Сочинения по литературе

Любимые герои Л.Н. Толстого (по роману «Война и мир»)

0
    Л.Н. Толстой принадлежит к числу тех писателей, которые очень эмоциональны в своих авторских оценках, прежде всего, – по отношению к героям своих произведений. Толстой не скрывает своих симпатий – антипатий к ним.
    В героях романа «Война и мир» писатель ценит простоту, душевность, умение мыслить, способность любить, стремление найти какой-то высокий смысл в своем существовании.

    Мне кажется, Толстой очень хорошо разбирается в женской душе. Его любимые героини – Наташа Ростова и Марья Болконская. Они обладают тем качеством, которыми Толстой очень дорожит в женщинах. Это то великое женское начало, которое делает женщину женщиной: способность преданно любить, быть всегда прекрасной в глазах любимого и любящего мужа, черпать счастье в заботах о близких людях, быть прекрасной матерью.

    Толстой любуется непосредственностью Наташи, ее очарованием, умением согревать окружающих своим теплом, заботой. Когда умер князь Андрей, Наташе стало казаться, что жизнь ее кончилась, что больше никогда ей не будет хорошо и весело.

    Девушка ушла в себя. Но вот в дом пришло непоправимое горе: убивают на войне ее младшего брата Петю, и графиня мать почти теряет рассудок. И тогда окаменевшее от горя сердце Наташи оттаяло. Любовь к матери показала Наташе, что «сущность ее жизни – любовь – еще жива в ней. Проснулась любовь – и проснулась жизнь». Всю свою дочернюю любовь и преданность Наташа отдает матери, и это ее тепло отогревает сердце графини.

    Марья Болконская счастлива, когда чувствует себя нужной близким и дорогим людям: она заменила мать племяннику Николушке, она любящая дочь и сестра.

    Толстой демонстрирует патриотизм Наташи. Без колебания, не видя в этом никакого героизма, Наташа отдает подводы раненым. Когда она узнает, что мать, желая вывезти из Москвы как можно больше ценных вещей, жалеет подводы, то приходит в ярость: «- По – моему, - вдруг закричала почти Наташа, обращая свое озлобленное лицо к Пете, - по моему эта такая гадость, такая мерзость, такая… я не знаю! Разве мы немцы какие-нибудь?...»

    А какое живое участие принимает Марья Болконская в судьбе мужиков, умирающих от голода! Она спрашивает: «- Мужики разорены? У них хлеба нет? – спросила она. И получив утвердительный ответ, Марья огорчилась до глубины души. - Да отчего же ты не сказал, Дронушка? Разве нельзя помочь? Я все сделаю, что могу… - княжне Марье странно было думать, что теперь, в такую минуту, когда такое горе наполнило ее душу, могли быть люди богатые и бедные и что могли богатые не помочь бедным». И еще: «Она была рада тому, что ей представился предлог заботы, такой, для которого ей не совестно забыть свое горе».

    В последних главах романа перед нами повзрослевшие Наташа и Марья. Они очень близки друг другу. Толстой любуется этими двумя молодыми женщинами, которые нашли свое счастье: обе любят и любимы, у обеих замечательные мужья, обе прекрасные матери.

    Что касается мужских образов, то автору очень симпатичны и князь Ростов, и его сыновья Петя и Николай, и старый князь Болконский, и Пьер Безухов, и Андрей Болконский. Мне кажется, особую любовь испытывает Толстой к Пьеру Безухову. Этот смешной, толстый чудак впервые появляется на страницах романа, когда А.П. Шерер устраивает в своем шикарном салоне светский вечер. Украшениями его она делает аббата, виконта и красавицу Элен. Неизящный, неуклюжий, лишенный светского лоска Пьер пугает хозяйку салона отсутствием аристократизма в своем облике.

    Его появление очень напомнило мне первое появление Наташи. В обоих случаях чопорная, неестественная обстановка будто освещается теплым солнечным лучиком. Толстой отмечает в Пьере «умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный взгляд». Наверное, когда-то такой взгляд был и у Андрея Болконского – еще одного героя, который тоже очень дорого Толстому. Теперь же Андрей Болконский знает цену никчемным гостям Анны Павловны.

    Один только князь Андрей любит Пьера таким, какой он есть. Болконскому – двадцать семь, Безухову – двадцать. У Болконского большой жизненный опыт, Пьер еще очень наивен. Болконский – выдержанный человек, Безухов вспыльчив. И все равно, между ними много общего. Оба на голову выше многих представителей светского общества, интеллигенты, образованны, заняты поиском смысла жизни, оба умеют любить. И тот и другой патриоты.

