Сочинения по литературе

Живучесть "шариковщины" как социального и морального явления

0
Булгаков-писатель, как говорят, от бога, златоуст. Удиви-
тельный талант его поражал не только собратьев по перу - Алексея
Толстого, Максима Горького, Максимилиана Волошина, Бориса Пас-
тернака, Александра Фадеева, Леонида Леонова, Александра Солже-
ницина, - но и многих выдающихся деятелей русской культуры, та-
ких,как Константин Станиславский, Василий Качалов, Рубен Симо-
нов, Борис Астафьев, Дмитрий Шостакович, Николай Черкасов, Свя-
тослав Рихтер... Вячеслав Шишков проницательно назвал Булгакова
русским остромыслом и острословом.
Творчество Булгакова - вершинное явление русской художест-
венной культуры двадцатого века. Трагична судьба Мастера, лишен-
ного возможности быть напечатанным, услышанным. С 1927 года по
1940, до дня своей смерти, Булгаков не увидел ни одной своей
строчки в печати. Булгаков был своего рода пророком. С горьким
чувством он пишет, что после окончания войны (1-ой мировой):
"...западные страны зализывают свои раны, они поправятся, очень
скоро поправятся (и будут процветать!), а мы... мы будем драть-
ся, мы будем платить за безумие дней Октябрьских, ... за все!"
Творчество Булгакова многообразно. Но особое место в нем
занимает тема, которую можно было бы назвать "трагедией русского
народа". Эта тема была как бы незаживающей раной писателя. "Ди-
кий мы, темный, несчастный народ", - записал он с горечью в сво-
ем дневнике 26 октября 1923 года. Но "несчастье" не пришло к
русскому народу как-то само собой, оно было, по мнению писателя,
сотворено. Вот эти мысли и стремился автор развить в своих про-
изведениях. Наиболее ярко они запечатлены в статье "Грядущие
перспективы", в повести "Собачье сердце" и в других произведени-
ях.
В своем знаменитом письме "Правительству СССР", написанном в
один из самых драматических, страшных моментов его жизни, его
самосознания, в конце марта 1930 года, Булгаков считает одной из
главных черт своих сатирических повестей "глубокий скептицизм в
отношении революционного процесса...". Булгаков, вероятно, наи-
более четко, чем кто-либо из его современников, со всей опреде-
ленностью поставил вопрос о свободе слова, о свободе печати -
как непременном условии свободы творчества. Булгаков, рыцарь
Чести, сделал свой выбор - готовность к любым трудностям, кроме
жертвы свободой художественной мысли.
Верность правде, чувство чести и стойческое выполнение свое-
го писательского долга - все это Мастер пронес через всю свою
жизнь.
Как художник слова, Булгаков прежде всего сатирик, хотя его
палитра всегда многоцветна, глубока, неповторима и многопланова.
Он смелый сатирик. Его главный принцип - "сатира не терпит ог-
лядки".
Булгаков считал своим учителем Салтыкова-Щедрина, его люби-
мейшим писателем был Гоголь, недаром своему сокровенному герою -
Мастеру - он придает портретное сходство с Гоголем.
Сочинять Булгаков начал очень рано в отроческие годы. Нас-
мешливость, художественный артистизм, тяга к театральности, а
впоследствии и пристальный анализ формировали его неповторимый
стиль.
Ранняя проза Булгакова заложила булгаковскую тайну - тайну
фантастического, фантасмогорического, тайну двоения и самоотри-
цания, тайну дьявольщины. Это не только дань литературной тради-
ции (в том числе немецких романтиков, особенно Гофмана): соци-
альная и литературная жизнь была столь нелепа, алогична, безоб-
разна, что вполне могла казаться сверхъестественной.
Все лучшее, написанное Булгаковым в 20 годах, - непримиримое
отрицание поверженной и исковерканной действительности, той, что
вошла в его произведения, по которой пронесся бесовский шабаш.
Уже в двадцатые годы Булгаков сознавал, что существует креп-
чайшая тайная связь автора с каждой созданной им страницей. Соз-
дав мысль - образ или целый художественный мир, автор как бы со-
общает им прочность несокрушимой реальности - "рукописи не го-
рят".
