Сочинения по литературе

Муза в творческой судьбе Оноре де Бальзака

0
Бальзак - гений, Бальзак - титан, Прометей литературы. Личность великого французского писателя постоянно волнует воображение потомков. Каким же был в действительности создатель «Человеческой комедии»? Что служило ему импульсом для творчества? Как сумел Бальзак под непрестанным градом житейских невзгод, под бременем постоянно растущих денежных долгов, личных неурядиц, в атмосфере обидного непонимания со стороны значительной части критики и читающей публики, а нередко враждебности и клеветы, возвести колоссальное здание «Человеческой комедии»? Как и когда смог он изучить огромный жизненный материал, работая по восемнадцать часов в сутки? Жизнь Бальзака не богата внешними событиями. Она сводилась главным образом к титаническому писательскому труду.
Самое значительное в жизни происходило за закрытой дверью его рабочей комнаты, во внутреннем мире, куда он редко кого допускал.

По отношению к женщинам Бальзак был подобен героям некоторых из своих творений - обаятельный, веселый, галантный, никогда не торопящий события: он сохранял человеческое достоинство. Бальзак многим обязан женщинам. Он обязан герцогине де Кастри тысячью рассказов из современной жизни. Сюжет «Директорши» ему дала другая женщина - г-жа Софи. В начале «Физиологии брака» он слегка намекает на этих двух дам, каждая из которых была замечательной по-своему…

Новелла первая. Первая любовь. Луиза Антуанетта Лора де Верни.

Справка. Луиза Антуанетта Лора де Верни (урожд. Хиннер) (1777- 1836), возлюбленная Бальзака. Эпохе де Верни в 1832 году был посвящен роман «Луи Ламбер», на первой странице которого значилось: «Ныне и присно избранной». Женщина, посвятившая себя тому, чтобы вовремя предостерегать меня от скрытых на пути опасностей… и давать советы, пощадив при этом мою гордость. Бальзак: «Мужчины и женщины могут, не боясь обесчестить себя, питать страсть к нескольким людям сразу. Ведь так естественно стремиться к счастью! Но подлинная любовь всегда одна в жизни». Эту единственную любовь Оноре де Бальзак испытал к госпоже де Верни. Одновременно чувственная, благоразумная и нежная, она была для него «точно ангел, сошедший с небес». Госпожа де Верни интуитивно угадала в Бальзаке большой талант, помогла ему сформироваться, направляла его. Не будь этой женщины, гений Бальзака, безусловно, проявился бы иначе. И Бальзак это знал. Во времена якобинской диктатуры, 8 апреля 1793 года, Габриэль де Верни женился на Лоре Хиннер, дочери арфиста, выходца из Германии, и Луизы де Лаборд, камеристки Марии Антуанетты. Крестным отцом маленькой Лоры, родившейся 23 мая 1777 года, был Людовик ХVІ, а крестной матерью - королева. Поэтому девочку нарекли Луиза Антуанетта Лора. Это звучало пышно. Ребенком Лора жила среди придворных и на всю жизнь сохранила изящество и благородство манер.

После смерти музыканта Хиннера его вдова вторично вышла замуж - за шевалье де Жаржз, одного из приверженцев Марии Антуанетты, который позднее пытался устроить побег королевы, заключенной в башню Тампля. Жаржз послужил прототипом героя романа Дюма-отца «Шевальє де Мезон-Руж». В обстановке надвигавшихся трагических событий Лору Хиннер, которой исполнилось всего шестнадцать лет, спешно выдали замуж за графа де Верни. Новобрачные почти тотчас же были арестованы. Падение Робеспьера спасло им жизнь. В 1791 году Габриэль де Верни поступил на службу в ведомство снабжения армии провиантом. В 1800 году он стал столоначальником в одном из отделений министерства внутренних дел, а в 1811 году стал советником парижского суда. У супружеской четы было девять детей, двое из них - сын и дочь - умерли. В семье многое не ладилось. Габриэля де Верни мучили недуги, и в пятьдесят лет он казался стариком. Сварливый, желчный, вечно брюзжащий, он постепенно терял зрение и предоставил жене полновластно распоряжаться поместьем, «которое она кроила и перекраивала по своему усмотрению».