    Все герои в романе Толстого испытываются Отечественной войной 1812 года. Писатель показывает нерасторжимую связь своих любимых героев с жизнью народа. В народной среде оказываются нужными лучшие качества Пьера – физическая сила, пренебрежение к удобствам жизни, бескорыстие, простота, отсутствие эгоизма. Прекрасные черты Пьера особенной яркостью раскрываются в его прекрасном поступке, когда он, рискуя своей жизнью, спасает из огня ребенка.

    Высшая похвала Андрею Болконскому – прозвище «наш князь», данное ему солдатами полка. К сожалению, Болконский умирает, еще будучи молодым. И нам вдвойне горько, потому что герой Толстого наконец-то нашел ответ на вопросы, которые он так мучительно и долго искал: как жить? в чем смысл жизни? что есть добро? Эти ответы пришли к нему перед самой смертью: «Да мне открылось новое счастье, неотъемлемое от человека, - думал он, лежа в полутемной тихой избе и глядя вперед лихорадочно-раскрытыми глазами. - Счастье, находящееся вне материальных сил, вне материальных внешних влияний на человека, счастье одной души, счастье любви!»

    Любимые герои Толстого – Пьер и Наташа – создают семью. Оба они прошли через соблазны, страдания, лишения, оба выполнили огромную духовную работу, которая подготовила их к любви.

    Писатель далек от идеализации своих героев, они совершают ошибки, иногда очень серьезные. Вспомним Наташу, которая поддается чарам подлого, беспринципного Анатоля, не желая слушать Соню, стремящуюся спасти любимую сестру от этого страшного шага. Вспомним Пьера, прожигающего жизнь в компании никчемных людей, серых личностей, Пьера, опрометчиво связавшего свою жизнь с холодной, расчетливой, низкой женщиной.

    И все равно эти герои остаются прекрасными людьми. Любовь, соединившая этих людей теперь, когда оба они имеют душевный опыт, обогатит их обоих. И, может быть, она сделает их более счастливыми, чем если бы эти люди нашли друг друга несколько лет назад, когда Пьер еще не прошел плена, а Наташа – заблуждений, стыда, горя.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Толстой Л.Н.

Путь духовного роста Пьера Безухова | Сочинение по литературе
Пьер Безухов – это герой известного романа-эпопеи Л.Н. Толстого. Он отличается своим высоким уровнем духовности и благородности, но шёл к этому наш герой очень долго. Давайте проследим путь его

Образ Марьи Болконской. Образ Наташи Ростовой. Воплощение нравственного идеала | Сочинение по литературе
Роман-эпопея великого русского писателя Л. Н. Толстого «Война и мир» позволяет нам в том числе оценить жизненную позицию самого автора. Авторское отношение к тем или иным вопросам проявляется

Антитеза в «Войне и мире». Моральный оптимизм Толстого | Сочинение по литературе
В своем видении истории Толстой в значительной мере зависел от многовековых традиций русской литературы в изображении нашествия врагов, войн, подвигов полководцев и простых ратников. Самым

Объективен ли Л. Н. Толстой, описывая Отечественную войну 1812 года | Сочинение по литературе
Литература – древнейшее искусство. С незапамятных времен люди пытались выразить в словах свою жизнь, свои мысли и чувства. Сначала это были устные сказания, бережно сохраненные в памяти и

Счастливые и горькие моменты в жизни Андрея Болконского | Сочинение по литературе
Князь Андрей Болконский – один из главных героев романа – эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир». За свою недолгую, но яркую жизнь он испытал много счастливых и горьких моментов, которые были связаны как

Андрей Болконский на поле боя под Аустерлицем. Анализ. | Сочинение по литературе
Роман Льва Николаевича Толстого наполнен многочисленными характерами героев. Мы имеем возможность наблюдать, как изменяются их характеры, происходит становление личности каждого, меняются мысли,

Творчество Льва Николаевича Толстого | Сочинение по литературе
Роман Льва Николаевича Толстого, несомненно, одно из самых интереснейших произведений всей русской литературы, ведь автору удалось запечатлеть в своем романе множество интереснейших образов пи

Чем объясняется пассивность Кутузова во время Бородинского сражения | Сочинение по литературе
На уроках литературы мы читали и анализировали роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир». Одним из главных героев произведения является историческое лицо – Михаил Илларионович Кутузов. Этот человек –

Ростовы и Шерер | Сочинение по литературе
На уроках литературы мы читали и анализировали роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир».  В этом произведении ведётся повествование о жизни нескольких семей на протяжении некоторого времени. Одними

Наташа Ростова | Сочинение по литературе
На уроках литературы мы читали и анализировали роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир». Одной из главных героинь этого произведения является Наташа Ростова. В ней автор воплотил идеал

Фото Толстой Л.Н.

 Изменить 
Толстой Л.Н.

