Сочинения по литературе

Наполеон и Кутузов в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

0
    Образы Наполеона и Кутузова являются ключевыми в раскрытии хода исторических событий, идейного содержания романа Толстого «Война и мир». Эти герои созданы по принципу контраста. Оба персонажа – безусловные лидеры, достойные противники. Но один из них неизбежно обречен на поражение, а другой – на славную победу.
    Образ фельдмаршала Кутузова сочетает в себе историческое величие и народную простоту. В нем нет ничего наносного, неестественного. Автор постоянно подчеркивает старость фельдмаршала с помощью различных деталей: рыхлое тело, шрам на лице, пухлая рука. Ему подчас трудно взобраться на коня, он быстро устает. Русский главнокомандующий много повидал в жизни, это представитель суворовской школы. Михаил Илларионович всегда спокоен и сдержан.

    При этом Толстой каждый раз подчеркивает гениальность решений Кутузова. Как личность, он выражает лучшие черты русского народа: простоту, стойкость, правду, добро. Внешне этот герой кажется неактивным, постоянно дремлющим, но это лишь поверхностное впечатление. Кутузов уверен в себе, он слаб телом, но силен духом. Он, как никто другой, близок каждому солдату. Во время смотра под Браунау среди прочих Кутузов выделяет капитана Тимохина, помнит его храбрость.

    Одно из главных качеств Кутузова – забота о простом солдате, стремление сохранить его жизнь. Этим объясняется провидческое решение фельдмаршала при Шенграбенской битве. Кутузов посылает из Цнайма через опасную горную дорогу отряд Багратиона. Французская армия принимает небольшой отряд противника за все русское войско. Это увеличило шансы отряда Багратиона на победу.

    Князь Андрей видит, что мастерство Кутузова заключается в нравственном руководстве сражением. При Аустерлице фельдмаршал не замечает своего ранения, самая глубокая рана была в его сердце от бегства союзных войск. Штабная верхушка не довольна тем, что именно Кутузова назначили главнокомандующим. Поэтому каждое его решение подвергается критике штаба. Но солдаты могли победить только с Кутузовым. В знак уважения они называли его «сам». Михаил Илларионович никогда не ограничивался официальными разговорами, он общался с простыми солдатами, как боевой друг. Кутузов отправляет их на подвиги, словно отец.
    Любимое слово героя – «голубчик». Многие считают Кутузова простачком, а между тем, часто он предотвращал конфликты между правителями, группировками в штабе.

    Кутузов – настоящий мудрый политик. Народным лукавством он берет верх над придворными интригами. У него есть редкая особенность – поражать врага его же оружием. Полководец чувствует близость к родной земле, опору в каждом солдате. В этом образе наиболее полно выражается «мысль народная». Поэтому Кутузов ничего не предпринимает для организации хода Бородинского сражения. В противовес остальным он считает, что сражение будет выиграно.
    Андрей Болконский однажды сказал: «Пока Россия была здорова, ей мог служить другой, а как только она стала в опасности, нужен свой родной человек». Кутузов всегда очень внимательно прислушивался к духу, настрою войска. Чувством он угадывал обстановку. Когда на Бородинском сражении Вольцогер говорит ему о потерях на многих позициях, Кутузов запрещает сообщать эти сведенья солдатам. Он один понимает смысл и значение исторических событий. У героя отсутствует эгоизм, самовлюбленность. Наоборот, Кутузова отличает спокойная созерцательность.

    С этим героем связана тема одиночества подвига. Царь нередко обвиняет его в ошибках, в сдаче Москвы, но все решения Кутузова исторически обоснованны. Его отличает гуманизм даже по отношению к пленным французам. Кутузов понимает, что проливать кровь бесполезно, французы и так унижены. У истинного главнокомандующего должно быть сознание будущего в настоящем. Эта черта присуща Кутузову. Ему и принадлежат авторские симпатии.

