Сочинения по литературе

Высшее общество в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

0
    Знакомство читателей с высшим обществом происходит уже на первых страницах романа Толстого «Война и мир», когда мы оказываемся в салоне А.П. Шерер. Мы не можем не заметить иронического авторского отношения к неискренности, показной чопорности, манерности гостей этой гранд-дамы. Светская львица Анна Павловна, как это и было принято в свете, очень строго подошла к подбору гостей для своего великолепного вечера: «Как хороший метрдотель подает как нечто сверхъестественно-прекрасное тот кусок говядины, который есть не захочется, если увидеть его в грязной кухне, так в нынешний вечер Анна Павловна сервировала своим гостям сначала виконта, потом аббата, как что-то сверхъестественно-утонченное».
    Выбор гостей объясняется не их человеческими качествами или уровнем интеллекта, а знатностью и богатством. Виконт и аббат на этом светском вечере являются некоторым десертом и служат для придания ему значимости, великолепия, весомости, точно так же, как экзотические заморские фрукты служат для украшения стола.

    Анну Павловну Шерер Толстой сравнивает с «хозяином прядильной мастерской», который методично рассадил своих «работников по рабочим местам», где каждый выполняет свое задание, а сам ходит по мастерской, следя за порядком. Толстой пишет: «… так и Анна Павловна, прохаживаясь по своей гостиной, подходила к замолкнувшему или слишком много говорившему кружку и одним словом или перемещением опять заводила равномерную, приличную разговорную машину».

    Все здесь роскошно, чопорно, как–то неестественно. Поэтому так и пугает Шерер новый гость – «массивный, толстый» Пьер Безухов, «незаконный сын знаменитого екатерининского вельможи". Толстый, большой, немножко неуклюжий, такой неизящный и неаристократичный, он совсем не знает светских манер и не умеет вести себя в свете. Анна Павловна испытывает страх еще и перед «умным и вместе робким, наблюдательным и естественным взглядом, отличавшим его от всех в этой гостиной». Вот что пугает людей, вращающихся в светских кругах: настоящий, живой ум, непосредственность, простота.

    А Пьер еще очень наивен. Это настолько добрый человек, что у него не возникает даже мысли о плохих людях. Он не может допустить, что в светском обществе могут быть люди, подобные холодному, расчетливым князю Курагину и его дочери Элен. Или беспринципному и подлому Анатолю, который, не задумываясь, разрушает жизнь человека. Или Бергам с их циничной жизненной формулой: «всегда можно и должно иметь знакомства людей, которые выше тебя, потому что тогда только есть приятность от знакомств» и чтоб подольше не было детей, поскольку «надо жить для общества».

    Наивный Пьер еще искренно верит, что на этом вечере собрались по-настоящему интеллигентные люди, «и у него, как у ребенка в игрушечной лавке, разбегались глаза»: «он все боялся пропустить умные разговоры, которые он может услыхать». Пьер с надеждой ждет «чего-нибудь особенно умного».

    Пройдет время, и в роковой для России день- день Бородинского сражения – здесь тоже соберется высшее общество, чтобы приятно провести время, продемонстрировать на публике новые наряды и высказать громкие признания в любви к России. У гостей Шерер не хватило такта в страшный для России день не устраивать великолепного вечера из уважения к тем людям, которые сейчас там, где льется кровь, раздаются стоны и плач умирающих. Но Толстой пишет: «У Анны Павловны 26-ого августа, в самый день Бородинского сражения, был вечер, цветком которого должно было быть чтение письма преосвященного, написанного при посылке государю образу преподобного угодника Сергия».

    Прочесть это письмо было поручено князю Василию, который прославился «своим искусством чтения». Чтение этого письма «имело политическое значение». И эти люди, утопающие в роскоши, еще имели совесть осуждать Кутузова! Получая тревожные вести о положении дел войны с французами, представители светской знати вздыхали и говорили: «Каково положение государя!». Теперь они уже «не превозносили, как третьего дня, а … осуждали Кутузова, бывшего причиной беспокойства государя». А между тем, весь патриотизм этих людей сводится к тому, что они отказываются на какое-то время говорить на французском языке и штрафуют тех, кто это правило нарушал, в пользу нужд русской армии.

    Представители высшего общества рассматривают брак между людьми, прежде всего, как взаимовыгодный, социальный союз. Вот мы вместе с Наташей Ростовой радуемся ее первому балу, ее первой большой любви, ее успеху. И вот Перонская комментирует: «Это миллионерка – невеста. А вот и женихи». В числе ухажеров – Борис Друбецкой. Все поклонники некрасивой девушки желают лишь выгодного брака, невзирая на отсутствие хоть какой-то симпатии к девушке.