Толстой Л.Н. - Биография

1829 — 1910
Граф, русский писатель, член-корреспондент (1873), почетный академик (1900) Петербургской Академии Наук. Начиная с автобиографической трилогии "Детство" (1852), "Отрочество" (1852 — 54), "Юность" (1855 — 57), исследование "текучести" внутреннего мира, моральных основ личности стало главной темой произведений Толстого. Мучительные поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых общих закономерностей бытия, духовный и социальный критицизм, вскрывающий "неправду" сословных отношений, проходят через все его творчество.

В повести "Казаки" (1863) герой, молодой дворянин, ищет выход в приобщении к природе, к естественной и цельной жизни простого человека. Эпопея "Война и мир" (1863 — 69) воссоздает жизнь различных слоев русского общества в Отечественную войну 1812 года, патриотический порыв народа, объединивший все сословия и обусловивший победу в войне с Наполеоном. исторические события и личные интересы, пути духовного самоопределения рефлексирующей личности и стихия русской народной жизни с ее "роевым" сознанием показаны как равноценные слагаемые природно-исторического бытия. В романе "Анна Каренина" (1873 — 77) — о трагедии женщины во власти разрушительной "преступной" страсти — Толстой обнажает ложные основы светского общества, показывает распад патриархального уклада, разрушение семейных устоев.

Восприятию мира индивидуалистическим и рационалистичным сознанием он противопоставляет самоценность жизни как таковой в ее бесконечности, неуправляемой переменчивости и вещной конкретности ("тайновидец плоти" — Д. С. Мережковский). С конца 1870-х годов переживает духовный кризис, позднее захваченный идеей нравственного усовершенствования и "опрощения" (породившей движение "толстовства"), толстой приходит ко все более непримиримой критикеобщественного устройства — современных бюрократических институтов, государства, церкви (в 1901 отлучен от православной церкви), цивилизации и культуры, всего жизненного уклада "образованных классов": роман "Воскресение" (1889 — 99), повесть "Крейцерова соната" (1887 — 89), драмы "Живой труп" (1900, опубл. в 1911) и "Власть тьмы" (1887).

Одновременно возрастает внимание к темам смерти, греха, покаяния и нравственного возрождения (повести "Смерть Ивана Ильича", 1884 — 86; "Отец Сергий", 1890 — 98, опубл. в 1912; "Хаджи-Мурат", 1896 — 1904, опубл. в 1912). Публицистические сочинения морализаторского характера, в том числе "Исповедь" (1879 — 82), "В чем моя вера?" (1884), где христианское учение о любви и всепрощении трансформируется в проповедь непротивления злу насилием. стремление согласовать образ мысли и жизни приводит к уходу Толстого из дома в Ясной Поляне; умер на станции Астапово. Биография Родился 28 августа (9 сентября н.с.) в имении Ясная Поляна Тульской губернии. По происхождению принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. Получил домашнее образование и воспитание. После смерти родителей (мать умерла в 1830, отец в 1837) будущий писатель с тремя братьями и сестрой переехал в Казань, к опекунше П. Юшковой. Шестнадцатилетним юношей поступил в Казанский университет, сначала на философский факультет по разряду арабско-турецкой словесности, затем учился на юридическом факультете (1844 — 47). В 1847, не окончив курс, ушел из университета и поселился в Ясной Поляне, полученной им в собственность как отцовское наследство.

Последующие четыре года будущий писатель провел в исканиях: пытался переустроить быт крестьян Ясной Поляны (1847), жил светской жизнью в Москве (1848), в Петербургском университете держал экзамены на степень кандидата права (весна 1849), определился на службу канцелярским служащим в Тульское дворянское депутатское собрание (осень 1849). В 1851 уехал из Ясной Поляны на Кавказ, место службы его старшего брата Николая, добровольцем участвовал в военных действиях против чеченцев. Эпизоды Кавказской войны описаны им в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), в повести "Казаки" (1852 — 63). Сдал экзамен на юнкера, готовясь стать офицером. В 1854, будучи артиллерийским офицером, перевелся в Дунайскую армию, действовавшую против турок. На Кавказе Толстой всерьез начал заниматься литературным творчеством, пишет повесть "Детство", которая была одобрена Некрасовым и напечатана в журнале "Современник". Позже там была напечатана повесть "Отрочество" (1852 — 54).

