Сочинения по литературе

Испытание любовью в романе «Обломов» с описанием образа Штольца

0
В романе «Обломов» И. А. Гончаров пытается найти ответы на те вечные вопросы, которые хоть раз в жизни задает себе каждый человек. И одним из тех многогранных миров, исследованию и осмыслению которых писатель посвятил свое произведение, является мир гармонии, любви, счастья.
Любовь пронизывает весь роман Гончарова, наполняя его новыми красками, раскрывая самые неожиданные черты героев, пробуждая в них жажду действия и познания. И это неудивительно, потому что автор пишет: «И в самой жизни это чувство занимает так много места, что служит то мотивом, то содержанием, то целью почти всякого стремления, всякой деятельности». В, своем романе Гончаров открывает самые различные грани любви связанных с ней понятий семьи, брака.

Любовь помогает раскрыть самые неожиданные черты в характерах героев, без которых впечатление о них было бы неполным и ошибочным, например характер Ильи Ильича Обломова. Чем были бы, слова Штольца о «кристальной, чистой и светлой» душе Обломова, если бы автор показал лишь ленивый и спокойный образ жизни его в Петербурге? Не будь прекрасных страниц о его искренней и всеобъемлющей любви, пробужденной Ольгой, даже воспоминания детства не скрасили бы этот образ. Штольц и Обломов связаны между собой нитью взаимоотношений с Ольгой. Как непохоже их поведение, когда они влюбляются в нее, и насколько больше, чем любое другое сравнение оно дает.

Любовь Обломова и Ольги пробуждает все самое лучшее в душе их любовь — цветущая ветка сирени, символизирующая «цвет жизни», яркая летняя природа, вызывающая самые радужные грезы. Н с наступлением осени сирень отцвела и любовь, похожая на прекрасную сказку, прошла. Ольга и Обломов жили в каком-то воображаемом, мифическом мире, наполненном будущими идеалами. Но, столкнувшись с жестокой реальностью, этот мир разбился и разлетелся на тысячи осколков, а с ним и любовь. Возможно, прав был Штольц, говоря, что для Ольги это была не любовь, а лишь подготовка к будущей любви, и это верно и для Обломова, который верит не в живого человека, а, скорее, в придуманный образ. Ведь если бы Обломов до конца понял натуру Ольги, ему бы не пришло в голову поместить ее в свой будущий воображаемый семейный мир. Обломов так видит свой идеальный брак: «А подле гордо-стыдливой, покойной подруги спит беззаботный человек. Он засыпает с уверенностью, проснувшись, встретить тот же кроткий, симпатичный взгляд. И через двадцать, тридцать лет…» Герой, выросший в Обломовке, не знает и не верит в существование другого счастья: «Да не это ли — тайная цель всякого и всякой: найти в своем друге неизменную физиономию покоя вечное и ровное течение чувства? Ведь это норма любви, и чуть что отступает от нее, изменяется, охлаждается — мы страдаем: стало быть, мой идеал — общий идеал? о Может быть, Обломов по-своему прав.

Для Ольги любовь — это, прежде всего долг, и сама героиня не отрицает этого. В ее взаимоотношениях с Обломовым ей нравилась «роль путеводной звезды, светлого луча», который направлял Илью Ильича Обломова. В образе Ольги — христианское начало. Даже сам Обломов видит в ней ангела, пришедшего спасти его и вывести к свету. Не случайно Ольга исполняет для Обломова обращение молодой девушки к богине Артемиде — одной из трех непорочных божественных дев мифологии. Эта богиня — прообраз Святой Девы. Ольга, подобно святой, пытается спасти душу Обломова из той тьмы, на которую он ее обрек. Вся любовь Ольги подчинена чувству долга, но ее надеждам не суждено сбыться: Ольга, по мнению Штольца, любила не самого Обломова, а тот образ, который она создала в своем воображении. Это верно: как могла Ольга преклоняться перед таким Обломовым, каким он был на самом деле? Когда Ольга поняла, что не сможет его переделать, они расстались.

