Сочинения по литературе

Военные баллады Владимира Высоцкого

0
Ничипоров И. Б. Военная тема получила многоплановое воплощение в бардовской поэзии. Став художественным "нервом" авторской песни, в произведениях Б.Окуджавы и В.Высоцкого, А.Галича и М.Анчарова она высветила путь к осмыслению истории и современности, к самопознанию песенных персонажей и лирического "я".
В своих интервью Высоцкий неоднократно указывал на песни о войне как на важнейший пласт своего творчества, подчеркивая глубинную связь этой темы с опытом театральной работы на Таганке: одним из своих любимых поэт называл спектакль "Павшие и живые". Размышляя о подобных песнях, бард отметил двуединство их широкого общенародного содержания ("война всех коснулась" ) и пристального вглядывания в экзистенцию личности, оказавшейся в "пограничной" ситуации, на грани катастрофы: "Я стараюсь для своих песен выбирать людей, находящихся в момент риска, которые в каждую следующую секунду могут заглянуть в лицо смерти… И чаще всего я нахожу таких героев в тех военных временах, в тех сюжетах" . При выявленном исследователями жанровом многообразии военной лирики Высоцкого (баллада, новелла, рассказ, эпизод и т.д. ) именно баллада с присущей ей напряженно-трагедийной сюжетной динамикой становится здесь доминантой, эволюционируя и прирастая элементами иных жанровых образований.

Вектор эволюции военных баллад Высоцкого прочерчивается уже в его ранних песнях, близких по тематике и стилю "блатному" фольклору.

Генетическая взаимосвязь "блатных" и военных баллад привносит в последние социальную остроту, колорит динамичного разговорного слова, заключающего в себе трагедийный исторический опыт военных и послевоенных лет. Так, по своему мироощущению и социальному статусу рассказчик в песне "Ленинградская блокада" (1961) "вбирает и соединяет в себе героев "дворовых" и военных песен" , его слово парадоксальным образом заряжено и исповедальным лиризмом, и неприкрытой иронией в адрес "граждан смелых", что "в эвакуации читали информации // И слушали по радио "От Совинформбюро"". Композиционная и ритмическая динамика, контрастный эмоциональный фон обусловлены здесь чередованием "эпичного" по степени детализации повествования о блокаде – и рефренов, представляющих прямое, саркастическое обращение к "гражданам с повязкою". Изначально героический план изображения блокадного лихолетья обогащается нотами острой социально-критической рефлексии:

Я вырос в ленинградскую блокаду,

Но я тогда не пил и не гулял.

Я видел, как горят огнем Бадаевские склады,

В очередях за хлебушком стоял.

Граждане смелые,

а что ж тогда вы делали,

Когда наш город счет не вел смертям?

Ели хлеб с икоркою, –


а я считал махоркою

Окурок с-под платформы черт-те с чем напополам.

Счастливо избегая официозной фальши в изображении войны, поэт-певец шел к освоению сущности этой темы от осмысления внешне "периферийных", оборотных сторон военной действительности, не несущих в себе очевидной героики.

В песне "Про Сережку Фомина" (1964) повествование развертывается на жанровом уровне "анекдота", житейской истории, приобретающей, однако, широкий социально-исторический смысл и охватывающей значительную временную дистанцию – от кануна войны до послевоенных лет. Драматизированная повествовательная структура произведения включает различные голоса времени – и "остросюжетный" рассказ центрального героя, и речь Молотова о начале войны, и разговор в военкомате. Величественное слово о войне соединяется с горько-сатирическим изображением укрепившейся в общественной жизни неправды:

… Но наконец закончилась война –

С плеч сбросили мы словно тонны груза, –

Встречаю я Сережку Фомина –

А он герой Советского Союза…

В неподцензурной по духу авторской песне закономерным становится и обращение к судьбам "штрафных батальонов" на фронте – тема, пронзительно прозвучавшая уже в песне "Цыган-Маша" Михаила Анчарова (1959), чья поэзия была одним из важных творческих ориентиров для молодого Высоцкого.