Муж постоянно попрекал ее, донимая своими сетованиями. С 1800 по 1805 год граф и его жена даже жили раздельно. В ту пору Лора де Верни страстно влюбилась в «свирепого корсиканца, которому и отдала свою молодость». От этой связи у нее родилась дочь Жюли. Вскоре ужасный Кампи исчез, родители Лоры помирились, и господин де Верни свыкся с маленькой Жюли Кампи: с годами она превратилась в девушку «редкой красоты, чудесный цветок Бенгалии». Оноре де Бальзак часто встречал госпожу де Верни и ее детей. «Барышни в белых платьях и их родители в черном» присутствовали на деревенском празднике, были они и на крещении ребенка Луизы Брует, кухарки Бальзаков. «Дамы с околицы» играли роль властвующих особ.



Бальзак - Лори Сюрвиль, февраль 1822 года.

“Хочу тебе сообщить… что госпожа де Верни торгует овсом, отрубями, зерном и сеном для скота, ибо после сорокалетних размышлений она поняла, что деньги - это все. Верни видит в этом году не лучше, чем в прошлом. Дети госпожи де Верни только и умеют смеяться, танцевать, есть, спать и разговаривать, да и сама она женщина все еще очень любезная и любвеобильная”. За этим шутливым тоном скрывался весьма живой интерес. Оноре, посещавший «дом на околице», где он давал уроки младшим из детей Верни, был пленен их матерью. Не то чтобы она этого хотела.

Она не скрывала, что ей сорок пять лет, что она уже бабушка, и, разумеется, не собиралась соблазнять двадцатидвухлетнего юношу. Насмешливая, порой даже язвительная, госпожа де Верни весело подтрунивала над манерами Оноре, над его юношеской заносчивостью и честолюбивыми помыслами. Но при этом она уважала в нем незаурядный ум, редкий дар импровизации и пылкую натуру. Со своей стороны, он не уставал расспрашивать ее о придворной жизни при старом режиме. Оноре живо ощущал контраст между буржуа из квартала Марз, друзьями его родителей, и этой крестницей королевы. Он упивался звуками ее серебристого голоса. Ее миловидное лицо светилось умом и добротою. Кожа на шее и на плечах была как у юной девушки.

И главное, он угадывал, что эта женщина - и только она - может дать то, чего ему не хватало: вкус, знание света, даже утоление страстей любви, обостренной его возрастом, чтением и вольными разговорами отца. «Любовь, как и гения, рождает наитие». Он полюбил внезапно. Каждый день, расставаясь с госпожой де Верни, Оноре спрашивал себя: «Будет ли она моей?» Но любовь его была скорее нежной, чем дерзкой, и он долго не решался заговорить с ней о своих чувствах. Наконец, осенью 1821 года или весной 1822 года он отважился на признание: «Знайте же, сударыня, что вдали от вас живет человек, душа которого - какой чудесный дар! - преодолевает расстояния, мчится по невидимым небесным путям и постоянно устремляется к вам, чтобы, быть опьяненной радостью, всегда быть рядом.

Человек этот с восторгом готов причаститься к вашей жизни, вашим чувствам. Он то жалеет вас, то желает и при этом неизменно любить со всею пылкостью и свежестью чувства, которое расцветает лишь в молодости. Вы для него больше, чем друг, больше, чем сестра, вы для него почти что мать. Вы для меня земное божество, к которому я обращаю все свои помыслы и деяния. Я мечтаю о величии и славе только потому, что вижу в них ступеньку, которая приблизит меня к вам, и, задумывая что-нибудь важное, я всегда делаю это во имя ваше. Вы даже не подозреваете о том, что стали для меня поистине ангелом-хранителем». (Из письма 1822 года). Все это было правдой: в юности человек почти всегда верит в то, что он пишет в любовных письмах. Госпожа де Верни посмеивалась над Оноре, над его вздохами, романами, манерой одеваться и держать себя. Он не отступал: «Что за удовольствие для женщины с возвышенной душою смеяться над несчастным?.. Чем дальше, тем яснее я вижу, что Вы не любите меня, что Вы меня никогда не полюбите… И упорство мое - сущее безумие. Но все-таки я упорствую».

