Сочинения по литературе

Мысль о естественном и неестественном бытии в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

0
    В произведении Льва Толстого “Война и мир” описаны представители разных слоев общества, начиная с простого народа (Тихон Щербатый и Платон Каратаев) и кончая высшим светом (салон Шерер). Но всех их Толстой как бы объединяет в две большие группы по естественности или, наоборот, неестественности бытия. Для Толстого “русское” начало в человеке является воплощением естественности и искренности, а “французское” у русского человека — воплощением лживости, неестественности и лицемерия, поэтому не случайно мы встречаем в тексте множество французских слов, фраз, диалогов именно в тех ситуациях, когда Толстой хочет подчеркнуть неестественность поведения своих героев.
    Ростовы для Толстого — воплощение искренности, естественности и идеала семейных отношений. Они проявляются, например, в отношениях родителей и детей. Мать и отец понимают своих детей во всем. Они стремятся в трудную минуту помочь, объяснить, подсказать им, как лучше поступить. Например, “душевные” разговоры Наташи с матерью перед сном.
    Мир детей в этом семействе огражден от светского общества. Им никто не нужен. В их детском мире царят чувства, которые ясны только им, они понимают друг друга с полуслова, с одной ноты в музыке. Можно вспомнить сцену, где Толстой описывает чувства Николая после дуэли. Жизнь кажется ему ненужной, конченой.
    Однако именно Наташа воскрешает его. Она поет своим чудным, “необработанным” голосом (как говорили знатоки музыки). Чувства, вложенные Наташей в пение, и помогли Николаю опомниться, понять, что еще не все потеряно, что жизнь продолжается.
    Наташа для Толстого — это воплощение естественности, чуткости, искренности. В начале романа перед нами тринадцатилетняя девочка, но сразу же, с самого первого ее появления, что-то притягивает нас к ней. Какие-то нежные чувства просыпаются в душе, когда мы читаем страницы, где описаны объяснение Наташи с Борисом, ее разговор с Соней и клятва в вечной любви к ней.
    Идут годы. Наташа из маленькой и некрасивой девочки превращается в милую и обаятельную девушку. Она начинает выезжать в свет, но она не похожа на светских барышень, она всегда остается сама собой. Этим она и привлекает к себе князя Андрея. Она искренне и до глубины души любит его, очень переживает его отъезд. Но вдруг появляется Анатоль, и Наташа так же искренне влюбляется в него. Возникает вопрос: как же Наташа, всегда чутко чувствующая людей, могла полюбить лживого и лицемерного Анатоля? Наташа перестает отдавать отчет своим действиям, она начинает тонуть в этом светском лицемерном обществе.
    Толстой как бы сталкивает два мира: естественный и неестественный. И он с тревогой думает о том, что неестественный и лживый мир способен поглотить естественную человеческую душу.
    Но чувство, которое однажды подвело Наташу, в следующий раз помогает ей. Наташа осознает лживость и неискренность чувств Анатоля, она понимает, что была лишь игрушкой в руках этого страшного человека.
    Наступает 1812 год. В годы войны противоречия естественного и неестественного бытия еще больше обостряются. Толстой показывает это на примере многих персонажей.
    Наташа всеми силами хочет помочь русским солдатам, и, когда она узнает, что раненым срочно нужны подводы, она, ни минуты не колеблясь, отдает их им. Толстой подчеркивает, что патриотизм Наташи естествен, она это делает не по принуждению, а по зову сердца.
    Но даже в такое страшное время существуют люди, которые наживаются на чужом горе. Например, Берг. Он никак не может понять, что в такое время стыдно думать о “шифоньерочках”. Или Растопчин. До последнего дня афиши Растопчина кричали, что французы не войдут в Москву, и из-за него очень много ценного не успели вывезти из Москвы, а самое главное — не успели уйти люди.
    И в заключение мне хотелось бы сказать о Наполеоне и Кутузове. Для Толстого высшее воплощение естественности — Кутузов. В любой ситуации он ведет себя естественно. И во многом исход войны зависел от Кутузова. России нужен был человек, который мог чувствовать волю народа. Кутузов очень чуток, он не может пройти мимо и не обратить внимания на нужды солдат. Он прекрасно чувствует обстановку, об этом свидетельствует поражение русских под Аустерлицем, о чем он заранее предупреждал Александра I.
    Совершенно противоположный образ — это образ Наполеона. Главная черта его — артистизм. Он играет во всем, даже тогда, когда стоит на Поклонной горе и исход войны уже ясен, он думает, как предстанет перед русскими людьми. Наполеон для Толстого — это воплощение лживости, неестественности и неискренности.
    Примеров, в которых раскрывается противопоставление естественного и неестественного бытия, можно приводить еще очень много, но даже тех, о которых мы говорили, достаточно для того, чтобы показать, сколько внимания уделял Толстой вопросу естественного и неестественного в человеческом обществе.
 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Толстой Л.Н.

