Сочинения по литературе

Образ безвыходно страшной жизни в произведениях Андреева

0
Во многих случаях отклики на произведения Андреева были отрицательными. Почти единодушно был осужден рассказ «Бездна». Идея рассказа довольно сложна. В нем можно усмотреть обличение лицемерия буржуазной морали: герой рассказа гимназист Немовецкий, воспитанный в добропорядочной буржуазной семье, перед лицом нравственного испытания оказался побежден зоологическими инстинктами, надругавшись над потерявшей сознание девушкой (своей возлюбленной!), до этого изнасилованной одичавшими пьяницами. Протест общественности вызвало подчеркнутое изображение человека как раба животных инстинктов.
Эта концепция человека в творчестве Андреева будет все больше утверждаться, отдаляя его от демократических и гуманистических традиций русской литературы. С «Бездной» связан следующий отзыв Горького об Андрееве:

* «Животное в нем всегда, и всегда оно понуждает его отрицать, бороться с человеческим — чистую, поэтически настроенную девушку велит изнасиловать, революционера свалить в грязь, человека вообще нарисовать пошлым, мелким, бессильным».

Однако современники свидетельствуют и о другом высказывании Горького в связи с шумом вокруг этого же рассказа: «Мещанину в морду дали, потому он и ругается». Рассказы, подобные «Бездне», дали повод для упреков писателю и грустных раздумий относительно перспектив его творчества. Не случайно Горького обрадовал рассказ «Иностранец», появившийся после «Бездны»: «Леонид написал рассказ, позволяющий думать, что сей Леонид желает идти по новой тропе».

Искренне желал Андрееву идти по демократической тропе и видный критик того времени Н. К. Михайловский. Однако и у него некоторые произведения Андреева вызвали тревогу за будущее писателя. Таков рассказ «Ложь» (1900), который был определен критиком как «что-то вроде монолога душевнобольного». Люди не в состоянии понять, где правда, где ложь,— такова идея рассказа. Его герою во всем чудится ложь. Он убивает возлюбленную, решив, что она воплощение лжи, но вдруг его снова охватывает сомнение, переходящее в уверенность, что убил он — правду. «Спасите меня!» — так кончается этот бредовый монолог «рыцаря правды».

Кошмарные картины безвыходно страшной жизни нарисованы в символическом рассказе «Стена» (1901). Центральный образ рассказа — темная, глухая, мрачная стена — предельно обобщенный символ всего, что стоит преградой на пути человека к светлой жизни. Так определил идею рассказа сам автор, так понял произведение Горький, назвав его «чудовищно хорошим», Так его трактует и современный исследователь творчества Андреева Л. Афонин, считающий, что рассказ заключает в себе трагедию борьбы и мятежный протест.

Однако концепция рассказа вызывает и чувство сопротивления. И по-своему прав Н. Жегалов, который, возражая Л. Афонину, пишет:

* «Но какой же там протест? В рассказе «Стена» все человечество изображено как огромное скопление дегенератов и прокаженных… Специфически декадентское стремление дискредитировать человека проявилось здесь в форме нелепого и безвкусного гротеска». Вот одна из кошмарных сцен в рассказе: голодные пожирают повешенного — «Напирая один на другого, царапаясь и кусаясь, они облепили труп… и грызли его ноги, и аппетитно чавкали и трещали разгрызаемыми костями».

Написан рассказ эмоционально, с большой экспрессией и потому сильно действовал на читателей. Правда, Л. Толстой мог сказать об Андрееве: «Он пугает, а мне не страшно». Но каково было читать подобные произведения тем, чьи характеры только складывались! «А нам было страшно», передает впечатление от некоторых андреевских рассказов В. Шкловский.