День за днем он посылает ей страстные послания, часто они по-настоящему прекрасны. Однажды вечером, распрощавшись, Оноре вернулся и нашел госпожу де Верни в задумчивости. Они присели на скамью, вокруг - окутанный полумраком сад, над головой - мерцающие звезды.

Она впервые подарилаему поцелуй.ему поцелуй. Другим вечером она сделала вид, будто уходит, потом возвратилась и, застав его в саду, уступила. Если госпожа де Верни в начале этой связи держала себя по-матерински нежно и чуть насмешливо, то через некоторое время она страстно привязалась к молодому человеку, чей незаурядный талант она почувствовала первой. Десять лет спустя Оноре де Бальзак напишет Эвелине Ганской: «В этой ужасной борьбе меня поддерживал ангел. Госпожа де Верни стала для меня настоящим божеством. Она была одновременно матерью, подругой, семьей, другом, советчицей. Она создала писателя; она утешала молодого человека. Она плакала, как сестра. Она смеялась, она являлась каждый день, точно благодатная дремота, и усыпляла все горести». Даже спустя десятилетия привязанность и верность Бальзака ей станут еще глубже и прекраснее.

Все, что было написано им о госпоже де Верни - и при жизни ее и после смерти, сливается в единую, всепоглощающую песнь во славу этой «великой и возвышенной женщины, этого ангела дружбы». В любых жизненных обстоятельствах он будет бессознательно стремиться к многообразной, сочетающей в себе все оттенки любви, любви, которую обрел в этой женщине, бывшей для него всем: и матерью, и сестрой, и подругой, и наставницей. И возлюбленной, и спутницей.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Бальзак О.

«Когда вы будете нуждаться во мне, но не будете хотеть меня рядом - я буду с вами, но когда вы будете хотеть, чтобы я была с Вами, и будете нуждаться во мне - я уйду» (по романам А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и О. де Бальзака «Евгения Гранде») | Сочинение по литературе
В мировой литературе выведены замечательные женские образы. Часто они являются воплощением авторского идеала или, по меньшей мере, собранием тех качеств и черт, которые сам писатель ценил в женщине.

Любовь и одиночество в судьбе Евгении Гранде (по роману О. де Бальзака) | Сочинение по литературе
Перу классика французской литературы – Оноре де Бальзака – принадлежит огромное количество произведений. На их страницах писатель вел наблюдения за человеческой природой и отношениями, за нравами и

Сочинение–обращение к писателю Оноре де Бальзаку («Озорные рассказы» - шутливые новеллы Оноре де Бальзака) | Сочинение по литературе
Оноре де Бальзак – великий французский писатель, расцвет творчества которого пришелся на начало XIX столетия. Его излюбленными героями были молодые люди, начинающие свой путь с честных и чистых

Жизненная философия Гобсека | Сочинение по литературе
Размышляя над тем, что может сделать человека счастливым, старый ростовщик утверждает, что почвой счастья является независимость человека от внешних обстоятельств, когда не человек покоряет миру, а

Губительная власть денег (По повестям О. Бальзака "Гобсек" и "Евгения Гранде") | Сочинение по литературе
Создавая "Человеческую комедию", Бальзак поставил перед собой задачу, еще неизвестную тогда литературе. Он стремился к правдивости и беспощадному показу современной ему Франции, показу

Идея повести О Бальзака «Гобсек» | Сочинение по литературе
В мировой и украинской литературе нам известно множество примеров, когда писатели всесторонне изображали современное им общество, со всеми его недостатками и положительными чертами. Писательство

Образ главного героя в повести Бальзака «Гобсек» | Сочинение по литературе
Гобсек это не бездушный человек-автомат. Это душа, о которой Дервиль говорил следующее: “… присягаюсь, что ни одна человеческая душа в мире не знала таких жестоких испытаний и так не закалилась, как

Изображение губительной власти денег в повести О. Бальзака «Гобсек» | Сочинение по литературе
Творчество Оноре де Бальзака стало вершиной развития западноевропейского реализма XIX века. Творческая манера писателя вобрала в себя все самое лучшее от таких мастеров художественного слова, как

Современен ли главный герой повести Бальзака «Гобсек» | Сочинение по литературе
«Человеческая комедия» Бальзака, в которую входит и повесть Гобсек», до сих пор не утратила своей актуальности. Возможно, потому, что люди с тех пор мало изменились. Доброта, чуткость, преданность,

Высшая власть и ее философия в повести Оноре де Бальзака «Гобсек» | Сочинение по литературе
Повесть «Гобсек» есть очень важным звеном идейно-тематического стрежня всей «Человеческой комедии». Повесть «Гобсек» извне комедийнее, чем другие произведения Бальзака: относительно охвата

Фото Бальзак О.

