Сочинения по литературе

Мастерская, посвященная лирике Б. Пастернака «Это поистине новое чудо»

0
Каждый учитель, как творческая личность, стремится к чему-то необычному, инновационному, не забывая при этом и о традициях. И уроки-мастерские - это находка для креативного педагога, так как именно такие уроки учат наших учеников мыслить творчески. М. В. Амфилохиева в своей книге «Традиции и инновации в преподавании литературы» справедливо отмечает: «Опыты «Мастерских» в какой-то мере помогут воспитанию свободных творческих людей, не боящихся вырабатывать и высказывать свое собственное мнение, понимающих, что знание должно пластично изменяться, а не оставаться непреложной догмой. Может, тогда появятся люди, способные строить, а не разрушать, совместно работать, а не подвергать осмеянию тех, кто имеет свое мнение?» Думаю, что сей риторический вопрос особенно актуален в наше время в современной школе.
Цель мастерской — создание творческой среды для вхождения в мир поэта, реализация чувств, настроений, ассоциаций через систему творческих заданий.

1-й этап. Начинается урок-мастерская без объявления названия - это один из механизмов запуска творческого процесса. На определённом этапе её участникам предстоит дать своё название мастерской.

Участникам мастерской предлагается сесть по группам. Потом просьба открыть тетради и написать слово «облик». К этому слову подобрать слова-ассоциации.

В тетрадях появляются записи: внешность, обличье, приятный, душа, характер, человеческий, наружность, лик, лицо.

2-й этап. Группам раздаются конверты с надписью «Глазами современников» (приложение 1).

Задание. Прочитать воспоминания современников о творческой личности, имя которой пока остается загадкой, осмыслить и записать в тетрадь понравившееся, привлекшее внимание высказывание. Подготовить группе ответ на вопрос: какое впечатление сложилось об этом загадочном человеке, об его облике?

Варианты ответов.

Нам представилась возможность познакомиться с воспоминаниями современников. И вот какие выводы мы сделали.

Перед нами поэт, который «производит впечатление гения».

Нам импонирует его манера держаться («совершенно простая, юношеская, непосредственная, нескованная, полная и сердечности, и достоинства»).

Нам кажется, что человек этот был глубоко трагичен в своей жизни («обнаженные нервы, неблагополучный и гибельный», «всюду жизнь . »)

Комментарий. Интерес к имени загадочной творческой личности нарастает. Предлагаю выслушать еще некоторые факты из жизни: 1958 год – присуждение Нобелевской премии по литературе за роман «Доктор Живаго». Наконец имя «поймано», записываем его на доске и в тетрадях (Борис Леонидович Пастернак), добавляем годы жизни: 1890 – 1960 г. г.

3-й этап. Привлекается литература. Чтение стихов «Июль», «На ранних поездах»(1941), «Опять весна»(1941). Одно из стихотворений будет прочитано учителем, для создания эмоционального фона урока (приложение 2).

Задание. Поговорите в группе о прочитанных стихотворениях. На чём вы сосредоточили своё внимание: темах, образах, средствах выразительности, лирическом герое, смыслах? Исходя из этого, какое название дали бы сегодняшнему уроку?

На групповую работу даётся 10–15 минут, после чего каждой группе необходимо сформулировать один наиболее важный тезис, прозвучавший в обсуждении, и познакомить с ним всех. По высказанному тезису могут дать комментарий или задать вопрос участники других групп.

Комментарий. А пока идет работа, тихо звучит магнитофонная запись – музыкальные произведения «Весна», «Зима», «Лето» А. Вивальди из цикла «Времена года».

Варианты ответов.

Стихотворение «На ранних поездах» (1941)

Свое внимание мы сосредоточили на образах и теме. В отличие от остальных стихотворений, которые населены в основном природными стихиями, здесь поэт «боготворит» простых людей (образы баб, слобожан, учащихся, слесарей), лирический герой всматривается в своих попутчиков, и это «боготворение» перерастает в ощущение своей причастности к ним, недаром «я» первых строф в конце сменяет «мы». Тема Родины отчетливо слышна в строфе:

Сквозь прошлого перипетии

И годы войн и нищеты

Я молча узнавал России

Неповторимые черты.

