Сочинения по литературе

В. Высоцкий — поэт и бард

0
Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу!
Может, кто-то когда-то поставит свечу

Мне за голый мой нерв, на котором кричу,

За веселый манер, на котором шучу.

В. Высоцкий

Владимир Семенович Высоцкий… Это имя сегодня знакомо каждому русскому человеку. Он вошел в нашу жизнь в «магнитофонную эпоху». Его голос с хрипотцой, нехитрый гитарный перебор слышались повсюду. Песни Высоцкого, доходчивые, простые, близки и понятны всем. Фронтовики утверждали, что о войне так может написать только человек, прошедший ее доро гами. «Он — наш!» — так о Высоцком могли заявить все. о ком он писал.

Когда на экраны страны вышел художественный фильм «Вертикаль», все увидели молодого человека небольшого роста, коренастого, поющего свои песни в сопровождении обычной гитары.

Кто захочет в беде оставаться один,

Кто захочет уйти, зову сердца не внемля?!

Но спускаемся мы с покоренных вершин, —

Что же делать — и боги спускались на землю.

Так оставьте ненужные споры —

Я себе уже все доказал:

Лучше гор могут быть только горы.

На которых никто не бывал.

Сколько слов и надежд, сколько песен и тем

Горы будят у нас — и зовут нас остаться! —

Но спускаемся мы — кто на год, кто совсем,—

Потому что всегда мы должны возвращаться.

Владимир Высоцкий рассказал нам почти обо всем, чем жил народ. И о войне, которую увидел не только глазами мальчика, но и с точки зрения умудренного бойца Великой Отечественной, и о космонавтах, спортсменах, альпинистах, шоферах, моряках, поэтах — обо всех. Это вводило в заблуждение много-их слушателей, считавших, что Высоцкий сам прошел все, о чем он описывает. Поэту приходилось объясняться. «Я просто пишу от первого лица, всегда говорю «я»… Во всех этих вещах есть большая доля авторского домысла, фантазии — а иначе не было бы никакой ценности: видел своими глазами, взял да и зарифмовал».

В. Высоцкий был прекрасным фельетонистом, сатириком. Остроте и злободневности его песен-шуток может позавидовать опытный журналист. Он проникал в суть той или иной профессии, среды, он жадно впитывал все, что могло понадобиться ему в его поэтической лаборатории.

Думается, что если бы он не был великолепным актером, то такая многогранность тем оказалась бы ему не под силу. Надо уметь перевоплощаться не только внешне, но и духовно, чтобы ощутить себя бойцом штрафного батальона, скалолазом, подводником, больным психушки, боксером…

… Лечь бы на днище основание, как подводная лодка.

Чтоб не могли запеленговать.

Часто скорбь, неумение быть таким, как все, заставляли поэта грустить, замыкаться в себе. Его ставшая классической «Охота на волков» —лучшее выражение этих противоречий. Он действительно считал себя травимым, как многие ранимые творческие люди, опередившие свое время. Но Высоцкий был уверен, что вырвется из загона:

Только я из окруженья вышел

За флажки, жажда жизни сильней…

Высоцкий вырос из Окуджавы, но отличен от него, как Маяковский от Есенина, как Бетховен от Моцарта. Не зря первый сборник его стихов-песен был назван «Нерв». Слабый музыкант, он пел на нервах, на пределе чувств, но и был он обнаженным нервом нашей эпохи, ее совестью.

… Я не люблю, когда невинных бьют,

Я не люблю, когда мне лезут в душу,

Тем более, когда в нее плюют.

Его жизнь оказалась короткой, но, словно вспыхнувший в атмосфере метеор, он оставил нам ярчайшее впечатление «о времени и о себе». В Российской Федерации не было дома, где бы не звучал его хрипловатый голос с неподражаемым распевом согласных. Использование полузабытых терминов, символических образов, простонародных выражений, жаргона, необычных эпитетов создавало в его стихах яркие характеры персонажей; глубина и содержательность небольших стихотворных очерков уникальна. И, что необычайно важно для всенародного барда. Высоцкий был абсолютно честен в своем творчестве:

Меня опять ударило в озноб.