 Изменить 
Бальзак О.

Бальзак О. - Биография

    БАЛЬЗАК, ОНОРЕ (Balzac, Honor de) (1799–1850), французский писатель, воссоздавший целостную картину общественной жизни своего времени. Родился 20 мая 1799 в Туре; его родные, по происхождению крестьяне, были выходцами из южной Франции (Лангедок). Изначальную фамилию Бальса (Balssa) сменил отец, когда приехал в 1767 в Париж и начал там долгую чиновничью карьеру, которую с 1798 продолжил в Туре, занимая ряд административных должностей. Частицу «де» в 1830 добавил к имени сын Оноре, претендуя на благородное происхождение. Бальзак провел шесть лет (1806–1813) в качестве пансионера Вандомского колледжа, завершив образование в Туре и Париже, куда семья вернулась в 1814. Проработав три года (1816–1819) письмоводителем в судейской конторе, он убедил родителей разрешить ему попытать счастья в литературе. Между 1819 и 1824 Оноре издал (под псевдонимом) с полдюжины романов, написанных под влиянием Ж.Ж.Руссо, В.Скотта и «романов ужасов». В сотрудничестве с различными литературными поденщиками выпустил множество романов откровенно коммерческого толка.
    В 1822 началась его связь с сорокапятилетней мадам де Берни (ум. 1836). Страстное поначалу чувство эмоционально обогатило его, позднее их отношения перешли в платоническую плоскость, и Лилия в долине (Le Lys dans la valle, 1835–1836) дала в высшей степени идеальную картину этой дружбы.
    Попытка сколотить состояние на издательско-типографском деле (1826–1828) вовлекла Бальзака в крупные долги. Вновь обратившись к писательству, он опубликовал в 1829 роман Последний Шуан (Le dernier Shouan; переработан и издан в 1834 под назв. Шуаны – Les Chouans). Это была первая книга, которая вышла под его собственным именем, наряду с юмористическим пособием для мужей Физиология брака (La Physiologie du mariage, 1829) она привлекла внимание публики к новому автору. Тогда же начался главный труд его жизни: в 1830 появляются первые Сцены частной жизни (Scnes de la vie prive), c несомненным шедевром Дом кошки, играющей в мяч (La Maison du chat qui pelote), в 1831 выходят первые Философские повести и рассказы (Contes philosophiques). В течение еще нескольких лет Бальзак подрабатывал в качестве внештатного журналиста, однако основные силы с 1830 по 1848 были отданы обширному циклу романов и повестей, известному миру как Человеческая комедия (La Comdie humaine).
    Договор об издании первой серии Этюдов о нравах (tudes de moeurs, 1833–1837) Бальзак заключил, когда многие тома (всего вышло 12) были еще не завершены или только начаты, поскольку имел обыкновение сначала продавать готовое произведение для публикации в периодике, затем выпускать его отдельной книгой и, наконец, включать в то или иное собрание. Этюды состояли из Сцен – частной, провинциальной, парижской, политической, военной и деревенской жизни. Сцены частной жизни, посвященные в основном молодости и присущим ей проблемам, не были привязаны к конкретным обстоятельствам и месту; зато сцены провинциальной, парижской и деревенской жизни разыгрывались в точно обозначенной среде, что является одной из самых характерных и оригинальных особенностей Человеческой комедии.
    Помимо стремления отобразить социальную историю Франции, Бальзак намеревался поставить диагноз обществу и предложить лекарства для лечения его болезней. Эта цель явственно ощущается во всем цикле, но центральное место занимает в Философских этюдах (tudes philosophiques), первое собрание которых вышло между 1835 и 1837. Этюды о нравах должны были представить «следствия», а Философские этюды – выявить «причины». Философия Бальзака представляет собой любопытное сочетание научного материализма, теософии Э.Сведенборга и других мистиков, физиогномики И.К.Лафатера, френологии Ф.Й.Галля, магнетизма Ф.А.