А уроку мы даем название следующее: «России неповторимые черты» в лирике Б. Пастернака. Неповторимость России, по мнению поэта, в людском долготерпении (годы войн, нищета), у русского народа нет «следов холопства, которые кладет нужда», люди «и новости и неудобства» несут «как господа».

Стихотворение «Июль»

Мы остановились на смыслах и средствах выразительности. Стихотворение по своей структуре и содержание очень напоминает загадку. Сразу нельзя догадаться о ком или о чем идет речь. Как будто идет игра: главного слова не называть, а отгадывать, о чем идет речь. В стихотворении, благодаря использованию приемов олицетворения и трансформации образов, лето предстает то в образе привидения, то в образе домового, наделенного характером баловника-невежи, то приобретает черты человека («жилец приезжий», «летний дачник-отпускник»), то вновь оказывается бесплотным («июль с грозой, июльский воздух»). Таким образом, идет воссоединение человека и мира природы. Урок получил название: Кто этот «баловник-невежа» в лирике Б. Пастернака.

Стихотворение «Опять весна» (1941)

Так как на дворе весна, мы решили назвать урок так: это поистине новое чудо, это, как прежде, снова весна. Пробуждение природы для лирического героя – «поистине новое чудо», хотя и повторяется каждый год (это, как прежде, снова весна»). Его внимание останавливается на первой примете весны – проснувшемся весенней ночью ручье. Ручей наделен характером: он «полубезумный болтун». В единое целое собраны все предметы, которые представляют весну. Образ весны приобретает девичьи черты («ее телогрейка…, плечи, косынка, стан и спина», «это Снегурка»). Достигается это анафорами: «это», «эта», «эти», «этот»,- которые придают стихотворению особую выразительность. Мы пришли к выводу, что стихотворение Пастернака «Опять весна» очень напоминает стихотворение «Это утро, радость эта…» А. Фета.

4-й этап. Предлагается написать миниатюру на тему «Необычны ли, удивительны ли, неповторимы ли пастернаковские стихи?» В качестве заголовка взять строчку из стихотворений поэта (варианты: России неповторимые черты. баловник-невежа, это поистине новое чудо, бред бытия, льется без умолку; это, как прежде, снова весна)

5-й этап. Итоговая социализация. Написанные сочинения читаются.

6-й этап. Реализация рефлексивного алгоритма:

«Я» (как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой, что я открыл сегодня в себе),

«Мы» (комфортно ли было работать в группе),

«Дело» (какие затруднения возникли, как преодолел свои учебные проблемы, к каким вопросам вышел).

7-й этап. Информация о домашнем задании. Создание условий для выбора учащимися домашнего задания.

1)Чтение стихов Пастернака «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво…» (обязательное для всех).

2)Устное сочинение «Поэт и поэзия» по прочитанным стихотворениям.

3)Составление синквейна.

Модель для синквейна:

Пастернак — слово-ассоциация.

Два слова — определения (прилагательные, причастия, может быть и существительное).

Три слова, отвечающих на вопрос: что делает? (глаголы, деепричастия).

Предложение — ваше к нему отношение (из четырёх-пяти слов).

Суть первого слова-ассоциации (одно слово или словосочетание).

Пример:

Творческая личность.

Глубокая. Трагическая.

Видит. Слышит. Осязает.

Я учусь у него постигать мир.

Мудрец.

4)Отредактированный вариант миниатюры на тему «Необычны ли, удивительны ли, неповторимы ли пастернаковские стихи?». В качестве заголовка взять строчку из стихотворений Пастернака

Приложение 1

«Глазами современников»

1. «Лицом он похож на Пушкина, ростом выше». М. Цветаева.

2. «Вставал рано утром и спускался вниз из своего кабинета, расположенного на втором этаже. Умывался он во дворе, даже зимой, при -30, так что от него шел пар». Н. Табидзе.

3. «Производит впечатление гения: обнаженные нервы, неблагополучный и гибельный». К.К. Чуковский.