    Князь Василий, решив выдать Элен замуж за богатого Пьера, устраивает этот брак, которому суждено стать несчастным. Он ведет себя как тонкий психолог, стратег. Князь Василий забывает о том, что семейный союз двух людей - это еще и духовный союз, взаимопонимание.

    К сожалению, даже в чудесной семье Ростовых вершатся такие браки! Даже в этой семье, где царят уют, полное взаимопонимание, искренняя, горячая привязанность друг к другу. Николенька и Соня с детских лет влюблены в друг друга, они поклялись в верности. Но чудеса бывают только в сказке. Соня живет в семье Ростовых, ни в чем не нуждается, она полноправный член этого дружного семейства. Но все таки она – бесприданница, у которой ничего нет. Дела же Ростовых находятся не в очень хорошем состоянии, и этот брак может вообще погубить их.

    Ростовым нужны деньги. Граф и графиня выражают протест против женитьбы Николеньки на Соне, и он женится на Марье Болконской. Конечно, Марья оказалась чудесной девушкой. Марья и Николай по-настоящему полюбили друг друга, создали хорошую семью, но факт остается фактом: в высшем свете неприемлемы невыгодные браки.

    Отношение Толстого к высшему обществу двойственное. Он прекрасно видит пороки света: неискренность, чопорность, высокомерие, лживость, корысть. Но высший свет у Толстого - это еще и интеллигентные, благородные люди с тонкой душевной организацией. Это и Пьер Безухов, и Наташа Ростова, и Андрей Болконский, и Марья Болконская, и Николай Ростов. Это люди, которые умеют любить, умеют прощать и по-настоящему любят свою Россию.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Толстой Л.Н.

Аустерлиц князя Андрея (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир») | Сочинение по литературе
Аустерлицкое сражение является одним из центральных эпизодов в романе Толстого «Война и мир». Композиция этого эпизода традиционна для военных фрагментов романа. Автор дает небольшое вступление к

Переправа через Неман (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого «Война и мир», глава 2, часть первая, том третий) | Сочинение по литературе
В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» большое внимание уделяется взглядам автора на проблемы, в первую очередь, нравственные, связанные с войной 1812 года. Переправа через Неман—это начало

Образ капитана Тушина в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» | Сочинение по литературе
Воссоздавая на страницах “Войны и мира” грандиозные картины сравнительно недавнего прошлого, Толстой показывал, на какие чудеса героизма ради спасения родины, во исполнение присяги и долга способны

Какую роль в жизни Андрея сыграла встреча с Наташей Ростовой? | Сочинение по литературе
Встреча Андрея с Наташей Ростовой стала одним из ключевых событий романа «Война и мир». Эти два человека были сведены судьбой неслучайно: Наташа помогает Болконскому понять в чем истинный смысл

"Кавказский пленник" (Опыт критического анализа) | Сочинение по литературе
...Житье им стало совсем дурное. Колодки не снимали и не выпускали на белый свет. Л. Толстой Л.Н.Толстой служил на Кавказе почти в тех же местах, что и М.Ю.Лермонтов.

Реальность и художественный вымысел в образах Наполеона и Кутузова в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» | Сочинение по литературе
Подлинные события и лица начала 19 века составляют основу сюжета романа-эпопеи Толстого. Писатель считал, что реальные события в художественном произведении должны усложняться и развиваться

Тема семьи в одном из произведений русской литературы (Л.Н.Толстой. "Анна Каренина"). | Сочинение по литературе
Роман "Анна Каренина" — это, как и все произведения гениального писателя, не только рассказ о семье. "Лев Толстой, — писал Стасов, — поднялся до такой высокой ноты, какой еще

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина (по повести Л.Н. Толстого "Кавказский пленник") | Сочинение по литературе
Жилин и Костылин - герои повести "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого.Они оба русские офицеры.Участвуют в войне за присоединение кавказа к России.Жилину пришло письмо от матери, которая

Личность и народ в романе «Война и мир» | Сочинение по литературе
“Войну и мир” Толстой пишет в 60-е годы прошлого века, а окончательную редакцию создает в 70-е, когда в русском обществе шли активные споры о дальнейших путях развития России. Представители разных

Красота человеческих отношений в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» | Сочинение по литературе
Л. Н. Толстой с его огромным литературным наследием относится к числу явлений вечно развивающихся: каждое время, каждая эпоха по-своему воспринимает писателя. Наше время особенно чутко отзывается на

Фото Толстой Л.Н.

 Изменить 
Толстой Л.Н.