Месмера и оккультизма. Все это сопрягалось, порой весьма неубедительным образом, с официальным католицизмом и политическим консерватизмом, в поддержку которых Бальзак открыто выступал. Два аспекта этой философии имеют особое значение для его творчества: во-первых, глубокая вера во «второе зрение», таинственное свойство, дающее своему обладателю возможность распознавать или угадывать факты или события, свидетелем которых он не был (Бальзак считал себя чрезвычайно одаренным в этом отношении); во-вторых, основанная на воззрениях Месмера концепция мысли как некоей «эфирной субстанции», или «флюида». Мысль состоит из воли и чувства, и человек проецирует ее в окружающий мир, придавая ей больший или меньший импульс. Отсюда возникает идея о разрушительной силе мысли: в ней заключена жизненная энергия, ускоренная трата которой приближает смерть. Это ярко иллюстрирует магическая символика Шагреневой кожи (La Peau de chagrin, 1831).
    Третий главный раздел цикла должны были составить Аналитические этюды (tudes analytiques), посвященные «принципам», но Бальзак так и не прояснил свои намерения на сей счет; фактически он завершил лишь два тома из серии этих Этюдов: полусерьезную-полушутливую Физиологию брака и Мелкие невзгоды супружеской жизни (Petites misres de la vie conjugale, 1845–1846).
    Основные контуры своего честолюбивого замысла Бальзак определил осенью 1834 и затем последовательно заполнял ячейки намеченной схемы. Позволив себе отвлечься, он написал в подражание Рабле ряд забавных, хотя и непристойных «средневековых» повестей под названием Озорные рассказы (Contes drolatiques, 1832–1837), не вошедших в состав Человеческой комедии. Название для постоянно разрастающегося цикла было найдено в 1840 или 1841, и новое издание, впервые снабженное этим заголовком, начало выходить в 1842. В нем был сохранен тот же принцип деления, что и в Этюдах 1833–1837, но Бальзак добавил к нему «предисловие», в котором разъяснил свои цели. В так называемое «окончательное издание» 1869–1876 вошли Озорные рассказы, Театр (Thtre) и ряд писем.
    В критике нет единодушия относительно того, насколько верно удалось писателю изобразить французскую аристократию, хотя сам он гордился своим знанием света. Мало интересуясь ремесленниками и фабричными рабочими, он достиг наивысшей, по общему мнению, убедительности в описании различных представителей среднего класса: конторских служащих – Чиновники (Les Employs), судейских клерков и адвокатов – Дело об опеке (L'Interdiction, 1836), Полковник Шабе (Le Colonel Chabert, 1832); финансистов – Банкирский дом Нусингена (La Maison Nucingen, 1838); журналистов – Утраченные иллюзии (Illusions perdues, 1837–1843); мелких фабрикантов и торговцев – История величия и падения Цезаря Биротто (Histoire de la grandeur et decadence de Csar Birotteau, 1837). Среди Сцен частной жизни, посвященных чувствам и страстям, выделяются Покинутая женщина (La Femme abandonne), Тридцатилетняя женщина (La Femme de trente ans, 1831–1834), Дочь Евы (Une Fille d've, 1838). В Сценах провинциальной жизни не только воссоздается атмосфера маленьких городков, но также изображаются тягостные «бури в стакане воды», которые нарушают мирное течение привычной жизни – Турский священник (Le Cur de Tours, 1832), Евгения Гранде (Eugnie Grandet, 1833), Пьеретта (Pierrette, 1840). В романах Урсула Мируэ (Ursule Mirout) и Баламутка (La Rabouilleuse, 1841–1842) показаны жестокие семейные раздоры из-за наследства. Но еще мрачнее предстает человеческое сообщество в Сценах парижской жизни. Бальзак любил Париж и сделал многое для того, чтобы сохранить память о ныне забытых улицах и уголках французской столицы. Вместе с тем он считал этот город адской бездной и сравнивал идущую здесь «борьбу за жизнь» с войнами в прериях, как их изображал в своих романах один из его любимейших авторов Ф.