Сочинения по литературе

Критика о романе Гончарова «Обрыв»

0
Петербурге, в Летнем саду, вечерами играл оркестр. Вокруг него | толпилась нарядная публика. Но отдаленные аллеи пустовали, и в одной из них каждый вечер можно было встретить двух пожилых мужчин, ходивших взад и вперед по аллее. Они всегда были увлечены беседой и не замечали происходившего вокруг. Один из них был Гончаров. Его собеседник, высокий господин представительной наружности – Дмитрий Васильевич Григорович. Д. В. Григорович говорил изящно и несколько напыщенно, Гончаров – просто и скромно. Но обоих живо интересовали вопросы литературы, искусства и общественной жизни. Гончаров был неутомимым ходоком. Он пешком ходил на острова, любил гулять по Летнему саду, набережным Невы и Фонтанки, по Новой деревне. В этих прогулках его часто сопровождали М. М. Стасюлевич и художник К. Е. Маковский.
Это было в середине семидесятых годов. Для Гончарова 1869-1870 годы были очень тяжелыми. «Обрыв» имел большой успех, «Вестник Европы» – журнал, в котором печатался роман, благодаря «Обрыву» увеличил тираж с 3700 до 5200 экземпляров. О романе много спорили, и передовая часть русского общества, журналы демократического направления осуждали Гончарова за Волохова. В этой критике было немало справедливого, но было и неверное, обидное. Так, Тургенев писал об «Обрыве»: «…Эдакая промозглая и неистинная литература уже невозможна! Это надо сдать в архив!.. Это написано чиновником для чиновников и чиновниц». Райский казался ему «избитым типом», и Тургенев считал, что восторгаться романом могут только пошляки.

Находясь за границей на лечении, в мае 1869 года, Гончаров писал: «В успокоение себе я могу желать, при этом упадке духа и сил, чтобы соотечественники мои простили мне, что я живу и пишу – и забыли бы совсем и мое имя и перо…»

Подавленное состояние и нездоровье заставили его сторониться шумного общества. Не раз Гончаров говорил, что твердо решил никогда не возвращаться к литературной деятельности. Круг его друзей сузился. По-прежнему Гончаров часто видится с Майковыми. Особенно дружеские отношения, несмотря на разницу лет, связывали Гончарова с Анатолием Федоровичем Кони.

А. Ф. Кони впервые встретился с Гончаровым в 1855 году, после его возвращения из кругосветного путешествия. С начала 70-х годов и до последнего дня жизни Гончарова А. Ф. Кони был самым близким для писателя человеком и пользовался его неизменным дружеским расположением. Адвокат, выдающийся судебный деятель, блестящий оратор, талантливый литератор, А. Ф. Кони был в дружеских отношениях со многими выдающимися писателями России: Л. Н. Толстым, И. С. Тургеневым, Н. А. Некрасовым, Ф. М. Достоевским, А. П. Чеховым и другими. Он прожил долгую и интересную жизнь, был сенатором, членом Государственного совета, почетным академиком. В 1906 году он отказался от портфеля министра юстиции, не желая поддерживать царизм в подавлении революционного движения. Уже глубоким стариком он встретил Октябрьскую революцию. Либерал по убеждениям, в отличие от большинства либералов, относившихся к пролетарской революции со злобой и ненавистью, боровшихся против нее с оружием в руках или уехавших умирать на чужбину, А. Ф. Кони приветствовал Советскую власть, внес свой посильный вклад в культурное строительство Советской страны и умер (в 1927 году на 84 году жизни), окруженный признанием и уважением народа.

Воспоминания А, Ф. Кони «На жизненном пути» дают живое и яркое представление о многих деятелях русской литературы, в том числе л о Гончарове.