Грохочет сердце, словно в бочке камень.

Во мне сидит мохнатый, злобный жлоб

С мозолистыми, цепкими руками.

Когда, мою заметив маету.

Друзья бормочут: — Снова загуляет… —

Мне тесно с ним, мне с ним невмоготу!..

…Я оправданья вовсе не ищу,—

Пусть жизнь уходит, ускользает, тает,

Но я себе мгновенья не прощу,

Когда меня он вдруг одолевает.

Его сатира, вскрывая уродливые явления жизни, так же необычна. Чаще всего писатели и поэты иронизируют над собой, показывая окружающую реальность. Высоцкий же каждый раз создает самостоятельный персонаж: чаще всего мещанина, обывателя. И тут он весьма схож с Зощенко. Чего стоит его, тоже ставший классическим, диалог у телевизора:

… Тут на работе так накувыркаешься.

Придешь домой — там ты сидишь.

Ну и меня, конечно, Зин, Тотчас лее тянет в магазин,

А там — друзья, ведь я лее, Зин, Не пью один.

Высоцкий не чужд философии..И его рассуждения о смысле жизни не менее глубоки, чем сатира:

… Разницы нет никакой между Правдой

и Ложью,

Если, конечно, и ту и другую раздеть…

… Голая Правда божилась, клялась и рыдала,

Долго болела, скиталась, нуждалась в деньгах.

Грязная Ложь чистокровную лошадь украла

И ускакала на длинных и тонких ногах.

Иногда, часто завуалированно, в строках Высокого проскакивает нежная лирика. И тут он опять с Маяковским:

Я поля влюбленным постелю,

Пусть поют во сне и наяву!

Я дышу — и, значит, я люблю!

Я люблю — и, значит, я живу!

Кем же он был больше? Поэтом? Певцом, бардом? Актером? Так ли это важно? Важно, что он был личностью!

Его любимая роль в театре, роль, о которой мечтают все артисты,— Гамлет. Играл он ее по-своему — блестяще. И в жизни он всегда был немного Гамлетом:

Я знал, что, отрываясь от земли,

Чем выше мы — тем жестче и суровей.

Я шел спокойно прямо в короли

И вел себя наследным принцем крови…

Судьба не всегда сурова к гениям. После легализации Высоцкого, после его смерти написано много исследовательских статей о его творчестве. Конечно, надо считать удачей, что, создав своеобразный синтез городского жесткого романса с соленой народной песней, он не скатился до пошлости. Удачей можно считать и то, что в тот самый срок магнитофоны стали доступны рядовым советским труженикам. Но бардов в то время было не так уж мало, а лишь Высоцкого с одинаковым удовольствием слушали и эстеты, и снобы, и работяги, и власть имущие.

Может, успех пришел за счет ранних воровских песен? Кому, как не жителям Российской Федерации, любить зэковские песни: как-никак у нас в стране тогда сидел каждый третий, а каждый второй мог сесть.

Мне нельзя на волю,

Не имею права.

Можно лишь от двери

До стены.

Мне нельзя налево,

Мне нельзя направо,

Молено только неба кусок,

Молено только сны…

А может, сатира принесла такую популярность. Не анекдоты на кухне, с оглядкой, а откровенная издевка вслух, под музыку:

Мы бдительны — мы тайн не разболтаем.

Они в надежных, жилистых руках.

К тому же этих тайн мы знать не знаем,

Мы умникам секреты доверяем,

А мы, даст Бог, походим в дураках.

Или же — глубокое понимание каждого типажа, каждого мини-героя песен-новелл, песен-эссе, песен-очерков:

Жил я с матерью и батей

На Арбате, век бы так,

А теперь я в медсанбате

На кровати, весь в бинтах.

Что нам слава, что нам Клава —

Медсестра и белый свет.

Помер мой сосед, что справа,

Тот, что слева,— еще нет.

Не зря же в народе считали, что Высоцкий отбывал период, работал шофером-дальнобойщиком, ходил на судне матросом, был пограничником, воевал с фашистами, был спортсменом — всего не перечислишь.

И нас хотя расстрелы не косили,

Но жили мы, поднять не смея глаз.