4. «Не наружность – она для меня сливалась с общим обликом, как и голос и самые стихи, но, быть может, манера держаться – совершенно простая, юношеская, непосредственная, нескованная, полная и сердечности, и достоинства… Он говорил так же непросто, как и писал,- потому что мысль его шла путем метафор». Е. Кунина.

5. «По дороге он говорил, что на него очень действует весна. Всюду жизнь

». Л. Горнунг.

6. «Он произвел впечатление огнем, который шел как бы изнутри, и сочетанием этого огня с большим умом. У него светились глаза, и он весь горел вдохновением». З. Н.Нейгауз.

7. «Как долго сохранял «?» юношеский, студенческий вид, а теперь это седой старичок – как бы присыпанный пеплом». К. Чуковский.

Приложение 2

Б. Пастернак «Июль»

На весь его недолгий роздых

Мы целый дом ему сдаем.

Июль с грозой, июльский воздух

Снял комнаты у нас внаем.

Июль, таскающий в одеже

Пух одуванчиков, лопух,Июль, домой сквозь окна вхожий,

Все громко говорящий вслух.

Степной нечесаный растрепа,

Пропахший липой и травой,

Ботвой и запахом укропа,

Июльский воздух луговой.

По дому бродит привидение.

Весь день шаги над головой.

На чердаке мелькают тени.

По дому бродит домой.

Везде болтается некстати,

Мешается во все дела.

В халате крадется к кровати,

Срывает скатерть со стола.

Ног у порога не обтерши,

Вбегает в вихре сквозняка

И с занавеской, как с танцоршей,

Взвивается до потолка.

Кто этот баловник-невежа

И этот призрак и двойник?

Да это наш жилец приезжий,

Наш летний дачник-отпускник.

Б. Пастернак «На ранних поездах»

Превозмогая обожанье,

Я наблюдал, боготворя,

Здесь были бабы, слобожане,

Учащиеся, слесаря.

В них не было следов холопства,

Которые кладет нужда,

И новости и неудобства

Они несли как господа.

Рассевшись кучей, как в повозке,

Во всем разнообразьи поз,

Читали дети и подростки,

Как заведенные, взасос.

Москва встречала нас во мраке,

Переходившем в серебро,

И, покидая свет двоякий,

Мы выходили из метро.

Потомство тискалось к перилам

И обдавало на ходу

Черемуховым свежим мылом

И пряниками на меду.

Я под Москвою эту зиму,

Но в стужу, снег и буревал

Всегда, когда необходимо,

По делу в городе бывал.

Я выходил в такое время,

Когда на улице ни зги,

И рассыпал лесною темью

Свои скрипучие шаги.

Навстречу мне на переезде

Вставали ветлы пустыря.

Надмирно высились созвездья

В холодной яме января.

Обыкновенно у задворок

Меня старался перегнать

Почтовый или номер сорок,

А я шел на шесть двадцать пять.

Вдруг света хитрые морщины

Сбирались щупальцами в круг.

Прожектор несся всей махиной

На оглушенный виадук.

Сквозь прошлого перипетии

И годы войн и нищеты

Я молча узнавал России

Неповторимые черты.

Учитель-словесник: Клементьева Наталья Борисовна

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Пастернак Б.Л.

Мой любимый поэт и писатель Б. Пастернак | Сочинение по литературе
Б. Л. Пастернак в своем творчестве отразил многие события XX века. Судьба его, так же как и судьба многих поэтов этого поколения, складывалась очень тяжело. Ему пришлось пережить взлеты и падения,

«Вечные» темы в лирике Б. Л. Пастернака | Сочинение по литературе
«Вот оно, высшее христианство, — даже на распятии понять, что твои палачи — это тоже жертвы», — писал Е. Евтушенко в обширной статье о Пастернаке. Пастернак оказался избранником истории, поставив

Быть знаменитым некрасиво (тема поэта и поэзии в творчестве Б. Л. Пастернака) | Сочинение по литературе
В стихотворении «Быть знаменитым некрасиво» Б. Пастернак сам ответил на вопрос, в чем заключается назначение поэзии: Цель творчества — самоотдача, А не шумиха, не

