Сочинения по литературе

Зачем в романе "Мастер и Маргарита" чередуются сцены из московской и ершалаимской жизни

0

Бывают странные сближенья.
А.С.Пушкин
«Мастер и Маргарита» — двойной роман; он состоит из двух романов, одновременно похожих и непохожих друг на друга: романа о судьбе Мастера и романа Мастера о Понтии Пилате. Временной интервал в две тысячи лет без одного столетия разделяет действия этих романов. Они противопоставлены друг другу как священная и человеческая история. В «античном» романе представлена всемирная, всечеловеческая история, которая существует вне времени и пространства. По четкости идеи этот роман похож на притчу, где действуют не столько конкретные образы-личности, сколько образы-символы: герой (Иешуа), трус (Пилат), злодей-интриган (Кайфа), друг-ученик (Левий Матвей), предатель (Иуда). Священная история включает в себя полное знание судеб человечества, все её события обладаю! универсальностью, то есть много раз в разных вариациях повторяются в реальной человеческой истории. В «московском» романе изображены вполне узнаваемое место и историческое время, в которое живут сам Мастер и другие реальные герои романа, — Москва конца 20-х годов XX века.

Однако читатель воспринимает книгу Булгакова как цельное, законченное произведение. Почему? Объединяет два романа, во-первых, то, что в обоих есть герои (Воланд и его свита, Левий Матвей, Маргарита — возлюбленная Мастера и ведьма), которые, благодаря своей полуфантастической-полуреальной сущности, свободно перемещаются из одного романа в другой, скрепляя их и композиционно, и содержательно. Например, Воланд — князь тьмы и герой священной истории — является в Москву посмотреть на москвичей с определённой точки зрения, о чём прямо заявляет во время сеанса чёрной магии: «Меня интересует (...) гораздо более важный вопрос: изменились ли горожане внутренне?» (1, 12). Воланд и сопровождающие его мелкие бесы создают ситуации, в которых москвичи разоблачают себя полностью. Происходит это шутливо, иронически весело, то есть через осмеяние.

Во-вторых, писатель стирает резкую границу между романами, но всё-таки сохраняет различия между ними. Булгаков представляет человеческую историю как иронически сниженное отражение священной истории. Не случайно в «Мастере и Маргарите» сближаются два города-столицы (Москва и Ершалаим), две толпы — жители обоих городов (зрители в театре Варьете во время сеанса чёрной магии и любопытные зеваки на Лысой горе в сцене казни Иешуа), две организации, регулирующие духовную жизнь общества (МАССОЛИТ и Синедрион), похожие по сути герои (Мастер — Иешуа, Иван Бездомный — Левий Матвей, Берлиоз — Кайфа, Алоизий Могарыч — Иуда). Оба романа заканчиваются одной и той же сценой — «последней» грозой над Ершалаимом и Москвой: в эсхатологии (учении о конце света) страшная гроза предвещает наступление Страшного суда.

В-третьих, священная история, подобно человеческой, получает не схематичное, что можно было бы ожидать от притчи, а живое и красочное описание: в «античных» главах появляется множество героев, отмеченных индивидуальными чертами: римские легионеры (тупой садист Марк Крысобой и проницательный, исполнительный Афраний), чиновники (любопытный секретарь суда), неотразимая соблазнительница Низа, бессовестный провокатор и молодой сластолюбец Иуда. Тщательно разработанными характерами обладают два главных героя-антагониста «античного» романа — Понтий Пилат и Иешуа.




В-четвёртых, события «античного» и «московского» романов происходят с интервалом почти в две тысячи лет, но при этом параллельно: весной, накануне праздника Пасхи, в течение пяти дней Страстной недели — от среды до воскресения (об этом в книге Г.А. Лесскиса «Триптих М.А. Булгакова о русской революции» М., 1999, с 246-247). Иешуа рассказывает Пилату во время допроса, что в среду пришёл в Ершалаим, а вечером в доме у Иуды его арестовали. В среду же в Москве на закате дня Берлиоз и Бездомный беседуют с подозрительным профессором чёрной магии. В четверг Иешуа допрашивали с пристрастием у Каифы (на следующий день Пилат видит синяк и ссадины на лице философа) и вынесли смертный приговор от имени Синедриона, а в Москве Иван Бездомный попадает в клинику Стравинского и слушает историю Мастера, Стёпа Лиходеев улетает в Ялту, Воланд даёт потрясающее представление в Варьете. В пятницу Пилат утверждает смертный приговор Иешуа, бродячий философ умирает на кресте, Пилат приказывает убить Иуду, а в Москве происходит Великий бал у сатаны, где каждый получает по заслугам: Берлиоз — небытие, Алоизий Могарыч — разоблачение и пожар, который уничтожает его квартиру, Мастер — память, Маргарита — любимого человека. В субботу Левий Матвей и Воланд договариваются о судьбе Мастера; Мастер и Маргарита умирают, воскресают, прощаются с Иваном Бездомным в клинике Стравинского, Понтий Пилат получает прощение. В воскресение на рассвете Мастер и Маргарита обретают свой покой.