Но героиня Гончарова все-таки находит героя, достойного преклонения, этим человеком становится для нее Штольц. Штольц, как и Обломов, видит в любви спокойное долгое чувство, однако не пущенное на самотек, а постоянно контролируемое: не должно быть упущено ни одного вопроса, ни одного недопонимания, все должно быть разложено по полочкам, чтобы эти противоречия не накапливались и не угрожали в будущем. На первый взгляд, очень правильные и логичные рассуждения, но что-то в них смущает Ольгу. Она, конечно, счастлива со Штольцем, но откуда-то появляются странные сомнения и внезапная грусть. Наверное, это тоска по тому безумному искреннему счастью, которое она испытала, живя в своем идеальном мире с Обломовым, тоска по своим ушедшим мечтам, по безумной, всеобъемлющей страсти, которую не может дать ей Штольц.

Но и Андрей Штольц не настолько уверен в своей правоте, как это кажется сначала. Еще до свадьбы с Ольгой он «много мыслительной заботы посвятил сердцу и его мудреным законам»., к этому периоду относится его рассуждение о видах любви: «Любовь, с силой Архимедова рычага, движет миром…» — вот назначение любви, по мнению Гончарова.

Штольц пытается разобраться в сущности любви и приводит примеры различных семейных отношений: «…одни мужья в своих отношениях с женами всегда напоминают сфинкса с его загадкой, все будто что-то непонятное, недосказанное… другие нетерпеливо сбывают с плеч весну жизни; многие даже косятся потом весь век на жен своих… третьих любовь не покидает долго, иногда до старости, но их никогда не покидает и улыбка сатира…» И, наконец, «большая часть вступает, а брак, как берут имение, наслаждаются их существенными выгодами…» Но ничего из этого не подходит самому Штольцу, он выбрал свой собственный метод.

Гончаров симпатизирует Штольцу и задумал его как новый идеализированный образ прогрессивного человека нового поколения. Универсальность и совершенство Штольца отразились и на его семье. Семья Штольца — идеал семьи для Гончарова, брак Ольги ид Штольца — это брак двух культур, символизирующий единство людей на земле. И живут они в Крыму, в центре объединения народов, синтеза природных начал. Этот брак — идеал по своей сущности, все в нем продумано до мелочей, это брак «идеального» мужчины «идеальной» женщины. Жизнь Агафьи Пшеницыной и Ильи Ильича Оломова представляет собой идиллическую петербургскую Обломовку, она устраивает и делает счастливыми их обоих. Илье Ильичу не 1 нужна горячая жизнь сердца, он не хочет, чтобы у него действовало ж воображение — все это нехорошо для него уже одним тем, что тогда «он спит непокойно».

Главный критерий ценности существования у Обломова остается непоколебимым: спокойно спать. Агафья Пшеницына умеет безвозмездно, без сожаления все отдавать любимому человеку, для нее любовь — это возможность отдавать, она была бы счастлива, отдать жизнь за Обломова и сделала бы это, не задумываясь.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Гончаров И.А.

Характеристика главных героев в романе Гончарова «Обломов» | Сочинение по литературе
ндрей Штольц - ближайший друг Обломова, они вместе выросли и пронесли свою дружбу по жизни. Остается загадкой, как столь непохожие люди, обладающие такими разными взглядами на жизнь, могли сохранить

Замысел и план романа «Обломов» | Сочинение по литературе
Образ Обломова состоит как бы из 2 частей. Есть Обломов «заплесневевший, почти гадкий», «засаленный, нескладный кусок мяса». Есть Обломов, влюбленный в Ольгу, Обломов, который «глубоко трогателен и

Роль художественной детали в романе "Обломов" | Сочинение по литературе
Роман И. А. Гончарова Обломов это роман о движении и покое. Автор, раскрывая суть движения и покоя, использовал множество различных художественных приемов, о которых было и будет сказано немало. Но

Штольц Андрей Иванович — один из главных героев | Сочинение по литературе
Штольц Андрей Иванович — один из главных героев, друг Ильи Ильича Обломова, сын Ивана Богдановича Штольца, обрусевшего немца, управляющего имением в селе Верхлеве, что в пяти верстах от Обломовки.

