Сочинения по литературе

Деградация Дмитрия Ивановича Старцева в рассказе А.П. Чехова «Ионыч»

0
    Дмитрий Иванович Старцев… Во что превратилось это имя? Во что превратился этот человек? Как случилось так, что его стали называть коротко и просто: Ионыч?
    Это – этапы деградации центрального образа рассказа А.П. Чехова «Ионыч». С чего же все началось? Дмитрий Иванович, служивший земским врачом в городе С., знакомится с семейством Туркиных, семейством якобы образованным и интеллигентным. При первом посещении новых знакомых Старцев помалкивает, предоставляет им выговорится, выслушивает чтение романа и исполнение на рояле «трудного пассажа» Котика. И только после этого он задает вопросы, из которых сразу же видно, что его демократические взгляды далеки от представлений Туркиных.

    С точки зрения Старцева, искусство – явление общественное. Вера Иосифовна же думает, что искусство – удел избранных и прячет свои романы от непосвященных в шкаф. В ответ на вопрос Старцева о публикации романов она явно колет простого врача словами: «Для чего печатать? Ведь мы имеем средства». И гости, не вздыхавшие при прочтении «трогательных» мест ее творения, дружно вздыхают при мысли о больших средствах. В двух вопросах Старцева Кате также высказаны его просветительские взгляды о необходимости светского, систематического образования. Но Туркины ограждают дочь от общества с его «дурным влиянием».

    Уже в этом эпизоде видно отличие Старцева от Туркиных. Но отличают Дмитрия Ивановича от них еще и те общественные цели, ради которых он служит и живет. Земский врач, Старцев, имеет хорошую практику: в больнице «было очень много работы, и он никак не мог выбрать свободного часа». Но герой выбирал время для того, чтобы посетить Туркиных, и теперь уже не только из-за мигрени Веры Иосифовны, которая просила доктора помочь ей. Дмитрия Ивановича привлекала ее дочь.

    В праздничный день у Старцева состоялось объяснение с Екатериной Ивановной: «Я не видел вас целую неделю…а если бы вы знали, какое это страдание!». В Котике герой видел «что-то необыкновенно милое, трогательное своей простой и наивной грацией». Свидания их не были продолжительными, и Дмитрий Иванович не мог сказать Котику самого главного. Но неожиданно для него, возлюбленная «сунула ему в руку записку», в которой он причел: «Сегодня, в одиннадцать часов вечера будьте на кладбище возле памятника Деметти».

    Сцена ожидания Котика в назначенном месте имеет большой символический смысл и важное значение в изменении мироощущения Старцева. Из псевдоживого мира города С. мы переносимся в мир умерших. Старцев только «на минуту» поднялся над обаянием кладбищенского покоя. Глубинным смыслом этих сцен является идея бессмертия: ведь «в каждом тополе, в каждой могиле чувствуется присутствие тайны, обещающей жизнь тихую, прекрасную, вечную». Здесь герою вдруг захотелось закричать, что «он ждет любви во что бы то ни стало». Но девушка не пришла.

    Очень важно обратить внимание на такую деталь: казалось бы, Старцев должен быть огорчен злой шуткой девушки, расстроен тем, что его надежды не оправдались. Тем более, что «он ждет любви во что бы то ни стало». А между тем, садясь в коляску, Дмитрий Иванович думает: «Ох, не надо бы полнеть!» И восклицательный знак в конце предложения. Может быть, это знак перехода на другой уровень жизненных ценностей?

    Прошло еще четыре года. Рассудочные рассуждения, ранее занимавшие «кусочек» души Старцева, теперь заняли в ней основное место. Эпизоды последнего объяснения с Екатериной Ивановной обрамлены сценами, в которых Старцев одержим другой страстью – к деньгам. Эта художественная связь объясняет драматический поворот сюжета.
    Но все же Старцев еще жив. Его замкнутая ото всех душа на миг распахивается, явной становится внутренняя борьба, неудовлетворенность собой: «Жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей… Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу». Но мысль о деньгах вновь ошеломляет его.