В-пятых, в тридцать второй главе «Прощение и вечный приют» герой «античного» романа Понтий Пилат и герои «московского» романа Мастер и Маргарита встречаются где-то между Москвой и небесным Ершалаимом; Пилат из придуманного литературного героя превращается вживого,а Мастер оказывается в трансцендентальном мире.

Таким образом, Булгаков изображает две различные модели одного и того же мира: трагическую, философскую («античные» главы) и шутовскую, сатирическую, бытовую («московские» главы). Первая модель даёт апокалипсическое объяснение всему происходящему: интерпретирует Воланда как сатану, а его пребывание в Москве — как начало Страшного суда; смерть Мастера и Маргариты - как их переход в трансцендентальный мир; сны профессора Понырёва — как мистическое общение с этим миром. Вторая модель объявляет Воланда и его свиту «шайкой гипнотизёров и чревовещателей» (эпилог); часть событий — не происходившими на самом деле, а только приснившимися некоторым персонажам (сон Ивана Бездомного — глава «Казнь», «валютный» сон управдома Никанора Ивановича Босого). Необычные события в «московских» главах оказываются «ловким приёмом», позволяющим развернуть занятный сюжет, показать характеры реальных земных героев и некоторые стороны вполне реального московского быта.

Подводя итог вышесказанному, нужно отметить, что в романе «Мистер и Маргарита» автор стремится осмыслить и изобразить современную ему советскую эпоху, поэтому главное внимание (28 глав из 32) посвящено описанию пёстрой московской жизни конца 20-х годин XX пека. Булгаков показывает будничные заботы простых сто-личных жителей («квартирный вопрос», дефицит всего и вся), ухищрения разных жуликов и проходимцев, бюрократизм чиновников, идейный диктат «духовных вождей», развлечения москвичей, деятельность секретных карательных органов. Однако приговор этой жизни и этому обществу писатель выносит весьма оригинально — через сравнение «античных» и «московских» глав.

Роман «Мастер и Маргарита» демонстрирует булгаковский взгляд на философию истории: человечество развивается циклично, в историческом времени проявляются закономерности всеобщей истории. Поэтому Ершалаим и Москва представляют одну и ту же тоталитарную государственную систему, с похожей фанатичной государственной идеологией (иудаизм и атеизм), с похожими методами подавления идейных противников (донос, лжесвидетельство, казнь-расправа). Как в «античных» главах народ и правители не поняли, что погубили человека, проповедующего высокую нравственную истину, так и в «московских» главах люди не понимают истинного смысла жизни, походя губят писателя, который хотел напомнить им о главных духовных ценностях — добре, свободе, любви. Иными словами, новое государство в Советском Союзе не сформировалось, хотя оно гордо называется первое в мире пролетарское государство; в нём не существует людей нового типа, свободных от недостатков классового общества. И Советский Союз, и советские люди по сути очень напоминают прежние государства и людей, живших две тысячи лет назад без одного столетия.


 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Булгаков М.А.

Композиция и система образов в романе «Мастер и Маргарита» | Сочинение по литературе
Композиция - это организация художественного произведения, соотнесенность и взаимодействие его компонентов, которая обеспечивает единство формы и содержания. Она зависит от особенностей

Сон Понтия Пилата как олицетворение победы человека над самим собой (М.Булгаков "Мастер и Маргарита") | Сочинение по литературе
Сон Понтия Пилата как олицетворение победы человека над самим собой В народе существует мнение, что сны могут указывать нам на то, что произойдет в будущем. Люди полагают, что вещи и

«Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?..» (По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») 1 | Сочинение по литературе
В этой горнице колдунья До меня жила одна: Тень ее еще видна Накануне новолунья. А. Ахматова Прошло уже более шестидесяти лет со дня смерти великого М. Булгакова.

