Сочинения по литературе

Материнское на­чало в Прощание с Матерой

0

В. Распутин — повесть «Прощание с Матерой». «Ника­кое общество… не сможет долго продержаться в силе и здра­вии, если оно откажется от вековых традиций и устоев свое­го народа. Это все равно что, порубив корни, уповать на ветрый в повести одушевляется: слепнут стены, словно изба тоже страдает от разлуки со своими обитателями. «Сидеть в пустой разоренной избе было неудобно — виновно и горько было си­деть в избе, которую оставляли на смерть», — пишет В. Распу­тин. Прощаясь со своей избой, Дарья трогательно прибирает ее, словно провожая в последний путь. Она побелила ее, вы­мыла полы и окна. С образом дома связан образ Хозяина — духа, домового Матеры.

В повести также очень важен образ Старой лиственницы, являющейся символом мощи природы, символом неистреби­мости жизни. Ни огонь, ни топор, ни бензопила не могут унич­тожить это прекрасное, сильное дерево. Так, по мысли писа­теля, неистребима наша история, наше прошлое, наша малая родина.

Все эти образы символизируют в повести материнское на­чало. Это основа жизни, которая, по мысли Распутина, подо­рвана человеком. Законы жизни таковы, что новое неизбежно побеждает старое. Возникает вопрос: какой ценой? Ценой без­жалостного разрушения прошлого или же сохраняя все луч­шее, что есть в старой жизни? Именно эти проблемы остро поставлены писателем.

 

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Распутин В.

Отец и девочка | Сочинение по литературе
Отец и девочкаСтатья известного русского писателя В. Распутина повествует о малопримечательном случае из жизни семьи одного чело­века. Случай этот производит именно такое впечатление, если

Прощание с матерой проблема повести | Сочинение по литературе
Размышления над эстетическим аспектомЭстетика всегда рассматривала понятие прекрасного и его значение в жизни людей. Созидающее, прекрасное, и негатив­ное, разрушающее, —

Прощание с матерой проблема экологии | Сочинение по литературе
Размышления над экологическим аспектом воздействия человека на природуВ повести описаны события 50-60-х гг. прошлого века, когда река Ангара, приток Енисея, перегораживалась плотиной

Прощание с матерой проблема общества | Сочинение по литературе
Размышления над социальным аспектом повести Прощание с МатёройВ повести (1976) ведётся рассказ о событиях 50-60-х гг., когда по решению руководства страны на реке Ангаре, что в Сибири,

Сила добра в рассказе Распутина «Уроки французского» | Сочинение по литературе
Сила добра в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»Разговор с учительницей Лидией Михайловной после уроков оказался нелёгким. Однако он обернул­ся спасением, а не наказанием для

Проблема природы и людей в повести Пожар | Сочинение по литературе
Заметим, что использование условных форм творчества харак­терно для современной литературы. Таковы, к примеру, образы «царского лиственя» и загадочного существа — Хозяина остро­ва в

Жизненный и творческий путь Валентина Григорьевича Распутина | Сочинение по литературе
Просматривая жизненный и творческий путь Валентина Григорьевича Распутина, испытываешь особое, захватывающее чувство на тех этапах его жизни, где происходит чудесное превращение деревенского мальчика

Нравственный выбор. Рассказ "Уроки французского" | Сочинение по литературе
Нравственный выбор – это выбор, основанный на собственных ценностях и жизненных убеждениях. Это один из самых сложных выборов в жизни человека, ведь от него зависит многое. Это и твое имя, твой

Проблемы нравственности в современной литературе (по повести В.Распутина «Живи и помни») | Сочинение по литературе
Верю я, придет пора - Силу подлости и злобы Одолеет дух добра. Б. Пастернак Я выбрал для раскрытия темы писателя Валентина Распутина, потому что считаю его творчество

Уроки доброты (По рассказу В.Г. Распутина "Уроки Французского") | Сочинение по литературе
В деревне, где жил мальчик, была только начальная школа и поэтому, чтобы продолжить учиться, ему пришлось уехать в райцентр. В одиннадцать лет у него началась самостоятельная жизнь. В райцентре,

Фото Распутин В.

 Изменить 
Распутин В.

