Сочинения по литературе

Идейно-художественное своеобразие поэмы Твардовского «Василий Теркин»

0
    Поэма «Василий Теркин» стала этапной для всей русской поэзии. Она продолжила пушкинскую традицию создания реалистического романа в стихах, повествующего о типичном представителе молодого поколения. У Твардовского ориентация на «Евгения Онегина» соединилась со стремлением представить художественное обобщение народного характера. Это шло вразрез господствующему в советской литературе изображению героя как активного строителя или защитника социалистического государства, носителя общечеловеческих идеалов.
    В рядовом солдате, обыкновенном человеке, Твардовский показал проявившуюся в людях в годы войны волю, мужество, терпение, способность не терять самообладание в самых отчаянных ситуациях. С честью выходить из сложных положений Теркину помогает и понимание того, что

    Бой идет, святой и правый,

    Смертный бой не ради славы,

    Ради жизни на земле!

    Поэт любит своего героя, и эту любовь разделили с ним миллионы читателей по всему миру.

    Реалистическая картина войны создается в поэме на основе множества деталей, «подсмотренных» автором «по дорогам, где пришлось». Уже в первых главах обрисованы портрет и быт бойца, его внутренне состояние, окружающая природа, на фоне которой разворачиваются военные события. Антитезой по отношению к ним являются картины мирной жизни. Эти эпизоды красочны, радостны, полны жизни, но все они возникают лишь в воспоминаниях и мечтах.

    Фронтовой быт пехоты суров и беден: бои, бомбежки, минометные обстрелы, скудное вооружение. Все эти детали конкретны, и на их фоне становятся ощутимее внутренняя жизнь русского солдата. Его сердце не очерствело на войне: в нем живы чувства к Родине («матери-старухе»), «боль-мечта» о родном доме, потребность в верной любви женщины. А «святей и чище» фронтовой дружбы и вовсе ничего нет.

    Впечатление максимальной достоверности помогает создать использование разговорной речи. Благодаря этому «близкими к живой реальности» становятся не только монологи, но и диалоги, массовые сцены и повествование рассказчика.
    Беседы героя построены на приеме сказа. Сказовую природу монологов Теркина подтверждает включение в них обращений («слышь», «друзья», «хлопцы», «братцы», «ребята»), просторечий («Прут немецких тыща танков»). Все эти особенности характерны и для других персонажей, и для повествования лирического героя. В связи с этим автор откровенно признает, что слова Теркина имеют обобщенный смысл:

    И скажу тебе, не скрою –

    В этой книге там ли, сям

    То, что молвить бы герою,

    Говорю я лично сам.

    Важно, что поэма имеет фольклорную основу. Наряду с реалистической достоверностью в образе Теркина присутствует элемент условности, что позволяет сопоставить его с персонажем сказок и былин. То, что известно о прошлом героя, не может быть основой для формирования характера, склада ума, знаний.
    Теркин – самородок, воплощение народного духа. Он свободно владеет литературным языком, но главный его талант – всепоглощающий юмор. Происхождение роднит героя с автором, тоже «смоленским», но родина Теркина – вся «отчизна-мать». Независимость черт характера от происхождения героя юмористически подчеркивается в высказываниях самого Теркина: «Я от тетки родился».

    В тексте поэмы можно выделить отрывки, в которых нарушается ритмика основного размера – четырехстопного хорея, напоминающего народные произведения.

    Достоинства русской натуры выявляет национальная беда – война. Подобно героям классиков, Теркин ощущает себя частицей России. Для него это не просто страна, а «мать-старуха», вызывающая потребность нести за нее ответ перед всем миром. Неброские черты русского пейзажа (леса, поля, канавы, болота, «нещадная стужа» зимой и «луговая густая трава» летом) тревожат сердце героя. Все возвращает его к мыслям о мирной жизни. Но поля пусты, трава примята, земля изрыта воронками.

    Теркин дорог и близок не только бойцам, но и читателям, так как он есть воплощение национального положительного героя.