Толстой Л.Н. - Биография

1829 — 1910
Граф, русский писатель, член-корреспондент (1873), почетный академик (1900) Петербургской Академии Наук. Начиная с автобиографической трилогии "Детство" (1852), "Отрочество" (1852 — 54), "Юность" (1855 — 57), исследование "текучести" внутреннего мира, моральных основ личности стало главной темой произведений Толстого. Мучительные поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых общих закономерностей бытия, духовный и социальный критицизм, вскрывающий "неправду" сословных отношений, проходят через все его творчество.

В повести "Казаки" (1863) герой, молодой дворянин, ищет выход в приобщении к природе, к естественной и цельной жизни простого человека. Эпопея "Война и мир" (1863 — 69) воссоздает жизнь различных слоев русского общества в Отечественную войну 1812 года, патриотический порыв народа, объединивший все сословия и обусловивший победу в войне с Наполеоном. исторические события и личные интересы, пути духовного самоопределения рефлексирующей личности и стихия русской народной жизни с ее "роевым" сознанием показаны как равноценные слагаемые природно-исторического бытия. В романе "Анна Каренина" (1873 — 77) — о трагедии женщины во власти разрушительной "преступной" страсти — Толстой обнажает ложные основы светского общества, показывает распад патриархального уклада, разрушение семейных устоев.

Восприятию мира индивидуалистическим и рационалистичным сознанием он противопоставляет самоценность жизни как таковой в ее бесконечности, неуправляемой переменчивости и вещной конкретности ("тайновидец плоти" — Д. С. Мережковский). С конца 1870-х годов переживает духовный кризис, позднее захваченный идеей нравственного усовершенствования и "опрощения" (породившей движение "толстовства"), толстой приходит ко все более непримиримой критикеобщественного устройства — современных бюрократических институтов, государства, церкви (в 1901 отлучен от православной церкви), цивилизации и культуры, всего жизненного уклада "образованных классов": роман "Воскресение" (1889 — 99), повесть "Крейцерова соната" (1887 — 89), драмы "Живой труп" (1900, опубл. в 1911) и "Власть тьмы" (1887).

Одновременно возрастает внимание к темам смерти, греха, покаяния и нравственного возрождения (повести "Смерть Ивана Ильича", 1884 — 86; "Отец Сергий", 1890 — 98, опубл. в 1912; "Хаджи-Мурат", 1896 — 1904, опубл. в 1912). Публицистические сочинения морализаторского характера, в том числе "Исповедь" (1879 — 82), "В чем моя вера?" (1884), где христианское учение о любви и всепрощении трансформируется в проповедь непротивления злу насилием. стремление согласовать образ мысли и жизни приводит к уходу Толстого из дома в Ясной Поляне; умер на станции Астапово. Биография Родился 28 августа (9 сентября н.с.) в имении Ясная Поляна Тульской губернии. По происхождению принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. Получил домашнее образование и воспитание. После смерти родителей (мать умерла в 1830, отец в 1837) будущий писатель с тремя братьями и сестрой переехал в Казань, к опекунше П. Юшковой. Шестнадцатилетним юношей поступил в Казанский университет, сначала на философский факультет по разряду арабско-турецкой словесности, затем учился на юридическом факультете (1844 — 47). В 1847, не окончив курс, ушел из университета и поселился в Ясной Поляне, полученной им в собственность как отцовское наследство.

Последующие четыре года будущий писатель провел в исканиях: пытался переустроить быт крестьян Ясной Поляны (1847), жил светской жизнью в Москве (1848), в Петербургском университете держал экзамены на степень кандидата права (весна 1849), определился на службу канцелярским служащим в Тульское дворянское депутатское собрание (осень 1849). В 1851 уехал из Ясной Поляны на Кавказ, место службы его старшего брата Николая, добровольцем участвовал в военных действиях против чеченцев. Эпизоды Кавказской войны описаны им в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), в повести "Казаки" (1852 — 63). Сдал экзамен на юнкера, готовясь стать офицером. В 1854, будучи артиллерийским офицером, перевелся в Дунайскую армию, действовавшую против турок. На Кавказе Толстой всерьез начал заниматься литературным творчеством, пишет повесть "Детство", которая была одобрена Некрасовым и напечатана в журнале "Современник". Позже там была напечатана повесть "Отрочество" (1852 — 54).