Произведения типа «Бездны», «Лжи», «Стены» создали мрачную славу Л. Андрееву. Н. К- Михайловский сказал о них, что это было «маленькое темное облако на светлом будущем г. Андреева как художника. Вопрос в том — разрастется ли это облако в мрачную тучу, которая весь горизонт закроет, или набежав на мгновение, рассеется в пространстве»’. К сожалению, во многом осуществилось худшее из предположений критика, который тонко почувствовал сложные тенденции эволюции Андреева.

Не подлежит сомнению искренний демократизм и гуманизм Л. Андреева, однако идеи гуманизма он пытался проповедовать в отрыве от вопросов классовой борьбы, его социальная позиция не отличалась ни четкостью, ни принципиальностью. Опираясь на идеи абстрактного гуманизма, Андреев пытался обосновать свою концепцию человека как существа слабого и обреченного. Руководствуясь идеей «человека вообще», Андреев не особенно заботился о реалистических средствах его изображения, о знании конкретных обстоятельств, формирующих характер и мотивирующих поступки. Глубокому знанию жизни, принципу социальной обусловленности характера и поведения — как закону реалистического искусства — он предпочитал творческую догадку.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Андреев Л.Н.

Творчество поэта Даниила Андреева | Сочинение по литературе
Творчество поэта Даниила Андреева одновременно и глубоко традиционно, и уникально для русской литературы. Связанный с мистико-философской ветвью русской поэзии, он в 1950-е годы XX в. создает

Пафос жизнеутверждения, десткие образы и гуманизм в творчесве Леонида Андреева | Сочинение по литературе
В 1905 году был написан рассказ «Христиане», в котором беспощадно обличается лицемерие царского суда. Рассказ высоко оценил Л. Толстой, а описание суда он назвал превосходным. Лицемерию и ханжеству

«Страшные годы» России в произведениях Л. Н. Андреева | Сочинение по литературе
Л. Андреев - один из самых пессимистичных писателей в литературе начала XX века. Он носитель катастрофического сознания и идеи бесприютности человека в мире. Его творчество - реакция на неспокойное,

Тема войны в творчестве Д. Андреева | Сочинение по литературе
Мистериальные связи открывались Д.Андрееву и в событиях Второй мировой войны. Видение уицраора описывается в поэме 1943 – 1953 гг. «Ленинградский апокалипсис» (6-я глава книги).

Сочинение о рассказе Л. Андреева «Кусака» | Сочинение по литературе
Выросший в бедной семье, хорошо знавший, что такое нищета, Леонид Андреев, став писателем, посвятит свое творчество этой серьезной проблеме. Но не только людям плохо, бедствуют в этом мире и

Отражение извечной борьбы человеческого начала со звериным в рассказе Л. Андреева «Что видела галка» | Сочинение по литературе
Рассказ Л. Андреева «Что видела галка» - совсем небольшое произведение. Созданное в декабре 1898 года, в преддверии одного из самых светлых христианских праздников – Рождества Христова, оно должно

Анализ-сравнение рассказов Л. Андреева «Бездна» и М. Горького «Страсти-мордасти» | Сочинение по литературе
ВОПРОСЫ К АНАЛИЗУ 1. Чем отличаются концепции двух рассказов? 2. Что увидел Леонид Андреев за хрупкостью этических норм человеческой культуры? 3. Как читающая Россия отнеслась к

Анализ произведения Л. Андреева «Рассказ о семи повешенных» (Сергей Головин) | Сочинение по литературе
«Рассказ о семи повешенных» Л. Андреева – произведение глубокое, психологически тонкое, самобытное. Это повествование о семи людях, ждущих повешения и в итоге казненных. Пятеро из них – политические

Психология предательства в рассказе Леонида Андреева «Иуда Искариот» | Сочинение по литературе
Предательство - актуальный вопрос в наше время, в тяжелые дни перепадов людских настроений, в дни сомнений и непонимания людьми друг друга. Потому, возможно, рассказ Л. Андреева, хотя и Написанный в

Психология предательства в рассказе Леонида Андреева "Иуда Искариот" | Сочинение по литературе
Предательство - актуальный вопрос в наше время, в тяжелые дни перепадов людских настроений, в дни сомнений и непонимания людьми друг друга. Потому, возможно, рассказ Л. Андреева, хотя и Написанный в

Фото Андреев Л.Н.