Купер. Наибольший интерес из Сцен политической жизни представляет Темное дело (Une Tnbreuse Affaire, 1841), где на мгновение возникает фигура Наполеона. Сцены военной жизни (Scnes de la vie militaire) включают всего два произведения: роман Шуаны и рассказ Страсть в пустыне (Une Passion dans le dsert, 1830) – Бальзак намеревался значительно их дополнить. Сцены деревенской жизни (Scnes de la vie de campagne) в целом посвящены описанию темного и хищного крестьянства, хотя в таких романах, как Сельский врач (Le Mdecin de campagne, 1833) и Сельский священник (Le Cur de village, 1839), значительное место отводится изложению политических, экономических и религиозных взглядов. Бальзак был первым великим писателем, уделившим пристальное внимание материальному фону и «облику» своих персонажей; до него никто так не изображал стяжательство и безжалостный карьеризм в качестве главных жизненных стимулов. Сюжеты его романов часто основаны на финансовых интригах и спекуляциях. Он прославился также своими «сквозными персонажами»: лицо, игравшее ведущую роль в одном из романов, затем возникает в других, раскрываясь с новой стороны и в иных обстоятельствах. Примечательно также, что в развитие своей теории мысли он населяет свой художественный мир людьми, охваченными навязчивой идеей или какой-либо страстью. Среди них – ростовщик в Гобсеке (Gobseck, 1830), безумный художник в Неведомом шедевре (Le Chef-d'oeuvre inconnu, 1831, новая ред. 1837), скряга в Евгении Гранде, химик-маньяк в Поисках абсолюта (La Recherche de l'absolu, 1834), ослепленный любовью к дочерям старик в Отце Горио (Le Pre Goriot, 1834–1835), мстительная старая дева и неисправимый бабник в Кузине Бетте (La Cousine Bette, 1846), закоренелый преступник в Отце Горио и Блеске и нищете куртизанок (Splendeurs et misres des courtisanes, 1838–1847). Подобная тенденция наряду с склонностью к оккультизму и ужасам ставит под сомнение взгляд на Человеческую комедию как высшее достижение реализма в прозе. Однако совершенство повествовательной техники, мастерство описаний, вкус к драматической интриге, интерес к мельчайшим подробностям обыденной жизни, изощренный анализ душевных переживаний, в том числе любовных (роман Золотоглазая девушка – La Fille aux yeux d'or явился новаторским исследованием извращенного влечения), а также сильнейшая иллюзия воссозданной реальности дают ему право именоваться «отцом современного романа». Ближайшие преемники Бальзака во Франции Г.Флобер (при всей суровости его критических оценок), Э.Золя и натуралисты, М.Пруст, равно как и современные авторы романных циклов, несомненно, многому у него научились. Его влияние сказалось и позже, уже в двадцатом веке, когда классический роман стали считать устаревшей формой. Совокупность почти ста названий Человеческой комедии свидетельствует об удивительной многогранности этого плодовитого гения, который предвосхитил чуть ли не все из последующих открытий. Бальзак работал неутомимо, он славился тем, что использовал очередную корректуру для радикального пересмотра композиции и существенных изменений текста. При этом он отдавал дань увеселениям в раблезианском духе, охотно наносил визиты великосветским знакомым, выезжал за границу и был далеко не чужд любовных увлечений, среди которых выделяется его связь с польской графиней и женой украинского помещика Эвелиной Ганской. Благодаря этим отношениям, завязавшимся в 1832 или 1833, появились на свет бесценное собрание адресованных Ганской посланий Бальзака Письма к незнакомке (Lettres l'trangre, тт.1–2 опубл.1899–1906; тт.3–4 опубл.1933–1950) и Переписка (Correspondance, опубл.1951) с Зульма Карро, дружбу с которой писатель пронес через всю жизнь. Ганская обещала выйти за него замуж после смерти мужа. Это случилось в 1841, но затем возникли осложнения. Переутомление от колоссальной работы, нерешительность Ганской и первые признаки тяжелой болезни омрачили последние годы Бальзака, и когда в марте 1850 наконец состоялась свадьба, ему оставалось жить всего пять месяцев. Умер Бальзак в Париже 18 августа 1850.
 Изменить