Сочинения по литературе

Любовь Желткова в представлении других героев.

1
    Тема любви всегда привлекала внимание писателей разных эпох и народов. Не обошли ее своим вниманием и русские авторы. Куприн является одним из тех, кто крайне трепетно относился к этой вечной теме. Не случайно в повести «Гранатовый браслет» звучит соната Бетховена. Мы понимаем, что для автора и сама любовь – тоже мелодия, прекрасная и трагическая песня человеческой судьбы. «… Разве каждая женщина с глубине своего сердца не мечтает о такой любви – единой, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной?» - вопрошает писатель устами одного из своих героев. Но по непонятным для нас причинам редко расцветает в жестоком и расчетливом мире благоуханный цветок подлинного, светлого чувства: люди, в сущности, не умеют любить по-настоящему и потому, даже не встретив в жизни такую любовь, они смеются над ней и зовут ее помешательством.
    Именно о этом и рассказывается в повести Куприна «Гранатовый браслет». Вначале Вера Николаевна смотрела на любовные письма неизвестного ей чиновника как на невинную шалость, эти письма забавляли ее. Затем ей наскучило пылкое обожание незримого воздыхателя. И она отправляет ему письмо с просьбой не беспокоить ее. Его поздравительное послание и подарок она воспринимает с легкой досадой: «Ах, это – тот!». Как пишет сам Желтков в своем предсмертном письме, он «неудобным клином врезался» в ее спокойную и налаженную жизнь. Вера долгое время не воспринимала любовь Желткова и его письма всерьез, о чем говорит и ее брат, осуждая ее и ее мужа за излишнюю снисходительность: «… ты и Вера тешитесь ими, как ребятишки, видя в них только смешное...» Но слова генерала Аносова невольно запечатлеваются в душе молодой женщины: «Может быть, это просто ненормальный малый, маниак, а – почем знать? – может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Отношение Веры к любви странного чиновника, которого она никогда не видела, меняется после его смерти: «Она одновременно думала о том, что мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет. Вспомнила слова генерала Аносова и спросила себя, почему этот человек заставил ее слушать именно бетховенские произведения и еще против ее желания? И в уме ее слагались слова. Они так совпадали в ее мысли с музыкой, что это были как будто куплеты, которые кончались словами “Да святится имя твое”».
    В повести отражено и отношение других героев к странной, ни на что не похожей любви. Муж Веры Николаевны, князь Василий Львович Шеин, и ее брат, Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский, совершенно по-разному воспринимают страсть мелкого чиновника. Можно даже говорить о том, что они выражают прямо противоположные взгляды. Но это все начинается не сразу. Еще на именинах веры Николаевны Василий Львович весел шутит по поводу любви неизвестного «П.П.Ж.» к его жене, демонстрируя гостям иллюстрированный альбом и сопровождая рисунки забавными комментариями: «Вот он в сумасшедшем доме. А вот он постригся в монахи. Но каждый день неуклонно посылает он Вере страстные письма. И там, где падают на бумагу его слезы, там чернила расплываются кляксами. Наконец он умирает, но перед смертью завещает передать Вере две телеграфные пуговицы и флакон от духов – наполненный его слезами…»
    Однако (как это происходит и с самой Верой) отношение Василия Ивановича к любовным переживаниям Желткова меняется коренным образом. Он неожиданно понимает чувства этого странного человека, поэтому старается утихомирить брата своей жены, видящего в этой истории лишь назойливость и неприличное поведение зарвавшегося сумасброда: «… я вижу его лицо, и я чувствую, что этот человек не способен обманывать и лгать заведомо. И правда, подумай, Коля, разве он виноват в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь, - чувством, которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя… Мне жалко этого человека. И мне не только, что жалко, но вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь паясничать».
    Один только Николай Николаевич, брат Веры, не меняет своего отношения к любви Желткова. Для него это явление – нарушение приличий, бросающих тень на его сестру и ее мужа. Требуя вернуть браслет неизвестному обожателю Веры, он то и дело предлагает для пущего устрашения незадачливого чиновника обратиться к официальным представителям власти, но Василий Львович решительно отвергает такие меры, применение которых совершенно не оправданно реальными обстоятельствами, более того, как раз и может выставить их в смешном виде: «Лучше в это дело посторонних не мешать. Пойдут слухи, сплетни…»
    Следует отметить, что и Вера, и ее муж постепенно начинают относиться к Желткову с сочувствием, и лишь Николай Николаевич резко заявляет: «Жалеть его нечего!»
    Но лучше всех о любви в повести «Гранатовый браслет» сказал генерал Аносов, еще не подозревая, сколь меткой и точной характеристикой окажутся его слова применительно к чувствам Желткова: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». В этих словах, вероятно, нашла выражение позиция самого автора «Гранатового браслета», его собственное отношение к трагической и безответной любви героя повести.
 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Куприн А.И.

