Сочинения по литературе

Каково значение образа Настасьи Филипповны в раскрытии образа князя Мышкина? (по роману Ф. М. Достоевского «Идиот»)

0
Начиная писать роман «Идиот», Ф. М. Достоевский поставил себе целью нарисовать портрет «положительно прекрасного» человека. В итоге в мировой литературе появился такой персонаж, как князь Мышкин, воплотивший в себе все лучшие качества человеческой души. Еще во время работы над романом Достоевский понял, что на свете есть только одно абсолютно положительное лицо — Иисус Христос. Поэтому, создавая образ князя, он сознательно ориентировался именно на эту личность. Так, Мышкин не преследует собственных интересов, не выделяет себя из толпы людей, он входит в этот мир с проповедью сострадания, которое, по мысли Достоевского, и есть «главнейший и, может быть, единственный закон всего человечества».
Однако если князь Мышкин — это земное воплощение Христа, то Настасья Филипповна, в свою очередь, — это земное воплощение Красоты. В этом Настасья Филипповна и Мышкин схожи. Оба они в какой-то мере не люди, а символы высших идей, призванные на своем примере показать людям возможность идеала. Из-за этой своей схожести князь Мышкин и Настасья Филипповна оказываются связанными друг с другом прочной, неразрывной нитью. Уже при первой встрече князь Мышкин кажется Настасье Филипповне очень близким и знакомым. Она узнает его каким-то внутренним зрением: «Право, где-то я видела это лицо!» Реакция Мышкина еще острее. Только взглянув на портрет Настасьи Филипповны, он уже понимает, что их судьбам суждено сплестись в тугой клубок. Предвидел князь и ту внутреннюю трагедию, которую суждено будет пережить героине. Первые признаки ее он увидел в том контрасте, который представляли собой ее божественный облик и нарочитая вульгарность поведения, «необъятная гордость», презрение, почти ненависть, застывшие на лице и доверчивость, простодушие, детскость, свойственные ей. Уже при первой встрече Настасья Филипповна становится настолько родной князю, что он не боится ее прилюдно укорить: «А вам и не стыдно? Разве вы такая, какою теперь представлялись. Да может ли это быть!» И что самое невероятное — гордячка Настасья Филипповна «вся вдруг вспыхнув и закрасневшись» призналась: «Я ведь и в самом деле не такая, он угадал».

Приобщенность князя к судьбе Настасьи Филипповны столь прочна, что один взгляд на ее портрет многое определил в его жизни. Ее красота, в которой «страдания много», стала абсолютным критерием, с которым можно, например, сравнить облик ее соперницы Аглаи, и простодушно признать, что та «хороша чрезвычайно почти как Настасья Филипповна, хотя лицо совсем другое!» Настасья Филипповна сразу и безоговорочно поверила князю: «А князь для меня то, что я в него в перво- -го, во всю мою жизнь, как в истинно преданного человека поверила. Он в меня с одного взгляда поверил, и я ему верю». Поэтому характер взаимоотношений этих двух героев можно назвать борьбой великодуший: каждый из них готов на жертвы ради другого. «Я умру за вас, Настасья Филипповна», — прилюдно клянется князь.

По сути, отношение князя к Настасье Филипповне — это отношение рыцаря к богородице. Вот почему замену букв в «Рыцаре бедном» Пушкина — А. М. Д. на Н.Ф.Б., сделанную при публичном чтении Аглаей «с такою явной и злобной насмешкой», князь воспринял как что-то «тяжелое и неприятное», что его уязвило. Он реагирует на «резкую и легкомысленную» выходку Аглаи как на святотатство — «что была насмешка, в том он не сомневался» — и в этой связи «князь долго в чрезвычайном смущении мучился одним неразрешимым для него вопросом: как можно было соединить такое истинное и прекрасное чувство с такою явною и злобною насмешкой?»

Созерцание красоты рождало в Мышкине надежду на силу красоты, веру в ее созидательный характер. Он потому-то и служил красоте, что она для него — божественная концентрация жизни, ее нравственный стимул. Вот из чего рождается стремление защитить красоту от грязи и унижений, вот отчего налицо безусловное служение ей. С этой точки зрения весьма символична концовка романа. Мыш-кин устремляется в ту же бездну, что унесла душу Настасьи Филипповны. Так на высшем уровне подтверждается аксиома: Дух без Красоты, так же как Красота без Духа существовать не могут. Так, последним штрихом мотивируется связь, сознаваемая героями как неразрывная.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Достоевский Ф.М.

Заслуживает ли Раскольников прощения? | Сочинение по литературе
Заслуживает ли Родион Раскольников прощения? Я считаю, что да, безусловно. Давайте вернемся к началу произведения, а именно к тому моменту, когда Раскольников совершает убийство. Важно понимать, что

По роману "Братья Карамазовы" | Сочинение по литературе
Синтезом художественно-философских исканий Достоевского 70-х годов явился роман "Братья Карамазовы". Действие его происходит в глухой провинции, в дворянской семье Карамазовых. Русские

Человек – целый мир | Сочинение по литературе
В устах величайшего русского писателя, классика, признанного не только на родине, но и за рубежом, олицетворяющего русскую литературу, Федора Михайловича Достоевского необыкновенно четко звучат эти

Гуманизм в романе Достоевского "Преступление и наказание" | Сочинение по литературе
Ф.М Достоевского называют великим писателем - гуманистом. Изучая творчество Достоевского, все кажется, что мы еще не подступились к этой громадине мысли, слова, правды и страсти. Сын своего век, он

Психологическое значение времени и пространства у Достоевского | Сочинение по литературе
Чтобы исследовать «глубины души» человека в качестве существа «переходного», Достоевский, как уже было сказано, берет его в состоянии предельного психологиче ского напряжения, в моменты

Сон смешного человека у Достоевского | Сочинение по литературе
Сон, перенесший героя из маленькой каморки с чердачным окном, из «старого-престарого вольтеровского кресла» в беспредельную звездную даль, на новую планету, и пробуждение, возвратившее его вновь на

О Достоевском и его мировоззрении | Сочинение по литературе
Начать работу о Достоевском и его мировоззрении хотелось бы словами Л. Шестова, которые прекрасно выражают наше представление об этой личности. Достоевский, – писал он, – бесспорно, один из самых

Мечты Достоевского о возможном наступлении золотого века | Сочинение по литературе
оня уповает на бога, Катерина Ивановна на закон. Раскольников с неумолимою логикой доказывает Соне, что и бог и закон на стороне Лужина, что если в расчетах последнего останется намерение

Своеобразие психологизма Достоевского | Сочинение по литературе
Психологический интерес не только соединен с сюжетным, но и подчиняет его себе, несмотря на то исключительное значение, которое Достоевский придавал занимательности, возбуждающей читательский

Слово на могиле Достоевского | Сочинение по литературе
Все мы сошлись здесь ради общей нашей любви к Достоевскому. Но если Достоевский всем нам так дорог, значит, все мы любим то, что он сам более всего любил, что ему было всего дороже; значит, мы верим

Фото Достоевский Ф.М.

 Изменить 
Достоевский Ф.М.

Достоевский Ф.М. - Биография

Фёдор Михайлович Достоевский – великий русский писатель-реалист, классик мировой литературы, один из самых знаменитых и читаемых русских авторов за рубежом. Достоевский оказал колоссальное влияние на мировую культуру, а некоторые считают его родоначальником целого философского течения XX века – экзистенциализма.
 Изменить