Однако при очевидной склонности автора к фантастике, его са-
тира беспощадно реалистична, конкретна, исторически и психологи-
чески достоверна; время, города и люди слиты здесь в картину жи-
вописную и убедительную, недаром есть понятия "Булгаковская
Москва", "Булгаковский Киев".
На высшую ступень сатирической фантастики писатель поднима-
ется в социально-философских повестях "Роковые яйца" и "Собачье
сердце", в которых много общего.
Если сатира констатирует, то сатирическая фантастика предуп-
реждает общество о грядущих опасностях и катаклизмах. Речь идет
о трагическом несоответствии достижений науки - стремлении чело-
века изменить мир - и его противоречивой, несовершенной сущности
, неспособности предвидеть будущее, здесь он воплощает свою
убежденность в предпочтительности нормальной эволюции перед на-
сильственным, революционным методом вторжения в жизнь, об от-
ветственности ученого и страшной, разрушительной силе самодо-
вольного агрессивного невежества. Эти темы вечны и они не утра-
тили своего значения и теперь.
Мысль о том, что голый прогресс, лишенный нравственности,
несет людям гибель, по новому выражается писателем в повести
"Собачье сердце".
Повесть "Собачье сердце" ,по моему мнению, отличается пре-
дельно ясной авторской идеей. Коротко ее можно сформулировать
так: свершившаяся в России революция явилась не результатом ес-
тественного социально-экономического и духовного развития об-
щества, а безответственным и преждевременным экспериментом; по-
сему необходимо страну возвратить, по возможности, в ее прежнее
естественное состояние.
Эта идея реализуется писателем в аллегорической форме пос-
редством превращения незатейливого, добродушного пса в ничтожное
и агрессивное человекообразное существо. При этом в действие
вплетается целый ряд лиц, при столкновении которых выявляются
многие проблемы общего или частного порядка, чрезвычайно интере-
совавшие автора. Но и они чаще всего прочитываются аллегоричес-
ки. Аллегории нередко многозначны и могут иметь много трактовок.
Эту повесть, написанную в 1925 году автор так и не увидел
напечатанной, она была изъята у автора вместе с его дневниками
сотрудниками ОГПУ во время обыска 7 мая 1926 года.
"Собачье сердце" - последняя сатирическая повесть Булгакова.
Она избежала участи своих предшественников - не была высмеяна и
растоптана лже-критиками от "советской литературы", т.к. вышла в
свет лишь в 1987 году.
В основе повести лежит великий эксперимент. Все, что проис-
ходило вокруг и что именовалось строительством социализма, восп-
ринималось Булгаковым именно как эксперимент - огромный по масш-
табам и более чем опасный. К попыткам создания нового совершен-
ного общества революционными, т.е. не исключающими насилия, ме-
тодами, к воспитанию теми же методами нового, свободного челове-
ка он относился крайне скептично. Для него это было таким вмеша-
тельством в естественный ход вещей, последствия которого могли
оказаться плачевными в том числе и для самих "экспериментато-
ров". Об этом автор своим произведением и предупреждает читате-
лей.
Герой повести профессор Преображенский пришел в булгаковскую
повесть с Пречистенки, где издавна селилась потомственная мос-
ковская интеллигенция. Недавний москвич, Булгаков этот район
знал и любил. В Обуховом (Чистом) переулке он поселился, здесь
написаны "Роковые яйца" и "Собачье сердце". Здесь жили люди,
близкие ему по духу, по культуре. Прототипом профессора Филиппа
Филипповича Преображенского считают родственника Булгакова по
матери, профессора Н.М. Покровского. Но, в сущности, в нем отра-
зился тип мышления и лучшие черты того слоя русской интеллиген-
ции, который в окружении Булгакова назывался "Пречистинкой".
Булгаков считал своим долгом "упорное изображение русской
интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране". Он уважитель-
но-любовно относился к своему герою-ученому, в какой-то степени