    Образ Наполеона не менее сложный и многомерный, чем образ русского главнокомандующего. Он вызывал много споров у критиков и историков, многие из которых считают, что Толстой увлекся обличением французского императора.

    Фигура Наполеона была знаковой для того времени. Простой офицер, сделавший карьеру до императора, вызывал восхищение у своих современников. Они считали его гением, истинным примером для подражания. Для автора «Войны и мира» в Наполеоне не было ничего привлекательного. Наоборот, Толстой всегда считал его человеком, у которого помрачены «ум и совесть». Поэтому все его поступки противоположны «правде и добру». Это не государственный деятель, а капризный, самовлюбленный игрок, позер.

    Автор обращает внимание на то, что Наполеон смотрит не на людей, а мимо их: «Видно было, что только то, что происходило в его душе, имело интерес для него. Все, что было вне его, не имело для него значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли».
    Да, судьба человека в его руках. Но личные интересы Наполеона глубоко расходились с объективными требованиями реальности, интересами народа. Достаточно вспомнить эпизод переправы польских улан через Неман. Они тонули, а Наполеон даже не смотрел на них. Император любил проезжать по полю после выигранного сражения. При этом автор отмечает его полное равнодушие к убитым.

    Толстой различными способами изобличает мнимое величие Наполеона. Он развенчивал культ сильной личности, сверхчеловека. Толстой утверждает, что представление о полной свободе действий человека неверно. Писатель обращает внимание на нравственную сторону образа Наполеона.
    Этот персонаж во многом создан сатирическими средствами, что наблюдается в портретной характеристике героя: толстая ляжка, грудь, дрожит икра левой ноги. Наполеон произносит слова так, как будто их сразу записывают в исторические учебники. Толстой снижает это наносное величие. Он сопоставляет образ Наполеона с образом ребенка, который может ехать в карете, держаться за тесемочки и наивно полагать, что он управляет историей.

    Автор полагает, что история – это взаимодействие многих людей, их стремлений и действий. Наполеон же сравнивается с актером. Особенно ярко это проявляется в эпизоде с портретом его сына.
    Иногда Наполеон представляется игроком в шахматы. Он привык до мелочей просчитывать свои ходы. Но на Бородинском поле Наполеон впервые понял, что этого недостаточно. По всем правилам сражение должно было бы уже решиться. Но на этот раз русские солдаты, потеряв половину своих сил, продолжали стоять так же мужественно.

    Наполеон подобен ребенку во сне. Ребенок поднимает руку, но она неизменно падает вниз. Так Толстой подчеркивает историческое бессилие Наполеона. Этот деятель ничего не может сделать, чтобы как-то исправить свое бедственное положение. Его судьба предопределена. Время расставило все по своим местам.

    Толстой оценивает образ Наполеона во многом не с точки зрения его полководческих талантов, а с моральной, нравственной стороны. Кутузов действительно гениален и велик, потому что он соответствует формуле величия, по Толстому: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».
    Наполеон осужден быть палачом своего народа, хотя он долго верил в то, что является его благодетелем. Кутузов понимает, что есть в мире что-то значительнее его воли. Наполеон же полагает себя хозяином чужих жизней. Толстой отказывает ему в таланте, ибо гений и злодейство несовместимы.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Толстой Л.Н.

Как роман Толстого "Война и мир" повлиял на мое мировоззрение | Сочинение по литературе
В каждом из нас живет хорошее и плохое.У кого-то хорошего больше , у кого-то плохого. Отчего это зависит? Может быть , от воспитания, может, от судьбы, а может, от самого человека. Во многих этих

"Мысль семейная" в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской (По роману Л. Н. Толстого "Война и мир") | Сочинение по литературе
Роман "Война и мир" — одно из центральных произведений великого писателя Льва Николаевича Толстого. Несмотря на панорамность, обилие персонажей и событий, это, в первую очередь,