В песне Высоцкого "Штрафные батальоны" (1964) впервые в творчестве барда на авансцену выступает непосредственно "драматургия" балладного действия, заключенного в предельно сжатые пространственно-временные рамки и знаменующего крайнюю степень экзистенциального напряжения героев-"штрафников", чьи вызов судьбе, игра со смертью выражены в голосе собирательного, "ролевого" повествователя. Песенный рассказ обретает психологическую убедительность благодаря его пропитанности "солью" разговорного языка ("Гуляй, рванина, от рубля и выше…"), сквозным антитезам, служащим для обозначения "пограничного" положения персонажей ("кому – до ордена, а большинству – до "вышки"). Эффект непосредственной вовлеченности повествователя и слушателя в ход событий достигается за счет повторяющейся фиксации времени и точных обстоятельств действия в "сценических" ремарках: "Вот шесть ноль-ноль – и вот сейчас обстрел…".

Уже в военных балладах Высоцкого середины 1960-х гг. намечаются пути символизации, мифопоэтического расширения их образного мира.

В "Братских могилах" (1964) это совмещение пространственно-временных планов ("Здесь раньше вставала земля на дыбы, // А нынче – гранитные плиты"), постепенное перемещение балладного действия в сферу душевной жизни героя, национальной исторической памяти. Ослабление внешнего сюжетного движения "компенсируется" усилением сквозных образов первостихий бытия – земли, огня, – которые в позднейших песнях поэта станут основой мифопоэтических обобщений:

А в Вечном огне – видишь вспыхнувший танк,

Горящие русские хаты,

Горящий Смоленск и горя
щий рейхстаг,

Горящее сердце солдата.

Перспективы усложнения композиционного рисунка и жанровых параметров военных баллад намечаются и в известной "Песне о звездах" (1964). Певец избрал здесь оригинальный повествовательный ракурс – исповеди о дорогах войны, о судьбе в целом, которая звучит уже из "посмертья": "С неба свалилась шальная звезда – // Прямо под сердце…". Действие разворачивается и в эмпирическом пространстве поля боя, и в сознании напряженно осмысляющего свою судьбу безвестного погибшего солдата. Его живое слово отражает индивидуальный опыт миропереживания и ориентировано на простые ценности мирной жизни ("Я бы Звезду эту сыну отдал"), на целостное восприятие природного бытия: "Звезд этих в небе – как рыбы в прудах…". Смысловой "нерв" песни таится в противопоставлении этого слова безликим формулам официальных приказов, вследствие чего ролевое повествование "маленького" участника войны наполняется сатирическим нотами: Нам говорили: "Нужна высота!"

И "Не жалеть патроны!"…

Вон покатилась вторая звезда –

Вам на погоны…

Как и в последующих военных балладах, интенсивное действие, ядром которого стало катастрофическое событие, сопряжено в песне и с развитием символического образного ряда: "звездная" метафорика сводит воедино вещественно-конкретное и бесконечное, напоминая как о героической, так и о постыдной стороне фронтовой реальности; воплощая собой и благодатную надежду героя на спасительное небесное начало, и его роковую встречу с "шальной звездой" судьбы…

Продуктивной тенденцией в жанровом развитии военной баллады Высоцкого становится ее обогащение элементами поэтической "новеллы", основанной на изображении детально прорисованного эпизода, – как в песнях "Высота" (1965), "Сыновья уходят в бой" (1969), "Разведка боем" (1970) и др.Нам говорили: "Нужна высота!"

И "Не жалеть патроны!"…

Вон покатилась вторая звезда –

Вам на погоны…

Как и в последующих военных балладах, интенсивное действие, ядром которого стало катастрофическое событие, сопряжено в песне и с развитием символического образного ряда: "звездная" метафорика сводит воедино вещественно-конкретное и бесконечное, напоминая как о героической, так и о постыдной стороне фронтовой реальности; воплощая собой и благодатную надежду героя на спасительное небесное начало, и его роковую встречу с "шальной звездой" судьбы…

Продуктивной тенденцией в жанровом развитии военной баллады Высоцкого становится ее обогащение элементами поэтической "новеллы", основанной на изображении детально прорисованного эпизода, – как в песнях "Высота" (1965), "Сыновья уходят в бой" (1969), "Разведка боем" (1970) и др.

В первой из них новеллистическое начало проступает в пульсирующем ритме сюжетного изображения эпизода решающего сражения, в редукции экспозиционной части и преобладании отрывистых и энергичных фраз, отдельными штрихами запечатлевающих кульминационные сцены: "Вцепились они в высоту как в свое. // Огонь минометный, шквальный…". Песенная новелла Высоцкого характеризуется сознательным опущением промежуточных сюжетных звеньев, концентрацией трагедийного мироощущения, в глубинах которого зреет философское обобщение: "Но, видно, уж точно – все судьбы-пути // На этой высотке скрестились…". Выражая грани общенационального опыта жизни на войне, эта новелла вбирает в себя элементы фольклорной образности и сюжетики: "Семь раз занимали мы ту высоту – // Семь раз мы ее оставляли".

