Сочинения по литературе

М.А. Булгаков — писатель-врач

0
Сатира — род литературы, в котором на первом плане отрицательные явления действительности. Так объясняет это понятие словарь С. Ожегова. Властители душ — писатели и поэты-классики — считали сатиру действенным приемом художественного слова и были убеждены в том, что человеческое сознание легче всего усваивает смешное, а сам смех — великая сила. Писатели Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин, поэты А. Толстой и Н. Курочкин верой и правдой служили сатирической литературе.
М.А. Булгаков — врач и писатель. Если внимательно всмотреться в окружающий мир и глубоко задуматься над духовной жизнью человека, то поневоле откроются определенные общие тенденции, связывающие абсолютно, на первый взгляд, разные вещи. Философы прошлых веков задумались над органической связью человеческого тела с тем миром, который именуется душой. Душа, как говорится, бессмертна, а тело тленно, и каждому отведен свой срок. Занимаются процессами, происходящими в человеческом организме, различные естественные науки, в частности, физиология, биология, генетика и анатомия. Именно на них базируется медицина. Но в то же время ни в коем случае нельзя пренебрегать и духовной стороною исцеления. А уж объяснение человеческого духа полностью подвластно художественному слову. Русская литература в лице достойных представителей — А.П. Чехова, В.А. Вересаева, М.А. Булгакова — теснейшим образом связана с медициной. Все три писателя были профессиональными медиками, имели высшее медицинское образование. Глубина проникновения во внутренний мир человека сродни пристальному изучению физиологических особенностей человеческого организма. Физическое здоровье нации — залог ее нравственного здоровья.

Итак, в формулировке темы значится имя одного из крупнейших прозаиков двадцатого столетия — М.А. Булгакова, автора многочисленных произведений, писателя, публициста, драматурга.
Нам также известно, каких колоссальных усилий и какой самоотверженности требовала эта должность в условиях одной больницы на сотни верст вокруг.

Земский врач един во многих лицах: терапевт, гинеколог, акушер, хирург, стоматолог — тут уж не до узкой специализации. «Записки юного врача» — один из интереснейших сборников рассказов писателя. Герой произведения «Полотенце с красным петухом» впервые в жизни делает ампутацию ноги молодой девушке, которая попала в меску льна во время работы. У молодого хирурга лишь опыт присутствия на операциях, а тут сразу такое испытание. Скрупулезно перечисляя детали самой операции, Булгаков все же остается художником, иначе бы его рассказ выглядел бы обыкновенным отчетом в истории болезни. Читатель видит, как прощупывается пульс у человека, в буквальном смысле находящегося на смертном одре, как текут струи пота по лицу, как смертельная бледность разливается по всему телу больной. Создается ощущение присутствия на этой операции. Даже слышишь скрежет пилы, отпиливающей тазобедренную кость.

Не менее выразительно описание операции в повести «Собачье сердце». Правда, здесь писатель побеждает врача, говоря: «Выскочили розовые и желтые, плачущие кровавой росой ткани». Но записи в истории болезни, которые делает доктор Борменталь, свидетельствуют о глубоком профессионализме и обстоятельности научного исследования.

Не менее важна нравственная позиция М.А. Булгакова — писателя и медика. Один из героев цикла рассказов «Записки юного врача», доктор Яшвин, убивает петлюровского полковника, после того как оказал тому, раненому, первую медицинскую помощь. Главный герой — интеллигент, который страдает от сознания того, что пролил кровь человека. Но ему, врачу, дававшему клятву Гиппократа, мучительно видеть палача, для которого вообще не существует нравственных норм.
Женщина, мужа которой убили по приказанию полковника, увидела в комнате молодого человека с маленьким чемоданчиком в руках — непременная принадлежность врача — и бросила ему в лицо: «Вы, с университетским дипломом и вместе с этой сволочью!».

За этой сценою — позиция писателя-гуманиста. Занятия наукой и безнравственные поступки — вещи несовместимые, как «гений и злодейство». Во второй главе романа «Мастер и Маргарита» мы знакомимся пятым прокуратором Иудеи Понтием Пилатом. У этого библейского персонажа сильные головные боли. Писатель ставит диагноз, употребляя условное название болезни — «гемикрения». По всем симптомам это мигрень или, возможно, гипертонический криз. Булгаков так передает физическое состояние своего героя, что читатель сам начинает чувствовать вечернюю духоту и жуткую головную боль и с облегчением вздыхает, когда эта боль проходит.

Таким образом, телесная и духовная природа находятся в гармонии, если есть здоровье и физическая крепость. Врач должен свято соблюдать по отношению к больному заповедь: «Не навреди!». Гуманист-писатель в первую очередь должен думать о воспитании души и о том потенциале добра, который содержится в умной и правдивой книге.

М.А. Булгаков стал по-настоящему открыт для русского читателя в конце 60-х годов двадцатого столетия. Значимость его творчества для русской литературы стала очевидна после массовой публикации романов «Белая гвардия», «Жизнь господина де Мольера», «Мастер и Маргарита» и других произведений. Писатель-сатирик, фантаст, психолог, мастер необыкновенно красивого языка, гуманист-философ, он очень популярен среди читающей и мыслящей части населения планеты, независимо от национальности. Совсем не случайно его произведения представляют огромный интерес для выдающихся кинорежиссеров и деятелей театра. Ни преследования, ни временное забвение не повредили репутации Булгакова.