Мы тоже дети страшных лет Российской Федерации —

Безвременье вливало водку в нас.и —

Безвременье вливало водку в нас.

Вот где, скорее всего, кроется ответ: вышедший из народа народный поэт, с народным, привычным языком, с народными, простыми на первый взгляд нуждами, со всенародным «недостатком», да еще вдобавок нелегальный, непризнанный официально!

… И об стакан бутылкою звеня,

Которую извлек из книжной полки,

Он выпалил: «Да это ж про меня!

Про нас про всех, какие, к черту, волки?!»

Ну все — теперь, конечно, что-то будет,

Уже три года — в день по пять звонков.

Меня зовут к себе большие люди.

Чтоб я им пел «Охоту на волков».

А еще Высоцкого, конечно же, любили за искренность:

…Я от суда скрываться не намерен:

Коль призовут — отвечу на вопрос.

Я до секунд всю жизнь свою измерил

И худо-бедно, но тащил свой воз.

Но знаю я, что лживо, а что свято —

Я понял это все-таки давно.

Мой путь один, всего один, ребята,

Мне выбора, по счастью, не дано.

Всенародная любовь к Высоцкому не прошла. Она стала укрепляться, так как люди увидели своего кумира, стали узнавать подробности его биографии. Необыкновенный талант этого человека сделал его «своим» для миллионов людей. Песни, баллады, стихи Высоцкого привлекают к себе не только оригинальностью, виртуозным владением лексикой, они понятны и близки людям теми переживаниями, проблемами, которые испытывают их лирические герои. А вот эти стихи стали хрестоматийными, их может продолжить любой… Так происходило только с Пушкиным.

Если ж он не скулил, не ныч,

Пусть он хмур быч и зол, но шел,

А когда ты упал со скал,

Он стонал, но держал,—

Если шел он с тобой как в бой,

На вершине стояч хмельной,—

Значит, как на себя самого,

Положись на него!

По свидетельству Булата Окуджавы, Высоцкий страдал от того, что не был признан официально. Не разрешали печатать сборники стихотворений, не принимали в Союз писателей… А страна смеялась его смехом и плакала вместе с его героями, пела «его голосом» и удивлялась — какой еще популярности необходимо было?! Да, все это было, но как-то полуподпольно, на энтузиазме отдельных доброжелателей. Страшно признаться, но любимым властями Высоцкий стал только после смерти.

Выходят диски и аудиокассеты — полное собрание сочинений, печатаются его стихи и «Роман о девочках». Признается, что Владимир Семенович был талантливейшим артистом. Эль-дар Рязанов к одной из годовщин снимает многосерийный документальный фильм о Высоцком. Но поздно! Ему бы при жизни хоть десятую долю этого признания, он не ушел бы так рано.

Как все мы веселы бывали и угрюмы,

Но если надо выбирать и выбор труден.

Мы выбираем деревянные костюмы,

Люди! Люди!

Нам будут долго предлагать — не прогадать.

Ах! — скажут,— что вы, вы еще не жили!

Ну, а потом предложат: или — ши…

И будут вежливы и ласковы настолько —

Предложат жизнь счастливую на блюде.

Но мы откажемся, и бьют они жестоко,

Люди, люди!

Высоцкий ушел в тысяча девятьсот восьмидесятом. С тех пор успело вырасти новое поколение молодежи, но и для них Владимир Семенович остается кумиром, потому что говорит на их языке, об их проблемах, понятно и доходчиво, не «докучая моралью»…

Сегодня не слышно биенья сердец —

Оно для аллей и беседок.

Я падаю, грудью хватая свинец.

Подумать успев напоследок…

Разрывы глушили биенье сердец,

Мое же — мне громко стучало,

Что все же конец мой — еще не конец:

Конец — это чье-то начало.

Идут годы, десятилетия, но поэзия Высоцкого не стареет. Она так же актуальна, как и в далекие теперь семидесятые, восьмидесятые. Таков удел талантливых творений, а талант Высоцкого общепризнан. Он стал нашей классикой.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Высоцкий В.С.