У людей, мало знавших Гончарова, складывалось впечатление о нем, как о человеке угрюмом, неразговорчивом. Но вот что пишет А. Ф. Кони: «Этот, как он сам себя называл, «угрюмый нелюдим», – бывал жив, остроумен и даже весел, когда оставался вдвоем или в самом небольшом кружке… Не менее милым собеседником бывал Гончаров за своими многолетними обедами вдвоем в «Ноге! пе Ргапсе» ‘, у Полицейского моста, и в кружке сотрудников «Вестника Европы» за еженедельными обедами у покойного Стасюлевича. Здесь, ничем не стесняемый и согреваемый атмосферой искренней приязни, он иногда подолгу вызывал особое внимание слушателей своими экскурсами в область литературы или искусства. Скрестив перед собою пальцы красивых рук, приветливо смотря на окружающих, он оживлялся, и в глазах его появлялся давно уже, казалось, потухший блеск. Так продолжалось многие-многие годы…»

Интересна и заметка о Гончарове тех лет писателя П. Д. Боборыкина: «Он показался мне, – вспоминает Боборыкин, – очень похожим на тогдашние его портреты, и смотрел моло
же своих лет. Ему было уже под шестьдесят. Ходил он бодро, крупной походкой, сохранившейся до глубокой старости; седины очень мало, по тону и манерам не похожий ни на чиновника, чем он долго был, ни на артиста, ни на помещика, а скорее на типичного петербургского жителя, вроде образованного и воспитанного представителя какой-нибудь фирмы, или человека, имеющего почетное звание в каком-нибудь благотворительном обществе. Профессиональным писателем он совсем не смотрел, и только его разговор, даже касаясь предметов обыденных, мелких подробностей заграничной жизни, облекался в очень литературную форму, полон был замечаний, тонко продуманных и хорошо выраженных».

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Гончаров И.А.

История написания романа Гончарова «Обрыв» | Сочинение по литературе
В стране начинается подготовка реформ, в том числе и отмены крепостного строя. Гончаров и Тургенев радовались и приветствовали эти реформы. Тургенев всегда называл себя «поклонником» 19 февраля 1861

И. А. Гончаров Обыкновенная история” Белокурова | Сочинение по литературе
Белокурова С. П., учитель гимназии № 405 Красногвардейского р-на Санкт-Петербурга Друговейко С. В., преподаватель кафедры русского языка СПбГУ > Вот где учишься жить. Видишь различные

Особенность «карьерной» повести Гончарова ("Обыкновенная история") | Сочинение по литературе
ь «карьерной» повести Гончарова состоит в том, что преодоление романтического идеала, приобщение к суровой деловой жизни столицы расценивается писателем как проявление объективного общественного

Александр и Петр Иваныч Адуевы в романе «Обыкновенная история» | Сочинение по литературе
Александр и Петр Иваныч Адуевы противопоставлены не только как провинциальный дворянинромантик. и делец-буржуа, но и как два психологически противоположные типа. «Один восторжен до

Отражение исторических перемен в романе | Сочинение по литературе
Иван Александрович Гончаров уже при жизни приобрел прочную репутацию одного из самых ярких и значительных представителей русской реалистической литературы. Его имя неизменно рядом с именами лучших

Почему роман И.А.Гончарова назван "Обыкновенная история"? | Сочинение по литературе
Несносно думать, что напрасно Была нам молодость дана, Что изменяли ей всечасно, Что обманула нас она; Что наши лучшие желанья, Что наши свежие мечтанья

Смысл названия романа И. Гончарова | Сочинение по литературе
И. А. Гончаров (помимо того, что он великолепный писатель) — мудрый человек и тонкий психолог. Название его первого романа звучит как некий диагноз. Сложно сказать, диагноз ли это “болезни”

Сравнительная характеристика главных героев романа | Сочинение по литературе
В романе Ивана Александровича Гончарова “Обыкновенная история” показано своеобразное противостояние двух героев, стоящих на одной социальной ступени, больше того, они родственники. Интересно

Россия в романе И. А. Гончарова "Обыкновенная история" | Сочинение по литературе
И. А. Гончаров — писатель, который как никто другой понял и принял изменения, произошедшие с Россией, когда в ее размеренный патриархальный уклад стали просачиваться западные веяния. Он очень много

Роман Обыкновенная история” (первая критика, первая известность) | Сочинение по литературе
В рассказе «Счастливая ошибка» Гончаров создал набросок образа молодого романтика - Адуева. Этот образ, а также и некоторые ситуации ранних рассказов Гончарова получили свое развитие в первом крупном

Фото Гончаров И.А.