профессор Преображенский - воплощение уходящей русской культуры,
культуры духа, аристократизма.и
профессор Преображенский - воплощение уходящей русской культуры,
культуры духа, аристократизма.
Профессор Преображенский, немолодой уже человек, живет уе-
диненно в прекрасной комфортабельной квартире. автор любуется
культурой его быта, его облика - Михаил Афанасьевич и сам любил
аристократизм во всем, одно время он даже носил монокль.
Гордый и величественный профессор Преображенский, который
так и сыплет старинными афоризмами, светило московской генетики,
гениальный хирург занимается прибыльными операциями по омоложе-
нию стареющих дам и бойких старцев: беспощадна авторская ирония
- сарказм в отношении процветающих непманов.
Но профессор задумывает улучшить саму природу, он решается
посоревноваться с самой Жизнью и создать нового человека, пере-
садив собаке часть человеческого мозга.
В Булгаковской повести по новому звучит тема Фауста, и она
также трагична, вернее, по-булгаковски трагикомична. Лишь по
свершению ученый осознает всю безнравственность "научного" наси-
лия над природой и человеком.
Профессор, осуществляющий превращение пса в человека, носит
фамилию Преображенский. А само действие происходит в канун Рож-
дества. Между тем, всеми возможными средствами писатель указыва-
ет на противоестественность происходящего, что это есть антитво-
рение, пародия на Рождество. И по этим признакам можно сказать,
что в "Собачьем сердце" уже просматриваются мотивы последнего и
лучшего произведения Булгакова - романа о дьяволе.
Взаимоотношения ученого и уличного пса Шарика-Шарикова сос-
тавляют основу сюжетной канвы повести. Создавая образ Шарика,
автор безусловно использовал литературную традицию. И здесь ав-
тор идет вслед своему учителю Гоголю, его "Запискам сумасшедше-
го", где в одной из глав человек показан с собачьей точки зрения
и где говорится: "Собаки - народ умный". Близок автору великий
немецкий романтик Эрнест Гофман с его котом Мурром и умными
говорящими собаками.
Основа повествования - внутренний монолог Шарика, вечно го-
лодного, горемычного уличного пса. Он очень не глуп, по-своему
оценивает жизнь улицы, быт, нравы, характеры Москвы времен НЕПа
с ее многочисленными магазинами, чайными, трактирами на Мясниц-
кой "с опилками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят
собак", "где играли на гармошке и пахло сосисками".
Весь продрогший, голодный пес, к тому же ошпаренный, наблю-
дает жизнь улицы, делает умозаключения: "Дворники из всех проле-
тариев самая гнусная мразь". "Повар попадается разный. Например,
- покойный Влас с Пречистенки. Скольким жизнь спас."
Он сочувствует бедной барышне - машинистке, замерзшей, "бе-
гущей в подворотню в любовниковых фельдеперсовых чулках." "Ей и
на кинематограф не хватает, на службе с нее вычли, тухлятиной в
столовой накормили, да половину ее столовских сорока копеек зав-
хоз украл...". В своих мыслях - представлениях Шарик противопос-
тавляет бедной девушке образ торжествующего хама - нового хозяи-
на жизни: "Я теперь председатель, и сколько не накраду - все на
женское тело, на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо." "Жаль мне ее,
жаль. А самого себя мне еще больше жаль,"- сетует Шарик.
Увидев Филиппа Филипповича Преображенского, Шарик понимает:
"он умственного труда человек..." "этот не станет пинать ногой".
И вот Шарик живет в роскошной профессорской квартире. Начи-
нает звучать одна из ведущих, сквозных тем творчества Булгакова
- тема Дома как средоточия человеческой жизни. Большевики изнич-
тожили Дом как основу семьи, как основу общества. Обжитому, теп-
лому, казалось, вечно прекрасному дому Турбиных ("Дни Турбиных")
писатель противопоставляет распадную Зойкину квартиру (комедия
"Зойкина квартира"), где идет яростная борьба за жилплощадь, за
квадратные метры. Может быть, поэтому в булгаковских повестях и
пьесах устойчивая сатирическая фигура - председатель домкома? В
