматической интриге, интерес к мельчайшим подробностям обыденной жизни, изощренный анализ душевных переживаний, в том числе любовных (роман Золотоглазая девушка – La Fille aux yeux d'or явился новаторским исследованием извращенного влечения), а также сильнейшая иллюзия воссозданной реальности дают ему право именоваться «отцом современного романа». Ближайшие преемники Бальзака во Франции Г.Флобер (при всей суровости его критических оценок), Э.Золя и натуралисты, М.Пруст, равно как и современные авторы романных циклов, несомненно, многому у него научились. Его влияние сказалось и позже, уже в двадцатом веке, когда классический роман стали считать устаревшей формой. Совокупность почти ста названий Человеческой комедии свидетельствует об удивительной многогранности этого плодовитого гения, который предвосхитил чуть ли не все из последующих открытий. Бальзак работал неутомимо, он славился тем, что использовал очередную корректуру для радикального пересмотра композиции и существенных изменений текста. При этом он отдавал дань увеселениям в раблезианском духе, охотно наносил визиты великосветским знакомым, выезжал за границу и был далеко не чужд любовных увлечений, среди которых выделяется его связь с польской графиней и женой украинского помещика Эвелиной Ганской. Благодаря этим отношениям, завязавшимся в 1832 или 1833, появились на свет бесценное собрание адресованных Ганской посланий Бальзака Письма к незнакомке (Lettres l'trangre, тт.1–2 опубл.1899–1906; тт.3–4 опубл.1933–1950) и Переписка (Correspondance, опубл.1951) с Зульма Карро, дружбу с которой писатель пронес через всю жизнь. Ганская обещала выйти за него замуж после смерти мужа. Это случилось в 1841, но затем возникли осложнения. Переутомление от колоссальной работы, нерешительность Ганской и первые признаки тяжелой болезни омрачили последние годы Бальзака, и когда в марте 1850 наконец состоялась свадьба, ему оставалось жить всего пять месяцев. Умер Бальзак в Париже 18 августа 1850.
 Изменить