    Поэма «Василий Теркин» восхищает простотой и естественностью интонаций и языка, совершенством стиха. Ее заметил и высоко оценил такой взыскательный, требовательный критик, как И.А. Бунин. В лице Твардовского русская классическая поэзия получила еще одного достойного наследника и продолжателя своих лучших традиций. С именем этого поэта справедливо связывают идеалы правды, честности и благородства.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Твардовский А.Т.

Особенности композиции поэмы Твардовского «Василий Теркин» | Сочинение по литературе
Поэту Твардовскому удалось сказать свое веское слово о Великой Отечественной войне в связи с сильным чувством сопричастности, которое органически присуще его таланту и складу личности. Это в полной

Анализ стихотворения А. Твардовского «Я убит подо Ржевом» | Сочинение по литературе
По форме стихотворение А.Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом» (1945 - 1946) представляет собой диалог-нравственное завещание убитого в боях подо Ржевом солдата своим соотечественникам и

Основные темы и идеи лирики А. Т. Твардовского | Сочинение по литературе
Поэзия Александра Твардовского стала одной из ярких страниц истории русской литературы XX века, сама судьба этого человека и поэта глубоко символична. А. Твардовский вошел в литературу в

Стихотворение А. Т. Твардовского "Вся суть в одном единственном завете..." (восприятие, истолкование, оценка.) | Сочинение по литературе
У каждого поэта есть программные стихи, в которых выражены его "сверхидея", жизненное кредо и нравственный устав Для Пушкина это "Пророк", а для Твардовского -

Образ Василия Теркина (по поэме А.Т. Твардовского "Василий Теркин") | Сочинение по литературе
Текст поэмы «Василий Теркин» создавался на протяжении всей Великой Отечественной войны. В окончательном виде он составил тридцать глав. Главный герой поэмы – Василий Теркин (автор сближает фамилию с

Образ русского солдата в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин» | Сочинение по литературе
В русской литературе есть такие произведения, которые не только художественно отображают исторически важный момент, повествуют о необычных событиях, рисуют героя своего времени, но и играют важную

Герой и народ в поэме А. Твардовского «Василий Теркин» | Сочинение по литературе
Главным героем поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин» является простой солдат Василий Теркин. Сюжет произведения основан на описании его «приключений», которое перерастает в правдивое и

Образ русского солдата в поэме Твардовского «Василий Теркин». | Сочинение по литературе
Читая «Василия Теркина» с начала до конца, я видел прежде всего самого себя, своих близких боевых товарищей, всю нашу семью во всем поистине правдивом облике. Из письма А.Т. Твардовскому.

"Теркин - кто же он такой?" (По поэме А. Т. Твардовского "Василий Теркин") | Сочинение по литературе
Художественная литература периода Великой Отечественной войны имеет ряд характерных черт. Главные ее особенности — патриотический пафос и установка на всеобщую доступность. Удачнейшим примером

Василий Теркин – главный герой одноименной поэмы А.Т. Твардовского | Сочинение по литературе
Поэт А.Твардовский в 1939 году был призван в ряды Советской Армии, участвовал в походе за освобождение Западной Белоруссии. Во время войны с белофиннами ему пришлось поработать военным

Фото Твардовский А.Т.

 Изменить 
Твардовский А.Т.