 Изменить 
Гончаров И.А.

Гончаров И.А. - Биография

Иван Александрович Гончаров (1812–1891 гг.), русский писатель XIX в., родился в состоятельной купеческой семье. Помимо него в семье Гончаровых было еще трое детей. После смерти отца воспитанием детей занялись мать и их крестный отец Н.Н. Трегубов, образованный человек передовых взглядов, знакомый со многими декабристами. В годы обучения в частном пансионе Гончаров приобщился к чтению книг западноевропейских и русских авторов и хорошо изучил французский и русский языки. В 1822 г. он успешно сдал экзамены в Московское коммерческое училище, но, не окончив его, поступил в Московский университет на филологическое отделение.

В годы учебы в университете Гончаров обратился к литературному творчеству. Из изучаемых предметов его больше всего привлекали теория и история литературы, изобразительное искусство, архитектура. Окончив университет, Иван Александрович поступил на службу в канцелярию симбирского губернатора, затем переехал в Петербург и занял должность переводчика в министерстве финансов. Однако служба не мешала ему заниматься литературой и поддерживать дружеские отношения с поэтами, писателями и живописцами.

Первые творческие опыты Гончарова – стихи, затем антиромантическая повесть «Лихая болесть» и повесть «Счастливая ошибка» – были опубликованы в рукописном журнале. В 1842 г. он написал очерк «Иван Савич Поджабрин», напечатанный лишь шесть лет спустя после его создания. В 1847 г. в журнале «Современник» был опубликован роман «Обыкновенная история», который вызвал восторженную оценку критики и принес автору большой успех. В основе романа столкновение двух центральных героев – Адуева-дяди и Адуева-племянника, олицетворяющих трезвый практицизм и восторженный идеализм. Каждый из героев психологически близок писателю и представляет разные проекции его душевного мира.

В романе «Обыкновенная история» писатель отрицает абстрактные обращения главного героя, Александра Адуева, к некоему «божественному духу», осуждает пустую романтику и царящую в чиновничьей среде ничтожную коммерческую деловитость, то есть то, что не обеспечено высокими идеями, необходимыми человеку. Столкновение главных героев воспринималось современниками как «страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму» (В.Г. Белинский). Однако десятилетия спустя антиромантическая тема утратила свою актуальность, и следующие поколения читателей воспринимали роман как самую «обыкновенную историю» охлаждения и отрезвления человека, как вечную тему жизни.

Вершиной творчества писателя стал роман «Обломов», к созданию которого Гончаров приступил еще в 40-е гг. Прежде чем роман вышел в свет, в альманахе «Литературный сборник с иллюстрациями» появился «Сон Обломова» – отрывок из будущего произведения. «Сон Обломова» получил высокую оценку критиков, но в их суждениях прослеживались идейные разногласия. Одни считали, что отрывок обладает большой художественной ценностью, но отвергали авторскую иронию по отношению к патриархальному помещичьему укладу. Другие признавали несомненное мастерство писателя в описании сцен усадебной жизни и видели в отрывке будущего романа Гончарова творческий шаг вперед по сравнению с его предыдущими работами.