Распутин В. - Биография

    РАСПУТИН Валентин Григорьевич (р. 15.03.1937), русский писатель и общественный деятель.
    Родился 15 марта в селе Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье. После школы поступил на историке-филологический факультет Иркутского университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодежной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком "Я забыл спросить у Лешки" был опубликован в альманахе "Ангара" (1961).
    Окончив университет в 1959, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве. Красноярской ГЭС и магистрали Абакан - Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники "Костровые новых городов" и "Край возле самого неба".
    В 1965 Распутин показал несколько новых рассказов приехавшему в Читу на совещание молодых писателей Сибири В.Чивилихину, который стал "крестным отцом" начинающего прозаика.
    Первая книга рассказов Распутина "Человек с этого света" была издана в 1967 в Красноярске. В том же году выходит повесть "Деньги для Марии".
    В полную силу талант писателя раскрылся в повести "Последний срок" (1970), заявив о зрелости и самобытности автора.
    Затем последовали повести "Живи и помни" (1974) и "Прощание с Матёрой" (1976), поставившие их автора в ряд лучших современных русских писателей.
    В 1981 вышли новые рассказы: "Наташа", "Что передать вороне", "Век живи - век люби".
    Появление в 1985 повести Распутина "Пожар", отличающейся остротой и современностью проблемы, вызвало большой интерес у читателя.
    В последние годы писатель много времени и сил отдает общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 вышли в свет его рассказ "В ту же землю"; очерки "Вниз по Ленереке"; в 1996 - рассказы "Поминный день"; в 1997 - "Нежданно-негаданно"; "Отчие пределы" ("Видение" и "Вечером"). Живет и работает в Иркутске.
    Коренной сибиряк из с. Усть-Уда на Ангаре, ныне подтопленного водохранилищем Братской ГЭС. Окончил Иркутский университет в 1959. Публиковаться начинал в местной печати с очерков и рассказов, отмеченных несомненным дарованием, но на уровне сибирско-таежной романтики. Крупным успехом Распутина, принесшим ему литературную славу, стала повесть “Деньги для Марии” (1967), в которой выразилась основная идея писателя — торжество добра и справедливости над миром корысти и своеволия. Распутин тогда же был причислен столичными оценщиками к числу писателей “деревенской прозы”, хотя даже сюжетно никогда не ограничивался описаниями сельской жизни. Развивали литературный успех Распутина последовавшие затем повести и рассказы (“Последний срок”, 1970, “Живи и помни”, 1974, “Прощание с Матёрой”, 1976, и др.). В образах его героев выражается огромное душевное богатство русского человека — доброта, совестливость, любовь к Родине, отзывчивость, сострадание, взаимопомощь, сердечность, душевная щедрость, нестяжательство.
    Человек может жить полноценно только с любовью к Родине, сохраняя в душе вековые традиции своего народа. В повести “Прощание с Матёрой” Распутин показывает, как русский человек относится к разрушению своего национального мира “именем прогресса”. По приказу сверху должна исчезнуть с лица земли, быть затоплена одна из многих русских деревень. Крестьян насильственно переселяют в другое место — в “перспективное” село, построенное бездарными, чуждыми русскому народу “специалистами” без любви к людям, которым тут жить”. Простая русская женщина Дарья пять лет сопротивляется, защищая свой старый дом и всю деревню от погрома. Для нее Матёра и ее дом — воплощение Родины. Отстаивает Дарья не старую избу, а Родину, где жили ее деды и прадеды, и каждое бревно не только ее, но и пращуров ее. Сердце ее русское болит — “как в огне оно, христовенькое, горит и горит, ноет и ноет”. Как точно отмечал критик Ю. Селезнев: “Название острова и села — Матёра — не случайно у Распутина. Матёра конечно же идейно образно связано с такими родовыми понятиями, как мать (мать — Земля, мать — Родина), материк — земля, окруженная со всех сторон океаном (остров Матёра — это как бы “малый материк”). Космополитическое наступление так называемого мирового прогресса, превращение человека в бездушный винтик потребительского мира разрушает духовную цивилизацию, подрубает основы православного мировоззрения, которое так стойко защищает Дарья. Предавая свою малую Родину, человек теряет истоки самого главного в жизни, деградирует как личность, жизнь его становится серой и бесцельной. Событием в идейной жизни общества стала повесть Распутина “Пожар” (1985). Это суровое художественное предостережение о грядущей народной беде: духовном упадке, следом за которым идет упадок социальный. С началом “перестройки” Распутин, до того сторонившийся заседательской суеты, включился в широкую общественно-политическую борьбу. Он был одним из самых деятельных противников вредительского “поворота северных рек” (проект Бергера был отменен в июле 1987). В 1989-91 — депутат Верховного Совета СССР, выступал с горячими патриотическими речами, впервые процитировал слова П.А. Столыпина о “великой России” (“Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия”). Состоял в руководстве Русского Национального собора и Фронта национального спасения. Потом публично заявил, что “политика — дело грязное”.
 Изменить