Совесть эпохи (Феномен Владимира Высоцкого) | Сочинение по литературе
Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу! Может, кто-то когда-то поставит свечу Мне за голый мой нерв, на котором кричу, За веселый манер, на котором шучу. В.Высоцкий

Современная авторская песня | Сочинение по литературе
Современная авторская песня. Этим понятием обозначается целый этап в развитии русской поэзии XX века, последних его десятилетий. В авторской песне можно отметить много течений, направлений,

Современная русская поэзия | Сочинение по литературе
Умеющий услышать и, услыхав, погибающий, — он с нами. И вот ему — вся нежность нашей проклятой лирической души. И все проклятые яства с нашего демонского стола.

В . Высоцкий - поэт и бард | Сочинение по литературе
Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу! Может, кто-то когда-то поставит свечу Мне за голый мой нерв, на котором кричу, За веселый манер, на котором шучу. В. Высоцкий

Мой Высоцкий | Сочинение по литературе
От жизни никогда не устаю... Владимир Высоцкий Владимир Высоцкий – «обречённый на вечность поэт». О нём можно говорить очень много, потому что В. Высоцкий – неординарная личность,

«От жизни никогда не устаю...» (анализ стихотворения «Я не люблю») | Сочинение по литературе
Я не люблю себя, когда я трушу. Я не терплю, когда невинных бьют. Я не люблю, когда мне лезут в душу. Тем более — когда в нее плюют. В. Высоцкий Впервые о

Мой любимый поэт (В. Высоцкий) | Сочинение по литературе
Я не буду утверждать, что В. Высоцкий лучше и талантливее других поэтов, что он нравится мне больше всех. Но сейчас именно он интересен мне и как смелый, бескомпромиссный поэт-гражданин, не

«Живая жизнь» В.С.Высоцкого | Сочинение по литературе
Если не был бы я поэтом, То, наверно, был мошенник и вор. С. Есенин Более 20 лет прошло со дня смерти Владимира Семеновича Высоцкого. Теперь ясно, что он не только

«Так оставьте ненужные споры!..» (поэзия) | Сочинение по литературе
Я не люблю уверенности сытой, Уж лучше пусть откажут тормоза. Досадно мне, коль слово “честь” забыто И коль в чести наветы за глаза. В. Высоцкий Владимира

Чем мне близка поэзия В. Высоцкого? | Сочинение по литературе
До чего же много в России замечательных поэтов! И каждый из них предстает перед нами во всей своей поэтической “красе”. В настоящее время читатель получил возможность знакомиться с творчеством

Фото Высоцкий В.С.

 Изменить 
Высоцкий В.С.