 Изменить 
Андреев Л.Н.

Андреев Л.Н. - Биография

    Андреев Леонид Николаевич (1871 - 1919), прозаик, драматург.
    Родился 9 августа (21 н.с.) в городе Орле в семье чиновника. В шесть лет научился читать "и читал чрезвычайно много, все, что попадалось под руку". В 11 лет поступил в Орловскую гимназию, которую окончил в 1891. С раннего детства "чувствовал страстное влечение к живописи", много рисовал, но так как в Орле не было ни школ, ни учителей, то "все дело ограничилось бесплодным дилетантизмом". Несмотря на столь строгую оценку самим Андреевым своей живописи, его картины впоследствии экспонировались на выставках рядом с работами профессионалов, репродуцировались в журналах. В юности он не думал стать писателем.
    В 26 лет, окончив юридический факультет Московского университета, собирался стать присяжным поверенным и относился к этой деятельности весьма серьезно,но неожиданно получил предложение от знакомого адвоката занять место судебного репортера в газете "Московский вестник". Получив признание как талантливый репортер, буквально через два месяца он уже перешел в газету "Курьер". Так началось рождение литератора Андреева: он писал многочисленные репортажи, фельетоны, очерки. Первый же рассказ "Баргамот и Гараська" (1898), опубликованный в "Курьере", привлек внимание читателей и привел в восторг Горького. Сюжеты многих произведений этого времени прямо подсказаны жизнью, например, рассказ "Петька на даче" (1899). В 1889 - 99 появляются новые рассказы Л. Андреева, в том числе "Большой шлем" и "Ангелочек", которые отличает от первых рассказов (основанных на случаях из жизни) интерес автора к случаю, случайности в жизни человека. В 1901 петербургское издательство "Знание", возглавляемое Горьким, публикует "Рассказы" Л. Андреева, в числе которых известный рассказ - "Жили-были". Успех писателя, особенно среди молодежи, был огромен. Андреева волновало возрастающее отчуждение и одиночество современного человека, его бездуховность - рассказы "Город" (1902), "В большом шлеме"(1899). Раннего Андреева волнуют темы роковой случайности, безумия и смерти - "Мысль" (1902), "Жизнь Василия Фивейского" (1903), "Призраки" (1904). В 1904, в разгар русско-японской войны, Андреев пишет рассказ "Красный смех", определивший новый этап в его творчестве. Безумие войны выражено в символическом образе Красного смеха, начинающего господствовать в мире. Во время революции 1905 Андреев оказывал помощь революционерам, за что был арестован и заключен в тюрьму. Однако он никогда не был убежденным революционером. Его сомнения отразились в его творчестве: пьеса "К звездам", проникнутая революционным пафосом, появилась одновременно с рассказом "Так было", скептически оценивавшим возможности революции. В 1907 - 10 опубликованы такие модернистские произведения, как "Савва", "Тьма", "Царь Голод", философские драмы - "Жизнь человека", "Черные маски", "Анатэма". В эти годы Андреев начинает активно сотрудничать с модернистскими альманахами издательства "Шиповник". В 1910-е ни одно из новых произведений Андреева не становится литературным событием, тем не менее Бунин записывает в своем дневнике: "Все-таки это единственный из современных писателей, к которому меня влечет, чью всякую новую вещь я тотчас же читаю". Последнее крупное произведение Андреева, написанное под влиянием мировой войны и революции, - "Записки сатаны". Октябрьской революции Андреев не принял. Он жил в это время с семьей на даче в Финляндии и в декабре 1917 после получения Финляндией самостоятельности оказался в эмиграции. Андреев скончался 12 сентября 1919 в деревне Нейвола в Финляндии.
 Изменить