Своеобразность поэтического видения Б. Пастернака | Сочинение по литературе
Так произошло в жизни Б. Пастернака, что музыка стала его первым шагом к познанию мира, а философия – вторым. Но именно в его поэзии эти два начала объединились, создавая замечательную

Мой любимый поэт Пастернак | Сочинение по литературе
Известно, что Марина Цветаева однажды воскликнула в пылу полемики: «Где человек, до конца понявший Пастернака?». И сама же пояснила: Пастернак — это «тайнопись», «иносказание», «шифр». Пастернака

Своеобразие и мастерство Пастернака | Сочинение по литературе
Путь Пастернака-поэта имеет свою логику, вершины полного торжества и трудные, противоречивые моменты. В этой книге сохранена хронологическая канва; анализируя мотивы и поэтику как о том писали

«Я весь мир заставил плакать над красой земли своей...» (по лирике Б. Пастернака) | Сочинение по литературе
Просевая полдень, Троицын день, гулянье, Просит роща верить: мир всегда таков. Так задуман чащей, так внушен поляне, Так на нас, на ситцы пролит с облаков.

Темы и мотивы поэзии Б. Пастернака (по стихотворениям «февраль. Достать чернил и плакать...», «На ранних поездах», «Лето в городе», «Гамлет», «Зимняя ночь») | Сочинение по литературе
Поэзия Бориса Пастернака представляет собой явление, совершенно новое в русской литературе вообще и в литературе Серебряного века в частности. Сам Пастернак считается одним из величайших поэтов не

Сочинение по лирике Пастернака | Сочинение по литературе
Лирика Пастернака тоскует по эпосу. Она тоскует по обыденности, по прозаизмам. Пастернак словно ищет возможности в лирике открыться времени. Она словно пожар, словно восстание против устоявшихся

Борис Леонидович Пастернак | Сочинение по литературе
Борис Леонидович Пастернак родился в Москве в семье художника Л. О. Пастернака, которому принесли известность иллюстрации к романам Л. Н. Толстого. Атмосферу детства Б. Пастернака определила жизнь

Фото Пастернак Б.Л.

 Изменить 
Пастернак Б.Л.