Вскоре после начала Крымской войны Толстого по его личной просьбе перевели в Севастополь, где он участвовал в защите осажденного города, проявляя редкое бесстрашие. Награжден орденом св. Анны с надписью "За храбрость" и медалями "За защиту Севастополя". В "Севастопольских рассказах" он создал беспощадно достоверную картину войны, что произвело огромное впечатление на русское общество. В эти же годы написал последнюю часть трилогии — "Юность" (1855 — 56), в которой заявил себя не просто "поэтом детства", а исследователем человеческой природы. Этот интерес к человеку и желание понять законы душевной и духовной жизни сохранится и в дальнейшем творчестве. В 1855, приехав в Петербург, Толстой сблизился с сотрудниками журнала "Современник", познакомился с Тургеневым, Гончаровым, Островским, Чернышевским. Осенью 1856 вышел в отставку ("Военная карьера — не моя..." — пишет он в дневнике) и в 1857 отправился в полугодичное заграничное путешествие по Франции, Швейцарии, Италии, Германии. В 1859 открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, где сам проводил занятия. Помогал открыть более 20 школ в окрестных деревнях. С целью изучить постановку школьного дела за границей в 1860 — 1861 Толстой совершил вторую поездку в Европу, осматривал школы во Франции, Италии, Германии, Англии.

В Лондоне познакомился с Герценым, посетил лекцию Диккенса. В мае 1861 (год отмены крепостного права) возвратился в Ясную Поляну, вступил в должность мирового посредника и активно защищал интересы крестьян, решая их споры с помещиками о земле, за что тульское дворянство, недовольное его действиями, потребовало отстранения его от должности. В 1862 Сенат издал указ об увольнении Толстого. Началось тайное наблюдение за ним со стороны III отделения. Летом жандармы произвели обыск в его отсутствие, уверенные, что найдут тайную типографию, которую писатель якобы приобрел после встреч и долгого общения с Герценым в Лондоне. В 1862 жизнь Толстого, его быт упорядочились на долгие годы: он женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс и началась патриархальная жизнь в своем имении в качестве главы все увеличивающейся семьи. Толстые воспитали девятерых детей. 1860 — 1870-е годы были отмечены появлением в свет двух произведений Толстого, которые обессмертили его имя: "Война и мир" (1863 — 69), "Анна Каренина" (1873 — 77). В начале 1880-х семья Толстых переехала в Москву, чтобы дать образование подраставшим детям. С этого времени зимы Толстой проводил в Москве. Здесь в 1882 он участвовал в переписи московского населения, близко познакомился с жизнью обитателей городских трущоб, которую описал в трактате "Так что же нам делать?" (1882 — 86), и сделал вывод: "...Так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя!" Новое миросозерцание Толстой выразил в произведении "Исповедь" (1879), где рассказал о перевороте в своих взглядах, смысл которых он видел в разрыве с идеологией дворянского класса и переходе на сторону "простого трудового народа".

Этот перелом привел Толстого к отрицанию государства, казенной церкви и собственности. Сознание бессмысленности жизни перед лицом неизбежной смерти привело его к вере в Бога. В основу своего учения кладет нравственные заповеди Нового Завета: требование любви к людям и проповедь непротивления злу насилием составляют смысл так называемого "толстовства", которое делается популярным не только в России, но и за границей. В этот период он пришел к полному отрицанию своей предшествующей литературной деятельности, занялся физическим трудом, пахал, шил сапоги, перешел на вегетарианскую пищу. В 1891 публично отказался от авторской собственности на все свои сочинения, написанные после 1880. Под влиянием друзей и истинных поклонников его таланта, а также личной потребности в литературной деятельности Толстой в 1890-е изменил свое отрицательное отношение к искусству. В эти годы создал драму "Власть тьмы" (1886), пьесу "Плоды просвещения" (1886 — 90), роман "Воскресение" (1889 — 99). В 1891, 1893, 1898 участвовал в помощи крестьянам голодающих губерний, организовал бесплатные столовые. В последнее десятилетие занимался, как и всегда, напряженным творческим трудом. Написаны повесть "Хаджи-Мурат" (1896 — 1904), драма "Живой труп" (1900), рассказ "После бала" (1903). В начале 1900 написал ряд статей, разоблачающих всю систему государственного управления. Правительство Николая II вынесло постановление, по которому Святейший Синод (высшее церковное учреждение России) отлучило Толстого от церкви, чем вызвало волну возмущения в обществе. В 1901 Толстой жил в Крыму, лечился после тяжелой болезни, часто встречался с Чеховым и М. Горьким. В последние годы жизни, когда Толстой состав- лял завещание, он оказался в центре интриг и раздоров между "толстовцами", с одной стороны, и женой, которая защищала благополучие своей семьи, детей — с другой. Стараясь привести свой образ жизни в соответствие с убеждениями и тяготясь барским укладом жизни в усадьбе. Толстой 10 ноября 1910 тайно покинул Ясную Поляну. Здоровье 82-летнего писателя не выдержало путешествия. Он простудился и, заболев, 20 ноября скончался в пути на станции Астапово Рязанс ко-Уральской железной дороги. Похоронен в Ясной Поляне.
 Изменить