Наполеонизм в литературе (По романам Л.Н. Толстого "Война и мир" и Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание") | Сочинение по литературе
Наполеонизм, или русский бонапартизм, как идеология высшего уровня, философская система, возник в первой половине XIX века. Первоначально теория захватила европейские умы, затем она широко

Роль портретных характеристик в произведениях русской литературы (М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой) | Сочинение по литературе
За многолетнюю историю своего существования литература накопила богатый арсенал разнообразных приемов, с помощью которых создается художественный образ. Одним из важнейших средств характеристики

Петя Ростов в партизанском отряде (анализ 7 главы части 3 тома 4 романа Л. Н. Толстого «Война и мир») | Сочинение по литературе
Четвертый том романа «Война и мир» посвящен партизанской войне 1812 года, которая началась со вступления неприятеля в Смоленск. Но прежде чем она была официально принята нашим правительством, «уже

Патриотизм русского народа в Отечественной войне 1812 года (по роману Л. Толстого «Война и мир») | Сочинение по литературе
Роман “Война и мир” в жанровом отношении является романом-эпопеей, так как Толстой показывает нам исторические события, которые охватывают большой отрезок времени (действие романа начинается в 1805

Семья Болконских и семья Ростовых | Сочинение по литературе
Психологический анализ может принимать различные направления: одного поэта занимают всего более очертания характеров; другого — влияния общественных отношений и житейских столкновений на характеры;

Высшая знать Петербурга (по роману «Война и мир») | Сочинение по литературе
Роман Льва Николаевича Толстого “Война и мир” начинается с описания великосветского общества, собравшегося в салоне фрейлины Анны Павловны Шерер. Это “высшая знать Петербурга, люди самые разные по

Андрей Болконский при Аустерлицком сражении (по роману Л.Н. Толстого "Война мир"). | Сочинение по литературе
Эпизод Аустерлицкого сражения является одним из центральных в романе «Война и мир». На него ложится огромная смысловая нагрузка. Традиционно автор дает небольшое вступление к предстоящей

Истинный и ложный патриотизм в "Война и мире" | Сочинение по литературе
В процессе реализации своего грандиозного замысла, связанного с созданием романа о декабристе, который возвращается из многолетней сибирской ссылки, Л.Н. Толстой намеренно обращается к историческим

Фото Толстой Л.Н.

 Изменить 
Толстой Л.Н.

Толстой Л.Н. - Биография

1829 — 1910
Граф, русский писатель, член-корреспондент (1873), почетный академик (1900) Петербургской Академии Наук. Начиная с автобиографической трилогии "Детство" (1852), "Отрочество" (1852 — 54), "Юность" (1855 — 57), исследование "текучести" внутреннего мира, моральных основ личности стало главной темой произведений Толстого. Мучительные поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых общих закономерностей бытия, духовный и социальный критицизм, вскрывающий "неправду" сословных отношений, проходят через все его творчество.

В повести "Казаки" (1863) герой, молодой дворянин, ищет выход в приобщении к природе, к естественной и цельной жизни простого человека. Эпопея "Война и мир" (1863 — 69) воссоздает жизнь различных слоев русского общества в Отечественную войну 1812 года, патриотический порыв народа, объединивший все сословия и обусловивший победу в войне с Наполеоном. исторические события и личные интересы, пути духовного самоопределения рефлексирующей личности и стихия русской народной жизни с ее "роевым" сознанием показаны как равноценные слагаемые природно-исторического бытия. В романе "Анна Каренина" (1873 — 77) — о трагедии женщины во власти разрушительной "преступной" страсти — Толстой обнажает ложные основы светского общества, показывает распад патриархального уклада, разрушение семейных устоев.