Значение символов в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет» | Сочинение по литературе
Александр Иванович Куприн – один из самых талантливых русских писателей начала 20 века. Стиль писателя уникален. Многие темы Куприн воспринимал по-особому, только по-своему. Так, у этого писателя

Романтизм и реализм в творчестве А. И. Куприна | Сочинение по литературе
Произведения А. И. Куприна поражают читателя разнообразием тематики. Этот замечательный русский писатель делает героями своих книг актеров, фабрикантов, инженеров, офицеров, дворянскую

Любовь как трагедия незаурядной личности | Сочинение по литературе
На рубеже XIX и XX веков русская литература переживала период особого расцвета. В поэзии он был назван “серебряным веком”. Но и проза обогатилась многими шедеврами. На мой взгляд, немало

Человек и природа в творчестве Куприна | Сочинение по литературе
Образ природы органичен для художественного мира Куприна и неразрывно связан с его концепцией человека. Можно выделить целый ряд произведений писателя, в которых природа занимает важное место.

Не обедняет ли своей жизни и своей души Желтков, подчиняя всего себя только любви? (по рассказу А.И. Куприна «Гранатовый браслет») | Сочинение по литературе
Жизнь - бесконечно многообразное и разностороннее явление. Именно этого она требует и от человека – только развиваясь в разных направлениях, можно максимально реализовать себя, стать счастливым.

Сословная мораль офицерства по повести Куприна «Поединок» | Сочинение по литературе
Ромашов начинал понемногу понимать, что вся военная служба с ее призрачной доблестью создана жестоким, позорным всечеловеческим недоразумением. А. И. Куприн Повесть “Поединок”

Тема любви в творчестве А.И. Куприна | Сочинение по литературе
Любовь, похожая на сумасшествие; любовь-сумасшествие; любовь, доводящая до сумасшествия… Пожалуй, ярче всего эту метафору воплотили в своих произведениях русские писатели рубежа 19 – 20 веков –

Мир человеческих чувств в прозе начала xx века | Сочинение по литературе
(А. И. Куприн. “Поединок” ) Повесть А. И. Куприна “Поединок” — вершина творчества, итоговое его произведение, в котором он обращается к проблеме личности и общества, их трагической

Тема любви в творчестве Куприна | Сочинение по литературе
Любовь... Этим чувством пронизано все творчество А. И. Куприна. Оно звучит вавсем: в описании природы, в его отношении к своим героям, особенно к женщине. По всей видимости, в жизни Куприн не

Любовь, о которой мечтает каждый. | Сочинение по литературе
Любовь - важнейшая составляющая нашей жизни. Нет такого поэта, писателя, музыканта, который не выспевал бы это удивительное чувство. Каждый сталкивается с любовью ежедневно, будь она братской,

Фото Куприн А.И.

 Изменить 
Куприн А.И.