Пьер Безухов на батарее Раевского (анализ эпизода). | Сочинение по литературе
    Война 1812 года всколыхнула всю Россию, объединила русское общество, вставшее на защиту отечества. Толстой очень тонко прочувствовал эту войну, настроение людей, принимавших в ней

В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века (Чехов «Тоска», Достоевский «Белые ночи», Толстой «Юность») | Сочинение по литературе
Русская литература - это литература глубокого психологического анализа. Одной из традиций русской классической литературы является внимание к внутренней жизни человека, к его мыслям и чувствам.

Взаимоотношения личности и народа в понимании Л. Н. Толстого в романе «Война и мир» | Сочинение по литературе
Непосредственно к написанию романа “Война и мир” Толстой приступил в октябре 1863 года, а закончил его к декабрю 1869 года. Более шести лет писатель отдал “непрестанному и исключительному труду”,

Герои ищущие и мыслящие (по романам И. С. Тургенева «Отцы и дети» и Л. Н. Толстого «Война и мир») | Сочинение по литературе
Девятнадцатый век - век разочарований и краха надежд. Почти каждое царствование начиналось с попыток реформ и оканчивалось реакцией. Война 1812 года ознаменовала начало появления первых тайных

"Какая сила управляет всем?" (Взгляд на историю в романе Л. H. Толстого "Война и мир") | Сочинение по литературе
В романе Л. Н. Толстого "Война и мир" затронуты важные вопросы, интересовавшие в то время русское общество. Один из них - взгляд на историю. Кто управляет ей? Толстой стремился ответить на

Сравнительная характеристика Андрея Болконского и Пьера Безухова | Сочинение по литературе
Почему Пьер Безухов и Андрей Болконский относятся к числу любимых героев Льва Толстого? Ведь натуры этих персонажей совсем разные. Уже в салоне А. Шерер Андрей напоминает скучающего Онегина,

Сцена объяснения между Наташей Ростовой и Андреем Болконским (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого «Война и мир», глава 23, часть третья, том второй) | Сочинение по литературе
Сцена объяснения князя Андрея с Наташей Ростовой является своего рода поворотным моментом в судьбах этих главных героев романа Толстого «Война и мир». Необходимо напомнить, что к моменту объяснения

Партизанская война в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» (образ Пети Ростова) | Сочинение по литературе
Раскрыть характер целого народа - такова художественная задача романа-эпопеи «Война и мир». Этот характер с одинаковой силой проявляется в мирной, повседневной жизни и в этапных исторических

Смотр под Браунау (Анализ эпизода из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», глава 2, часть вторая, том первый) | Сочинение по литературе
Смотром под Браунау Толстой начинает изображение войны 1805 года. В сцене смотра ярко проявляются основные проблемы войны 1805 года, которые будут впоследствии более подробно изображены Толстым.

Тема чести и бесчестья в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". | Сочинение по литературе
"Война и мир" является не только самым крупным произведением Толстого, но и величайшим шедевром мировой литературы XIX века, как оценил роман М. Горький. В "Войне и мире"

Фото Толстой Л.Н.

 Изменить 
Толстой Л.Н.

Толстой Л.Н. - Биография

1829 — 1910
Граф, русский писатель, член-корреспондент (1873), почетный академик (1900) Петербургской Академии Наук. Начиная с автобиографической трилогии "Детство" (1852), "Отрочество" (1852 — 54), "Юность" (1855 — 57), исследование "текучести" внутреннего мира, моральных основ личности стало главной темой произведений Толстого. Мучительные поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых общих закономерностей бытия, духовный и социальный критицизм, вскрывающий "неправду" сословных отношений, проходят через все его творчество.