"Зойкиной квартире" это Портупея, достоинство которого в том,
что он "в университете не был", в "Собачьем сердце" он называет-
ся Швондером, в "Иване Васильевиче" - Буншей, в "Мастере и Мар-
гарите" - Босых. Он, преддомкома, - истинный центр малого мира,
средоточие власти и пошлого, хищного быта.
Таким социально - агрессивным, уверенным в своей вседозво-
ленности администратором является в повести "Собачье сердце"
преддомкома Швондер, человек в кожаной тужурке, черный человек.
Он в сопровождении "товарищей" является к профессору Преобра-
женскому, чтобы изъять у того "лишнюю" площадь, отобрать две
комнаты. Конфликт с непрошенными гостями становится острым: "Вы
ненавистник пролетариата! - гордо сказала женщина." "Да, я не
люблю пролетариата, - печально согласился Филипп Филиппович".
Ему не нравится бескультурье, грязь, разруха, агрессивное хамс-
тво, самодовольство новых хозяев жизни. "Это - мираж, дым, фик-
ция", - так оценивает профессор практику и историю новых хозяев.
Но вот профессор совершает главное дело своей жизни - уни-
кальную операцию - эксперимент: он пересаживает псу Шарику чело-
веческий гипофиз от скончавшегося за несколько часов до операции
мужчины 28 лет.
Человек этот - Клим Петрович Чугункин, двадцати восьми лет,
судился три раза. "Профессия - игра на балалайке по трактирам.
Маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь).
Причина смерти - удар ножом в сердце в пивной".
В результате сложнейшей операции появилось безобразное,
примитивное существо - нелюдь, целиком унаследовавшее "проле-
тарскую" сущность своего "предка". Первые произнесенные им слова
были ругань, первое отчетливое слова:"буржуи". А потом - слова
уличные: "не толкайся!" "Подлец", "слезай с подножки" и.т.п. Это
был омерзительный "человек маленького роста и несимпатичной на-
ружности. Волосы у него на голове росли жесткие ... Лоб поражал
своей малой вышиной. Почти непосредственно над черными ниточками
бровей начиналась густая головная щетка". Так же безобраз-
но-вульгарно он и "принарядился".
Чудовищный гомункулус, человек с собачьим нравом, "основой"
которого был люмпен - пролетарий Клим Чугункин, чувствует себя
хозяином жизни, он нагл, чванлив, агрессивен. Конфликт между
профессором Преображенским, Борменталем и человекообразным люм-
пеном абсолютно неизбежен. Жизнь профессора и обитателей его
квартиры становится сущим адом. "Человек у двери мутноватыми
глазами поглядывал на профессора и курил папиросу, посыпая ма-
нишку пеплом..." - "Окурки на пол не бросать - в сотый раз про-
шу. Чтобы я больше не слышал ни одного ругательного слова. В
квартире не плевать! С Зиной всякие разговоры прекратить. Она
жалуется, что вы в темноте ее подкарауливаете. Смотрите!" - не-
годует профессор. " - Что-то вы меня, папаша, больно утесняете -
вдруг плаксиво выговорил он (Шариков) ... Что вы мне жить не да-
ете?" Вопреки недовольству хозяина дома, Шариков живет по-свое-
му, примитивно-паразитически: днем большей частью спит на кухне,
бездельничает, творит всяческие безобразия, уверенный, что "в
настоящее время каждый имеет свое право."
Усмешка жизни в том, что едва встав на задние конечности,
Шариков готов утеснить, загнать в угол породившего его "папашу"
- профессора.
И вот это человекообразное существо требует от профессора
документ о проживании, уверенный, что в этом ему поможет домком,
который "интересы защищает".
- Чьи интересы, позвольте осведомиться?
- Известно чьи - трудового элемента. Филипп Филиппович вы-
катил глаза.
- Почему же вы - труженик?
- Да уж известно, не непман.
Из этого словесного поединка, пользуясь растерянностью про-
фессора по поводу его происхождения ("вы ведь, так сказать, нео-
жиданнопоявившееся существо, лабораторное") гомункулус выходит
победителем и требует присвоить ему "наследственную" фамилию Ша-
риков, а имя он себе выбирает - Полиграф Полиграфович.
 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Булгаков М.А.