Поэт-певец использует многообразные ракурсы в передаче самой динамики эпизода боя, что создает эффект непосредственного авторского присутствия в изображаемой сцене. В песне "Сыновья уходят в бой" этот эпизод раскрывается как во взгляде смертельно раненного солдата ("Я падаю, грудью хватая свинец"), так и в имеющем архетипический смысл образе отцов и матерей, провожающих детей на войну: "Мы не успели оглянуться – // А сыновья уходят в бой!". Историческая реальность всего происходящего наполняется – благодаря широким образным обобщениям – онтологическим звучанием, а противостояние врагу, подкрепляемое мистическим единением с землей, совершается во имя спасения мироздания от гибели: "А я для того свой покинул окоп, // Чтоб не было вовсе потопа".

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Высоцкий В.С.

Каков мир поэзии В. С. Высоцкого | Сочинение по литературе
Имя Владимира Высоцкого знакомо не только каждому русскому человеку, но и за рубежом его популярность весьма высока. К этому имени можно относиться по-разному, но к нему нельзя быть равнодушным, так

Рецензия на произведения Владимира Высоцкого | Сочинение по литературе
Я знаком с творчеством большого количества писателей и поэтов разных времен. Есть среди них и любимые. Из зарубежных авторов - это В. Шекспир, Э. Войнич, О. Уайльд, Э. Хемингуэй, из

Владимир Высоцкий мой любимый поэт | Сочинение по литературе
Это имя знакомо каждому русскому человеку. К нему можно относится по-разному: можно любить и ненавидеть, признавать и не признавать. К нему нельзя быть равнодушным. Ведь все его песни-стихи написаны

Всенародная любовь к Высоцкому | Сочинение по литературе
Владимира Семеновича Высоцкого любит, знает и слушает вся страна. Он вошел в нашу жизнь в «магнитофонную эпоху». Его голос с хрипотцой, нехитрый гитарный перебор слышался повсюду. Песни Высоцкого,

Культовая фигура восьмидесятых: Высоцкий | Сочинение по литературе
Кассеты с его песнями переписывали бесконечно – и затирали до дыр от постоянного прослушивания. Его обожали все – и подростки, хриплыми голосами в подъездах певшие «под Высоцкого», и заядлые

Мой любимый поэт В. С. Высотский | Сочинение по литературе
Высоцкий Владимир Семенович, поэт, артист, родился 25 января 1938 г. в Москве, скончался там же 25 июля 1980 г. Работал в театре имени А. С. Пушкина, в Московском театре миниатюр. Снялся в 26

Знакомство с творчеством Высоцкого | Сочинение по литературе
Я знаком с творчеством большого количества писателей и поэтов разных времен. Есть среди них и любимые. Из зарубежных авторов – это В. Шекспир, Э. Войнич, О. Уайльд, Э. Хемингуэй, из отечественных –

Чем мне близка поэзия В. Высоцкого 3 | Сочинение по литературе
До чего же много в России замечательных поэтов! И каждый из них предстает перед нами во всей своей поэтической красе. В настоящее время читатель получил возможность знакомиться с творчеством

Высоцкий «Так оставьте ненужные споры!» (поэзия) | Сочинение по литературе
Владимира Семеновича Высоцкого любит, знает и слушает вся страна. Он вошел в нашу жизнь в «магнитофонную эпоху». Его голос с хрипотцой, нехитрый гитарный перебор слышался повсюду. Песни Высоцкого,

Владимир Семенович Высоцкий | Сочинение по литературе
Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве в семье военнослужащего. В начале Великой Отечественной войны с матерью Ниной Максимовной эвакуировался в Оренбургскую область. Летом

Фото Высоцкий В.С.

 Изменить 
Высоцкий В.С.