В повести "Казаки" (1863) герой, молодой дворянин, ищет выход в приобщении к природе, к естественной и цельной жизни простого человека. Эпопея "Война и мир" (1863 — 69) воссоздает жизнь различных слоев русского общества в Отечественную войну 1812 года, патриотический порыв народа, объединивший все сословия и обусловивший победу в войне с Наполеоном. исторические события и личные интересы, пути духовного самоопределения рефлексирующей личности и стихия русской народной жизни с ее "роевым" сознанием показаны как равноценные слагаемые природно-исторического бытия. В романе "Анна Каренина" (1873 — 77) — о трагедии женщины во власти разрушительной "преступной" страсти — Толстой обнажает ложные основы светского общества, показывает распад патриархального уклада, разрушение семейных устоев.

Восприятию мира индивидуалистическим и рационалистичным сознанием он противопоставляет самоценность жизни как таковой в ее бесконечности, неуправляемой переменчивости и вещной конкретности ("тайновидец плоти" — Д. С. Мережковский). С конца 1870-х годов переживает духовный кризис, позднее захваченный идеей нравственного усовершенствования и "опрощения" (породившей движение "толстовства"), толстой приходит ко все более непримиримой критикеобщественного устройства — современных бюрократических институтов, государства, церкви (в 1901 отлучен от православной церкви), цивилизации и культуры, всего жизненного уклада "образованных классов": роман "Воскресение" (1889 — 99), повесть "Крейцерова соната" (1887 — 89), драмы "Живой труп" (1900, опубл. в 1911) и "Власть тьмы" (1887).

Одновременно возрастает внимание к темам смерти, греха, покаяния и нравственного возрождения (повести "Смерть Ивана Ильича", 1884 — 86; "Отец Сергий", 1890 — 98, опубл. в 1912; "Хаджи-Мурат", 1896 — 1904, опубл. в 1912). Публицистические сочинения морализаторского характера, в том числе "Исповедь" (1879 — 82), "В чем моя вера?" (1884), где христианское учение о любви и всепрощении трансформируется в проповедь непротивления злу насилием. стремление согласовать образ мысли и жизни приводит к уходу Толстого из дома в Ясной Поляне; умер на станции Астапово. Биография Родился 28 августа (9 сентября н.с.) в имении Ясная Поляна Тульской губернии. По происхождению принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. Получил домашнее образование и воспитание. После смерти родителей (мать умерла в 1830, отец в 1837) будущий писатель с тремя братьями и сестрой переехал в Казань, к опекунше П. Юшковой. Шестнадцатилетним юношей поступил в Казанский университет, сначала на философский факультет по разряду арабско-турецкой словесности, затем учился на юридическом факультете (1844 — 47). В 1847, не окончив курс, ушел из университета и поселился в Ясной Поляне, полученной им в собственность как отцовское наследство.

Последующие четыре года будущий писатель провел в исканиях: пытался переустроить быт крестьян Ясной Поляны (1847), жил светской жизнью в Москве (1848), в Петербургском университете держал экзамены на степень кандидата права (весна 1849), определился на службу канцелярским служащим в Тульское дворянское депутатское собрание (осень 1849). В 1851 уехал из Ясной Поляны на Кавказ, место службы его старшего брата Николая, добровольцем участвовал в военных действиях против чеченцев. Эпизоды Кавказской войны описаны им в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), в повести "Казаки" (1852 — 63). Сдал экзамен на юнкера, готовясь стать офицером. В 1854, будучи артиллерийским офицером, перевелся в Дунайскую армию, действовавшую против турок. На Кавказе Толстой всерьез начал заниматься литературным творчеством, пишет повесть "Детство", которая была одобрена Некрасовым и напечатана в журнале "Современник". Позже там была напечатана повесть "Отрочество" (1852 — 54).

Вскоре после начала Крымской войны Толстого по его личной просьбе перевели в Севастополь, где он участвовал в защите осажденного города, проявляя редкое бесстрашие. Награжден орденом св. Анны с надписью "За храбрость" и медалями "За защиту Севастополя". В "Севастопольских рассказах" он создал беспощадно достоверную картину войны, что произвело огромное впечатление на русское общество. В эти же годы написал последнюю часть трилогии — "Юность" (1855 — 56), в которой заявил себя не просто "поэтом детства", а исследователем человеческой природы. Этот интерес к человеку и желание понять законы душевной и духовной жизни сохранится и в дальнейшем творчестве. В 1855, приехав в Петербург, Толстой сблизился с сотрудниками журнала "Современник", познакомился с Тургеневым, Гончаровым, Островским, Чернышевским. Осенью 1856 вышел в отставку ("Военная карьера — не моя..." — пишет он в дневнике) и в 1857 отправился в полугодичное заграничное путешествие по Франции, Швейцарии, Италии, Германии. В 1859 открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, где сам проводил занятия. Помогал открыть более 20 школ в окрестных деревнях. С целью изучить постановку школьного дела за границей в 1860 — 1861 Толстой совершил вторую поездку в Европу, осматривал школы во Франции, Италии, Германии, Англии.