Сцена проведения профессором Преображенским уникальной операции | Сочинение по литературе
Повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце» была написана в момент расцвета сатиры в молодой советской литературе. В 20-е гг. творили Зощенко, Ильф и Петров, сатирические пьесы создавал Маяковский.

Как изображается Москва в повести "Собачье сердце" | Сочинение по литературе
Велика истина, и она восторжествует. Книга Ездры, III:12 По жанровым признакам «Собачье сердце» является социально-философской сатирической повестью с элементами фантастики. Такое

Постановка нравственных проблем в повести М.Булгакова «Собачье сердце» | Сочинение по литературе
В повести «Собачье сердце» М. А. Булгаков поднимает ряд острых нравственных вопросов, во все времена тревоживших русских писателей: тему преступления и наказания, добра и зла, личной ответственности

«Разруха не в клозетах, а в головах» | Сочинение по литературе
Творчество М. А. Булгакова — крупнейшее явление русской художественной литературы XX века. Основной его темой можно считать тему «трагедии русского народа». Писатель был современником всех тех

Фантастика в «Собачьем сердце» | Сочинение по литературе
Повесть М. Булгакова «Собачье сердце» была написана как сатира на теоретиков, утверждавших, что человека можно изменить, поместив его в благоприятные условия, обеспечив достаточную материальную базу

Булгаков и его роман "Собачье сердце" | Сочинение по литературе
Судьба литературного наследия Булгакова — исторический сюжет редкого драматизма, скорбная судьба высокого искусства, ищущего справедливого признания. Совсем еще недавно Булгаков был хорошо

«Настоящий писатель — то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди» (по повести Булгакова «Собачье сердце») | Сочинение по литературе
Повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце» бесспорно принадлежит к числу лучших в творчестве писателя. Определяющим в повести «Собачье сердце» является сатирический пафос (к середине 20-х годов М.

Шариков - характеристика литературного героя | Сочинение по литературе
ШАРИКОВ — герой повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» (1925). В основе этой, по словам писателя, «чудовищной истории» сюжетный мотив, восходящий к романтикам («Франкенштейн» М.Шелли),

Противоестественный эксперимент профессора Преображенского | Сочинение по литературе
В повести Собачье сердце М. А. Булгаков не просто Описывает противоестественный эксперимент профессора Преображенского. Писатель показывает новый тип человека, который возник не в лаборатории

Сочинения по роману Булгакова «Собачье сердце» | Сочинение по литературе
Тема дисгармонии, доведенной до абсурда из-за вмешательства человека в законы развития общества, с блестящим мастерством и талантом раскрыта Михаилом Булгаковым в повести «Собачье сердце». Эта идея

Фото Булгаков М.А.

 Изменить 
Булгаков М.А.

Булгаков М.А. - Биография

Михаил Булгаков родился 15 мая (3 мая по старому стилю) 1891 года в Киеве, в семье профессора кафедры западных вероисповеданий Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. Семья была многодетная (Михаил — старший сын, у него было еще четыре сестры и два брата) и дружная. Позже М. Булгаков не раз вспомнит о «беспечальной» юности в красивом городе на днепровских кручах, об уюте шумного и теплого родного гнезда на Андреевском спуске, сияющих перспективах будущей вольной и прекрасной жизни.

Бесспорны влияние на будущего писателя сыграла и роль семьи: твердая рука матери Варвары Михайловны, не склонной к сомнениям по поводу того, что есть добро, а что — зло (праздность, уныние, эгоизм), образованность и трудолюбие отца («Моя любовь[en] — зеленая лампа и книги в моем кабинете», — напишет позже Михаил Булгаков, вспоминая допоздна засиживающегося за работой отца). В семье царит безусловный авторитет знания и презрение к невежеству, не отдающему себе в этом отчета.

По данным ЮНЕСКО М.А.Булгаков – один из самых читаемых писателей ХХ века. Сегодня его смело можно назвать великим гением, о чем раньше нельзя было и помыслить. Могучие силы, ему препятствовавшие или стремившиеся погубить, вынуждены были отступить перед его мужественной стойкостью. Сохраняя достоинство мыслящего человека, Булгаков защищал святое для художника право на свой взгляд, свой ум, свое воображение, т.е. право быть самим собой.
За свою короткую жизнь писатель успел выразить себя до конца, до самого дна души, точно под взглядом всевидящего и всезнающего Воланда. Его гениальные произведения «Записки юного врача», «Морфий», «Роковые яйца», «Собачье сердце», «Белая гвардия» и др. принесли автору всемирную посмертную славу. А роман «Мастер и Маргарита» стал поистине культовой книгой, споры и разговоры вокруг которой не прекращаются и по сей день.
Обширный материал, представленный на выставке, дает возможность читателям воссоздать вехи жизни Булгакова на широком историческом фоне эпохи, ее литературной и социальной жизни, а также его творческий облик.
 Изменить