Куприн А.И. - Биография

    Куприн Александр Иванович (1870 — 1938) — русский писатель. Социальным критицизмом отмечены повесть "Молох" (1896), в которой индустриализация предстает в образе завода-монстра, порабощающего человека нравственно и физически, повесть "Поединок" (1905) — о гибели душевно чистого героя в мертвящей атмосфере армейского быта и повесть "Яма" (1909 — 15) — о проституции. Многообразие тонко очерченных типов, лирических ситуаций в повестях и рассказах "Олеся" (1898), "Гамбринус" (1907), "Гранатовый браслет" (1911). Циклы очерков ("Листригоны", 1907 — 11). В 1919 — 37 в эмиграции, в 1937 вернулся на родину. Автобиографический роман "Юнкера" (1928 — 32).
    Большой энциклопедический словарь, М.-СПб., 1998
    Биография
    Куприн Александр Иванович (1870), прозаик.
    Родился 26 августа (7 сентября н.с.) в городе Наровчат Пензенской губернии в семье мелкого чиновника, умершего через год после рождения сына. Мать (из древнего рода татарских князей Куланчаковых) после смерти мужа переехала в Москву, где прошли детство и юность будущего писателя. Шести лет мальчик был отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский), откуда вышел в 1880. В тот же год поступил в Московскую военную академию, преобразованную в Кадетский корпус.
    После окончания учения продолжил военное образование в Александровском юнкерском училище (1888 — 90). Впоследствии опишет свою "военную юность" в повестях "На переломе (Кадеты)" и в романе "Юнкера". Уже тогда мечтал стать "поэтом или романистом".
    Первым литературным опытом Куприна были стихи, оставшиеся неопубликованными. Первое произведение, увидевшее свет,— рассказ "Последний дебют" (1889).
    В 1890, окончив военное училище, Куприн в чине подпоручика был зачислен в пехотный полк, стоявший в Подольской губернии. Офицерская жизнь, которую он вел в течение четырех лет, дала богатый материал для его будущих произведений. В 1893 — 1894 в петербургском журнале "Русское богатство" вышли его повесть "Впотьмах" и рассказы "Лунной ночью" и "Дознание". Жизни русской армии посвящена серия рассказов: "Ночлег" (1897), "Ночная смена" (1899), "Поход". В 1894 Куприн вышел в отставку и переехал в Киев, не имея никакой гражданской профессии и имея малый жизненный опыт. В следующие годы много странствовал по России, перепробовав множество профессий, жадно впитывая жизненные впечатления, которые стали основой его будущих произведений. В 1890-е опубликовал очерк "Юзовский завод" и повесть "Молох", рассказы "Лесная глушь", "Оборотень", повести "Олеся" и "Кэт" ("Прапорщик армейский"). В эти годы Куприн познакомился с Буниным, Чеховым и Горьким. В 1901 переехал в Петербург, начал работать секретарем "Журнала для всех", женился на М. Давыдовой, родилась дочь Лидия. В петербургских журналах появились рассказы Куприна: "Болото" (1902); "Конокрады" (1903); "Белый пудель" (1904). В 1905 вышло наиболее значительное его произведение — повесть "Поединок", имевшая большой успех. Выступления писателя с чтением отдельных глав "Поединка" стали событием культурной жизни столицы. Его произведения этого времени были весьма благонравны: очерк "События в Севастополе" (1905), рассказы "Штабс-капитан Рыбников" (1906), "Река жизни", "Гамбринус" (1907). В 1907 женился вторым браком на сестре милосердия Е. Гейнрих, родилась дочь Ксения. Творчество Куприна в годы между двумя революциями противостояло упадочным настроениям тех лет: цикл очерков "Листригоны" (1907 — 11), рассказы о животных, рассказы "Суламифь", "Гранатовый браслет" (1911). Его проза стала заметным явлением русской литературы начала века. После Октябрьской революции писатель не принял политику военного коммунизма, "красный террор", он испытал страх за судьбу русской культуры. В 1918 пришел к Ленину с предложением издавать газету для деревни — "Земля". Одно время работал в издательстве "Всемирная литература", основанного Горьким. Осенью 1919, находясь в Гатчине, отрезанной от Петрограда войсками Юденича, эмигрировал за границу. Семнадцать лет, которые писатель провел в Париже, были малоплодотворным периодом. Постоянная материальная нужда, тоска по родине привели его к решению вернуться в Россию. Весной 1937 тяжелобольной Куприн вернулся на родину, тепло встреченный своими почитателями. Опубликовал очерк "Москва родная". Однако новым творческим планам не суждено было осуществиться. В августе 1938 Куприн умер в Ленинграде от рака
 Изменить