Твардовский А.Т. - Биография

    ТВАРДОВСКИЙ, АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ (1910–1971), русский поэт. Родился 8 (21) июня 1910 в д. Загорье Смоленской губ. Отец Твардовского, крестьянин-кузнец, был раскулачен и сослан. Трагическая судьба отца и других жертв коллективизации описана Твардовским в поэме По праву памяти (1967–1969, опубл. 1987).
    Твардовский писал стихи с детства. В 1931 была опубликована его первая поэма Путь к социализму. Учась в Смоленском педагогическом институте, а затем в Московском институте философии, литературы и истории (МИФЛИ), который окончил в 1939, Твардовский писал также статьи. Известность ему принесла поэма Страна Муравия (1936, Государственная премия, 1941), повествующая о поисках крестьянином Никитой Моргунком страны всеобщего счастья.
    После выхода Страны Муравии один за другим были изданы сборники стихов Твардовского Стихи (1937), Дорога (1938), Сельская хроника (1939), Загорье (1941). В 1939–1940 Твардовский служил в армии в качестве военного журналиста, участвовал в походе на Польшу и в финской кампании. В годы Великой Отечественной войны был фронтовым корреспондентом различных газет. Свою лирику военных лет поэт называл «фронтовой хроникой», определяя этим названием ее содержание и стилистические особенности.
    В 1941 Твардовский начал работать над поэмой Василий Теркин, которой дал подзаголовок Книга про бойца. Первые главы были напечатаны в сентябре 1942 в газете «Красноармейская правда», в том же году ранний вариант поэмы вышел отдельной книгой. Окончательный вариант был завершен в 1945. В статье Как был написан «Василий Теркин» Твардовский писал о том, что образ главного героя был придуман в 1939 для постоянной юмористической рубрики в газете Ленинградского военного округа «На страже Родины». Случайно найденный образ, писал Твардовский, «захватил меня без остатка». Первоначальный юмористический замысел приобрел формы эпического повествования, поэма стала для автора «моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю». В поэме «просто парень сам собой» Василий Теркин стал главным героем народной войны. Как и всем героям мирового эпоса, ему даровано бессмертие (не случайно в поэме 1954 Теркин на том свете он попадает в загробный мир, напоминающий своей мертвечиной советскую действительность) и одновременно – живой оптимизм, делающий его олицетворением народного духа. Поэма имела огромный успех у читателей. Василий Теркин стал фольклорным персонажем, по поводу чего Твардовский заметил: «Откуда пришел – туда и уходит». Книга получила и официальное признание (Государственная премия, 1946), и высокую оценку современников. И.Бунин писал о ней: «Это поистине редкая книга. Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный язык – ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературного слова!» Определяя главное направление своего творчества, Твардовский писал: «Лично я, наверное, во всю свою жизнь уже не смогу отойти от сурового и величественного, бесконечно разнообразного и так мало приоткрытого в литературе мира событий, переживаний и впечатлений военного периода». Поэтическим воплощением этой мысли стали его знаменитые лирические стихотворения Я убит подо Ржевом... и Я знаю, никакой моей вины... Военной теме посвящена и поэма о трагической судьбе солдата Сивцова и его семьи Дом у дороги (1946), которую Твардовский назвал «лирической хроникой». В 1950 Твардовский был назначен главным редактором журнала «Новый мир», но в 1954 был смещен с поста за демократические тенденции, наметившиеся в журнале сразу после смерти Сталина. В 1958 Твардовский снова возглавил «Новый мир», пригласив в него своих единомышленников – критиков и редакторов В.Лакшина, И.Виноградова, А.Кондратовича, А.Берзер и др. На этом посту Твардовский, по определению критика И.Ростовцевой, «выводил литературу и творческих людей из тупиков, в которые их загнали История, Время, Обстоятельства». Благодаря его усилиям в «Новом мире», ставшем средоточием и символом «оттепели», были опубликованы произведения В.Овечкина, В.Быкова, Ф.Абрамова, Б.Можаева, Ю.Трифонова, Ю.Домбровского и др. В 1961 Твардовскому удалось опубликовать повесть А.Солженицына Один день Ивана Денисовича. В 1970 Твардовский был смещен с поста главного редактора. Это обострило тяжелую душевную ситуацию, в которой он находился, будучи, с одной стороны, крупной фигурой в партийно-советской иерархии, а с другой – «неофициальным оппозиционером». Несмотря на официальное признание поэмы За далью даль (1950–1960, Ленинская премия, 1961), поэмы Твардовского По праву памяти и Теркин на том свете не были опубликованы. Умер Твардовский в Красной Пахре близ Москвы 18 декабря 1971.
 Изменить