Восприятию мира индивидуалистическим и рационалистичным сознанием он противопоставляет самоценность жизни как таковой в ее бесконечности, неуправляемой переменчивости и вещной конкретности ("тайновидец плоти" — Д. С. Мережковский). С конца 1870-х годов переживает духовный кризис, позднее захваченный идеей нравственного усовершенствования и "опрощения" (породившей движение "толстовства"), толстой приходит ко все более непримиримой критикеобщественного устройства — современных бюрократических институтов, государства, церкви (в 1901 отлучен от православной церкви), цивилизации и культуры, всего жизненного уклада "образованных классов": роман "Воскресение" (1889 — 99), повесть "Крейцерова соната" (1887 — 89), драмы "Живой труп" (1900, опубл. в 1911) и "Власть тьмы" (1887).

Одновременно возрастает внимание к темам смерти, греха, покаяния и нравственного возрождения (повести "Смерть Ивана Ильича", 1884 — 86; "Отец Сергий", 1890 — 98, опубл. в 1912; "Хаджи-Мурат", 1896 — 1904, опубл. в 1912). Публицистические сочинения морализаторского характера, в том числе "Исповедь" (1879 — 82), "В чем моя вера?" (1884), где христианское учение о любви и всепрощении трансформируется в проповедь непротивления злу насилием. стремление согласовать образ мысли и жизни приводит к уходу Толстого из дома в Ясной Поляне; умер на станции Астапово. Биография Родился 28 августа (9 сентября н.с.) в имении Ясная Поляна Тульской губернии. По происхождению принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. Получил домашнее образование и воспитание. После смерти родителей (мать умерла в 1830, отец в 1837) будущий писатель с тремя братьями и сестрой переехал в Казань, к опекунше П. Юшковой. Шестнадцатилетним юношей поступил в Казанский университет, сначала на философский факультет по разряду арабско-турецкой словесности, затем учился на юридическом факультете (1844 — 47). В 1847, не окончив курс, ушел из университета и поселился в Ясной Поляне, полученной им в собственность как отцовское наследство.

Последующие четыре года будущий писатель провел в исканиях: пытался переустроить быт крестьян Ясной Поляны (1847), жил светской жизнью в Москве (1848), в Петербургском университете держал экзамены на степень кандидата права (весна 1849), определился на службу канцелярским служащим в Тульское дворянское депутатское собрание (осень 1849). В 1851 уехал из Ясной Поляны на Кавказ, место службы его старшего брата Николая, добровольцем участвовал в военных действиях против чеченцев. Эпизоды Кавказской войны описаны им в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), в повести "Казаки" (1852 — 63). Сдал экзамен на юнкера, готовясь стать офицером. В 1854, будучи артиллерийским офицером, перевелся в Дунайскую армию, действовавшую против турок. На Кавказе Толстой всерьез начал заниматься литературным творчеством, пишет повесть "Детство", которая была одобрена Некрасовым и напечатана в журнале "Современник". Позже там была напечатана повесть "Отрочество" (1852 — 54).

Вскоре после начала Крымской войны Толстого по его личной просьбе перевели в Севастополь, где он участвовал в защите осажденного города, проявляя редкое бесстрашие. Награжден орденом св. Анны с надписью "За храбрость" и медалями "За защиту Севастополя". В "Севастопольских рассказах" он создал беспощадно достоверную картину войны, что произвело огромное впечатление на русское общество. В эти же годы написал последнюю часть трилогии — "Юность" (1855 — 56), в которой заявил себя не просто "поэтом детства", а исследователем человеческой природы. Этот интерес к человеку и желание понять законы душевной и духовной жизни сохранится и в дальнейшем творчестве. В 1855, приехав в Петербург, Толстой сблизился с сотрудниками журнала "Современник", познакомился с Тургеневым, Гончаровым, Островским, Чернышевским. Осенью 1856 вышел в отставку ("Военная карьера — не моя..." — пишет он в дневнике) и в 1857 отправился в полугодичное заграничное путешествие по Франции, Швейцарии, Италии, Германии. В 1859 открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, где сам проводил занятия. Помогал открыть более 20 школ в окрестных деревнях. С целью изучить постановку школьного дела за границей в 1860 — 1861 Толстой совершил вторую поездку в Европу, осматривал школы во Франции, Италии, Германии, Англии.