    Это объяснение Чеховым драмы Старцева как драмы скупца – одна из глубочайших философских идей рассказа. Стремление к наживе измельчает душу, разбивает ее на мелкие кусочки, заменяет любимых и друзей, становится главной целью жизни. И то общественное дело, ради которого некогда работал Старцев, уходит в прошлое. В общем, герой продолжает жить в кругу демократических идей. Обыватели своими мнениями и даже видом по-прежнему раздражают его. Старцев выносит приговор всему городу: «Если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город». «Философию» обывателей он называет «тупой и злой». Но ведь и Ионыч, деградируя, становится одним из них.

    Ключевым временным периодом в рассказе является четырехлетие. С каждым новым циклом жизни Дмитрий Иванович превращается в Ионыча. Сначала у него пара лошадей. Когда он приходит в дом Туркиных делать предложение Котику, то думает: «А приданного они дадут, должно быть, немало». Постепенно мысль о денежном достатке становится все сильнее и прочноо оседает в сознании Старцева. Тут же ему в голову закрадываются сомнения: а стоит ли вообще жениться на Туркиной?

    Прошло очередные четыре года: «Каждое утро он спешно принимал больных, уезжал уже не на паре, а на тройке… Он пополнел, раздобрел…страдал одышкой. …и жаловался на свою горькую участь: езда одолела!» Спустя такое же время Старцев «еще больше пополнел, ожирел…». Он уже не похож на человека, скорее – на языческого бога. У него много хлопот: «Жадность одолела, хочется поспеть и здесь и там. В Дялиже и в городе его зовут уже просто Ионычем».

    В рассказе показана человеческая трагедия, деградация души и тела, утрата способности оставаться верным себе. Чехов мастерски показал это в своем произведении, поэтапно выписав образ Старцева-Ионыча.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Чехов А.П.

"Разумное и нравственное всегда совпадают". Л.Н.Толстой. (По одному из произведений русской драматургии. - А.П.Чехов. "Дядя Ваня".) | Сочинение по литературе
Что-то есть в человеке такое, что не дает ему только есть, пить, наслаждаться. Трепещет в нем искра Божья — желание творчества, созидания. Разумно прожить свою жизнь — это значит раскрыть

Новаторство А. П. Чехова | Сочинение по литературе
Пьеса Чехова “Вишневый сад” появилась в 1903 году, на рубеже веков, когда не только общественно-политический мир, но и мир искусства начал ощущать потребность в обновлении, появлении новых сюжетов,

«Равнодушие - это паралич души» (по рассказу А. П. Чехова «Палата №6») | Сочинение по литературе
Никто до него не умел так беспощадно, но правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины. М. Горький В 90-е

Россия в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» | Сочинение по литературе
Антон Павлович Чехов был великим гражданином России. Во многих его произведениях мы видим нашу Родину его глазами. Прежде, чем перейти к теме своего сочинения, я хотела бы рассказать о том, каким

Время и память в пьесе «Вишневый сад» | Сочинение по литературе
Пьеса “Вишневый сад” написана в 1903 году, незадолго до смерти А. П. Чехова. Как и всякая пьеса, она населена различными действующими лицами: среди них главные, второстепенные, эпизодические. Все

Обличение мещанства и пошлости в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» | Сочинение по литературе
В рассказе Чехова «Ионыч» писатель обращается к теме интеллигенции. Эта тема широко обсуждалась литературной общественностью. Критике подвергались пошлость, отсутствие общественных запросов,

Тема искусства в пьесе А.П.Чехова «Чайка» | Сочинение по литературе
С «Чайки» начинается Чехов – зрелый драматург, смелый театральный новатор, принесший на сцену новое содержание и новые формы. Все то, что Антон Павлович писал для театра до «Чайки», было, конечно,

А. П. Чехов - Шекспир xx века | Сочинение по литературе
Антона Павловича Чехова всю жизнь мучили проблемы нравственности. Этика — эта вершина философии — пронизывает все его творчество. Олег Ефремов. Чехова иногда называют Шекспиром XX