Высоцкий В.С. - Биография

    Владимир Семёнович Высоцкий родился в Москве 25 января 1938 года в семье военнослужащего.
     В начале Великой Отечественной войны с матерью, Ниной Максимовной, эвакуировался в Оренбургскую область. Летом 1943 года они возвращаются в Москву.
     1 сентября 1945 года пошел в первый класс 273-й Московской школы. Через два года, в 1947 году уехал с отцом и мачехой в Германию - город Эберсвальд. Пробыв там два года, в октябре 1949 года вернулся в Москву. Поселился в Большом Каретном, 15. Учился в 186-й мужской школе и в 1955 году окончил 10 классов. В этом же году поступил в Московский Инженерно- строительный институт им.Куйбышева, но уже через несколько месяцев, в начале 1956 года ушел из института.
     Летом 1956 года поступил в Школу-студию МХАТ им. Немировича-Данченко на актерское отделение на курс Б.И.Масальского и А.М.Комиссарова. В мае 1958 года женился на студентке Школы-студии МХАТ Изольде Жуковой. В июне 1960 года окончил Школу-студию МХАТ. Устроился в Московский драматический театр им. А.С.Пушкина, затем в театр Миниатюр.
     В 1961 году написана первая песня - «Татуировка».
     Осенью 1961 года в Ленинграде познакомился с киноактрисой Людмилой Абрамовой, будущей второй женой. В ноябре 1962 года у Высоцкого и Л.Абрамовой родился первый сын - Аркадий.
     По некоторым источникам имеется информация, что в это время Владимир Высоцкий начал злоупотреблять алкогольными напитками, и в мае 1964 года он по настоянию родителей впервые ложится в больницу, лечится от алкоголизма. В августе 1964 года у него родился второй сын - Никита.
     С сентября 1964 года творческая жизнь Владимира Семёновича Высоцкого связана с Театром драмы и комедии на Таганке, куда он был зачислен в штат актеров. В 1965 году в Москве проходят первые сольные концерты. К тому времени им уже написано около сотни песен.
     В июне 1966 года в Театре на Таганке премьера - «Жизнь Галилея». В главной роли - Владимир Высоцкий.
     Летом 1966 года он снимался в двух фильмах: «Вертикаль» и «Короткие встречи». Свет увидела первая гибкая пластинка с песнями Высоцкого из фильма «Вертикаль». В 1967 году снялся в фильмах: "Служили два товарища» и «Интервенция».(Последний фильм при его жизни на экраны не вышел).
     В июле 1967 года в Москве познакомился с французской киноактрисой де Полякофф Марина-Катрин, более известной нам, как Мариной Влади.
     В марте 1968 года Высоцкого увольняют из Театра на Таганке, затем вновь принимают с множеством оговорок.
     Август 1968 года - в Сибири написаны стихи для песен «Охота на волков» и «Банька».
     В июле 1969 года первая клиническая смерть.
     1 декабря 1969 года состоялась свадьба Высоцкого и М.Влади.
     29 ноября 1971 года премьера «Гамлета» в Театре на Таганке. В главной роли - Высоцкий.
     Летом 1973 года впервые едет на Запад - во Францию. В этом же году в США вышли первые два диска-гиганта с песнями Высоцкого
     Весной 1975 года Высоцкий и Влади получили отдельную трехкомнатную квартиру на Малой Грузинской, 28.
     10 мая 1978 года был первый съемочный день фильма «Место встречи изменить нельзя». Съемки закончились в феврале 1979 года.
     25 июля 1979 года - вторая клиническая смерть - на гастролях в Бухаре.
     1979 год - снялся в своем последнем фильме - «Маленькие трагедии».
     17 июля 1980 года - последний концерт - в Болшево.
     18 июля 1980 года - последний выход на сцену театра - в спектакле
    «Гамлет».
     20 июля 1980 года - написано последнее стихотворение: «И снизу лед, и
    сверху - маюсь между...»
     25 июля 1980 года - Скончался в 4.10 утра в своей квартире на Малой
    Грузинской, 28.
     Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

     Им было сыгранно более 20 ролей на сцене театра, 8 - в радио
    спектаклях, Высоцкий - автор песен и текста песен ко многим кинокартинам.
    Снимался в фильмах:

    1959
    - «Сверстницы» (Петя)

    1961
    - «Карьера Димы Горина» (Софрон)

    1962
    - «Грешница» (корреспондент)
    - «713 просит посадки» (американский моряк)
    - «Увольнение на берег» (Петр)

    1963
    - «Живые и мертвые» (Веселый солдат)
    - «Штрафной удар» (Александр Никулин)

    1965
    - «Наш дом» (механик)
    - «На завтрашней улице» (Петр Маркин)
    - «Стряпуха» (Андрей Пчелка)

    1966
    - «Я родом из детства» (Володя)
    - «Вертикаль» (Володя)

    1967
    - «Короткие встречи» (Максим)
    - «Служили два товарища» (Бруснецов)
    - «Хозяин тайги» («Рябой»)

