Сочинения по литературе

Влияние Гоголя на русскую литературу

0
Один из основных доводов, который выдвигал В. Розанов, состоит в том, что Гоголь был художником внешних форм жизни, в то время как большая русская литература изображала душу человека. Положение это в полной мере несостоятельно, и несостоятельно прежде всего потому, что для Гоголя, как и для других крупных русских писателей, не существовало водораздела между изображением жизни в широком смысле этого слова и обрисовкой внутреннего мира людей. То и другое привлекало их пристальное внимание. Иное дело, что каждый из выдающихся художников по-своему понимал и раскрывал единство этих двух начал.
Выяснение реальных связей крупных русских писателей с творчеством Гоголя решительно опровергает «теорию» В. Розанова. В стихотворении «Блажен незлобивый поэт», посвященном памяти Гоголя, Некрасов выпукло охарактеризовал жизненность и действенность его художественных традиций. Творческий путь Гоголя, отношение общества к его произведениям послужили исходным моментом для воплощения в стихотворении яркого образа писателя-сатирика, который противопоставлен образу «мирного» поэта; жизненные судьбы художников двух различных направлений показаны резко отличными одна от другой. «Незлобивый поэт» встречает в обществе восторженное к себе отношение; он пользуется широким расположением и любовью публики, которая ценит то, что в его произведениях «мало желчи и много чувства»:

Любя беспечность и покой,
Гнушаясь дерзкою сатирой,
Он прочно властвует толпой
С своей миролюбивой лирой.
«Незлобивого поэта» окружают пышным почетом, расточают ему постоянные похвалы, он подлинный кумир публики.
Дивясь великому уму,
Его не гонят, не злословят,
И современники ему
При жизни памятник готовят...

Совсем иной удел предназначен писателю, который стал обличителем толпы. На жизненном пути его подстерегают тяжелые испытания и гонения.

Питая ненавистью грудь,
Уста вооружив сатирой,
Проходит он тернистый путь
С своей карающею лирой.

Нетрудно видеть тесную связь идей и образов, выраженных в стихотворении Некрасова, с идеями и образами лирического отступления из седьмой главы «Мертвых душ», в которой Гоголь высказал свою творческую программу. И противопоставление двух писателей, и изображение их разной судьбы — все это находит свое развитие в стихотворении Некрасова, имеющем точно так же отчетливо выраженный программный характер. В нем живо отразилась та идейная борьба, которая развертывалась в это время между передовыми писателями, посвятившими свое творчество художественному анализу крупных общественных явлений, критике социального зла, и проповедниками всяческого «благолепия», незлобивости и кротости. Литературная деятельность Гоголя, его благородный образ художника-сатирика были для передовых писателей эпохи примером служения народу.

В творчестве самого Некрасова обличение и протест проявились с большой силой. Знаменательны слова поэта:
Кто живет без печали и гнева,
Тот не любит отчизны своей.

Широко используя творческие завоевания автора «Ревизора», «Мертвых душ», Некрасов пошел дальше и в своем отрицании существовавшего общественного порядка, и в утверждении положительных начал русской действительности.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Быков В.

"Был огонь и была высшая справедливость на свете " (по повести В. Быкова "Сотников") | Сочинение по литературе
Василь Быков, писатель, прошедший войну, в своих произведениях прежде всего определяет нравственные аспекты поведения человека на войне. Однажды он признался в том, что его герои чаще всего

Нравственная проблематика современной прозы. (По одному из произведений по выбору учащегося.) | Сочинение по литературе
Проблема нравственного выбора характерна для всего творчества В. Быкова. Скорее всего, что как фронтовик, он мог наблюдать подобные ситуации, именно поэтому так тонко передает он мысли и действия

«Я все-таки горд был за самую милую, за горькую землю, где я родился...» (2) | Сочинение по литературе
Давно отгремели залпы Великой Отечественной войны. Но о ней продолжают вспоминать, рассказывать, писать. И вспоминают и рассказывают, естественно, по-разному: по-своему, часто о своем. Что же важно в

«Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни...» (А. П. Платонов). По повести В. В. Быкова «Сотников» | Сочинение по литературе
1. Василь Быков: окопная правда. 2. Человек перед лицом выбора в произведениях Быкова. 3. «Сотников»: психологический контраст персонажей. 4. Негероический героизм.

"А был он лишь солдат" | Сочинение по литературе
Через много лет после победы нашего народа в Великой Отечественной войне белорусский писатель Василь Быков обращается к теме войны, так как видит истоки и причины победы в нравственной силе русского

Психология людей в произведениях Гоголя | Сочинение по литературе
Творчество Гоголя, имевшее глубоко новаторский характер, оказало громадное влияние на развитие русской литературы. Характеризуя историческое значение Гоголя, Белинский писал: «...только действительно

Реалистическое искусство Гоголя | Сочинение по литературе
Автор «Ревизора», «Тараса Бульбы», «Шинели», «Мертвых душ» явился одним из родоначальников русского реализма XIX века. В своем творчестве он тесно соприкасался с литературной деятельностью Пушкина и

Мы не знаем войны ("Стужа" Василя Быкова) | Сочинение по литературе
Мы не знаем войны "Стужа" Мы не знаем войны Нам она лишь по книгам знакома, По рассказам и песням Свидетели дней грозовых, В ком доныне звучат Отголоски

Сочинение по творчеству В. Быкова | Сочинение по литературе
Мне нравится, как пишет о войне Василь Быков. В его произведениях мало батальных сцен, эффектных исторических событий, но зато ему удается с потрясающей глубиной передать ощущения рядового солдата на

Василь Быков его понимание военной темы | Сочинение по литературе
Василь Быков - семнадцатилетний участник войны, писатель, размышляющий в своих произведениях о человеке, о его поведении на войне, о долге и чести. В произведениях

Фото Быков В.