Существует ли настоящая жизнь в рассказе А.П. Чехова «Ионыч»? | Сочинение по литературе
В рассказе А.П. Чехова «Ионыч» повествуется о жизни русской провинции конца 19 века. Молодой, полный романтических надежд и мечтаний врач приезжает в губернский город С. Герой жаждет жить полной

«Маленькая трилогия»(по рассказам «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») | Сочинение по литературе
В девяностые годы в жизни страны происходят важные перемены. Глухая реакция сменяется общественным оживлением и подъемом. В эти годы с особой настойчивостью, на разных индивидуальных судьбах,

Фото Чехов А.П.

 Изменить 
Чехов А.П.

Чехов А.П. - Биография

    (1860 — 1904), прозаик, драматург
    Родился 17 января (29 н.с.) в Таганроге в купеческой семье, со строгими правилами воспитания. С детских лет Чехов помогал отцу в лавке.
    В 1868 поступил в гимназию. Когда вся семья Чеховых переехала в Москву, будущий писатель остался в Таганроге и зарабатывал на жизнь репетиторством, чтобы окончить учение. Окончив гимназию в 1879, уехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета, где слушал лекции знаменитых профессоров — Н. Склифосовского, Г. Захарьина и др. В 1884, получив звание уездного врача, Чехов начал заниматься врачебной практикой.
    Еще будучи гимназистом, он писал юморески, участвуя в гимназическом журнале. В студенческие годы, чтобы зарабатывать себе на жизнь, сотрудничал в журналах "Стрекоза", "Будильник", "Зритель" и др., подписываясь разными псевдонимами, но чаще всего Антоша Чехонте. С 1882 писал для петербургского журнала "Осколки", вел обозрение "Осколки московской жизни" (1883 — 85).
    В 1884 вышла первая книга рассказов Чехова — "Сказки Мельпомены", затем следуют "Пестрые рассказы" (1886), "В сумерках" (1887), "Хмурые люди" (1890). В эти годы писатель испытывает сильное влияние Л. Толстого, которое сказывается в рассказах "Именины", "Скучная история". Неудовлетворенность своим творчеством, своими знаниями, особенно знанием жизни, подвигает его на решение, удивившее современников, — ехать на остров Сахалин, остров царской каторги и ссылки. Это путешествие было подвигом писателя. Поездка через всю страну, пребывание на Сахалине, изучение жизни каторжан и ссыльных, проведенная Чеховым перепись населения Сахалина — все это оставило глубокий след в его творческом сознании. После возвращения он написал книгу "Остров Сахалин" (1893 — 94); отразились сахалинские впечатления и в рассказах "В ссылке" (1892), "Палата № б". Поездка значительно ухудшила состояние здоровья Чехова: обострился туберкулезный процесс. В конце 1880 он много работал для театра: пьесы "Иванов", "Леший", "Свадьба", водевили "Медведь", "Юбилей" и др. В 1892 Чехов купил имение Мелихово, где помогал местным крестьянам как врач, строил школы для крестьянских детей, выезжал в губернии, охваченные голодом, участвовал во всеобщей переписи населения. В Мелихово было написано много прекрасных произведений: "Попрыгунья", "Скрипка Ротшильда", "Учитель словесности", "Чайка", "Дядя Ваня" и др. В начале века Чехов создал такие замечательные пьесы, как "Три сестры" и "Вишневый сад". Все пьесы были поставлены на сцене МХАТа. В 1898 Чехов переехал в Ялту, где построил дом, в котором у него бывали Л. Толстой, М. Горький; Бунин, Куприн, художник И. Левитан. В 1901 Чехов женился на актрисе МХАТа О. Книппер. В последние годы писатель был занят подготовкой своего собрания сочинений, вышедшего двумя изданиями (1899 — 1902 и 1903) в издательстве А. Маркса. В 1904 в связи с резким ухудшением здоровья Чехов поехал для лечения в Германию, на курорт Баденвейлер. Здесь 2 июня (15 н.с.) он скончался.
 Изменить