Круг интересов Обломова (сочинение по роману И.А. Гончарова "Обломов") | Сочинение по литературе
Роман «Обломов» написан Иваном Александровичем Гончаровым в 1858 году. Главным героем этого произведения является Илья Ильич Обломов. Прочитав роман, мы видим, какое влияние имеют

Интерьер как средство характеристики героя (По одному из произведений русской литературы XIX века И.А.Гончаров "Обломов") | Сочинение по литературе
Диван, на котором проводит свое время Обломов, давно стал нарицательным. Как и халат знаменитого лентяя. Образ Обломова —величайшее создание И. А. Гончарова. Но этот тип героя в общем-то не нов

Андрей Штольц как антипод Обломова (2) | Сочинение по литературе
Небо, солнце, облака… Обломов. Земля, луна, тучи… Штольц. Именно такими я представляю себе Обломова и Штольца. Они оба органичные люди, поэтому четко следуют законам природы. Обломов – мягкий,

Мастерство в изображении быта героев одного из произведений русской литературы XIX века (По роману "Обломов") | Сочинение по литературе
В гороховой улице, в одном из больших домов лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов «Обломов», И. Гончаров Так начинается роман «Обломов». «Дух» первой главы задан уже

Женские образы в романах И. С. Тургенева "Отцы и дети" и И. А. Гончарова "Обломов" | Сочинение по литературе
Женские образы в романах И. С. Тургенева "Отцы и дети" и И. А. Гончарова "Обломов" Романы Тургенева и Гончарова, помимо своей художественной красоты, замечательны тем, что

Может ли быть лишним” хороший человек? (2) | Сочинение по литературе
В русской литературе второй половины XIX века можно найти много интересных героев. Но, мне кажется, самым колоритным и неоднозначным является Илья Ильич Обломов – главный герой одноименного романа И.

Фото Гончаров И.А.

 Изменить 
Гончаров И.А.

Гончаров И.А. - Биография

Иван Александрович Гончаров (1812–1891 гг.), русский писатель XIX в., родился в состоятельной купеческой семье. Помимо него в семье Гончаровых было еще трое детей. После смерти отца воспитанием детей занялись мать и их крестный отец Н.Н. Трегубов, образованный человек передовых взглядов, знакомый со многими декабристами. В годы обучения в частном пансионе Гончаров приобщился к чтению книг западноевропейских и русских авторов и хорошо изучил французский и русский языки. В 1822 г. он успешно сдал экзамены в Московское коммерческое училище, но, не окончив его, поступил в Московский университет на филологическое отделение.

В годы учебы в университете Гончаров обратился к литературному творчеству. Из изучаемых предметов его больше всего привлекали теория и история литературы, изобразительное искусство, архитектура. Окончив университет, Иван Александрович поступил на службу в канцелярию симбирского губернатора, затем переехал в Петербург и занял должность переводчика в министерстве финансов. Однако служба не мешала ему заниматься литературой и поддерживать дружеские отношения с поэтами, писателями и живописцами.

Первые творческие опыты Гончарова – стихи, затем антиромантическая повесть «Лихая болесть» и повесть «Счастливая ошибка» – были опубликованы в рукописном журнале. В 1842 г. он написал очерк «Иван Савич Поджабрин», напечатанный лишь шесть лет спустя после его создания. В 1847 г. в журнале «Современник» был опубликован роман «Обыкновенная история», который вызвал восторженную оценку критики и принес автору большой успех. В основе романа столкновение двух центральных героев – Адуева-дяди и Адуева-племянника, олицетворяющих трезвый практицизм и восторженный идеализм. Каждый из героев психологически близок писателю и представляет разные проекции его душевного мира.

В романе «Обыкновенная история» писатель отрицает абстрактные обращения главного героя, Александра Адуева, к некоему «божественному духу», осуждает пустую романтику и царящую в чиновничьей среде ничтожную коммерческую деловитость, то есть то, что не обеспечено высокими идеями, необходимыми человеку. Столкновение главных героев воспринималось современниками как «страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму» (В.Г. Белинский). Однако десятилетия спустя антиромантическая тема утратила свою актуальность, и следующие поколения читателей воспринимали роман как самую «обыкновенную историю» охлаждения и отрезвления человека, как вечную тему жизни.

Вершиной творчества писателя стал роман «Обломов», к созданию которого Гончаров приступил еще в 40-е гг. Прежде чем роман вышел в свет, в альманахе «Литературный сборник с иллюстрациями» появился «Сон Обломова» – отрывок из будущего произведения. «Сон Обломова» получил высокую оценку критиков, но в их суждениях прослеживались идейные разногласия. Одни считали, что отрывок обладает большой художественной ценностью, но отвергали авторскую иронию по отношению к патриархальному помещичьему укладу. Другие признавали несомненное мастерство писателя в описании сцен усадебной жизни и видели в отрывке будущего романа Гончарова творческий шаг вперед по сравнению с его предыдущими работами.