 Изменить 
Быков В.

Быков В. - Биография

    БЫКОВ, ВАСИЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (Василь Быков) (1924–2003), белорусский прозаик. Родился 19 июня 1924 в д.Череновщина Витебской обл. (Белоруссия) в крестьянской семье. По окончании сельской школы поступил в Витебское художественное училище. Учеба была прервана Великой Отечественной войной. В 1941 Быков ушел добровольцем на фронт, прошел всю войну и закончил ее в Австрии. По окончании войны еще 10 лет оставался кадровым офицером.
    Война оказала решающее влияние на формирование личности Быкова и стала центральной темой его творчества. Первые рассказы, написанные на белорусском языке на военную тему Смерть человека и Обозник, прозаик опубликовал в 1955. Действие повести Журавлиный крик (1961) также происходит на фронте. Известность Быкову принесла повесть Третья ракета (1962), переведенная на русский язык. После нее Быков сам переводит свои произведения на русский язык либо авторизует переводы. Некоторые произведения Быкова, наиболее очевидно разрушающие идеологические стереотипы, сначала издавались на русском языке и лишь после этого публиковались на белорусском.
    Критики отнесли произведения Быкова к так называемой «лейтенантской прозе», представленной в русской литературе творчеством Ю.Бондарева и К.Воробьева. Шквал официальной критики вызвала повесть Мертвым не больно (1966), в которой «мясорубка войны» была показана с присущим Быкову беспощадным реализмом.
    Излюбленным жанром Быкова стала повесть. В центре каждой из них оказывалась нравственная проблема, которую писатель «растворял» в напряженном военном эпизоде – как правило, не слишком протяженном во времени. Он не раз говорил и писал о том, что его интересуют те ситуации, которые дают возможность наиболее полного раскрытия характеров, позволяют сделать зримой человеческую сущность в момент ее наиболее яркого проявления. Чаще всего духовные взлеты героев заканчивались смертью. Так, герой повести Альпийская баллада (1964), русский военнопленный Иван, погибал, спасая итальянку Джулию, с которой судьба свела его на несколько дней, чтобы после ада концлагеря испытать короткое счастье любви. Альпийская баллада – одно из первых произведений советской литературы, в котором плен был показан не как вина, а как трагедия героя.
    Действие многих повестей Быкова связано с жизнью людей во время фашистской оккупации – в партизанских отрядах и белорусских деревнях. Центральной для этих произведений становилась тема предательства. Главный герой повести Сотников (1970) способен сохранить в себе человечность и верность долгу, в его спутнике Рыбаке страх смерти оказывается сильнее и он становился предателем. Сотникова казнили фашисты, Рыбак сохранял собственную жизнь ценой чужих жизней, и это обрекало его на вечную нравственную муку. На добровольную гибель шел и герой другой повести – Обелиск (1972): школьный учитель жертвовал собой, спасая своих учеников. Повествование ведется от лица одного из выживших подростков, и читателю предоставляется возможность самому делать выводы о мотивах поступков учителя.
    За повести Обелиск и Дожить до рассвета (1974) Быкову была присвоена Государственная премия СССР. Живя в Бресте и Минске, народный писатель Белоруссии Быков печатался в журнале «Новый мир» и в 1970–1980-е годы входил в руководящие органы Союза писателей СССР. Большинство критиков считает его творчество неотъемлемой частью русской литературы.
    Повесть Пойти и не вернуться (1978), действие которой происходит в 1942 в оккупированной Белоруссии, была инсценирована автором и с успехом шла в театрах Белоруссии и России.
    В годы перестройки Быков стал одним из первых писателей, показавших трагедию деревни в 1930-е годы, когда сталинское правление привело крестьян к фактическому состоянию крепостных и довело их до нищеты. Такова судьба главных героев повести Знак беды (1986), белорусских хуторян Петрока и Степаниды. Несмотря на все унижения, они отказываются служить фашистам, которые не считают их людьми. В повести воплощается важнейшая идея творчества Быкова: человеческое достоинство дороже, чем жизнь. В ней появляется и новая для писателя мысль – что страдания народа во время войны не случайны и, несмотря на ужас происходящего, даже закономерны. Петрок и Степанида жили на хуторе, отнятом у старого помещика. Оставшись без крова, помещик покончил с собой, и Степанида восприняла его самоубийство как знак грядущей беды. В финале повести Степанида сжигает себя, чтобы не попасть в руки полицаев, а спрятанная ею неразорвавшаяся бомба остается в земле как знак новой беды, ждущей своего часа. За повесть Знак беды Быков был удостоен Ленинской премии. Судьба простого крестьянина Хведора Ровбы, раздавленного тоталитарным режимом, стала темой повести Облава (1990). Военная тема остается центральной в творчестве Быкова. В повести Карьер (1986) речь идет о человеке, по невольной вине которого погибла женщина; в финале повести через неизбывность этой вины герой приходит к вере в Бога. Право человека решать, жить другим людям или умирать, является центральной темой повести В тумане (1987). В конце 1990-х годов Быков вынужден был уехать из Белоруссии в Европу – сначала в Финляндию, затем в Германию. В рассказе Пасхальное яичко (2000), написанном, по оценкам критиков, в лесковских традициях, действие происходит в послевоенной белорусской деревне. Таким образом, временные рамки быковского повествования расширяются. Однако важнейшие мысли и идеи – в частности, мысль о вине и наказании – остаются прежними. Грех председателя-коммуниста, в Пасху заставившего односельчан возить навоз, отдается в рассказе страшной Божьей карой невинным людям. В 2000 Быков был удостоен премии «Триумф». Умер 22 июня 2003 в Минске.
 Изменить