Вскоре после начала Крымской войны Толстого по его личной просьбе перевели в Севастополь, где он участвовал в защите осажденного города, проявляя редкое бесстрашие. Награжден орденом св. Анны с надписью "За храбрость" и медалями "За защиту Севастополя". В "Севастопольских рассказах" он создал беспощадно достоверную картину войны, что произвело огромное впечатление на русское общество. В эти же годы написал последнюю часть трилогии — "Юность" (1855 — 56), в которой заявил себя не просто "поэтом детства", а исследователем человеческой природы. Этот интерес к человеку и желание понять законы душевной и духовной жизни сохранится и в дальнейшем творчестве. В 1855, приехав в Петербург, Толстой сблизился с сотрудниками журнала "Современник", познакомился с Тургеневым, Гончаровым, Островским, Чернышевским. Осенью 1856 вышел в отставку ("Военная карьера — не моя..." — пишет он в дневнике) и в 1857 отправился в полугодичное заграничное путешествие по Франции, Швейцарии, Италии, Германии. В 1859 открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, где сам проводил занятия. Помогал открыть более 20 школ в окрестных деревнях. С целью изучить постановку школьного дела за границей в 1860 — 1861 Толстой совершил вторую поездку в Европу, осматривал школы во Франции, Италии, Германии, Англии.

В Лондоне познакомился с Герценым, посетил лекцию Диккенса. В мае 1861 (год отмены крепостного права) возвратился в Ясную Поляну, вступил в должность мирового посредника и активно защищал интересы крестьян, решая их споры с помещиками о земле, за что тульское дворянство, недовольное его действиями, потребовало отстранения его от должности. В 1862 Сенат издал указ об увольнении Толстого. Началось тайное наблюдение за ним со стороны III отделения. Летом жандармы произвели обыск в его отсутствие, уверенные, что найдут тайную типографию, которую писатель якобы приобрел после встреч и долгого общения с Герценым в Лондоне. В 1862 жизнь Толстого, его быт упорядочились на долгие годы: он женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс и началась патриархальная жизнь в своем имении в качестве главы все увеличивающейся семьи. Толстые воспитали девятерых детей. 1860 — 1870-е годы были отмечены появлением в свет двух произведений Толстого, которые обессмертили его имя: "Война и мир" (1863 — 69), "Анна Каренина" (1873 — 77). В начале 1880-х семья Толстых переехала в Москву, чтобы дать образование подраставшим детям. С этого времени зимы Толстой проводил в Москве. Здесь в 1882 он участвовал в переписи московского населения, близко познакомился с жизнью обитателей городских трущоб, которую описал в трактате "Так что же нам делать?" (1882 — 86), и сделал вывод: "...Так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя!" Новое миросозерцание Толстой выразил в произведении "Исповедь" (1879), где рассказал о перевороте в своих взглядах, смысл которых он видел в разрыве с идеологией дворянского класса и переходе на сторону "простого трудового народа".

Этот перелом привел Толстого к отрицанию государства, казенной церкви и собственности. Сознание бессмысленности жизни перед лицом неизбежной смерти привело его к вере в Бога. В основу своего учения кладет нравственные заповеди Нового Завета: требование любви к людям и проповедь непротивления злу насилием составляют смысл так называемого "толстовства", которое делается популярным не только в России, но и за границей. В этот период он пришел к полному отрицанию своей предшествующей литературной деятельности, занялся физическим трудом, пахал, шил сапоги, перешел на вегетарианскую пищу. В 1891 публично отказался от авторской собственности на все свои сочинения, написанные после 1880. Под влиянием друзей и истинных поклонников его таланта, а также личной потребности в литературной деятельности Толстой в 1890-е изменил свое отрицательное отношение к искусству. В эти годы создал драму "Власть тьмы" (1886), пьесу "Плоды просвещения" (1886 — 90), роман "Воскресение" (1889 — 99). В 1891, 1893, 1898 участвовал в помощи крестьянам голодающих губерний, организовал бесплатные столовые. В последнее десятилетие занимался, как и всегда, напряженным творческим трудом. Написаны повесть "Хаджи-Мурат" (1896 — 1904), драма "Живой труп" (1900), рассказ "После бала" (1903). В начале 1900 написал ряд статей, разоблачающих всю систему государственного управления. Правительство Николая II вынесло постановление, по которому Святейший Синод (высшее церковное учреждение России) отлучило Толстого от церкви, чем вызвало волну возмущения в обществе. В 1901 Толстой жил в Крыму, лечился после тяжелой болезни, часто встречался с Чеховым и М. Горьким. В последние годы жизни, когда Толстой состав- лял завещание, он оказался в центре интриг и раздоров между "толстовцами", с одной стороны, и женой, которая защищала благополучие своей семьи, детей — с другой. Стараясь привести свой образ жизни в соответствие с убеждениями и тяготясь барским укладом жизни в усадьбе. Толстой 10 ноября 1910 тайно покинул Ясную Поляну. Здоровье 82-летнего писателя не выдержало путешествия. Он простудился и, заболев, 20 ноября скончался в пути на станции Астапово Рязанс ко-Уральской железной дороги. Похоронен в Ясной Поляне.
 Изменить