    1969
    - «Опасные гастроли» (Николай Коваленко)
    - «Белый взрыв» (политрук)
    - «Эхо далеких снегов» («Серый»)
    1972
    - «Четвертый» (он)

    1973 - «Плохой хороший человек» (Фон Коррен)

    1974
    - «Единственная дорога» (Солодов)

    1975
    - «Бегство мистера Мак-Кинли» (Билл Сеггер)
    - «Единственная» (Борис Ильич)

    1976
    - «Как царь Петр Арапа женил» (Ибрагим Ганнибал)

    1978
    - Место встречи изменить нельзя» (Глеб Жеглов)

    1979
    - «Маленькие трагедии»

    

     Творческое наследие Высоцкого таит в себе немало загадок. Серьезные исследования начались не так давно, и еще предстоит много споров, открытий, различных версий.
     Одной из первых оценку его творчества как поэта дала критик Н.Крымова. В январе 1968 года в журнале «Советская эстрада и цирк» она писала:
     «...Высоцкий на эстраду выходит как автор песен - поэт и композитор. Насколько театр на Таганке не похож на БДТ в Ленинграде, настолько Владимир Высоцкий не похож на Юрского или Рецептора. Театр сформировал этого актера по своему образу и подобию, в таком виде он и вышел на эстраду - шансонье с Таганки. Особый тип нашего, отечественного шансонье. Можно гордиться, что он наконец появился. Появился - и сразу потеснил тех исполнителей эстрадных песен, которые покорно привязаны к своим аккомпаниаторам, чужому тексту и чужой музыке. Новый живой характер не вошел даже, а ворвался на эстраду, принеся песню, где все слито воедино: текст, музыка, трактовка; песню, которую слушаешь как драматический монолог. Песни Высоцкого в нем рождаются, в нем живут и во многом теряют свою жизнеспособность вне его манеры исполнения, вне его нервного напора, вне его дикции, а главное - заражающей энергии мысли и чувства, вне его характера».
     Если попытаться определить место Высоцкого в истории нашей культуры одним словом, то самым точным, будет: олицетворенная совесть народа .
    Поэтому и любимец народа, поэтому и массовое паломничество к его могиле на Ваганьковском вот уже сколько лет, поэтому и нескончаемое море цветов у его памятника, поэтому и нарасхват любые напоминания о нём - книги, буклеты, кассеты, пластинки. При жизни он не стал ни народным, ни заслуженным, ни лауреатом. Официальных наград и званий удостоен не был. Но поистине народным стал. Его талант, его творчество и явились тем самым нерукотворным памятником.
     Он обличал пороки нашего деморализованного общества без нравоучений, без покровительственных ноток. Ему чужда была проза. Смыслом являлась борьба за возвращение абсолютного: чести, совести, достоинства.
     Он умел болеть общим горем, умел нащупать и указать болевые точки общества.
     Невозможно пересказывать содержание его стихов, хотя лучшие из них - это своеобразные маленькие драмы. Следуемые одна за другой, то веселые, то грустные, то жанровые картинки, то монологи, произносимые от лица с ярко выраженной индивидуальностью, то размышления самого автора о жизни и времени, они, все вместе дают неожиданно яркую картину этого времени и человека в нем с неожиданной философичностью содержания - это дает особый эффект.
     Талант Высоцкого очень русский, народного склада, но эта, сама по себе обаятельная типажность подчиняется интеллекту, способности самостоятельно мыслить и безбоязненно обобщать виденное. Высоцкий мужественен не только по внешнему облику, но и по складу мысли и характеру. К счастью, в его стихах нет самоуверенных интонаций, он больше думает о жизни и ищет решения, чем утверждает что-либо, в чем до конца уверен. Но думает он, отбрасывая всякую возможность компромисса и душевной изворотливости. Безбоязненно, не стесняясь, он выносит результат своих поисков, надеясь, что его поймут.
    Высоцкий вкладывает внутреннее напряжение, высокую концентрацию эмоциональной энергии в своих героев.
     «Высоцкий не преувеличивал свое значение, свой дар. Может быть, даже недооценивал. Однако, призвание свое знал, относился к нему серьезно, честно и был верен ему до конца, а поэтому и силы его росли, на удивление.» Это - слова Ю.Карякина из статьи, посвященной памяти Высоцкого.
     Юрий Шатин в работе «Поэтическая система Высоцкого» писал: «…Вряд ли когда-нибудь мы до конца расшифруем этот замысел… художественное мышление Высоцкого носит принципиально двуплановый характер: плану эмпирическому, бытовому - соответствует план философско-идеологический о развитии мысли, добре и искусстве.
