Сочинения по литературе

Образ возлюбленной в лирике А. А. Блока.

0
    Любовная тема всегда занимала одно из главенствующих мест в русской поэзии. Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Тютчев, А.Толстой отдавали свою поэтическую дань этому прекрасному чувству: их стихи вошли в антологию русской поэзии о любви. Любовь к избраннице высекала искру вдохновения, и в огне вспыхнувшего пламени рождались шедевры любовной лирики. Чтобы лучше понять автора и его творение, нужно установить, из чего возник замысел, как он воплотился. Прав был Блок, когда писал, что любовную лирику следует рассматривать как дневник, написанный стихами.
    Первые стихотворения Блока о любви - возвышенно-восторженные. Они связаны с именем Л. Д. Менделеевой, в которую он был влюблён («Дева», «Заря», «Величавая Вечная Жена», «Непостижимая», «Стихи о Прекрасной Даме» и другие). В молодые годы, до женитьбы на Л. Д. Менделеевой, увлёкшись элегантной, красивой дамой, на двадцать лет старше его, Блок писал стихи, посвящая их К.М.С., то есть Ксении Михайловне Садовской («Я думал, что умру сегодня к ночи…», «Помнишь ли город тревожный…», «Аметист», «Твой образ чудится невольно…» и другие).

    В 1904 году выходит сборник стихотворений Александра Александровича Блока «Стихи о Прекрасной Даме». И здесь впервые появляется образ возлюбленной, который впоследствии будет развиваться и трансформироваться в лирике поэта. В названии и основной идее первой книги лежит философская концепция Владимира Соловьева - идея понимания Бога, мировой души как женщины – Прекрасной Женственности.

    Весь цикл «Стихов о Прекрасной Даме» объединен одним важным мотивом идеальной любви-стремления. Любовь здесь не страстный порыв, а почти платоническое, воздушное чувство. Образ Героини очень возвышен. Героиня никогда не называется по имени, обращение к ней очень уважительное. Автор называет ее «Царевна Сама», «Закатная, Таинственная Дева», «Белая Ты», «Заря, Купина», "Прекрасная Дама", "Величавая Вечная Жена". Хотя лирический герой и обращается к героине «Ты», но это местоимение практически всегда пишется со строчной буквы.

    Вообще, женщина в лирике Блока занимает особое место. Женский образ у поэта всегда символичен и не похож ни на одну реально существовавшую женщину. В цикле «Стихи о Прекрасной Даме» образ возлюбленной идеализирован. Перед нами предстает не настоящий человек, а «милый образ, нежный сон». Эта женщина даже не материализована. Мы не находим в цикле ни одной приметы ее реального существования, ни одного физического признака. Центральное стихотворение цикла «Предчувствую тебя. Года проходят мимо…» раскрывает нам призрачность образа возлюбленной:

    …Все в облике одном предчувствую тебя.

    Стихотворением 1925 года «Незнакомка» открывается новый этап в миропонимании Блока. Женский образ теперь погружается в конкретную реальность. Еще не совсем уйдя от образа Прекрасной Дамы, Блок помещает ее в мещанскую бытовую обстановку. Мир красоты и гармонии, недостижимый в пошлой реальности, связывается с образом женщины. Любовь здесь все еще можно охарактеризовать, как, пусть уже и не такое возвышенное, чувство стремления.

    В следующем цикле стихов о любви - «Снежная маска» - образ возлюбленной и чувство к ней становится уже совершенно другим. Этот цикл посвящен Наталье Николаевне Волоховой – актрисе театра В.Ф. Комиссаржевской. В этом цикле появляется очень интересный образ змеи, соотнесенный с образом возлюбленной: «в тяжелозмейных волосах», «змеишься», «на конце ботинки узкой дремлет тихая змея». Этот образ-символ заставляет нас вспомнить сказку Гофмана «Золотой горшок» и, вообще, говорит о заколдованности, таинственности, мистичности образа возлюбленной:

    Но для меня неразделимы

    С тобою – ночь и мгла реки…

    Женщина в этом цикле любима уже не платонической любовью, поэтому так часто в цикле встречается и мотив страстного поцелуя. Хотя сам автор намекает нам на то, что это чувство скорее не любовь, а игра: «Я опрокинут в темных струях / И вновь вдыхаю, не любя…» Отсюда - символ маски. Снег и снежные бури говорят нам об отсутствии того теплого и солнечного чувства, которым был пронизан цикл «Стихи о Прекрасной Даме».