В Лондоне познакомился с Герценым, посетил лекцию Диккенса. В мае 1861 (год отмены крепостного права) возвратился в Ясную Поляну, вступил в должность мирового посредника и активно защищал интересы крестьян, решая их споры с помещиками о земле, за что тульское дворянство, недовольное его действиями, потребовало отстранения его от должности. В 1862 Сенат издал указ об увольнении Толстого. Началось тайное наблюдение за ним со стороны III отделения. Летом жандармы произвели обыск в его отсутствие, уверенные, что найдут тайную типографию, которую писатель якобы приобрел после встреч и долгого общения с Герценым в Лондоне. В 1862 жизнь Толстого, его быт упорядочились на долгие годы: он женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс и началась патриархальная жизнь в своем имении в качестве главы все увеличивающейся семьи. Толстые воспитали девятерых детей. 1860 — 1870-е годы были отмечены появлением в свет двух произведений Толстого, которые обессмертили его имя: "Война и мир" (1863 — 69), "Анна Каренина" (1873 — 77). В начале 1880-х семья Толстых переехала в Москву, чтобы дать образование подраставшим детям. С этого времени зимы Толстой проводил в Москве. Здесь в 1882 он участвовал в переписи московского населения, близко познакомился с жизнью обитателей городских трущоб, которую описал в трактате "Так что же нам делать?" (1882 — 86), и сделал вывод: "...Так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя!" Новое миросозерцание Толстой выразил в произведении "Исповедь" (1879), где рассказал о перевороте в своих взглядах, смысл которых он видел в разрыве с идеологией дворянского класса и переходе на сторону "простого трудового народа".

Этот перелом привел Толстого к отрицанию государства, казенной церкви и собственности. Сознание бессмысленности жизни перед лицом неизбежной смерти привело его к вере в Бога. В основу своего учения кладет нравственные заповеди Нового Завета: требование любви к людям и проповедь непротивления злу насилием составляют смысл так называемого "толстовства", которое делается популярным не только в России, но и за границей. В этот период он пришел к полному отрицанию своей предшествующей литературной деятельности, занялся физическим трудом, пахал, шил сапоги, перешел на вегетарианскую пищу. В 1891 публично отказался от авторской собственности на все свои сочинения, написанные после 1880. Под влиянием друзей и истинных поклонников его таланта, а также личной потребности в литературной деятельности Толстой в 1890-е изменил свое отрицательное отношение к искусству. В эти годы создал драму "Власть тьмы" (1886), пьесу "Плоды просвещения" (1886 — 90), роман "Воскресение" (1889 — 99). В 1891, 1893, 1898 участвовал в помощи крестьянам голодающих губерний, организовал бесплатные столовые. В последнее десятилетие занимался, как и всегда, напряженным творческим трудом. Написаны повесть "Хаджи-Мурат" (1896 — 1904), драма "Живой труп" (1900), рассказ "После бала" (1903). В начале 1900 написал ряд статей, разоблачающих всю систему государственного управления. Правительство Николая II вынесло постановление, по которому Святейший Синод (высшее церковное учреждение России) отлучило Толстого от церкви, чем вызвало волну возмущения в обществе. В 1901 Толстой жил в Крыму, лечился после тяжелой болезни, часто встречался с Чеховым и М. Горьким. В последние годы жизни, когда Толстой состав- лял завещание, он оказался в центре интриг и раздоров между "толстовцами", с одной стороны, и женой, которая защищала благополучие своей семьи, детей — с другой. Стараясь привести свой образ жизни в соответствие с убеждениями и тяготясь барским укладом жизни в усадьбе. Толстой 10 ноября 1910 тайно покинул Ясную Поляну. Здоровье 82-летнего писателя не выдержало путешествия. Он простудился и, заболев, 20 ноября скончался в пути на станции Астапово Рязанс ко-Уральской железной дороги. Похоронен в Ясной Поляне.
 Изменить