Пастернак Б.Л. - Биография

    ПАСТЕРНАК, БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ (1890–1960), русский поэт, прозаик, переводчик. Родился 10 февраля 1890 в Москве.
    Начиналось же все с музыки. И живописи. Мать будущего поэта Розалия Исидоровна Кауфман была замечательной пианисткой, ученицей Антона Рубинштейна. Отец – Леонид Осипович Пастернак, знаменитый художник, иллюстрировавший произведения Льва Толстого, с которым был тесно дружен.
    Дух творчества жил в квартире Пастернаков на правах главного, всеми боготворимого члена семьи. Здесь часто устраивались домашние концерты с участием Александра Скрябина, которого Борис обожал. «Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней – Скрябина», – вспоминал он впоследствии. Мальчику прочили карьеру музыканта. Еще в пору учебы в гимназии он прошел 6-летний курс композиторского факультета консерватории, но... В 1908 Борис оставил музыку – ради философии. Он не мог себе простить отсутствие абсолютного музыкального слуха.
    Юноша поступил на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета. Весной 1912 на скопленные матерью деньги он поехал продолжать учебу в немецкий город Марбург – центр тогдашней философской мысли. «Это какое-то глухое напряжение архаического. И это напряжение создает все: сумерки, душистость садов, опрятное безлюдье полдня, туманные вечера. История становится здесь землею», – так Пастернак описывал полюбившийся навеки город в одном из писем на родину.
    Глава марбургской школы философов-неокантианцев Герман Коген предложил Пастернаку остаться в Германии для получения докторской степени. Карьера философа складывалась как нельзя более удачно. Однако и этому началу не суждено было осуществиться. Молодой человек впервые серьезно влюбляется в бывшую свою ученицу Иду Высоцкую, заехавшую вместе с сестрой в Марбург, чтобы навестить Пастернака. Всем его существом завладевает Поэзия.
    Я вздрагивал. Я загорался и гас.
    Я трясся. Я сделал сейчас предложенье, –
    Но поздно, я сдрейфил, и вот мне – отказ.
    Как жаль ее слёз! Я святого блаженней.
    Я вышел на площадь. Я мог быть сочтён
    Вторично родившимся. Каждая малость
    Жила и, не ставя меня ни во что,
    В прощальном значеньи своём подымалась.
    (Марбург)
    Стихи приходили и раньше, но лишь теперь их воздушная стихия нахлынула столь мощно, неодолимо, взахлеб, что стало невозможно ей противостоять. Позже в автобиографической повести Охранная грамота (1930) поэт попытался обосновать свой выбор, а заодно дать определение этой овладевшей им стихии – сквозь призму философии: «Мы перестаем узнавать действительность. Она предстает в какой-то новой категории. Категория эта кажется нам ее собственным, а не нашим состоянием. Помимо этого состояния все на свете названо. Не названо и ново только оно. Мы пробуем его назвать. Получается искусство».
    По возвращении в Москву Пастернак входит в литературные круги, в альманахе Лирика впервые напечатаны несколько не переиздававшихся им впоследствии стихотворений. Вместе с Николаем Асеевым и Сергеем Бобровым поэт организовывает группу новых или «умеренных» футуристов – «Центрифуга».
    В 1914 вышла первая книга стихов Пастернака – Близнец в тучах. Название было, по словам автора, «до глупости притязательно» и выбрано «из подражания космологическим мудреностям, которыми отличались книжные заглавия символистов и названия их издательств». Многие стихотворения этой, а также следующей (Поверх барьеров, 1917) книг поэт впоследствии значительно переработал, другие никогда не переиздавал.
    В том же, 1914, он познакомился с Владимиром Маяковским, которому суждено было сыграть огромную роль в судьбе и творчестве раннего Пастернака: «Искусство называлось трагедией, – писал он в Охранной грамоте. – Трагедия называлась Владимир Маяковский. Заглавье скрывало гениально простое открытие, что поэт не автор, но – предмет лирики, от первого лица обращающейся к миру».
    «Время и общность влияний» – вот что определило взаимоотношения двух поэтов. Именно схожесть вкусов и пристрастий, перерастающая в зависимость, неизбежно подтолкнула Пастернака к поиску своей интонации, своего взгляда на мир.
    Марина Цветаева, посвятившая Пастернаку и Маяковскому статью Эпос и лирика современной России (1933), определяла разницу их поэтик строчкой из Тютчева: «Все во мне и я во всем». Если Владимир Маяковский, писала она, – это «я во всем», то Борис Пастернак, безусловно – «все во мне».