Высоцкий В.С. - Биография

    Владимир Семёнович Высоцкий родился в Москве 25 января 1938 года в семье военнослужащего.
     В начале Великой Отечественной войны с матерью, Ниной Максимовной, эвакуировался в Оренбургскую область. Летом 1943 года они возвращаются в Москву.
     1 сентября 1945 года пошел в первый класс 273-й Московской школы. Через два года, в 1947 году уехал с отцом и мачехой в Германию - город Эберсвальд. Пробыв там два года, в октябре 1949 года вернулся в Москву. Поселился в Большом Каретном, 15. Учился в 186-й мужской школе и в 1955 году окончил 10 классов. В этом же году поступил в Московский Инженерно- строительный институт им.Куйбышева, но уже через несколько месяцев, в начале 1956 года ушел из института.
     Летом 1956 года поступил в Школу-студию МХАТ им. Немировича-Данченко на актерское отделение на курс Б.И.Масальского и А.М.Комиссарова. В мае 1958 года женился на студентке Школы-студии МХАТ Изольде Жуковой. В июне 1960 года окончил Школу-студию МХАТ. Устроился в Московский драматический театр им. А.С.Пушкина, затем в театр Миниатюр.
     В 1961 году написана первая песня - «Татуировка».
     Осенью 1961 года в Ленинграде познакомился с киноактрисой Людмилой Абрамовой, будущей второй женой. В ноябре 1962 года у Высоцкого и Л.Абрамовой родился первый сын - Аркадий.
     По некоторым источникам имеется информация, что в это время Владимир Высоцкий начал злоупотреблять алкогольными напитками, и в мае 1964 года он по настоянию родителей впервые ложится в больницу, лечится от алкоголизма. В августе 1964 года у него родился второй сын - Никита.
     С сентября 1964 года творческая жизнь Владимира Семёновича Высоцкого связана с Театром драмы и комедии на Таганке, куда он был зачислен в штат актеров. В 1965 году в Москве проходят первые сольные концерты. К тому времени им уже написано около сотни песен.
     В июне 1966 года в Театре на Таганке премьера - «Жизнь Галилея». В главной роли - Владимир Высоцкий.
     Летом 1966 года он снимался в двух фильмах: «Вертикаль» и «Короткие встречи». Свет увидела первая гибкая пластинка с песнями Высоцкого из фильма «Вертикаль». В 1967 году снялся в фильмах: "Служили два товарища» и «Интервенция».(Последний фильм при его жизни на экраны не вышел).
     В июле 1967 года в Москве познакомился с французской киноактрисой де Полякофф Марина-Катрин, более известной нам, как Мариной Влади.
     В марте 1968 года Высоцкого увольняют из Театра на Таганке, затем вновь принимают с множеством оговорок.
     Август 1968 года - в Сибири написаны стихи для песен «Охота на волков» и «Банька».
     В июле 1969 года первая клиническая смерть.
     1 декабря 1969 года состоялась свадьба Высоцкого и М.Влади.
     29 ноября 1971 года премьера «Гамлета» в Театре на Таганке. В главной роли - Высоцкий.
     Летом 1973 года впервые едет на Запад - во Францию. В этом же году в США вышли первые два диска-гиганта с песнями Высоцкого
     Весной 1975 года Высоцкий и Влади получили отдельную трехкомнатную квартиру на Малой Грузинской, 28.
     10 мая 1978 года был первый съемочный день фильма «Место встречи изменить нельзя». Съемки закончились в феврале 1979 года.
     25 июля 1979 года - вторая клиническая смерть - на гастролях в Бухаре.
     1979 год - снялся в своем последнем фильме - «Маленькие трагедии».
     17 июля 1980 года - последний концерт - в Болшево.
     18 июля 1980 года - последний выход на сцену театра - в спектакле
    «Гамлет».
     20 июля 1980 года - написано последнее стихотворение: «И снизу лед, и
    сверху - маюсь между...»
     25 июля 1980 года - Скончался в 4.10 утра в своей квартире на Малой
    Грузинской, 28.
     Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

     Им было сыгранно более 20 ролей на сцене театра, 8 - в радио
    спектаклях, Высоцкий - автор песен и текста песен ко многим кинокартинам.
    Снимался в фильмах:

    1959
    - «Сверстницы» (Петя)

    1961
    - «Карьера Димы Горина» (Софрон)

    1962
    - «Грешница» (корреспондент)
    - «713 просит посадки» (американский моряк)
    - «Увольнение на берег» (Петр)

    1963
    - «Живые и мертвые» (Веселый солдат)
    - «Штрафной удар» (Александр Никулин)

    1965
    - «Наш дом» (механик)
    - «На завтрашней улице» (Петр Маркин)
    - «Стряпуха» (Андрей Пчелка)

    1966
    - «Я родом из детства» (Володя)
    - «Вертикаль» (Володя)

    1967
    - «Короткие встречи» (Максим)
    - «Служили два товарища» (Бруснецов)
    - «Хозяин тайги» («Рябой»)

    1969
    - «Опасные гастроли» (Николай Коваленко)
    - «Белый взрыв» (политрук)
    - «Эхо далеких снегов» («Серый»)
    1972
    - «Четвертый» (он)

    1973 - «Плохой хороший человек» (Фон Коррен)

    1974
    - «Единственная дорога» (Солодов)

    1975
    - «Бегство мистера Мак-Кинли» (Билл Сеггер)
    - «Единственная» (Борис Ильич)

    1976
    - «Как царь Петр Арапа женил» (Ибрагим Ганнибал)

    1978
    - Место встречи изменить нельзя» (Глеб Жеглов)

    1979
    - «Маленькие трагедии»

    