Пространственно временная структура романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" | Сочинение по литературе
В литературе немало произведений, в которых соседствуют миры реальный и фантастический. Это и Илиада Гомера, и Божественная комедия Данте, и романтические баллады Жуковского. Появление реализма

Булгаков — мистик в кавычках | Сочинение по литературе
Дьявола, пожалуй, для Булгакова действительно не существует Е. Сидоров По профессии Михаил Афанасьевич Булгаков был врачом. И первые его писательские работы были навеяны

Вера в человека и ее воплощение в одном из произведении русской литературы. | Сочинение по литературе
Тема добра и зла - вечная тема в литературе. До тех пор, пока будет жить человек, до тех пор будет идти борьба добра и зла. И всегда, во все времена будут жить люди, проповедующие добро. Вот и

СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА МИХАИЛА БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА" | Сочинение по литературе
Мне хотелось бы рассказать в моем сочинении об одном из любимых моих писателей, о прекрасном человеке, о Михаиле Булгакове и его романе, который принес писателю славу. Роман читается широчайшей

Борьба добра и зла. “Мастер и Маргарита” М. Булгакова | Сочинение по литературе
О романе Булгакова “Мастер и Маргарита” уже написано очень много и еще, наверное, немало будет написано. Как только ни трактовали эту книгу?! Одни видели в ней апологию дьявола, любование мрачной

«Мастер и Маргарита», как двойной роман | Сочинение по литературе
М.А.Булгаков – сын профессора Киевской Духовной академии. Его семья была насквозь интеллигентной и набожной. Родители Михаила жили на спуске к Подолу против Андреевской церкви. Практически каждое

Воланд и Берлиоз в романе «Мастер и Маргарита» | Сочинение по литературе
Признаться, мне так и не удалось найти соответствующее высказывание кантианца Ф. Шиллера; не исключаю, что Булгаков заставил Берлиоза это присочинить: в те годы Шиллера почему-то считали

Фото Булгаков М.А.

 Изменить 
Булгаков М.А.

Булгаков М.А. - Биография

Михаил Булгаков родился 15 мая (3 мая по старому стилю) 1891 года в Киеве, в семье профессора кафедры западных вероисповеданий Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. Семья была многодетная (Михаил — старший сын, у него было еще четыре сестры и два брата) и дружная. Позже М. Булгаков не раз вспомнит о «беспечальной» юности в красивом городе на днепровских кручах, об уюте шумного и теплого родного гнезда на Андреевском спуске, сияющих перспективах будущей вольной и прекрасной жизни.

Бесспорны влияние на будущего писателя сыграла и роль семьи: твердая рука матери Варвары Михайловны, не склонной к сомнениям по поводу того, что есть добро, а что — зло (праздность, уныние, эгоизм), образованность и трудолюбие отца («Моя любовь[en] — зеленая лампа и книги в моем кабинете», — напишет позже Михаил Булгаков, вспоминая допоздна засиживающегося за работой отца). В семье царит безусловный авторитет знания и презрение к невежеству, не отдающему себе в этом отчета.

По данным ЮНЕСКО М.А.Булгаков – один из самых читаемых писателей ХХ века. Сегодня его смело можно назвать великим гением, о чем раньше нельзя было и помыслить. Могучие силы, ему препятствовавшие или стремившиеся погубить, вынуждены были отступить перед его мужественной стойкостью. Сохраняя достоинство мыслящего человека, Булгаков защищал святое для художника право на свой взгляд, свой ум, свое воображение, т.е. право быть самим собой.
За свою короткую жизнь писатель успел выразить себя до конца, до самого дна души, точно под взглядом всевидящего и всезнающего Воланда. Его гениальные произведения «Записки юного врача», «Морфий», «Роковые яйца», «Собачье сердце», «Белая гвардия» и др. принесли автору всемирную посмертную славу. А роман «Мастер и Маргарита» стал поистине культовой книгой, споры и разговоры вокруг которой не прекращаются и по сей день.
Обширный материал, представленный на выставке, дает возможность читателям воссоздать вехи жизни Булгакова на широком историческом фоне эпохи, ее литературной и социальной жизни, а также его творческий облик.
 Изменить