    Действительное «лица необщее выраженье» было обретено в третьей по счету книге – Сестра моя – жизнь (1922). Не случайно, что с нее Пастернак вел отсчет своему поэтическому творчеству. Книга включила стихи и циклы 1917 и была, как и год их создания, поистине революционной – но в другом, поэтическом значении этого слова:
    Это – круто налившийся свист,
    Это – щёлканье сдавленных льдинок,
    Это – ночь, леденящая лист,
    Это – двух соловьёв поединок.
    (Определение поэзии)
    Новым в этих стихах было все. Отношение к природе – как бы изнутри, от лица природы. Отношение к метафоре, раздвигающей границы описываемого предмета – порой до необъятности. Отношение к любимой женщине, которая...вошла со стулом, / Как с полки, жизнь мою достала / И пыль обдула.
    Подобно «запылившейся жизни» в данных строках, все явления природы наделены в творчестве Пастернака не свойственными им качествами: гроза, рассвет, ветер очеловечиваются; трюмо, зеркало, рукомойник оживают – миром правит «всесильный бог деталей»:
    Огромный сад тормошится в зале,
    Подносит к трюмо кулак,
    Бежит на качели, ловит, салит,
    Трясёт – и не бьёт стекла!
    (Зеркало)
    «Действие Пастернака равно действию сна, – писала Цветаева. – Мы его не понимаем. Мы в него попадаем. Под него попадаем. В него – впадаем... Мы Пастернака понимаем так, как нас понимают животные». Любой мелочи сообщается мощный поэтический заряд, всякий сторонний предмет испытывает на себе притяжение пастернаковской орбиты. Это и есть «все во мне».
    Эмоциональную струю Сестры моей – жизни, уникального в русской литературе лирического романа, подхватила следующая книга Пастернака Темы и вариации (1923). Подхватила и приумножила:
    Я не держу. Иди, благотвори.
    Ступай к другим. Уже написан Вертер,
    А в наши дни и воздух пахнет смертью:
    Открыть окно, что жилы отворить.
    (Разрыв)
    Между тем, эпоха предъявляла к литературе свои жестокие требования – «заумная», «маловразумительная» лирика Пастернака была не в чести. Пытаясь осмыслить ход истории с точки зрения социалистической революции, Пастернак обращается к эпосу – в 20-х годах он создает поэмы Высокая болезнь (1923–1928), Девятьсот пятый год (1925–1926), Лейтенант Шмидт (1926–1927), роман в стихах Спекторский (1925–1931). «Я считаю, что эпос внушен временем, и потому... перехожу от лирического мышления к эпике, хотя это очень трудно», – писал поэт в 1927.
    Наряду с Маяковским, Асеевым, Каменским, Пастернак входил в эти годы в ЛЕФ («Левый фронт искусств»), провозгласивший создание нового революционного искусства, «искусства-жизнестроения», должного выполнять «социальный заказ», нести литературу в массы. Отсюда обращение к теме первой русской революции в поэмах Лейтенант Шмидт, Девятьсот пятый год, отсюда же обращение к фигуре современника, обыкновенного «человека без заслуг», ставшего поневоле свидетелем последней русской революции, участником большой Истории – в романе Спекторский. Впрочем, и там, где поэт берет на себя роль повествователя, ощущается свободное, не стесненное никакими формами дыхание лирика:
    То был двадцать четвёртый год. Декабрь
    Твердел, к окну витринному притёртый.
    И холодел, как оттиск медяка
    На опухоли тёплой и нетвёрдой.
    (Спекторский)
    Привыкшему руководствоваться правотою чувств, Пастернаку с трудом удается роль «современного» и «своевременного» поэта. В 1927 он покидает ЛЕФ. Ему претит общество «людей фиктивных репутаций и ложных неоправданных притязаний» (а подобных деятелей хватало среди ближайшего окружения Маяковского); кроме того, Пастернака все меньше и меньше устраивает установка лефовцев «искусство – на злобу дня».
    В начале 30-х годов его поэзия переживает «второе рождение». Книга с таким названием вышла в 1932. Пастернак вновь воспевает простые и земные вещи: «огромность квартиры, наводящей грусть», «зимний день в сквозном проеме незадернутых гардин», «пронзительных иволог крик», «вседневное наше бессмертье»... Однако и язык его становится иным: упрощается синтаксис, мысль кристаллизуется, находя поддержку в простых и емких формулах, как правило, совпадающих с границами стихотворной строки. Поэт в корне пересматривает раннее творчество, считая его «странной мешаниной из отжившей метафизики и неоперившегося просвещенства». Под конец своей жизни он делил все, что было им сделано, на период «до 1940 года» и – после. Характеризуя первый в очерке Люди и положения (1956–1957), Пастернак писал: «Слух у меня тогда был испорчен выкрутасами и ломкою всего привычного, царившими кругом. Все нормально сказанное отскакивало от меня. Я