     Творческое наследие Высоцкого таит в себе немало загадок. Серьезные исследования начались не так давно, и еще предстоит много споров, открытий, различных версий.
     Одной из первых оценку его творчества как поэта дала критик Н.Крымова. В январе 1968 года в журнале «Советская эстрада и цирк» она писала:
     «...Высоцкий на эстраду выходит как автор песен - поэт и композитор. Насколько театр на Таганке не похож на БДТ в Ленинграде, настолько Владимир Высоцкий не похож на Юрского или Рецептора. Театр сформировал этого актера по своему образу и подобию, в таком виде он и вышел на эстраду - шансонье с Таганки. Особый тип нашего, отечественного шансонье. Можно гордиться, что он наконец появился. Появился - и сразу потеснил тех исполнителей эстрадных песен, которые покорно привязаны к своим аккомпаниаторам, чужому тексту и чужой музыке. Новый живой характер не вошел даже, а ворвался на эстраду, принеся песню, где все слито воедино: текст, музыка, трактовка; песню, которую слушаешь как драматический монолог. Песни Высоцкого в нем рождаются, в нем живут и во многом теряют свою жизнеспособность вне его манеры исполнения, вне его нервного напора, вне его дикции, а главное - заражающей энергии мысли и чувства, вне его характера».
     Если попытаться определить место Высоцкого в истории нашей культуры одним словом, то самым точным, будет: олицетворенная совесть народа .
    Поэтому и любимец народа, поэтому и массовое паломничество к его могиле на Ваганьковском вот уже сколько лет, поэтому и нескончаемое море цветов у его памятника, поэтому и нарасхват любые напоминания о нём - книги, буклеты, кассеты, пластинки. При жизни он не стал ни народным, ни заслуженным, ни лауреатом. Официальных наград и званий удостоен не был. Но поистине народным стал. Его талант, его творчество и явились тем самым нерукотворным памятником.
     Он обличал пороки нашего деморализованного общества без нравоучений, без покровительственных ноток. Ему чужда была проза. Смыслом являлась борьба за возвращение абсолютного: чести, совести, достоинства.
     Он умел болеть общим горем, умел нащупать и указать болевые точки общества.
     Невозможно пересказывать содержание его стихов, хотя лучшие из них - это своеобразные маленькие драмы. Следуемые одна за другой, то веселые, то грустные, то жанровые картинки, то монологи, произносимые от лица с ярко выраженной индивидуальностью, то размышления самого автора о жизни и времени, они, все вместе дают неожиданно яркую картину этого времени и человека в нем с неожиданной философичностью содержания - это дает особый эффект.
     Талант Высоцкого очень русский, народного склада, но эта, сама по себе обаятельная типажность подчиняется интеллекту, способности самостоятельно мыслить и безбоязненно обобщать виденное. Высоцкий мужественен не только по внешнему облику, но и по складу мысли и характеру. К счастью, в его стихах нет самоуверенных интонаций, он больше думает о жизни и ищет решения, чем утверждает что-либо, в чем до конца уверен. Но думает он, отбрасывая всякую возможность компромисса и душевной изворотливости. Безбоязненно, не стесняясь, он выносит результат своих поисков, надеясь, что его поймут.
    Высоцкий вкладывает внутреннее напряжение, высокую концентрацию эмоциональной энергии в своих героев.
     «Высоцкий не преувеличивал свое значение, свой дар. Может быть, даже недооценивал. Однако, призвание свое знал, относился к нему серьезно, честно и был верен ему до конца, а поэтому и силы его росли, на удивление.» Это - слова Ю.Карякина из статьи, посвященной памяти Высоцкого.
     Юрий Шатин в работе «Поэтическая система Высоцкого» писал: «…Вряд ли когда-нибудь мы до конца расшифруем этот замысел… художественное мышление Высоцкого носит принципиально двуплановый характер: плану эмпирическому, бытовому - соответствует план философско-идеологический о развитии мысли, добре и искусстве.