В 1852 г. Гончаров в качестве секретаря адмирала Е.В. Путятина отправился в кругосветное плавание на фрегате «Паллада». Одновременно с выполнением своих служебных обязанностей Иван Александрович собирал материал для своих новых произведений. Результатом этой работы стали путевые заметки, которые в 1855–57 гг. печатались в периодических изданиях, а в 1858 г. вышли отдельным двухтомным изданием под названием «Фрегат “Паллада”». В путевых заметках переданы впечатления автора от знакомства с британской и японской культурами, отражено мнение автора об увиденном и пережитом во время путешествия. Созданные автором картины содержат необычные ассоциации и сопоставления с жизнью России, наполнены лирическим чувством. Путевые очерки пользовались большой популярностью у русских читателей.

Вернувшись из путешествия, Гончаров поступил на службу в Петербургский цензурный комитет и принял приглашение преподавать русскую литературу наследнику престола. С этого времени отношения писателя с кругом Белинского заметно охладились. Выполняя обязанности цензора, Гончаров оказал помощь в публикации ряда лучших произведений русской литературы: «Записки охотника» И.С. Тургенева, «Тысяча душ» А.Ф. Писемского и других. С осени 1862 г. по лето 1863 г. Гончаров редактировал газету «Северная почта». Примерно с этого же времени началось его удаление от литературного мира. Идеал писателя, по его собственному признанию, составили «кусок независимого хлеба, перо и тесный кружок самых близких приятелей».

В 1859 г. был опубликован роман «Обломов», замысел которого сложился еще в 1847 г. С момента опубликования главы «Сон Обломова» читателю пришлось почти десять лет ждать появления полного текста произведения, которое сразу же завоевало огромный успех. Роман вызвал бурные споры читателей и критиков, что свидетельствовало о глубине авторского замысла. Сразу же после выхода романа в свет Добролюбов написал статью «Что такое обломовщина?», которая представляла собой беспощадный суд над главным героем, «совершенно инертным» и «апатичным» барином, ставшего символом косности крепостнической России. Некоторые критики, напротив, увидели в главном герое «самостоятельную и чистую», «нежную и любящую натуру», сознательно устранившуюся от модных веяний и сохранившую верность истинным ценностям бытия. Споры о главном герое романа продолжались вплоть до начала XX в.

Последний роман Гончарова «Обрыв», опубликованный в 1869 г., представляет новый вариант обломовщины в образе главного героя – Бориса Райского. Это произведение было задумано еще 1849 г. как роман о сложных отношениях художника и общества. Однако к началу написания писатель несколько изменил свой замысел, что было продиктовано новыми общественными проблемами. В центре романа оказалась трагическая судьба революционно настроенной молодежи, представленной в образе «нигилиста» Марка Волохова. Роман «Обрыв» вызвал неоднозначную оценку критики. Многие поставили под сомнение талант автора и отказали ему в праве суда над современной молодежью.

После выхода в свет романа «Обрыв» имя Гончарова редко появлялось в печати. В 1872 г. была написана литературно-критическая статья «Мильон терзаний», посвященная постановке на сцене комедии Грибоедова «Горе от ума». Вплоть до наших дней эта статья остается классической работой о комедии Грибоедова. Дальнейшая литературная деятельность Гончарова представлена «Записками о личности Белинского», театральными и публицистическими заметками, статьей «Гамлет», очерком «Литературный вечер» и газетными фельетонами. Итогом творческой деятельности Гончарова в 70-е гг. считается крупная критическая работа о его собственном творчестве под названием «Лучше поздно, чем никогда». В 80-е гг. вышло в свет первое собрание сочинений Гончарова. В последние годы жизни писатель, наделенный талантом тонкого наблюдателя, жил одиноко и замкнуто, сознательно сторонясь жизни и вместе с тем тяжело переживая свое положение. Он по-прежнему писал статьи и заметки, но, к сожалению, перед смертью сжег все написанное в последние годы.

Во всех своих произведениях Гончаров стремился раскрыть внутренний динамизм личности вне сюжетных событий и передать внутреннюю напряженность обыденной жизни. Писатель выступал за независимость личности, призывал к активной деятельности, одушевленной нравственными идеями: духовностью и гуманностью, свободой от социальной и моральной зависимости.
 Изменить