забывал, что слова сами по себе могут что-то заключать и значить, помимо побрякушек, которыми их увешали... Я во всем искал не сущности, а посторонней остроты». Однако уже в 1931 Пастернак понимает, что: Есть в опыте больших поэтов Черты естественности той, Что невозможно, их изведав, Не кончить полной немотой. В родстве со всем, что есть, уверясь, И знаясь с будущим в быту, Нельзя не впасть к концу, как в ересь, В неслыханную простоту. (Волны) «Черты естественности той» во Втором рождении настолько очевидны, что становятся синонимом абсолютной самостоятельности, выводящей поэта за рамки каких бы то ни было установлений и правил. А правила игры в 30-е годы были таковы, что нормально работать и при этом оставаться в стороне от «великой стройки» стало невозможно. Пастернака в эти годы почти не печатают. Поселившись в 1936 на даче в Переделкине, он, чтобы прокормить свою семью, вынужден заниматься переводами. Трагедии Шекспира, Фауст Гете, Мария Стюарт Шиллера, стихи Верлена, Байрона, Китса, Рильке, грузинские поэты... Эти работы вошли в литературу на равных с его оригинальным творчеством. В военные годы, помимо переводов, Пастернак создает цикл Стихи о войне, включенный в книгу На ранних поездах (1943). После войны он опубликовал еще две книги стихов: Земной простор (1945) и Избранные стихи и поэмы (1945). В 1930–1940 годы Пастернак не устает мечтать о настоящей большой прозе, о книге, которая «есть кубический кусок горячей, дымящейся совести». Еще в конце 10-х годов он начал писать роман, который, не будучи завершенным, стал повестью Детство Люверс – историей взросления девочки-подростка. Повесть получила высокую оценку критики. Поэт Михаил Кузмин даже поставил ее выше пастернаковской поэзии, а Марина Цветаева назвала повесть «гениальной». И вот с 1945 по 1955 годы в муках, не пишется – рождается роман Доктор Живаго, во многом автобиографическое повествование о судьбе русской интеллигенции в первой половине ХХ в., особенно в годы Гражданской войны. Главный персонаж – Юрий Живаго – это лирический герой поэта Бориса Пастернака; он врач, но после его смерти остается тонкая книжка стихов, составившая заключительную часть романа. Стихотворения Юрия Живаго, наряду с поздними стихотворениями из цикла Когда разгуляется (1956–1959) – венец творчества Пастернака, его завет. Слог их прост и прозрачен, но от этого нисколько не бедней, чем язык ранних книг: Снег на ресницах влажен, В твоих глазах тоска, И весь твой облик слажен Из одного куска. Как будто бы железом, Обмокнутым в сурьму, Тебя вели нарезом По сердцу моему. (Свидание) К этой чеканной ясности поэт стремился всю жизнь. Теми же поисками в искусстве озабочен и его герой, Юрий Живаго: «Всю жизнь мечтал он об оригинальности сглаженной и приглушенной, внешне неузнаваемой и скрытой под покровом общеупотребительной и привычной формы, всю жизнь стремился к выработке того сдержанного, непритязательного слога, при котором читатель и слушатель овладевают содержанием, сами не замечая, каким способом они его усваивают. Всю жизнь он заботился о незаметном стиле, не привлекающем ничьего внимания, и приходил в ужас от того, как он еще далек от этого идеала». В 1956 Пастернак передал роман нескольким журналам и в Гослитиздат. В том же году Доктор Живаго оказался на Западе и спустя год вышел по-итальянски. Спустя еще год роман увидел свет в Голландии – на сей раз по-русски. На родине атмосфера вокруг автора накалялась. 20 августа 1957 Пастернак писал тогдашнему партийному идеологу Д.Поликарпову: «Если правду, которую я знаю, надо искупить страданием, это не ново, и я готов принять любое». В 1958 Пастернак был удостоен Нобелевской премии – «за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы». С этого момента началась травля писателя на государственном уровне. Вердикт партийного руководства гласил: «Присуждение награды за художественно убогое, злобное, исполненное ненависти к социализму произведение – это враждебный политический акт, направленный против Советского государства». Пастернака исключили из Союза советских писателей, что означало литературную и общественную смерть. От почетной награды поэт вынужден был отказаться. В России Доктор Живаго был напечатал лишь в 1988, спустя почти 30 лет после смерти автора 30 мая 1960 в Переделкине. Поставив точку в романе, Пастернак подвел и итог своей жизни: «Все распутано, все названо, просто, прозрачно, печально. Еще раз... даны определения самому дорогому и важному, земле и небу, большому горячему чувству, духу творчества, жизни и смерти...».
 Изменить