    Тема страстной любви, «цыганской стихии» получила отражение в цикле «Кармен», посвящённом оперной певице Любови Александровне Дельмас (стихотворения «Последнее напутствие», «Королевна», «Я помню нежность ваших плеч…», «Была ты всех ярче, верней и прелестней…», поэма «Соловьиный сад»).
    Буйство красок и страстей характеризует этот цикл. И в нем мы видим, конечно, уже совсем другое раскрытие образа. Во-первых, Блок вводит портретные черты героини: «золото кудрей», «зубов жемчужный ряд», чуткость нервных рук и плеч. Во-вторых, это уже совсем другая, демоническая женщина.

    Что общего у этого образа с Прекрасной Дамой, Незнакомкой и женщиной-змеей? Образ Кармен также символичен. Он сплетает в себе три линии: черты реальной женщины, черты героини Мериме и черты героини оперы Бизе. Новая трактовка в развитии этого женского образа в том, что Блок видит в ней равного себе человека. Кармен похожа на него, так как также живет ситуацией двоемирия. Мир Кармен Блок делит на «здесь» и «там».

    Образ возлюбленный в лирике Блока плавно развивается от призрачного и воздушного существа до огненно-демонической женщины. При этом он как бы материализуется, то есть, приобретает физические и материальные признаки. Но при этом основой блоковских женских образов всегда остается их символичность.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Блок А.А.

Символические образы и их смысл в поэме А.Блока «Двенадцать» | Сочинение по литературе
Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На всем божьем свете! А. Блок Александр Александрович Блок один из талантливейших и крупнейших поэтов России,

Лирика Александра Блока | Сочинение по литературе
Он весь — дитя добра и света, Он весь — свободы торжество! К. Чуковский Литературное наследие Александра Блока обширно и многообразно. Оно стало частью нашей культуры и

Борьба двух «миров» в поэме Блока «Двенадцать» | Сочинение по литературе
Александр Блок прошел огромный путь от камерного поэта, воспевавшего “розовое облако грез” и “милого воина”, “одетого в серебро”, до создателя поэмы “Двенадцать”, с огромной силой выразившего

Образ России в лирике А. Блока | Сочинение по литературе
Теме России я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. А. Блок “Кругом тонула Россия Блока”, — именно так писал в поэме “Хорошо” Маяковский, говоря о явлении, которого ни до, ни

«Дети страшных лет России» | Сочинение по литературе
Центральный сюжет поэмы “Двенадцать” очень прост: красногвардейский патруль идет по зимней ночной улице революционного Петрограда. Но эта ночь, эта метель и пурга, в которой теряются встречные

Стихотворение Блока "На железной дороге" | Сочинение по литературе
Тема Родины явилась основной в творчестве Александра Блока. В письме к К.С. Станиславскому (1908, декабрь) Блок пишет: «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь». Для Блока тема Родины

«Страшный мир» в лирике А. А. Блока | Сочинение по литературе
Александр Блок был поэтом, который не отделял свою жизнь от творчества. Он писал в порыве вдохновения, но через душу Блока прошли все потрясения его времени. Лирический герой его произведений

Анализ стихотворения «Незнакомка» А.А. Блока | Сочинение по литературе
Самое известное стихотворение Блока, относящееся ко второму периоду творчества, - «Незнакомка». Вся первая строфа этого стихотворения – фактически развернутая метафора, хотя многие

Образы русской природы в стихах А. Блока. | Сочинение по литературе
Тонкий лирик и психолог, Блок удивительно точно и зримо отражает в своих произведениях картины природы России. Он не идеализирует окружающее. Ему милы убогие и скучные пейзажи родной страны, близка

"Это все о России" (по творчеству А. А. Блока) | Сочинение по литературе
На одном из поэтических вечеров А. А. Блок, завершая выступление, прочел стихотворение, которым часто заканчивал свое чтение — “Голос из хора”. Из зала раздавалось требовательное: “Прочтите стихи о

Фото Блок А.А.

 Изменить 
Блок А.А.

Блок А.А. - Биография

 Изменить