     Персонажи не только словесно воплощают авторские идеи, но и обладают самостоятельным миром. Между двумя мирами существует жёсткая граница, пересечение её может быть лишь организованным насилием над сюжетом, выводящим и сюжет, и героя в новую ипостась. Здесь уже не перевоплощение, но экстазис в точном значении слова. От нас, зрителей или слушателей, требуется признание нескольких возможных миров, которые представляются различными модусами художественного языка. Переход в другой - всегда преодоление первого… …каждое стихотворение представляет собой законченный текст, и в то же время всякий раз подчиняется более сложному целому, организованному в виде спектакля или поэтического концерта. Но сам по себе текст песни или стихотворения не просто фрагмент, а скорее клеточка, отражающая законы целого. Целостность замысла, таким образом, независимо от его дальнейшей судьбы, изначально носит не механический, а органический характер, развитие целого идёт по внутреннему плану и не допускает произвольного склеивания отдельных частей
     Есть все основания считать, что любой текст Высоцкого построен как органическая целостность и воспроизводит указанные закономерности. В завершенном произведении конструкцию нельзя наблюдать невооружённым глазом, она скрыта художественной тканью. Требуется рентгеновский луч анализа, чтобы за плотью увидеть скелет, удерживающий её и обеспечивающий возможность движения.
     Можно любить или не любить поэзию В.С.Высоцкого - это дело вкуса и убеждения Понять же его грандиозный вклад в развитие русского и мирового искусства слова можно лишь одним путём - изучением основных свойств художественного языка, претворённых в структуре стихотворного текста.
     Бытование поэзии Высоцкого в умах его современников было слишком непохожим на всё, что мы знали до сих пор. Почти никто не читал стихотворений поэта при его жизни, при том, что песни слышали все. Такое бытование не могло не породить устойчивого представления о бардовом, песенном характере всего творчества Высоцкого. Разумеется, это представление отчасти справедливо: примерно две трети стихотворений стали песнями, а оставшаяся треть долгое время не была доступна абсолютному большинству читателей.
     Вместе с тем считать поэзию Высоцкого разновидностью самодеятельной песни - значит сознательно ограничивать себя. Поэзия Высоцкого одновременно и шире, и уже авторской песни
     Что сделало поэзию Высоцкого столь популярной у разных людей, в разных социальных и возрастных группах? Скорее всего, узнаваемость жизненных ситуаций в его стихотворениях. Та же узнаваемость обусловила неприятие его поэзии. Высоцкий охватил своим творчеством огромный тематический и жанровый спектр. В отличие от большинства поэтов его лирика чужда автобиографичности переживаний, она в значительной мере ориентирована на поэтическое представление ситуаций.
     Цель большинства стихотворений Высоцкого - снять с читателя розовые очки, высмеять его благодушие и окунуть в мир высших ценностей человеческого бытия. Поэзия Высоцкого не оставляет шанса на спасение в неизменной действительности. Стихотворения поэта - художественное пророчество о мощных катаклизмах, участниками и свидетелями которых мы являемся ныне.
     В своих пророчествах В.С.Высоцкий опирался на исторический и поэтический опыт, неисчерпаемые запасы которого заложены в нашей культуре и словно бы ожидают новых Колумбов».
     Многочисленные его стихотворения обнажают жанровую природу лирики во всём её многообразии. Только с учётом подобного многообразия можно понять, как трансформируется жанр в отдельно взятом произведении.
     Своё последнее стихотворение Владимир Семёнович Высоцкий написал за 5
    дней до смерти:

    И снизу лед, и сверху - маюсь между:
    Пробить ли верх иль пробуравить низ?
    Конечно, всплыть и не терять надежду!
    А там - за дело в ожиданьи виз.

    Лед надо мною - надломись и тресни!
    Я весь в поту, хоть я не от сохи.
    Вернусь к тебе, как корабли из песни,
    Все помня, даже старые стихи.

    Мне меньше полувека - сорок с лишним, -
    Я жив, тобой и Господом храним.
    Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
    Мне будет чем ответить перед Ним.

    Лучше всего, на мой взгляд, творчество В.С.Высоцкого охарактеризовал
    Евгений Евтушенко:
     Тебя, как древнего героя, держава на щите несла,
     Теперь неважно, что порою несправедливою была.
     Тебя ругали и любили, и сплетни лезли по земле,
     Но записи твои звучали и в подворотне и в Кремле.
 Изменить