В Лондоне познакомился с Герценым, посетил лекцию Диккенса. В мае 1861 (год отмены крепостного права) возвратился в Ясную Поляну, вступил в должность мирового посредника и активно защищал интересы крестьян, решая их споры с помещиками о земле, за что тульское дворянство, недовольное его действиями, потребовало отстранения его от должности. В 1862 Сенат издал указ об увольнении Толстого. Началось тайное наблюдение за ним со стороны III отделения. Летом жандармы произвели обыск в его отсутствие, уверенные, что найдут тайную типографию, которую писатель якобы приобрел после встреч и долгого общения с Герценым в Лондоне. В 1862 жизнь Толстого, его быт упорядочились на долгие годы: он женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс и началась патриархальная жизнь в своем имении в качестве главы все увеличивающейся семьи. Толстые воспитали девятерых детей. 1860 — 1870-е годы были отмечены появлением в свет двух произведений Толстого, которые обессмертили его имя: "Война и мир" (1863 — 69), "Анна Каренина" (1873 — 77). В начале 1880-х семья Толстых переехала в Москву, чтобы дать образование подраставшим детям. С этого времени зимы Толстой проводил в Москве. Здесь в 1882 он участвовал в переписи московского населения, близко познакомился с жизнью обитателей городских трущоб, которую описал в трактате "Так что же нам делать?" (1882 — 86), и сделал вывод: "...Так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя!" Новое миросозерцание Толстой выразил в произведении "Исповедь" (1879), где рассказал о перевороте в своих взглядах, смысл которых он видел в разрыве с идеологией дворянского класса и переходе на сторону "простого трудового народа".

Этот перелом привел Толстого к отрицанию государства, казенной церкви и собственности. Сознание бессмысленности жизни перед лицом неизбежной смерти привело его к вере в Бога. В основу своего учения кладет нравственные заповеди Нового Завета: требование любви к людям и проповедь непротивления злу насилием составляют смысл так называемого "толстовства", которое делается популярным не только в России, но и за границей. В этот период он пришел к полному отрицанию своей предшествующей литературной деятельности, занялся физическим трудом, пахал, шил сапоги, перешел на вегетарианскую пищу. В 1891 публично отказался от авторской собственности на все свои сочинения, написанные после 1880. Под влиянием друзей и истинных поклонников его таланта, а также личной потребности в литературной деятельности Толстой в 1890-е изменил свое отрицательное отношение к искусству. В эти годы создал драму "Власть тьмы" (1886), пьесу "Плоды просвещения" (1886 — 90), роман "Воскресение" (1889 — 99). В 1891, 1893, 1898 участвовал в помощи крестьянам голодающих губерний, организовал бесплатные столовые. В последнее десятилетие занимался, как и всегда, напряженным творческим трудом. Написаны повесть "Хаджи-Мурат" (1896 — 1904), драма "Живой труп" (1900), рассказ "После бала" (1903). В начале 1900 написал ряд статей, разоблачающих всю систему государственного управления. Правительство Николая II вынесло постановление, по которому Святейший Синод (высшее церковное учреждение России) отлучило Толстого от церкви, чем вызвало волну возмущения в обществе. В 1901 Толстой жил в Крыму, лечился после тяжелой болезни, часто встречался с Чеховым и М. Горьким. В последние годы жизни, когда Толстой состав- лял завещание, он оказался в центре интриг и раздоров между "толстовцами", с одной стороны, и женой, которая защищала благополучие своей семьи, детей — с другой. Стараясь привести свой образ жизни в соответствие с убеждениями и тяготясь барским укладом жизни в усадьбе. Толстой 10 ноября 1910 тайно покинул Ясную Поляну. Здоровье 82-летнего писателя не выдержало путешествия. Он простудился и, заболев, 20 ноября скончался в пути на станции Астапово Рязанс ко-Уральской железной дороги. Похоронен в Ясной Поляне.
 Изменить