В 1852 г. Гончаров в качестве секретаря адмирала Е.В. Путятина отправился в кругосветное плавание на фрегате «Паллада». Одновременно с выполнением своих служебных обязанностей Иван Александрович собирал материал для своих новых произведений. Результатом этой работы стали путевые заметки, которые в 1855–57 гг. печатались в периодических изданиях, а в 1858 г. вышли отдельным двухтомным изданием под названием «Фрегат “Паллада”». В путевых заметках переданы впечатления автора от знакомства с британской и японской культурами, отражено мнение автора об увиденном и пережитом во время путешествия. Созданные автором картины содержат необычные ассоциации и сопоставления с жизнью России, наполнены лирическим чувством. Путевые очерки пользовались большой популярностью у русских читателей.

Вернувшись из путешествия, Гончаров поступил на службу в Петербургский цензурный комитет и принял приглашение преподавать русскую литературу наследнику престола. С этого времени отношения писателя с кругом Белинского заметно охладились. Выполняя обязанности цензора, Гончаров оказал помощь в публикации ряда лучших произведений русской литературы: «Записки охотника» И.С. Тургенева, «Тысяча душ» А.Ф. Писемского и других. С осени 1862 г. по лето 1863 г. Гончаров редактировал газету «Северная почта». Примерно с этого же времени началось его удаление от литературного мира. Идеал писателя, по его собственному признанию, составили «кусок независимого хлеба, перо и тесный кружок самых близких приятелей».

В 1859 г. был опубликован роман «Обломов», замысел которого сложился еще в 1847 г. С момента опубликования главы «Сон Обломова» читателю пришлось почти десять лет ждать появления полного текста произведения, которое сразу же завоевало огромный успех. Роман вызвал бурные споры читателей и критиков, что свидетельствовало о глубине авторского замысла. Сразу же после выхода романа в свет Добролюбов написал статью «Что такое обломовщина?», которая представляла собой беспощадный суд над главным героем, «совершенно инертным» и «апатичным» барином, ставшего символом косности крепостнической России. Некоторые критики, напротив, увидели в главном герое «самостоятельную и чистую», «нежную и любящую натуру», сознательно устранившуюся от модных веяний и сохранившую верность истинным ценностям бытия. Споры о главном герое романа продолжались вплоть до начала XX в.

Последний роман Гончарова «Обрыв», опубликованный в 1869 г., представляет новый вариант обломовщины в образе главного героя – Бориса Райского. Это произведение было задумано еще 1849 г. как роман о сложных отношениях художника и общества. Однако к началу написания писатель несколько изменил свой замысел, что было продиктовано новыми общественными проблемами. В центре романа оказалась трагическая судьба революционно настроенной молодежи, представленной в образе «нигилиста» Марка Волохова. Роман «Обрыв» вызвал неоднозначную оценку критики. Многие поставили под сомнение талант автора и отказали ему в праве суда над современной молодежью.

После выхода в свет романа «Обрыв» имя Гончарова редко появлялось в печати. В 1872 г. была написана литературно-критическая статья «Мильон терзаний», посвященная постановке на сцене комедии Грибоедова «Горе от ума». Вплоть до наших дней эта статья остается классической работой о комедии Грибоедова. Дальнейшая литературная деятельность Гончарова представлена «Записками о личности Белинского», театральными и публицистическими заметками, статьей «Гамлет», очерком «Литературный вечер» и газетными фельетонами. Итогом творческой деятельности Гончарова в 70-е гг. считается крупная критическая работа о его собственном творчестве под названием «Лучше поздно, чем никогда». В 80-е гг. вышло в свет первое собрание сочинений Гончарова. В последние годы жизни писатель, наделенный талантом тонкого наблюдателя, жил одиноко и замкнуто, сознательно сторонясь жизни и вместе с тем тяжело переживая свое положение. Он по-прежнему писал статьи и заметки, но, к сожалению, перед смертью сжег все написанное в последние годы.

Во всех своих произведениях Гончаров стремился раскрыть внутренний динамизм личности вне сюжетных событий и передать внутреннюю напряженность обыденной жизни. Писатель выступал за независимость личности, призывал к активной деятельности, одушевленной нравственными идеями: духовностью и гуманностью, свободой от социальной и моральной зависимости.
 Изменить