 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Булгаков М.А.

Булгаков и Художественный театр | Сочинение по литературе
В мае 1912 года в Киев с шестью спектаклями в полном составе прибывает Художественный театр. В интервью корреспонденту «Киевской мысли» Вл. И. Немирович-Данченко расскажет, что театр привез декорации

Символы «Кресты, вороны, поля» в пьесах Булгакова | Сочинение по литературе
6 августа 1930 года режиссер-ассистент МХАТ М. А. Булгаков обращается к К. С. Станиславскому с важным письмом, начинающим «театральный период» писательской жизни: «Вернувшись из Крыма, где я лечил

Сказка театрального быта в постановке Булгакова | Сочинение по литературе
«Мольеровский период» булгаковской жизни растянулся на семь лет. С пьесой «Кабала святош» Булгаков поступил на службу в Художественный театр; после неудачи, постигшей пьесу, Художественный театр

Выбор Художественного театра Булгаковым | Сочинение по литературе
10 сентября 1938 года Булгаков завел тетрадь под пьесу, но в ближайшие несколько месяцев нельзя обнаружить следов систематической работы над ней. Потаенный замысел созревает трудно, отодвигается

Как формируется драматург | Сочинение по литературе
В книге о Мольере Булгаков, отвечая на сходные вопросы, дает сжатый и вдохновенный очерк парижской театральной жизни, которая готовит великого комедиографа. Портрет объемный: образы двух обойщиков,

Сны в булгаковской поэтике | Сочинение по литературе
Сны в булгаковской поэтике имеют разнообразное значение. Сон — это блаженная, желанная, чаемая норма, возможность «переиграть жизнь», изменить ее катастрофический ход. Сон — это выявление сокрытых и

Пародия и памфлет в пьесах Булгакова | Сочинение по литературе
Прежде чем рассказать об этой «реплике» автора «Дней Турбиных», поведаю читателю о другой достаточно забытой пьесе, которая вышла в 1928 году в издательстве «Теакинопечать» и была рекомендована для

«Комедианты господина» в интерпретации Булгакова | Сочинение по литературе
В архиве сохранились эти «зеленые заплаты», скроенные 15 марта, то есть на следующий день после вышеприведенного письма. Они озаглавлены так: «Вставки в пьесу «Мольер», сделанные по требованию

Булгаков — «политически вредный автор» | Сочинение по литературе
Я считаю, что ярлык «политически вредного автора» М. Булгаков получил от своих высокопоставленных современников совершенно «справедливо». Он слишком откровенно изображал отрицательную сторону

Последние творческие годы Булгакова | Сочинение по литературе
Имя Михаила Афанасьевича Булгакова, крупнейшего писателя, пользуется в нашей стране широкой известностью. Всякий художественный текст Булгакова есть тайна, есть загадка,

Фото Булгаков М.А.

 Изменить 
Булгаков М.А.

Булгаков М.А. - Биография

Михаил Булгаков родился 15 мая (3 мая по старому стилю) 1891 года в Киеве, в семье профессора кафедры западных вероисповеданий Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. Семья была многодетная (Михаил — старший сын, у него было еще четыре сестры и два брата) и дружная. Позже М. Булгаков не раз вспомнит о «беспечальной» юности в красивом городе на днепровских кручах, об уюте шумного и теплого родного гнезда на Андреевском спуске, сияющих перспективах будущей вольной и прекрасной жизни.

Бесспорны влияние на будущего писателя сыграла и роль семьи: твердая рука матери Варвары Михайловны, не склонной к сомнениям по поводу того, что есть добро, а что — зло (праздность, уныние, эгоизм), образованность и трудолюбие отца («Моя любовь[en] — зеленая лампа и книги в моем кабинете», — напишет позже Михаил Булгаков, вспоминая допоздна засиживающегося за работой отца). В семье царит безусловный авторитет знания и презрение к невежеству, не отдающему себе в этом отчета.

По данным ЮНЕСКО М.А.Булгаков – один из самых читаемых писателей ХХ века. Сегодня его смело можно назвать великим гением, о чем раньше нельзя было и помыслить. Могучие силы, ему препятствовавшие или стремившиеся погубить, вынуждены были отступить перед его мужественной стойкостью. Сохраняя достоинство мыслящего человека, Булгаков защищал святое для художника право на свой взгляд, свой ум, свое воображение, т.е. право быть самим собой.
За свою короткую жизнь писатель успел выразить себя до конца, до самого дна души, точно под взглядом всевидящего и всезнающего Воланда. Его гениальные произведения «Записки юного врача», «Морфий», «Роковые яйца», «Собачье сердце», «Белая гвардия» и др. принесли автору всемирную посмертную славу. А роман «Мастер и Маргарита» стал поистине культовой книгой, споры и разговоры вокруг которой не прекращаются и по сей день.
Обширный материал, представленный на выставке, дает возможность читателям воссоздать вехи жизни Булгакова на широком историческом фоне эпохи, ее литературной и социальной жизни, а также его творческий облик.
 Изменить 
new-lyrics

Случайные