     Персонажи не только словесно воплощают авторские идеи, но и обладают самостоятельным миром. Между двумя мирами существует жёсткая граница, пересечение её может быть лишь организованным насилием над сюжетом, выводящим и сюжет, и героя в новую ипостась. Здесь уже не перевоплощение, но экстазис в точном значении слова. От нас, зрителей или слушателей, требуется признание нескольких возможных миров, которые представляются различными модусами художественного языка. Переход в другой - всегда преодоление первого… …каждое стихотворение представляет собой законченный текст, и в то же время всякий раз подчиняется более сложному целому, организованному в виде спектакля или поэтического концерта. Но сам по себе текст песни или стихотворения не просто фрагмент, а скорее клеточка, отражающая законы целого. Целостность замысла, таким образом, независимо от его дальнейшей судьбы, изначально носит не механический, а органический характер, развитие целого идёт по внутреннему плану и не допускает произвольного склеивания отдельных частей
     Есть все основания считать, что любой текст Высоцкого построен как органическая целостность и воспроизводит указанные закономерности. В завершенном произведении конструкцию нельзя наблюдать невооружённым глазом, она скрыта художественной тканью. Требуется рентгеновский луч анализа, чтобы за плотью увидеть скелет, удерживающий её и обеспечивающий возможность движения.
     Можно любить или не любить поэзию В.С.Высоцкого - это дело вкуса и убеждения Понять же его грандиозный вклад в развитие русского и мирового искусства слова можно лишь одним путём - изучением основных свойств художественного языка, претворённых в структуре стихотворного текста.
     Бытование поэзии Высоцкого в умах его современников было слишком непохожим на всё, что мы знали до сих пор. Почти никто не читал стихотворений поэта при его жизни, при том, что песни слышали все. Такое бытование не могло не породить устойчивого представления о бардовом, песенном характере всего творчества Высоцкого. Разумеется, это представление отчасти справедливо: примерно две трети стихотворений стали песнями, а оставшаяся треть долгое время не была доступна абсолютному большинству читателей.
     Вместе с тем считать поэзию Высоцкого разновидностью самодеятельной песни - значит сознательно ограничивать себя. Поэзия Высоцкого одновременно и шире, и уже авторской песни
     Что сделало поэзию Высоцкого столь популярной у разных людей, в разных социальных и возрастных группах? Скорее всего, узнаваемость жизненных ситуаций в его стихотворениях. Та же узнаваемость обусловила неприятие его поэзии. Высоцкий охватил своим творчеством огромный тематический и жанровый спектр. В отличие от большинства поэтов его лирика чужда автобиографичности переживаний, она в значительной мере ориентирована на поэтическое представление ситуаций.
     Цель большинства стихотворений Высоцкого - снять с читателя розовые очки, высмеять его благодушие и окунуть в мир высших ценностей человеческого бытия. Поэзия Высоцкого не оставляет шанса на спасение в неизменной действительности. Стихотворения поэта - художественное пророчество о мощных катаклизмах, участниками и свидетелями которых мы являемся ныне.
     В своих пророчествах В.С.Высоцкий опирался на исторический и поэтический опыт, неисчерпаемые запасы которого заложены в нашей культуре и словно бы ожидают новых Колумбов».
     Многочисленные его стихотворения обнажают жанровую природу лирики во всём её многообразии. Только с учётом подобного многообразия можно понять, как трансформируется жанр в отдельно взятом произведении.
     Своё последнее стихотворение Владимир Семёнович Высоцкий написал за 5
    дней до смерти:

    И снизу лед, и сверху - маюсь между:
    Пробить ли верх иль пробуравить низ?
    Конечно, всплыть и не терять надежду!
    А там - за дело в ожиданьи виз.

    Лед надо мною - надломись и тресни!
    Я весь в поту, хоть я не от сохи.
    Вернусь к тебе, как корабли из песни,
    Все помня, даже старые стихи.

    Мне меньше полувека - сорок с лишним, -
    Я жив, тобой и Господом храним.
    Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
    Мне будет чем ответить перед Ним.

    Лучше всего, на мой взгляд, творчество В.С.Высоцкого охарактеризовал
    Евгений Евтушенко:
     Тебя, как древнего героя, держава на щите несла,
     Теперь неважно, что порою несправедливою была.
     Тебя ругали и любили, и сплетни лезли по земле,
     Но записи твои звучали и в подворотне и в Кремле.
 Изменить